Введение
Основные нормативно-правовые документы образования РФ (Закон об Образовании РФ, Национальная доктрина образования РФ, документы Госсовета при Президенте РФ) провозглашают принципы гуманизма и предполагают становление новой нравственной культуры личности, обусловливающей отношение человека к миру и его поведение во взаимодействии с другими.
Деятельность современного педагога должна соответствовать этим принципам, так как педагог выступает не просто в роли транслятора накопленного человечеством опыта и выполняет репродуктивную функцию, но и способствует созданию благоприятных условий, которые необходимы для становления личности обучаемых, формирования их нравственных, смысложизненных ориентаций (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Э.Ф.Зеер, А.В.Мудрик, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.).
Система высшего профессионального образования призвана помочь студентам «обрести себя», выбрать и выстроить собственный мир ценностей, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им [2].
Студенческий возраст – время интенсивного становления ценностно-смысловой сферы личности [1].
Целью исследования явилось изучение особенностей развития ценностно-смысловой сферы личности будущих педагогов в условиях традиционного вузовского обучения.
В экспериментальном исследовании приняли участие 142 студента первого курса очной формы обучения НГПУ им.К.Минина, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование».
Результаты исследования и их обсуждение
Диагностика развития ценностно-смысловой сферы у студентов включала изучение их ценностей, смысложизненных ориентаций, самоотношения. Ценностные ориентации студентов мы исследовали с помощью теста «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П.Фетискина, В.В.Козлова, Г.М.Мануйлова [5].
Обратимся к полученным результатам.
Рис. 1 Ранжирование студентами ценностей по значимости
Анализ иерархической структуры ценностей испытуемых показал, что доминирующими для них являются финансовые (высокооплачиваемая работа, высокий уровень жизни) и профессиональные ценности. Это означает, что материальное благополучие и статусное положение рассматриваются студентами в качестве основания для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния можно объяснить большими потребностями этого возраста, а также низкой социальной защищенностью студентов. На третью позицию испытуемые поставили семейные (удачный брак, теплые семейные отношения) и интеллектуальные (интеллектуальное развитие, самосовершенствование) ценности. Менее значимыми для испытуемых являются социальные ценности (активные социальные контакты) и физические ценности (здоровый образ жизни).
На наш взгляд, особую тревогу вызывает тот факт, что у будущих педагогов духовные (мировоззренческая позиция, духовное совершенствование) и общественные (вовлеченность в общественную деятельность) ценности имеют низкий рейтинг, то есть являются отвергнутыми или незначимыми на данный момент ценностями.
Мы считаем, что педагог как целостная личность должен иметь духовный идеал, четкую мировоззренческую позицию, уважение к нравственным устоям. Полученные нами результаты свидетельствуют, что для студентов изучаемой выборки данные ценности не являются приоритетными. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.
Особенности смысложизненных ориентаций студентов мы изучали с помощью теста «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Д.Крамбо и Л.Махолика) [3].
Обратимся к полученным результатам.
Рис. 2. Распределение студентов по уровням развития смысложизненных ориентаций
По субтесту «Цели в жизни» высокий уровень осмысленности цели был выявлен у 43% испытуемых, средний – у 30% испытуемых, низкий – у 27% испытуемых. Полученные результаты свидетельствуют, что меньше половины студентов изучаемой выборки имеют четкие цели в жизни, которые придают ей осмысленность, направленность и временную перспективу.
У 30% испытуемых цели, направленные в будущее, размыты и неопределенны. Следует отметить, что у значительной части испытуемых (27%) не проявляется целеустремленность, жизненная активность, ответственность за свои действия.
По субтесту «Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» были выявлены следующие показатели. Высокий уровень имеет 41% испытуемых, средний – 36%, низкий – 23% испытуемых. Лишь 41% студентов воспринимают собственную жизнь, как представляющую интерес, имеющую смысл и эмоциональную насыщенность. При этом 23% испытуемых имеют признаки неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.
По субтесту «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» высокий уровень был выявлен у 36% испытуемых, средний – у 39%, низкий – у 25 % испытуемых.
Полученные результаты показывают, что лишь 36% студентов позитивно оценивают прожитый отрезок жизни, указывают на ее продуктивность и осмысленность, они удовлетворены своей самореализацией.
По субтесту «Локус контроля – Я или Я – хозяин жизни» были получены следующие результаты. Высокий уровень у 37% испытуемых, средний – у 34%, низкий – у 29% испытуемых. Для испытуемых, продемонстрировавших высокий уровень, характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. При этом для 29% испытуемых характерно неверие в свои силы, неготовность контролировать события своей жизни.
По субтесту «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» высокий уровень был выявлен у 39%, средний – у 35%, низкий – у 26% испытуемых. Лишь для 39% студентов изучаемой выборки характерны мировоззренческая установка на возможность быть хозяином собственной жизни, вера в свои силы и возможности. Следует отметить, что 26% испытуемых не верят в свои силы, они указывают на невозможность контролировать события собственной жизни.
По субтесту «Общая осмысленность жизни» высокий уровень был выявлен у 43% испытуемых, средний – у 33%, низкий – у 24% испытуемых. Для студентов, показавших высокий уровень, характерна осмысленность собственной жизни, своего места и роли в ней, переживание жизни как имеющей смысл. Для студентов, продемонстрировавших низкий уровень, типична низкая осмысленность целей в жизни, ориентация системы личностных смыслов на адаптационные формы взаимодействия с объективной реальностью. В целом, можно констатировать, что значительная часть испытуемых имеет низкую осмысленность своей жизни в настоящем, отсутствие целей в будущем и, следовательно, дискретное восприятие своей жизни в целом. Их личностные смыслы лишены направленности и временной перспективы, испытуемые демонстрируют неверие в свои силы, фатализм и убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю.
С целью изучения самоотношения студентов мы использовали тест «Шкала самоуважения» М.Розенберга [4].
Обратимся к полученным результатам.
Рис. 3 Распределение испытуемых по уровням развития самоотношения
Полученные результаты свидетельствуют, что лишь 23% испытуемых имеют высокий уровень самоуважения, что указывает на интернальность, самодостаточность, активную личностную позицию. Для испытуемых, показавших средний уровень (46%), характерно амбивалентное отношение к себе. Они демонстрируют как самопринятие, так и самообвинение, что делает их неуверенными в отношениях, оценке своих достижений. Среди испытуемых 29% имеют низкий уровень самоуважения, что является серьезным ударом по самолюбию личности, оказывает негативное влияние на уверенность в собственных силах.
Заключение
Обобщая полученные результаты, следует констатировать, что высокий уровень развития ценностно-смысловой сферы был выявлен лишь у 29% испытуемых. Данные студенты ориентированы на высокие нравственно-гуманистические ценности, имеют четкие жизненные цели, придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, они обладают высоким уровнем самоуважения и самопринятия, проявляющимся в вере в себя и активной личностной позиции.
Для большинства (43%) испытуемых характерны размытые жизненные цели и ценностные ориентиры, противоречивое отношение к себе. Проявления как самопринятия, так и самообвинения делают их неуверенными в отношениях и оценке своих достижений.
Значительная часть испытуемых (28%) имеют низкую осмысленность своей жизни в настоящем, отсутствие целей в будущем, дискретное восприятие своей жизни в целом. Для этих студентов характерна «заземленность» ценностей, отсутствие ориентаций на высокие нравственно-гуманистические ценности. Наличие у них аутосимпатии приводит к неуверенности в собственных силах, пассивной жизненной позиции.
В целом, полученный на этапе констатирующего эксперимента массив эмпирического материала, свидетельствует о том, что в профессиональной подготовке будущих педагогов недостаточное внимание уделяется развитию их ценностей и смысложизненных ориентаций.
Преодоление выявленных негативных тенденций требует разработки теоретических, организационно-технологических и содержательных основ психологической подготовки будущих педагогов, направленной на оптимизацию их личностного потенциала и развитие ценностных и смысложизненных ориентаций.
Рецензенты:
Сорокоумова С.Н., д.псх.н, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Нижний Новгород.
Серебровская Н.Е., д.псх.н., доцент, заведующая кафедрой социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.