Нет необходимости доказывать важность и полезность профориентационной работы. Она нужна для учащегося, потому что открывает перед ним перспективу правильного выбора профессии, она требуется и для учебного заведения, которому необходимо вести подготовку учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. В профориентационной работе, как и в любом серьезном деле, нельзя ограничиваться разовыми акциями и разрозненными мерами. Здесь нужна система, охватывающая все звенья процесса.
Настоящая статья освещает практический опыт организации такой системы в г. Петропавловске-Камчатском.
Организация этой системы базируется на том бесспорном утверждении, что своевременное выявление склонностей и способностей учащихся – важнейший фактор успеха во всей профориентационной работе. Чтобы ученик школы мог «примерить» себя к будущей профессии, в Петропавловске-Камчатском создана система первичной подготовки учащихся. Она включает в себя три основных звена: 1) предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов, 2) профессиональные пробы для учащихся 10-11 классов, осуществляемые в рамках курса «Технология» как в самих школах, так и на базе образовательных учреждений СПО и НПО, 3) деятельность СПО и НПО по привлечению школьников к формированию первичных профессиональных навыков и умений во внеучебное время (вторая половина дня, выходные дни).
Первое звено системы – предпрофильная подготовка учащихся старших классов.
В 2004 году сотрудниками техникума Смирновым С.И., Ярочкиной А.Н. была разработана рабочая программа предпрофильной подготовки и профессиональной апробации школьников «Современные подходы к выбору профессии». Программа курса предназначена для организации целенаправленной работы образовательных учреждений СПО с учащимися общеобразовательных школ по актуализации процесса профессионального самоопределения и апробации учащихся в результате специальной организации их деятельности в ходе различных видов занятий (лекция, игра, беседа, фактические занятия и т.д.) [2].
Восемь лет политехнический техникум плодотворно сотрудничает в этом направлении со школами города. В течение этого времени в работу по предпрофильной подготовке вместе с преподавателями техникума включались и преподаватели профессиональных училищ.
Рис 1. Характеристика взаимодействия учебных учреждений в процессе предпрофильной подготовки
Введение профильного обучения предполагает соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения. Поэтому многие принципы построения профильного обучения не получают должного отражения в практике школы.
Второе звено системы – профессиональные пробы для учащихся 10-11 классов.
Эти пробы осуществляются в рамках курса «Технология» как в самих школах, так и на базе образовательных учреждений СПО и НПО. В средней школе профессиональная ориентация начинается с информации о профессиях. При этом задача состоит в том, чтобы не ограничиваться рассказом о них, а устраивать экскурсии на предприятия и организации города, в техникумы и профессиональные училища. Отдельные виды профессиональных проб в Петропавловске-Камчатском проводятся на имитационном оборудовании, моделирующем производственные процессы. Такое оборудование в настоящее время имеется во многих образовательных учреждений СПО и НПО нашего города и края.
Третье звено – деятельность СПО и НПО по привлечению школьников к формированию первичных профессиональных навыков и умений во внеучебное время.
Использование современной техники, уже имеющейся в образовательных учреждениях СПО и НПО, позволяет развеять предубеждения школ и их родителей против технических профессий как якобы нетворческих и не требующих больших интеллектуальных затрат. При этом существенно, чтобы в процессе использования техники происходило обучение навыкам, полезным в повседневной жизни и быту. Приобретая такие навыки, учащийся на собственном опыте убеждается в перспективности и востребованности соответствующей профессии, проникается сознанием ее важности [3].
Так как каждая отдельная школа не обладает необходимыми кадровыми, материальными ресурсами для организации профильного обучения, встает вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений. Для организации качественного обучения старшеклассников целесообразно использовать образовательные ресурсы учреждений дополнительного, профессионального образования всех уровней, различных структур довузовского образования, заочных школ, дистанционного образования и т.п.
В Петропавловске-Камчатском сложились различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов, что расширяет спектр возможностей для профориентации учащихся. Сетевое взаимодействие позволяет совместно использовать ресурсы, а также разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования.
На практике сформировались следующие организационные принципы сетевого взаимодействия:
- принцип адекватности и перспективности, что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом жизненных планов детей;
- принцип инвариантности и вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки учащихся и вариативности в соответствии с выбором учащихся;
- принцип интеграции и дифференциации, который предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения на всех уровнях; установление связей между образовательными областями и учебными дисциплинами, реализующими предпрофильную подготовку и профильное обучение, между программами общего, дополнительного, начального профессионального образования;
- принцип мотивации и стимулирования, позволяющий, с одной стороны, учесть мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой – создать условия, обеспечивающие развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее реальными возможностями.
Взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования позволяет решить следующие задачи:
- привлечение специалистов к разработке программ элективных курсов;
- совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности;
- использование потенциала учебных заведений профессионального образования для организации предпрофильной подготовки учащихся.
Но усилий одного педагогического сообщества, даже объединенного в целостную сеть, явно недостаточно для эффективной профориентации. Необходимо сотрудничество с промышленными предприятиями, которые и выступают в роли основных заказчиков кадров соответствующего профиля.
Благодаря такому сотрудничеству удается укрепить материально-техническую базу обучения в образовательных учреждениях, привлечь высококвалифицированных специалистов к профориентационной работе, к целевому обучению выпускников школ.
Объединение ресурсов позволяет обеспечить доступное качественное, непрерывное образование школьников, содействовать развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения учащихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации.
Информационно-коммуникационные ресурсы дают возможность всем субъектам сетевого взаимодействия экономично использовать Интернет-технологии и формировать единое информационное поле для тех, кто стремится к получению качественного профессионального образования. Все субъекты сетевого взаимодействия смогут иметь доступ к информации об образовательных услугах, спросе и предложении на рынке труда, о возможностях карьерного роста. Сетевое взаимодействие позволяет организовать дистанционное обучение под руководством высококвалифицированных специалистов, осуществлять самообразование [4].
Рис.2 Модель функционирования предпрофильной подготовки
Сетевое взаимодействие удается наладить при соблюдении следующих условий:
- наличие общего дела, общей задачи;
- взаимодополнительность компетенций членов сетевого сообщества;
- сознание ответственности всех и каждого за решение общей задачи.
При ограниченности источников финансирования школ отсутствует возможность их оснащения современным оборудованием, открытия мастерских, лабораторий, поэтому объединение материально-технических ресурсов образовательных учреждений различных типов (НПО, СПО, ВПО) способствует повышению качества образования старшеклассников.
Рис 3. Структура системного интегратора сетевых образовательных ресурсов для предпрофильной подготовки школьников
Научно-методические и содержательно-технологические ресурсы обеспечивают успешность инновационных преобразований. Сетевое взаимодействие позволяет привлечь профессорско-преподавательские кадры для организации научно-исследовательской деятельности учителей школ и преподавателей СПО, апробирования образовательных программ профильных предметов и проведения занятий для старшеклассников [5].
Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов в рамках одного города (и региона в целом) – перспективное направление повышения качества предпрофильной подготовки.
Рецензенты:
Шумейко А.А., д.п.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО «АмГПТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.
Седова Н.А. д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «АмГПТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.