Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

JUSTIFICATION OF INTRINSIC CHARACTERISTICS OF STRUCTURE OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF COMPLEX SAFETY

Samoylenko V.A. 1 Nikolaeva N.I. 1
1 FGBOU VPO "Novgorod State University of a Name of Yaroslav the Wise"
With new the position considered structure of professional education, from positions of complex safety. The structure of professional education in the field of complex safety has target, strategic, tactical, productive and predictive components. Key element of a tactical component of structure of professional education are educational and scientific and practical complexes of the higher educational institutions which task is interaction of science, education and requirements of economy and a labor market for highly qualified personnel. Intrinsic characteristics of structure of professional education on formation of competences of complex safety locate in the emergency prevention: it is integrity, an information nost, complexity, hierarchy and interaction with Wednesday. The predictive component of structure of professional education in the field of complex safety taking into account an existing condition of potential of science and education is a national security of the country.
complex safety
professional education
structure

Актуальность исследования. Содержание образования в области комплексной безопасности в предупреждении чрезвычайных ситуаций (ЧС) определяется объективными и субъективными факторами. Объективными факторами, определяющими содержание образования, являются потребности общества в высококвалифицированных специалистах, уровень подготовки которых соответствует требованиям мировых стандартов. К объективным факторам относятся все возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на человека и природную среду, расширение круга и уровня опасностей современного мира; изменения в науке и технике, направленные на развитие теории риска, исследование природных и техногенных опасностей, развитие методов снижения негативного воздействия на человека и природную среду [1]. Возникла необходимость изменения содержания образования с целью формирования готовности личности к восприятию меняющихся условий жизни и к обеспечению личной и коллективной безопасности. Субъективными факторами, влияющими на содержание образования, являются политика и идеология общества [2]. В настоящее время в качестве приоритетных задач развития выдвигаются вопросы обеспечения глобальной, экологической безопасности, личной и коллективной безопасности граждан [3].

Цель исследования – обосновать сущностные характеристики структуры профессионального образования в области комплексной безопасности.

Методы – теоретические: сравнительно-сопоставимый, моделирование, анализ генезиса и степени изученности темы.

Основные понятия:

  • комплексная безопасность – безопасность в условиях совокупного действия различных видов опасности [5].
  • общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
  • профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
  • дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [8] .

Результаты и обсуждение результатов. Социальный заказ в профессиональном образовании в области комплексной безопасности по предупреждению ЧС должен иметь опережающий характер. Обучение комплексной безопасности носит интеграционный характер, вплоть до создания единой методологии, методов и технологий исследований в области безопасности [4]. Современная концепция в реализации политики комплексной безопасности включает в себя согласованные взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования. Для достижения квалификационного принципа педагогического эффекта обучения в области комплексной безопасности необходимо дидактическое обоснование процессов обучения на всех уровнях образования. Поэтому в работе поставлена задача разработки структуры профессионального образования в области комплексной безопасности.

Структура профессионального образования в области комплексной безопасности базируется на концептуальной основе, включающей целевой, стратегический, тактический, результативный и прогностический компоненты.

С новых позиций рассмотрен объект защиты комплексной безопасности – это комплексная безопасность человека как вида. Остальные виды безопасности, такие как глобальная, техногенная, природная, военная, международная, государственная, экологическая, информационная, экономическая и т.д., должны быть подчинены интересам безопасности человека и его жизнедеятельности.

Целевой функцией современного профессионального образования является: повышение качества подготовки специалистов в области комплексной безопасности; всемирное развитие российского образования и науки в интересах безопасности личности, общества, государства; формирование культуры комплексной безопасности; укрепление национальной безопасности страны.

Стратегию развития современного профессионального образования определяют: концепции национальной безопасности Российской Федерации, защита населения в ЧС мирного и военного времени; нормативно-правовая база, экономическая политика государства; уровень культуры комплексной безопасности, обучение управлением комплексной безопасностью; научный потенциал страны и др.

Сущностные характеристики структуры профессионального образования по формированию компетенций комплексной безопасности в предупреждении ЧС: это целостность, которая обеспечивается единством цели создания, функционирования и развития для всех составляющих систему подсистем, структурных звеньев и органов управления (единство цели вхождения в Европейскую систему высшего профессионального образования); информационность (удовлетворение конкретных образовательных потребностей в области комплексной безопасности и предупреждения ЧС в режиме открытого доступа); сложность (многокомпонентность, многоструктурность: наряду с классическими университетскими видами – гуманитарным и естественнонаучным – поддерживается инженерное, сельскохозяйственное, педагогическое, экономическое образование, где формирование компетенций комплексной безопасности является одним из приоритетных); иерархичность (уровни образования, управления образованием, квалификация преподавателей, содержание образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, оценка знаний с учетом фонда оценочных средств; взаимодействие со средой (наличие связи образовательной, научной, социальной и хозяйственной сфер деятельности).

Формирование компетенций комплексной безопасности в современных условиях происходит в условиях перестройки образования, что является следствием подписания Болонской декларации [6].

С новых позиций рассматриваются в структуре профессионального образования в области комплексной безопасности взаимодействия науки, образования и потребностей экономики и рынка труда в высококвалифицированных кадрах. Ключевым элементом тактического компонента структуры профессионального образования являются образовательно-научно-практические комплексы высших учебных заведений.

Образовательный блок структуры включает общее, профессиональное и дополнительное профессиональное образование (рисунок 1).

Уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование;

Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации; дополнительное профессиональное образование [8].

Основные принципы образования в области комплексной безопасности исходят из принципов государственной политики: признание приоритетности вопросов комплексной безопасности; приоритет жизни и здоровья человека; формирование компетенций комплексной безопасности в течение всей жизни и др.

Система профессионального образования в области комплексной безопасности создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ.

С новых позиций в работе рассматривается в структуре субъект деятельности – выпускник учреждения профессионального образования, который приобретает новое качество, проявляющееся в способности применять компетенции комплексной безопасности в профессиональном, социальном и личностном контексте, что существенно для снижения рисков чрезвычайных ситуаций, обусловленных человеческим фактором, что в совокупности приобретает важное социально-экономическое и культурное значение.

Рисунок 1. Схема структуры профессионального образования в области комплексной безопасности

Завершенным этапом подготовки кад­ров в системе непрерывного профессионального образования является ступень квалификации, характе­ризуемая определенным объемом и соотношением общего и профессио­нального образования, требуемого для освоения профессии (специаль­ности). Квалификационную структуру профессионального образования составляет совокупность ступеней квалификации, кото­рая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подго­товки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требо­вания мирового стандарта профессионального образования. Уровень квалификации характеризует профессиональное мас­терство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень ква­лификации в области комплексной безопасности зависит от сформированности компетенций комплексной безопасности и в этом контексте характеризуется объективными и диагностично проверяемыми параметрами, к которым относятся объем, диапазон и качество знаний и умений [6].

Общеобразовательная подготовка представлена гуманитарным и естественнонаучным блоками. Профессиональная подготовка включает общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

С новых позиций рассмотрен в работе результативный компонент структуры, который включает системы трансфера (лат. transferre – переносить, переводить) новых знаний в области комплексной безопасности. В процессе интеграции научных межмодульных знаний происходит не механическое объединение знаний из различных частей наук в целое, а актуализация межмодульных связей путем взаимодополнения, взаимопроникновения, взаимосочетаемости, педагогических внедрений решения проблем безопасности в модули гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, технического профилей.

Под актуализацией понимается установление ассоциаций (лат. assotciatio – соединение) между условиями и требованиями современной междисциплинарной задачи и ранее изученным учебным материалом [7].

Совокупность подсистем профессионального образования, генерации межмодульных знаний и новых современных инфраструктур, входящих в систему, реализует ее цели с перспективой экономически высокоразвитой страны.

Научный блок представлен научно-исследовательским центром (НИЦ), который обладает современной технической базой, высоким научно-педагогическим потенциалом. Научная работа в НовГУ является одной из важнейших составляющих его деятельности. Подготовка специалистов возможна только при тесной связи учебного процесса с научными исследованиями. В структуру НИЦ входят университетский научно-исследовательский центр, НИЦ подразделений, НИЦ кафедр и др.

Научные исследования в НовГУ ведутся по всем направлениям подготовки специалистов. Основными задачами НИЦ являются:

  • обеспечение необходимых экономических, социальных, организационных и производственных условий для наиболее полного использования и развития научно-технического и кадрового потенциала вуза;
  • повышение эффективности выполняемых фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и техники в соответствии с профилем подготовки специалистов в вузе.

НИЦ принимает участие в организации и проведении международных, всероссийских, межвузовских конференций, семинаров и симпозиумов, подготовке и сопровождении комплектов документации для участия в конкурсах грантов и научно- технических программ. Основные достижения НИЦ публикуются в отечественной и зарубежной печати.

Производственный блок включает инновационные предприятия: центр патентования, лаборатории (системного программирования, светотехники, робототехники и др.), учебный центр инновационного предпринимательства, бизнес-инкубатор, технопарк, предприятия области и др. структуры.

Организация образовательно-научно-производственных комплексов является реакцией системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменение целей образования, связанных с формированием у специалистов инновационного, творческого мышления, основанного на осознании главного принципа – безусловности приоритетов комплексной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций при решении любых задач на рабочем месте, в области научного поиска, проектно-конструкторских разработок, организации и управлении производством любого объекта хозяйственной деятельности.

Интеграция высшего и дополнительного профессионального образования и науки требует кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

Прогностический компонент структуры профессионального и дополнительного профессионального образования в области комплексной безопасности с учетом существующего состояния потенциала науки и образования включает национальную безопасность страны.

Вывод: ключевым элементом структуры профессионального образования в области комплексной безопасности являются образовательно-научно-производственные комплексы, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности страны, что имеет важное политическое и социально-экономическое значение.

Рецензенты:

Ширин А.Г., д.п.н., профессор, директор Института непрерывного педагогического образования НовГУ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования, г.Великий Новгород.

Иванов Е.В. , д.п.н., профессор кафедры педагогики, зам. директора Института непрерывного педагогического образования НовГУ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования, г.Великий Новгород.