Введение
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц [6].
Ограничение физической активности лиц, имеющих патологию зрения, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике глазных болезней и их прогрессирования. При систематических занятиях циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности, в сочетании с гимнастикой для глаз, не только повышается общая выносливость, но и улучшается зрение [4].
Цель исследования: оценить физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением зрения по антропометрическим показателям.
- Изучить физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: учащиеся младшего школьного возраста с нарушением зрения МОУ СОШ № 5 города Архангельска.
Объект исследования: физическое развитие и физическая подготовленность учащихся младших классов МОУ СОШ № 5, имеющих нарушение зрения.
Дети 7-12 лет относятся к группе младшего школьного возраста. Слабовидящий школьник, как и всякий ребенок, накапливает жизненный опыт в соответствии со своими возможностями, он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира [4].
Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, т. е. не целенаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты [7].
Следует отметить, что поздно ослепшие дети имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им, они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Большинство детей со слабо, средне и сильно выраженными нарушениями зрения, которые корригируются оптическими средствами, обучаются в массовых школах. В связи с этим возникает необходимость в овладении учителями физической культуры технологией обучения таких детей, в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Такие специалисты в данной области, как Л.И. Солнцева, А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, В.В. Лебединский, И.И. Шмелькова, Л.В. Шапкова предлагают использовать следующие методы проведения занятий: практические упражнения, дистанционное управление, упражнения по применению знаний, наглядность, стимулирование двигательной активности [4, 6, 7].
При определении возможности допуска школьников с нарушением зрения к физкультурным занятиям, спортивным тренировкам в первую очередь необходимо учитывать их специфические особенности, психологический и офтальмологический статус. Основными факторами, определяющими возможность участия в физкультурной деятельности, являются: состояние здоровья, характер глазной патологии, общая физическая подготовленность и уровень психологической подготовленности [5].
С целью развития физических качеств применяются традиционные методы с индвидуальным дозированием нагрузки в соответствии с уровнем физической подготовленности, состоянием сохраненных функций, оперативным состоянием здоровья. Противопоказаны: силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием (для слабовидящих); упражнения, связанные с сотрясением тела, - прыжки на скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой, висы вниз головой.
Организация и методы исследования
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, второго и третьего класса МОУ СОШ № 5, специализирующейся на обучении детей с нарушением зрения в г. Архангельске. Контрольные упражнения проводились на уроках физической культуры в спортивном зале. Для оценки физического развития школьников применяли метод антропометрических показателей, которые были указаны в медицинских картах. Допуск к медицинским картам был разрешен директором школы и медицинским работником. Было получено согласие родителей детей на участие в исследовании. Анализ медицинских карт проводился в присутствии медицинского работника. Все антропометрические данные измерялись медицинской комиссией.
Методы исследования: измерение антропометрических показателей, оценка физической подготовленности с помощью контрольно-педагогических тестов, обработка полученных данных проводилась методом математической статистики.
Результаты исследования
Антропометрические показатели представлены в таблице 1, в начале исследования возраст у мальчиков 9,09 лет, что соответствует 3 классу начальной школы. Вес - 24,25 ±0,65 кг указывает на дефицит массы тела 1 степени, рост - 124,82 ± 0,92 см - ниже средней нормы, ЖЕЛ соответствует возрасту, экскурсия грудной клетки - 2,85 ± 0,22 см. Через полтора года наблюдения достоверно увеличились все показатели, кроме экскурсии грудной клетки. Вес увеличился на 3 кг, рост увеличился на 6 см, значительно увеличилось ЖЕЛ - почти на 300 мл.
Таблица 1
Физическое развитие мальчиков с нарушением зрения
Показатели |
1-е измерение |
измерение через год |
измерение через 1,5 года |
t 1-3 |
|
Возраст |
9,09 ± 0,16 |
10,07 ± 0,16 |
10,50 ± 0,16 |
6,36*** |
|
Вес (кг) |
25,24 ± 0,65 |
27,88 ± 0,55 |
28,95 ± 0,50 |
4,15*** |
|
Рост (см) |
124,82 ± 0,92 |
129,32 ± 0,87 |
130,60 ± 0,81 |
4,71*** |
|
ЖЕЛ (мл) |
1315,38± 24,93 |
1553,85 ± 31,25 |
1607,69± 23,92 |
8,46*** |
|
ЭГК |
Вдох |
59,77 ± 0,92 |
63 ± 0,63 |
63,38 ± 0,56 |
3,35** |
Выдох |
56,62 ± 0,89 |
59,08 ± 0,71 |
60 ± 0,60 |
3,15** |
|
Пауза |
57,85 ± 0,92 |
60,62 ± 0,75 |
61,54 ± 0,70 |
3,19** |
|
Экскурсия грудной клетки |
2,85 ± 0,22 |
3,92 ± 0,26 |
3,38 ± 0,29 |
1,46 |
Примечание: *- P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001;
В таблице 2 показано: в начале исследования возраст у девочек 8,69 лет, что соответствует 2 классу начальной школы. Вес 23,02 ± 0,43 кг указывает на дефицит массы тела 1 степени, рост 122,27 ± 0,74 см, что ниже средней нормы. ЖЕЛ соответствует возрасту, экскурсия грудной клетки 2,75 ± 0,22 см. Через полтора года достоверно увеличились все показатели, в том числе экскурсия грудной клетки. Вес увеличился почти на 4 кг, рост увеличился на 5 см, ЖЕЛ увеличилось почти на 300 мл.
Таблица 2
Физическое развитие девочек с нарушением зрения
Показатели |
1-е измерение |
2-е измерение через год |
3-е измерение через 1,5 года |
t 1-3 |
|
Возраст |
8,69 ± 0,14 |
9,68 ± 0,14 |
10,11 ± 0,14 |
7,17*** |
|
Вес (кг) |
23,02 ± 0,43 |
25,83 ± 0,40 |
26,76 ± 0,41 |
6,29*** |
|
Рост (см) |
122,27 ± 0,74 |
126,37 ± 0,57 |
127,40 ± 0,60 |
5,38*** |
|
ЖЕЛ (мл) |
1125 ± 27,87 |
1333,33 ± 25,62 |
1400 ± 21,32 |
7,83*** |
|
ЭГК |
Вдох |
57,17 ± 0,6 |
58,83 ± 0,34 |
59,50 ± 0,34 |
3,42** |
Выдох |
54,42 ± 0,53 |
56,75 ± 0,37 |
57,58 ± 0,31 |
5,15*** |
|
Пауза |
55,5 ± 0,44 |
57,83 ± 0,34 |
58,58 ± 0,31 |
5,72*** |
|
Экскурсия грудной клетки |
2,75 ± 0,22 |
2,08 ± 0,15 |
1,92 ± 0,08 |
3,54** |
Примечание: *- P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001;
В таблице 3 показано, в начале исследования у мальчиков и девочек весоростовой индекс (Кетле) соответствует нижней границе нормы для данного возраста. Индекс Эрисмана указывает на узкую грудную клетку, что является анатомо-физиологической особенностью данного взраста. Индекс Пинье у мальчиков и девочек говорит нам о слабом физическом развитии. Через полтора года все результаты остались на низком уровне. Достоверно увеличился только весоростовой показатель. У других показателей наблюдается тенденция к улучшению.
Таблица 3
Показатели индексов физичекого развития детей с нарушением зрения
Исследуемые |
Время исследования |
Показатели |
||
Индекс Кетле |
Индекс Эрисмана |
Индекс Пинье |
||
Мальчики |
1-е измерение |
201,99 ± 4,27 |
- 4,57 ± 0,90 |
41,74 ± 0,67 |
2-е измерение через год |
215,40 ± 3,25 |
- 4,05 ± 0,73 |
40,83 ± 0,56 |
|
3-е измерение через 1,5 года |
221,58 ± 2,97 |
- 3,76 ± 0,68 |
40,10 ± 0,54 |
|
t 1-3 |
3,76*** |
0,71 |
1,9 |
|
Девочки |
1-е измерение |
188,17 ± 2,68 |
- 5,63 ± 0,59 |
43,75 ± 0,79 |
2-е измерение через год |
204,28 ± 2,49 |
- 5,35 ± 0,49 |
42,70 ± 0,61 |
|
3-е измерение через 1,5 года |
209,96 ± 2,52 |
- 5,11 ± 0,48 |
42,05 ± 0,59 |
|
t 1-3 |
5,92*** |
0,34 |
1,72 |
Примечание: *-P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001;
Уровень физической подготовленности определялся путем сравнения результатов контрольно-педагогического тестирования с таблицами, предложенными Л. Б. Кофман, В. И. Лях [2, 3]. В таблице 4 показано, в начале исследования у мальчиков в тесте 1 результат соответствует среднему уровню силовой подготовки, в тестах 2 и 3 результат соответствует низкому уровню физической подготовки. Результаты 4 теста говорят о высоком уровне координации работы мышц при удержании равновесия. Через год все результаты выросли, но остались на прежнем уровне физической подготовки. Достоверность различия наблюдается только в тесте 1. В остальных тестах наблюдается тенденция к улучшению.
Таблица 4
Физическая подготовленность мальчиков с нарушением зрения
Время исследования |
1-е измерение |
2-е измерение через год |
3-е измерение через 1,5 года |
t 1-3 |
|
Тест 1 (подъем и опускание туловища из положения лежа) |
21,31 ± 0,64 |
23,15 ± 0,59 |
23,38 ± 0,67 |
2,34* |
|
Тест 2 (прыжок в длину с места) |
120,46± 2,92 |
127,15± 2,85 |
126,23± 2,84 |
1,41 |
|
Тест 3 (наклон вперед из положения сидя) |
1,92 ± 0,38 |
2,31 ± 0,31 |
2,31 ± 0,31 |
0,79 |
|
Тест 4 (равновесие) |
На правой ноге |
41,54 ± 2,88 |
45,62 ± 2,74 |
42,23 ± 2,04 |
0,19 |
На левой ноге |
42,54 ± 2,9 |
42,85 ± 2,18 |
41,92 ± 1,97 |
0,17 |
Примечание: * - P<0,05; **- P<0,01; ***- P<0,001;
В таблице 5 показано, в начале исследования у девочек результат в тесте 1 соответствует среднему уровню силовой подготовки. В тесте 2 результат соответствует низкому уровню развития скоростно-силовых качеств. В тесте 3 результат соответствует среднему уровню развития гибкости. Результат теста 4 говорит о высоком уровне координации работы мышц при удержании равновесия. Через год все результаты выросли, но остались в прежних значениях по уровню физической подготовки, кроме теста 3 - результат снизился до низкого уровня. Достоверность различия показателей не выявлена, но наблюдается тенденция к улучшению результата, кроме третьего теста.
Таблица 5
Физическая подготовленность девочек с нарушением зрения
Контрольные упражнения |
1-е измерение |
2-е измерение через год |
3-е измерение через 1,5 года |
t 1-3 |
|
Тест 1 (подъем и опускание туловища из положения лежа) |
19,17 ± 0,87 |
20,92 ± 0,77 |
20,92 ± 0,77 |
1,51 |
|
Тест 2 (прыжок в длину с места) |
109,92± 2,13 |
113,58± 1,96 |
114,33± 1,74 |
1,6 |
|
Тест 3 (наклон вперед из положения сидя) |
5,17 ± 0,55 |
6,08 ± 0,43 |
6,08 ± 0,47 |
1,25 |
|
Тест 4 (равновесие) |
На правой ноге |
41,25 ± 3,89 |
44,42 ± 2,93 |
42,08 ± 2,42 |
0,18 |
На левой ноге |
41,67 ± 4,25 |
44,83 ± 3,38 |
45 ± 2,87 |
0,65 |
Примечание: * - P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001;
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости [1].
Выводы
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. На начало исследования у всех уровень физического развития был ниже среднего, дисгармоничный с дефицитом массы тела I стадии. При сравнении результатов начала и конца исследования мы выявили, что физическое развитие осталось на уровне ниже среднего - дисгармоничное, но полученные достоверные различия по критерию Стьюдента указывают на улучшение физического развития почти по всем антропометрическим показателям, в чем не малую роль сыграли занятия физической культурой.
2. По результатам выполненных контрольных упражнений (тест 1) силовые способности у мальчиков и девочек находятся на среднем уровне, выявили достоверные различия между результатами у мальчиков, у девочек наблюдается тенденция к улучшению результата. Скоростно-силовые способности (тест 2) у мальчиков и девочек в начале исследования соответствуют низкому уровню. В конце исследования скоростно-силовые способности у мальчиков и девочек остались на низком уровне, хотя есть тенденция к улучшению результата, без достоверности различия между средними арифметическими показателями. Также на низком уровне находится гибкость (тест 3) у мальчиков и девочек, наблюдается тенденция к улучшению результата без достоверности на протяжении всего исследования. Координация (тест 4) у младших школьников находится на высоком уровне, это говорит о координированной работе мышц при статической нагрузке.
Рецензенты:
Чернозёмов В.Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой Адаптивной физической культуры и физиологии спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск.
Дуркин П.К., д.п.н., профессор кафедры физической культуры № 1 Института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, отличник народного просвещения, г. Архангельск.