Сегодня в связи с ростом числа социально дезадаптированных детей особенно остро стоит проблема воспитания детей-сирот. Дети, воспитывающиеся вне семьи (биологические и социальные сироты), характеризуются запаздыванием и отклонением в здоровье и становлении личности [4-6] вследствие часто неблагоприятного течения перинатального периода развития, тяжелых условий жизни в раннем детстве, лишения возможностей взаимодействовать с широкой социальной средой. Условия сиротства влекут формирование специфической личности, не всегда подготовленной к взрослой жизни.
В новом Законе РФ «Об образовании» в ст. 42 сказано: «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся…»
Ведущим в системе отношений школы-интерната является взаимодействие между педагогами и воспитанниками. Построение отношений сотрудничества требует от воспитателя соблюдения ряда условий. Ответственность за результат взаимодействия распределяется между взрослым и ребенком. При этом доля ответственности, возлагаемая на ребенка, должна соответствовать его возрастным и личностным возможностям. Помощь, оказываемая ребенку, организуется целевым образом и предлагается ему преимущественно в ситуациях обучения его новым навыкам, необходимым для разрешения затруднений. Такого рода помощь способствует развитию инициативности ребенка (он учится обращаться за адресной помощью лишь в сложных ситуациях) и препятствует формированию «выученной беспомощности». Выстраивание отношений сотрудничества невозможно без сформированной профессионально-педагогической позиции воспитателя. В противовес тотальной оценке и эмоциональному слиянию, посредством которых воспитатель пытается компенсировать отсутствие родителей, профессиональная позиция определяется установкой на социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка-сироты.
Общая проблема особенностей развития ребенка-сироты и социально-педагогической работы в учреждениях интернатного типа рассматривалась в трудах Ю.В. Васильковой, Т.И. Шульги, Н.А. Аблятипова, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой и др. Вопросы социально-психологической и социально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, представлены в работах Т.И. Шульги, Г.В. Семьи, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова и др.
Многие авторы принимали непосредственное участие в разработке и создании муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства (Л.Н. Антонова, А.В. Быков, В.А. Иванников, А.Е. Рацимор, Л.Я. Олиференко и др.
Проблемы содержания и воспитания детей-сирот нашли отражение в кандидатских работах по педагогике (Кливер В.И. «Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа»; Жданова М.А. «Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей»; Шишова В.И. «Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждениях государственной поддержки детства»).
Проблемы и последствия социального сиротства, вопросы организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях учреждений для таких детей отражены в работах И.Ф. Дементьевой, А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского.
В исследованиях И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.П. Прихожан, Н.Н. Толстых проанализированы особенности деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и особенности детей, воспитывающихся в них.
Анализ особенностей развития личности ребенка в условиях детского дома, школ-интернатов показал, что лишение детей материнской заботы катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом развитии.
Для создания оптимальных условий развития социально адаптированной личности в школе-интернате на современном этапе были введены инновационные компоненты в его воспитательную систему. Психологи, педагоги, другие специалисты ведут поиск новых, более эффективных путей социально-психолого-педагогического изучения сирот и воздействия, способствующих разностороннему развитию детей и коррекции недостатков их психофизического состояния. Необходимым условием полноценного воздействия является слаженность системы работы разных служб детского дома.
Специалисты полагают [3; 10], что ребенку, воспитывающемуся вне семьи, уже на самых ранних этапах онтогенеза требуется индивидуальное медико-психолого-педагогическое сопровождение его развития.
Под сопровождением понимается метод [3], обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом понимается как развивающийся человек, так и развивающая система.
В основе практической деятельности в школе лежит теоретический подход «парадигмы сопровождения», что подчеркивает деятельностную направленность, ориентацию не на объект, а на работу с ним, в нашем случае - с ребенком, его мышлением, установками и т.д.
В отличие от академической науки, в рамках психотехнической науки ребенок рассматривается как субъект. Это значит, с точки зрения теории, что ничто не может быть изменено во внутреннем мире ребенка помимо его собственной воли, собственного желания.
Идет взаимодействие с ребенком, предложение ему различных путей решения задач. Ведь задача не в том, чтобы заглянуть в его внутренний мир, узнать как он устроен, его отношения с миром и с самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления
Сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Благодаря сопровождению становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка.
Следовательно, сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о путях возможного решения проблемы;
- консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
- первичная помощь при реализации плана решения.
По мнению известных ученых – исследователей Л.М. Шипицыной, Е.И. [9] Казаковой, основными принципами сопровождения ребенка-сироты являются:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого ребенка;
- непрерывность сопровождения;
- комплексный подход сопровождения;
- стремление к автономизации.
Особую роль сопровождение играет:
- при переходе с одного этапа обучения на другой;
- при переходе в систему профессионального образования;
- при необходимости выбора коррекционно-развивающих программ;
- при необходимости системных изменений в школе-интернате.
Эффективность реализации программы сопровождения ребенка-сироты в Киреевской школе-интернате заключается в сотрудничестве и единстве действий медиков, психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников (рис. 1).
Рис. 1. Сопровождение развития ребенка-сироты в условиях школы-интерната
Основой скоординированных действий медико-психолого-педагогического направлений является работа школьного консилиума, заседания которого проводятся в соответствии с утвержденным алгоритмом (таблица 1).
Таблица 1
Алгоритм проведения консилиума в Киреевской школе-интернате
№ |
Тема |
Примерный срок проведения |
1. |
Адаптация первоклассников. I этап |
сентябрь |
2. |
Школьная адаптация первоклассников. 2 этап |
январь |
3. |
Динамика развития учащихся 2 класса в условиях комплексного сопровождения |
май-сентябрь |
4. |
Отслеживание медико-психолого-педагогического развития учащихся 5 класса на этапе адаптации при переходе в среднее звено |
ноябрь |
5. |
Сопровождение 7-8 классов. Пубертатный период |
декабрь |
6. |
Обследование функциональных возможностей в период стабилизации учащихся 9 класса |
октябрь |
7. |
Период адаптации к социуму, профориентация учащихся 11 класса |
февраль |
8. |
Трудности в обучении, общении, поведении |
январь-март |
9. |
Адаптация вновь прибывших учащихся |
по мере поступления |
За последние восемь лет работы школьного консилиума проведено 59 заседаний в отношении 478 детей. Каждый ребенок имеет папку развития, разработаны рекомендации по его сопровождению.
Процесс обучения выстраивается педагогами с учетом полученных рекомендаций специалистов консилиума в отношении особенностей развития интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер ребенка, в зоне его ближайшего развития.
Деятельность каждого направления наполнилась глубоким содержанием, структурировалась. Планирование процесса сопровождения включает диагностику, развивающие, коррекционные, профилактические мероприятия; просветительскую, аналитическую и экспериментальную работу. Каждое направление выработало свой диагностический скрининг выявления успехов и проблем в развитии детей и имеет в арсенале методическое обеспечение, необходимое для коррекции и развития учащихся. Отработаны теоретические, методические, организационные, здоровьесберегающие составляющие новых технологий в образовательном процессе.
Таким образом, осуществляя медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка-сироты, следует выделить несколько важных утверждений:
- качественная работа педагогического коллектива современной школы-интерната предполагает обязательное построение модели сопровождения развития учащихся;
- особая актуальность сопровождения детей-сирот обусловлена постоянным действием такого фактора риска, как лишение родительской любви и заботы, порождающего множественные проблемы развития ребенка-сироты на разных этапах его развития;
- практика сопровождения детей-сирот может быть организована через построение собственной службы сопровождения;
- ключевым моментом построения качественной системы сопровождения ребенка-сироты выступает сотрудничество и ценностно-смысловое единство в действиях специалистов системы сопровождения и педагогов интерната.
Есть все основания утверждать, что судьбы детей-сирот школы-интерната во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать, на ту систему воспитания, которая их в полной мере подготовит к самостоятельному решению взрослых проблем.
Рецензенты:
Шайденко Н.А., д.п.н., профессор, депутат Государственной думы РФ, г. Тула.
Заславская О.В., д.п.н., профессор, член Ученого совета ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.