Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SIGNIFICANCE OF SYSTEM COOPERATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE ORGANIZATION OF OCCUPATIONAL GUIDANCE

Livshits R.L. 1 Yarochkina A.N. 2 Buzuev O.A. 1
1 State Amur University of Humanities and Pedagogy
2 Camchatka Polytechnic College
The article covers the problems of system cooperation development among organizations and establishments of different sectors in order to help students with their professional orientation and raise technical professions’ popularity among them. The material of this article is based on the practical experience of the organization of a similar cooperation in Petropavlovsk-Kamchatsky city. The levels of the professional orientation work with scholars are given in this article and the necessity of various educational institutions’ additional resources’ involvement is singled out. The necessity of cooperation with industrial plants (which act as the main customers of this specialization’s personnel) is noted. The authors determined general principles and conditions of system cooperation’s formation, and offered a model of system cooperation. It’s noted that combining of the resources helps to improve the quality and effectiveness of professional orientation and success of students’ social and professional adaptation.
system cooperation
continuing education
professional orientation

Нет необходимости доказывать важность и полезность профориентационной работы. Она нужна для учащегося, потому что открывает перед ним перспективу правильного выбора профессии, она требуется и для учебного заведения, которому необходимо вести подготовку учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. В профориентационной работе, как и в любом серьезном деле, нельзя ограничиваться разовыми акциями и разрозненными мерами. Здесь нужна система, охватывающая все звенья процесса.

Настоящая статья освещает практический опыт организации такой системы в г. Петропавловске-Камчатском.

Организация этой системы базируется на том бесспорном утверждении, что своевременное выявление склонностей и способностей учащихся – важнейший фактор успеха во всей профориентационной работе. Чтобы ученик школы мог «примерить» себя к будущей профессии, в Петропавловске-Камчатском создана система первичной подготовки учащихся. Она включает в себя три основных звена: 1) предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов, 2) профессиональные пробы для учащихся 10-11 классов, осуществляемые в рамках курса «Технология» как в самих школах, так и на базе образовательных учреждений СПО и НПО, 3) деятельность СПО и НПО по привлечению школьников к формированию первичных профессиональных навыков и умений во внеучебное время (вторая половина дня, выходные дни).

Первое звено системы – предпрофильная подготовка учащихся старших классов.

В 2004 году сотрудниками техникума Смирновым С.И., Ярочкиной А.Н. была разработана рабочая программа предпрофильной подготовки и профессиональной апробации школьников «Современные подходы к выбору профессии». Программа курса предназначена для организации целенаправленной работы образовательных учреждений СПО с учащимися общеобразовательных школ по актуализации процесса профессионального самоопределения и апробации учащихся в результате специальной организации их деятельности в ходе различных видов занятий (лекция, игра, беседа, фактические занятия и т.д.) [2].

Восемь лет политехнический техникум плодотворно сотрудничает в этом направлении со школами города. В течение этого времени в работу по предпрофильной подготовке вместе с преподавателями техникума включались и преподаватели профессиональных училищ.

Рис 1. Характеристика взаимодействия учебных учреждений в процессе предпрофильной подготовки

Введение профильного обучения предполагает соответствующее кадровое обеспече­ние, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения. Поэтому многие принципы построения профильного обучения не получают должного отражения в практике школы.

Второе звено системы – профессиональные пробы для учащихся 10-11 классов.

Эти пробы осуществляются в рамках курса «Технология» как в самих школах, так и на базе образовательных учреждений СПО и НПО. В средней школе профессиональная ориентация начинается с информации о профессиях. При этом задача состоит в том, чтобы не ограничиваться рассказом о них, а устраивать экскурсии на предприятия и организации города, в техникумы и профессиональные училища. Отдельные виды профессиональных проб в Петропавловске-Камчатском проводятся на имитационном оборудовании, моделирующем производственные процессы. Такое оборудование в настоящее время имеется во многих образовательных учреждений СПО и НПО нашего города и края.

Третье звено – деятельность СПО и НПО по привлечению школьников к формированию первичных профессиональных навыков и умений во внеучебное время.

Использование современной техники, уже имеющейся в образовательных учреждениях СПО и НПО, позволяет развеять предубеждения школ и их родителей против технических профессий как якобы нетворческих и не требующих больших интеллектуальных затрат. При этом существенно, чтобы в процессе использования техники происходило обучение навыкам, полезным в повседневной жизни и быту. Приобретая такие навыки, учащийся на собственном опыте убеждается в перспективности и востребованности соответствующей профессии, проникается сознанием ее важности [3].

Так как каждая отдельная школа не обладает необходимыми кадровыми, материальными ресурсами для организации профильного обучения, встает вопрос о сетевом взаимодействии различных об­разовательных учреждений. Для организации качественного обучения старшеклассников целесообразно использовать образовательные ресурсы учреждений дополнительного, профессионального образования всех уровней, различных структур довузовского образования, заочных школ, дистанционного образования и т.п.

В Петропавловске-Камчатском сложились различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов, что расширяет спектр возможностей для профориентации учащихся. Сетевое взаимодействие позволяет совместно использовать ресурсы, а также разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования.

На практике сформировались следующие организационные принципы сетевого взаимодействия:

  • принцип адекватности и перспективности, что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом жизненных планов детей;
  • принцип инвариантности и вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки учащихся и вариативности в соответствии с выбором учащихся;
  • принцип интеграции и дифференциации, который предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения на всех уровнях; установление связей между образовательными областями и учебными дисциплинами, реализующими предпрофильную подготовку и профильное обучение, между программами общего, дополнительного, начального профессионального образования;
  • принцип мотивации и стимулирования, позволяющий, с одной стороны, учесть мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой – создать условия, обеспечивающие раз­витие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее реальными возможностями.

Взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования позволяет решить следующие задачи:

  • привлечение специалистов к разработке программ элективных курсов;
  • совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности;
  • использование потенциала учебных заведений профессионального образования для организации предпрофильной подготовки учащихся.

Но усилий одного педагогического сообщества, даже объединенного в целостную сеть, явно недостаточно для эффективной профориентации. Необходимо сотрудничество с промышленными предприятиями, которые и выступают в роли основных заказчиков кадров соответствующего профиля.

Благодаря такому сотрудничеству удается укрепить материально-техническую базу обучения в образовательных учреждениях, привлечь высококвалифицированных специалистов к профориентационной работе, к целевому обучению выпускников школ.

Объединение ресурсов позволяет обеспечить доступное качественное, непрерывное образование школьников, содействовать развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения учащихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации.

Информационно-коммуникационные ресурсы дают возможность всем субъектам сетевого взаимодействия экономично использовать Интернет-технологии и формировать единое информационное поле для тех, кто стремится к получению качественного профессионального образования. Все субъекты сетевого взаимодействия смогут иметь доступ к информации об образовательных услугах, спросе и предложении на рын­ке труда, о возможностях карьерного роста. Сетевое взаимодействие позволяет организовать дистанционное обучение под руководством высококвалифицированных специалистов, осуществлять самообразование [4].

Рис.2 Модель функционирования предпрофильной подготовки

Сетевое взаимодействие удается наладить при соблюдении следующих условий:

  • наличие общего дела, общей задачи;
  • взаимодополнительность компетенций членов сетевого сообщества;
  • сознание ответственности всех и каждого за решение общей задачи.

При ограниченности источ­ников финансирования школ отсутствует возможность их оснащения современным оборудованием, открытия мастерских, лабораторий, поэтому объединение материально-технических ресурсов образовательных учреждений различных типов (НПО, СПО, ВПО) способствует повышению качества образования старшеклассников.

Рис 3. Структура системного интегратора сетевых образовательных ресурсов для предпрофильной подготовки школьников

Научно-методические и содержательно-технологические ресурсы обеспечивают успешность инновационных преобразований. Сетевое взаимодействие позволяет привлечь профессорско-преподавательские кадры для организации научно-исследовательской деятельности учителей школ и преподавателей СПО, апробирования образовательных программ профильных предметов и проведения занятий для старшеклассников [5].

Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов в рамках одного города (и региона в целом) – перспективное направление повышения качества предпрофильной подготовки.

Рецензенты:

Шумейко А.А., д.п.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО «АмГПТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.

Седова Н.А. д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «АмГПТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.