Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MEDICAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF ORPHANS

Aksenov A.M. 1
1 TO SEI "Kireevsk boarding school for orphans and children left without parental care"
Relevance of the topic is presented in need of medical, psychological and pedagogical support of children cared for outside the family. Leading organizations in the system for orphans is the interaction between teachers and pupils, with responsibility for the result of the interaction is distributed between adult and child. The article presents an analysis of studies leading domestic and foreign teachers reflecting features of the development problems of orphans , their maintenance and education, especially analyzed the activities of institutions for orphans and children left without parental care. In order to create optimal conditions for the development of socialized person in boarding school introduced innovative elements in its educational system. Priority is to support the process of development of an orphan at all stages of its life. Explained the need to support the physical, mental, intellectual features. The article reveals the basic principles, tracking algorithm of school consultation as a coordinating body medical, social and psychological areas. Given the definition of "support".
the Law "On Education" .
the school council
the method
psychological and pedagogical support
medical

Сегодня в связи с ростом числа социально дезадаптированных детей особенно остро стоит проблема воспитания детей-сирот. Дети, воспитывающиеся вне семьи (биологические и социальные сироты), характеризуются запаздыванием и отклонением в здоровье и становлении личности [4-6] вследствие часто неблагоприятного течения перинатального периода развития, тяжелых условий жизни в раннем детстве, лишения возможностей взаимодействовать с широкой социальной средой. Условия сиротства влекут формирование специфической личности, не всегда подготовленной к взрослой жизни.

В новом Законе РФ «Об образовании» в ст. 42 сказано: «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся…»

Ведущим в системе отношений школы-интерната является взаимодействие между педагогами и воспитанниками. Построение отношений сотрудничества требует от воспитателя соблюдения ряда условий. Ответственность за результат взаимодействия распределяется между взрослым и ребенком. При этом доля ответственности, возлагаемая на ребенка, должна соответствовать его возрастным и личностным возможностям. Помощь, оказываемая ребенку, организуется целевым образом и предлагается ему преимущественно в ситуациях обучения его новым навыкам, необходимым для разрешения затруднений. Такого рода помощь способствует развитию инициативности ребенка (он учится обращаться за адресной помощью лишь в сложных ситуациях) и препятствует формированию «выученной беспомощности». Выстраивание отношений сотрудничества невозможно без сформированной профессионально-педагогической позиции воспитателя. В противовес тотальной оценке и эмоциональному слиянию, посредством которых воспитатель пытается компенсировать отсутствие родителей, профессиональная позиция определяется установкой на социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка-сироты.

Общая проблема особенностей развития ребенка-сироты и социально-педагогической работы в учреждениях интернатного типа рассматривалась в трудах Ю.В. Васильковой, Т.И. Шульги, Н.А. Аблятипова, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой и др. Вопросы социально-психологической и социально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, представлены в работах Т.И. Шульги, Г.В. Семьи, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова и др.

Многие авторы принимали непосредственное участие в разработке и создании муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства (Л.Н. Антонова, А.В. Быков, В.А. Иванников, А.Е. Рацимор, Л.Я. Олиференко и др.

Проблемы содержания и воспитания детей-сирот нашли отражение в кандидатских работах по педагогике (Кливер В.И. «Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа»; Жданова М.А. «Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей»; Шишова В.И. «Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждениях государственной поддержки детства»).

Проблемы и последствия социального сиротства, вопросы организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях учреждений для таких детей отражены в работах И.Ф. Дементьевой, А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского.

В исследованиях И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.П. Прихожан, Н.Н. Толстых проанализированы особенности деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и особенности детей, воспитывающихся в них.

Анализ особенностей развития личности ребенка в условиях детского дома, школ-интернатов показал, что лишение детей материнской заботы катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом развитии.

Для создания оптимальных условий развития социально адаптированной личности в школе-интернате на современном этапе были введены инновационные компоненты в его воспитательную систему. Психологи, педагоги, другие специалисты ведут поиск новых, более эффективных путей социально-психолого-педагогического изучения сирот и воздействия, способствующих разностороннему развитию детей и коррекции недостатков их психофизического состояния. Необходимым условием полноценного воздействия является слаженность системы работы разных служб детского дома.

Специалисты полагают [3; 10], что ребенку, воспитывающемуся вне семьи, уже на самых ранних этапах онтогенеза требуется индивидуальное медико-психолого-педагогическое сопровождение его развития.

Под сопровождением понимается метод [3], обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом понимается как развивающийся человек, так и развивающая система.

В основе практической деятельности в школе лежит теоретический подход «парадигмы сопровождения», что подчеркивает деятельностную направленность, ориентацию не на объект, а на работу с ним, в нашем случае - с ребенком, его мышлением, установками и т.д.

В отличие от академической науки, в рамках психотехнической науки ребенок рассматривается как субъект. Это значит, с точки зрения теории, что ничто не может быть изменено во внутреннем мире ребенка помимо его собственной воли, собственного желания.

Идет взаимодействие с ребенком, предложение ему различных путей решения задач. Ведь задача не в том, чтобы заглянуть в его внутренний мир, узнать как он устроен, его отношения с миром и с самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления

Сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Благодаря сопровождению становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка.

Следовательно, сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

  • диагностика существа возникшей проблемы;
  • информация о путях возможного решения проблемы;
  • консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
  • первичная помощь при реализации плана решения.

По мнению известных ученых – исследователей Л.М. Шипицыной, Е.И. [9] Казаковой, основными принципами сопровождения ребенка-сироты являются:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего;
  • приоритет интересов сопровождаемого ребенка;
  • непрерывность сопровождения;
  • комплексный подход сопровождения;
  • стремление к автономизации.

Особую роль сопровождение играет:

  • при переходе с одного этапа обучения на другой;
  • при переходе в систему профессионального образования;
  • при необходимости выбора коррекционно-развивающих программ;
  • при необходимости системных изменений в школе-интернате.

Эффективность реализации программы сопровождения ребенка-сироты в Киреевской школе-интернате заключается в сотрудничестве и единстве действий медиков, психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников (рис. 1).

Рис. 1. Сопровождение развития ребенка-сироты в условиях школы-интерната

Основой скоординированных действий медико-психолого-педагогического направлений является работа школьного консилиума, заседания которого проводятся в соответствии с утвержденным алгоритмом (таблица 1).

Таблица 1

Алгоритм проведения консилиума в Киреевской школе-интернате

Тема

Примерный срок проведения

1.

Адаптация первоклассников. I этап

сентябрь

2.

Школьная адаптация первоклассников. 2 этап

январь

3.

Динамика развития учащихся 2 класса в условиях комплексного сопровождения

май-сентябрь

4.

Отслеживание медико-психолого-педагогического развития учащихся 5 класса на этапе адаптации при переходе в среднее звено

ноябрь

5.

Сопровождение 7-8 классов. Пубертатный период

декабрь

6.

Обследование функциональных возможностей в период стабилизации учащихся 9 класса

октябрь

7.

Период адаптации к социуму, профориентация учащихся 11 класса

февраль

8.

Трудности в обучении, общении, поведении

январь-март

9.

Адаптация вновь прибывших учащихся

по мере поступления

За последние восемь лет работы школьного консилиума проведено 59 заседаний в отношении 478 детей. Каждый ребенок имеет папку развития, разработаны рекомендации по его сопровождению.

Процесс обучения выстраивается педагогами с учетом полученных рекомендаций специалистов консилиума в отношении особенностей развития интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер ребенка, в зоне его ближайшего развития.

Деятельность каждого направления наполнилась глубоким содержанием, структурировалась. Планирование процесса сопровождения включает диагностику, развивающие, коррекционные, профилактические мероприятия; просветительскую, аналитическую и экспериментальную работу. Каждое направление выработало свой диагностический скрининг выявления успехов и проблем в развитии детей и имеет в арсенале методическое обеспечение, необходимое для коррекции и развития учащихся. Отработаны теоретические, методические, организационные, здоровьесберегающие составляющие новых технологий в образовательном процессе.

Таким образом, осуществляя медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка-сироты, следует выделить несколько важных утверждений:

  • качественная работа педагогического коллектива современной школы-интерната предполагает обязательное построение модели сопровождения развития учащихся;
  • особая актуальность сопровождения детей-сирот обусловлена постоянным действием такого фактора риска, как лишение родительской любви и заботы, порождающего множественные проблемы развития ребенка-сироты на разных этапах его развития;
  • практика сопровождения детей-сирот может быть организована через построение собственной службы сопровождения;
  • ключевым моментом построения качественной системы сопровождения ребенка-сироты выступает сотрудничество и ценностно-смысловое единство в действиях специалистов системы сопровождения и педагогов интерната.

Есть все основания утверждать, что судьбы детей-сирот школы-интерната во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать, на ту систему воспитания, которая их в полной мере подготовит к самостоятельному решению взрослых проблем.

Рецензенты:

Шайденко Н.А., д.п.н., профессор, депутат Государственной думы РФ, г. Тула.

Заславская О.В., д.п.н., профессор, член Ученого совета ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.