Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT UNIVERSITY

Ragulina M.I. 1
1 Omsk State Pedagogical University
Quality training process is impossible without the use of information and communication technologies and the creation of information-educational environment. Educational portal is a complex distributed software and hardware and provides full network support the learning process, documenting his uniform technological means , as well as accumulation, systematization, storage and use of electronic educational resources. Portal meets all the requirements of the education system: the implementation of ideas open continuing education, increase of activity and independent work of students - future teachers. As an example of a continuous and systematic work towards better practice-oriented training of students, the technique and technology component, to implement a set of academic disciplines and content provided by an educational portal of the university.
teacher training
educational portal
content
informational and educational environment
information-communication technologies

В своих рассуждениях будем исходить из трех основных посылов: первый – как сказано в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы: «Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана» [1]. Второй – современный педагог сталкивается с ситуацией, когда объем знаний, умений и компетенций, которые нужно сформировать у обучающихся по его учебной дисциплине, настолько широк и объемен, что никак не вписывается в аудиторные рамки традиционных занятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют создать специально организованную информационно-образовательную среду, позволяющую обеспечить качественный учебный процесс, независимо от уровня образования. Третий – с 2011 года обучение педагогов ведется по новым федеральным образовательным стандартам, построенным на компетентностной основе и предусматривающим формирование вузами образовательных программ с учетом профиля, уровня и вида профессиональной деятельности. В качестве меры трудоемкости образовательной программы выступает система зачётных единиц, реализован модульный принцип построения учебных курсов, балльно-рейтинговая система оценивания качества освоения основных образовательных программ и мониторинг успехов обучающихся. Все это реально только в условиях смешанного обучения, с привлечением е-learning[1], что, в свою очередь, невозможно без создания информационно-коммуникационной образовательной среды на базе образовательного портала.

Образовательный портал Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) представляет собой комплекс распределенных программных и аппаратных средств, обеспечивающих ведение учебного процесса и его документирование в среде Интернет едиными технологическими средствами, а также накопление, систематизацию, хранение и использование электронных учебно-методических ресурсов, позволяющих обеспечить качественную информационно-методическую поддержку учебного процесса. Портал отвечает всем современным требованиям системы образования: реализация идей открытого непрерывного образования, увеличение доли активности и самостоятельной работы студентов, развитые сервисы для организации совместной работы студентов. Реализован портал на базе модульной объектно-ориентированной учебной системы дистанционного обучения Moodle (модульная объектно-ориентированная учебная система – МООДУС).

Основной контент информационно-образовательной среды ОмГПУ составляют учебные курсы, представляющие собой набор учебных материалов, оформленных в виде объектов Moodle: ресурсов и интерактивных элементов курса. Очевидно, что будущий учитель, независимо от того предмета, который он преподает, должен сам научиться создавать информационно-коммуникационные образовательные среды.

В качестве примера рассмотрим направление методической подготовки будущего учителя информатики. Практико-ориентированный концентр образуют дисциплины «Теория и методика обучения информатике» (ТМОИ), «Учебная практика по ИКТ», «Педагогическая практика по информатике», курсы по выбору (вузовский компонент), целевой компонент которых лежат в плоскости вооружения обучающихся видами деятельности, которые необходимы современному педагогу.

Курс ТМОИ, условно говоря, состоит из двух частей: первая в значительной степени теоретическая, фундаментальная – отрабатывается во время семинарских занятий. Вторая часть посвящена вопросам конкретной методики, – связана с организацией квазипрофессиональной деятельности в процессе лабораторных занятий [5].

Особенностью обучения курсу ТМОИ является то, что все занятия обеспечены соответствующим сетевым контентом и уже в течение пяти лет проходят в условиях функционирования вузовского образовательного портала, по сути, поддерживая технологию смешанного обучения [2]. На лекциях применяются технологии проблемного и мобильного обучения. Сейчас, когда практически каждый обучающийся является обладателем ноутбука, нетбука, планшетного компьютера или смартфона, это вполне реально. Задания, которые по ходу лекции выполняют студенты, позволяют удерживать их внимание на протяжении всего двухчасового занятия, принять участие в экспресс-опросе при обсуждении ключевых вопросов темы, побуждает к самостоятельной учебной деятельности и направленному поиску информации, стимулирует проявление активности и творчества. В заключение каждой лекции фронтально проводится тестирование.

Семинары ориентированы преимущественно на овладение знаниями методики обучения информатике и коммуникативными умениями посредством технологии кооперации, поэтому занятия построены так, чтобы получить навыки коллективной групповой работы, и с этой целью реализована технология обучения в сотрудничестве, практикуется работа в малых группах, групповое обсуждение, рефлексия.

Компонент электронного обучения или e-learning выполняет роль катализатора потенциала субъектов образовательного процесса. Приведем примеры заданий, предлагаемых на семинарских занятиях. На выполнение дается неделя и во время очной встречи проводится коллективное обсуждение полученных результатов. Все текущие вопросы и проблемы решаются в индивидуальном порядке путем обмена сообщениями через портал.

Семинар 1. Ретроспектива зарождения школьной информатики в России

Задания:

1. Разделитесь на группы по 5–7 человек, выберите модератора в каждой группе. Пришлите списки.

2. Создайте коллективно ленту времени, отражающую весь исторический этап введения курса ОИВТ в среднюю школу (1950–1960, 1960–1970, 1970–1980, 1980–1985); при этом количество хронологически выделенных этапов должно совпадать с количеством групп. Воспользуйтесь одним из сервисов Dipity.com или Timerime. Ссылку на готовый продукт сохраните в файле отчета по заданию семинара №1 (пример, рис. 1).

3. Индивидуальное задание. Создайте ленту времени «Выдающийся ученый»: отразите его жизненный путь, вклад в информатику и информатизацию, названия и аннотации основных научных трудов. Воспользуйтесь сервисом Timeline. Файл отчета разместите на портале.

 

Рис. 1. Отчет по заданию «Лента времени»

На занятии представители от каждой группы объясняют технологию выполнения каждого задания и делают обзор по полученным результатам. Предполагается, что каждый исторический период заполняет событиями кто-то один и добавляет свой фрагмент к тому, что уже сделано, как бы принимая эстафету. Так формируется умение эффективно работать сообща и добиваться качественных образовательных результатов. На этом же занятии предлагается заполнить анкету (рис. 2).

Рис. 2. Анкета по сервисам «Лента времени»

По ответам можно судить о предпочтениях и получить обоснованное объяснение, почему сделан тот или иной выбор. По этой же схеме в дальнейшем можно проводить сравнительный анализ других сервисов и программных продуктов, что позволит корректировать применяемые информационные ресурсы и расширить кругозор всех участников образовательного процесса.

Подобная организация процесса проведения семинарских занятий позволяет соприкоснуться с богатым спектром новых интернет-сервисов, расширить представления о методах использования информационных технологий в образовательных целях, освоить технологию контекстного обучения. Логическим продолжением этой идеологии являются и лабораторные занятия. Отличие в том, что здесь упор сделан на совершенствование предметных информатических знаний, формирование умений разрабатывать уроки по информатике для школьников, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая профильной старшей школой с использованием ранее изученных и новых интернет-сервисов и средств.

Важной составной частью непрерывной компьютерной подготовки студентов являются дисциплины «Учебная практика по ИКТ» и «Педагогическая практика по информатике», направленные на формирование готовности к эффективному использованию возможностей школьного кабинета информатики и средств информационно-коммуникационных технологий в своей будущей педагогической деятельности, а также на развитие информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя информатики [3].

Основными задачами практик в рамках методической подготовки являются:

  • знакомство с состоянием информационно-образовательной среды школы, с тем, насколько качественно и полно она обеспечивает: содержательную, методическую, технологическую целостность образовательного процесса; эффективную реализацию ФГОС (планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг); сетевое взаимодействие участников образовательного процесса; сетевое взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы; поддержку деятельности педагога;
  • изучение основных направлений использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы;
  • изучение основных направлений профессиональной деятельности учителя информатики;
  • овладение формами и методами организации и проведения внеурочной работы по информатике;
  • включение студента в учебно-воспитательный процесс как учителя-предметника и как тьютора дистанционного обучения;
  • обретение опыта самостоятельной профессионально-педагогической деятельности;
  • преподавание конкретных тем школьного курса информатики на всех образовательных ступенях (начальная, основная, старшая школа).

Отчет по всем разделам практик студенты оформляют в виде персонального блога: (см. пример http://pedprakt51.blogspot.ru/p/blog-page_4315.html, рис. 3).

Рис. 3. Пример размещения материалов в блоге (фрагмент)

На основании многолетнего успешного практического опыта работы можно с уверенностью утверждать, что система подготовки современного педагога невозможна вне вузовской информационно-образовательной среды, насыщенной, постоянно обновляющимся и совершенствующимся интерактивным контентом. Как результат – возможность осуществлять теоретическую и практическую подготовку будущих учителей к решению профессиональных задач на современном информационно-технологическом уровне.

Рецензенты:

Лапчик М.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике, Омский государственный педагогический университет, г.Омск.

Удалов С.Р., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий в образовании, Омский государственный педагогический университет, г.Омск.


[1] По мнению академика РАО М.П. Лапчика: «с появлением технологий электронного обучения в оборот вошло новое словосочетание “электронная педагогика”» [4].