Введение. В современном образовательном пространстве проблеме качества подготовки специалистов уделяется большое внимание. Понятие «качество профессионального образования» отражает уровень соответствия выпускника вуза требованиям потребителей образовательных услуг (государства, производства, личности). Анализ современного рынка труда, показывает, что сегодня потребители образовательных услуг нуждаются в грамотных экономистах, управленцах, инновационных менеджерах. Для выпускника профессиональной школы любого уровня решающее значение приобретает не только овладение суммой конкретных знаний, умений и навыков, но и самое главное – умение их применять, систематизировать и использовать для принятия управленческих решений. Т.е. в этой связи актуальна своевременность решения проблемы в подготовке квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда. Профессионально важные качества (ПВК) – это один из элементов, формирующих профессиональную компетентность, наряду со знаниями, умениями, навыками, опытом деятельности. Поэтому особенно важной и необходимой процедурой в подготовке будущих специалистов для рынка труда является определение набора профессиональных характеристик, которыми должен обладать специалист в области своей профессиональной деятельности, чтобы наиболее точно соответствовать специальности и успешно выполнять профессиональные обязанности.
Нормативная модель подготовки данного специалиста представлена квалификационной характеристикой выпускника вуза соответствующего профиля и уровня подготовки и отражает научно обоснованный состав знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности. Анализ профессиональной сферы экономистов-менеджеров по различным отраслям позволил выделить основные классы профессиональных задач, которые формируют функционал экономистов-менеджеров (таблица 1).
Таблица 1. Основные классы профессиональных задач, формирующие функционал экономиста-менеджера
Профессиональные задачи |
Функционал экономиста-менеджера |
Организационно-управленческие |
- организация производственных процессов на предприятии отрасли; - разработка организационно-управленческих структур предприятия; - проектирование трудовых процессов и расчет нормативов труда на предприятии отрасли; - расчет календарно-плановых нормативов, составление оперативно-производственного плана, организация оперативного контроля за ходом производства; - разработка прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат. |
Планово-экономические |
- разработка перспективных и текущих планов предприятия и его подразделений; - разработка бизнес-планов конкретных проектов (создание или реорганизация предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, техническое перевооружение или реконструкция отдельных подразделений); - составление калькуляции себестоимости продукции по видам деятельности; определение доходов и расходов предприятия; - разработка оптовых (розничных) цен на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги); - расчет сметы комплексных расходов; - осуществление анализа результатов деятельности предприятия. |
Проектно-экономические |
- оставление технико-экономического обоснования инвестиционных проектов; - осуществление выбора объектов финансовых инвестиций. |
Финансово-экономические |
- разработка финансового плана предприятия; - формирование планов инвестиций; - осуществление финансового анализа; - проведение контроля в области управления оборотными средствами; - обоснование потребности в финансировании, выбор источников финансирования. |
Аналитические |
- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - проведение диагностики производственно-экономического потенциала предприятия и определение тенденции его развития; - проведение анализа бюджетов (сметы). |
Предпринима-тельские
|
- создание предприятия и организация его деятельности, разработка программы его развития; - разработка маркетинговой политики предприятия; - определение конкурентоспособности предприятия; - расчет налогов для предприятия. |
Для решения отмеченных профессиональных задач специалист должен обладать широким спектром личностных и профессионально важных качеств. Анализ научной педагогической и психологической литературы в поле исследования ПВК показал, что это сложное, многокомпонентное, понятие, определяемое с помощью множества различных дефиниций, причем очень часто завуалировано в многообразии используемых терминов: «профессионально важные свойства», «профессионально важные признаки», «профессионально ценные качества», «профессиональные способности». В рамках исследования нами был проведен анализ представленных в научной литературе направлений в изучении структуры и содержания понятия. Традиционно к ПВК относят широкий спектр различных качеств от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки. К ним относят психофизиологические особенности (темперамент), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности – даже анатомоморфологические характеристики человека.
При теоретическом анализе представленных в литературе определениях нельзя, не обратить внимание, на тот факт, что, несмотря на их большое разнообразие, одной из важнейших характеристик определения ПВК является, то, что авторами выделяются именно те качества, которые работник должен проявлять в процессе работы, чтобы успешно справиться с ней. Поэтому, определяя свою позицию, мы, вслед за В.Д. Шадриковым, рассматриваем под ПВК «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [7].Для каждого вида деятельности набор ПВК может быть достаточно специфичен.
Успешная профессиональная деятельность определяется не просто отдельными индивидуальными особенностями личности, а, прежде всего, их системным взаимодействием в процессе становления личности профессионала. Представляется, что структура профессионально важных качеств экономиста-менеджера должна быть представлена системой трех взаимосвязанных блоков, пока условно определенных следующим образом:
- личностные качества специалиста (индивидуальные особенности специалиста), включающие свойства личности, имеющие непосредственное отношения к выполняемой профессиональной деятельности: уровень развития мотивации, решительность, стремление к профессиональному росту, инициативность, способность управлять собой, готовность к восприятию информации, самостоятельность, ответственность, тип темперамента, коммуникативность;
- интеллектуальные (гностические): логические и аналитические способности, критичность ума, умственная активность, умение самостоятельно проводить ситуативный анализ прошлого и настоящего. Интеллектуальные качества должны включать в себя и признаки креативности – творческую активность, способность к моделированию и проектированию и т.д.;
- организационно-управленческие (социально-управленческие), характеризующие особенности поведения в коллективе и социуме, умение принимать решения, организовать себя и других, обеспечивать четкий контроль и др.
В педагогических исследованиях задача определения состава и структуры ПВК специалистов экономического профиля достаточно широко освещена в научных публикациях, хотя решена весьма вариативно. Различные аспекты данной проблемы исследовались в работах О.А. Бабенко, Н.Г. Банайтис, А.Н. Картежниковой, Г. Минцберга, А.А. Фитьмовой, Л.А. Шипулиной, и др.
Так, О.А. Бабенко рассматривает профессионально важные качества на трех уровнях: на уровне задач деятельности, на поведенческом уровне, на уровне свойств личности [1]. В структуре профессионально важных качеств автор выделяет организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые, предпринимательские и коммуникативные качества.
А.Н. Картежникова в структуре профессионально важных качеств экономистов выделяет следующие блоки [3]: физиологические качества; психологические качества; социальные качества.
А.А. Фитьмова, выделяя основные функции экономистов: планирование, контроль, стимулирование, организационная работа, поддержание деловых контактов – в структуру профессионально важных качеств включает организаторские, коммуникативные, мотивационно-волевые качества [6].
Г. Минцберг к числу наиболее значимых профессионально важных качеств экономистов-менеджеров относит абстрактное теоретическое мышление, способность к планированию сложных технологических процессов, прогностические способности, креативность, способность к самостоятельному принятию решений, коммуникативные способности, надежность, работоспособность, способность к совместному труду и сотрудничеству, ответственность и т.п. [5].
Практически все исследователи отмечают, что в образовании комплексов ПВК личности должны участвовать не только системы свойств личности, связанные с видом деятельности, но и личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего, ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания.
Таким образом, на основании анализа ГОС ВПО специальности «Экономика и управление на предприятии», данных профессиональных задач, теоретических разработок вопросов профессионального образования в сфере экономики и управления, прикладных исследований в области профессионально значимых качеств была сформирована структура профессионально важных качеств экономиста-менеджера (в машиностроении).
Данная структура представлена тремя группами качеств:
- мотивационно-эмоциональная группа, в которую были включены такие качества, как инициативность, целеустремленность, уровень развития мотивации и др. (всего восемь качеств);
- когнитивно-творческая группа, включающая в себя такие качества, как творческая активность, способность к бизнес-проектной деятельности в области машиностроения, способность разрабатывать и реализовывать идеи в области менеджмента и экономики и др. (всего одиннадцать качеств);
- социально-перцептивная группа, в которую были включены такие качества, как способность к сотрудничеству, умение управлять производственным коллективом, управленческий такт и т.д. (всего двенадцать качеств) [4].
Поскольку первоначальный перечень ПВК экономиста-менеджера получился несколько расширенный (в каждую группу было включено по 9-11 качеств), было решено провести профессиографическую экспертизу и на основе экспертных оценок сформировать список наиболее значимых ПВК.
Сформированный список качеств был предложен специалистам, работающим в сфере экономики и управления, в том числе и на крупных машиностроительных предприятиях, с целью выделения наиболее востребованных в их профессиональной деятельности качеств. В экспертной оценке приняли участие управленцы и экономисты высшего звена – 35 сотрудников. Среди них сотрудники банков, машиностроительного предприятия ОАО ААК «Прогресс», ОАО «Аскольд», налоговой инспекции, в том числе 20 человек (57 %) – из государственной и 15 человек (43%) – из частной сферы. Среди экспертов 40% – экономисты, 25 % – менеджеры (причем 20% из них менеджеры высшего звена), 20% – бухгалтеры, 9% – главные бухгалтеры и 6% – начальники экономических отделов.
В результате экспертной оценки по пятибалльной шкале важности и с учетом компетентности экспертов было произведено ранжирование выделенных ПВК, что позволило получить взвешенную интегральную оценку каждой характеристики. Результаты экспертной оценки по ранжированию ПВК отражены в таблице 2.
Таблица 2. Профессионально важные качества экономистов менеджеров (в машиностроении)
Группа ПВК |
ПВК данной группы
|
Оценка экспертов в баллах |
Мотивационно-эмоциональная |
инициативность |
4,8 |
стремление к успеху |
4,4 |
|
настойчивость |
4,3 |
|
способность к постановке цели |
4,2 |
|
высокая активность и энергичность |
4,5 |
|
способность управлять собой |
4,6 |
|
эмоциональная устойчивость |
4,7 |
|
уровень развития мотивации |
4,9 |
|
Когнитивно-творческая |
способность разрабатывать и реализовывать свои идеи в области менеджмента |
4,9 |
способность к бизнес-проектной деятельности на машиностроительных предприятиях |
4,7 |
|
умение решать проблемные управленческо-экономические задачи |
4,5 |
|
познавательная активность |
4,2 |
|
логические и аналитические способности |
4,8 |
|
умение решать проблемные управленческо-производственные задачи |
4,4 |
|
применение информационные технологии для решения экономических задач на предприятии |
4,3 |
|
творческая активность |
4,6 |
|
Социально-перцептивная |
склонность к лидерству |
4,8 |
требовательность к себе и сотрудникам |
4,1 |
|
коммуникабельность |
4,7 |
|
умение мотивировать и контролировать исполнителей |
4,4 |
|
умение отстаивать свою точку зрения и убеждать других |
4,6 |
|
способность разрешать конфликты |
4,5 |
|
управленческий такт |
4,3 |
|
склонность к взаимодействиюс партнерами по общению |
4,2 |
|
умение управлять производственным коллективом |
4,9 |
Следует отметить, что при оценивании важности каждого качества экспертами особенно учитывалась специфика будущей профессиональной деятельности экономистов-менеджеров – машиностроительная отрасль. Машиностроительные заводы России – это крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность не только на российский рынок, но и на зарубежные рынки, и их продукция должна быть конкурентоспособной. Поэтому в качестве приоритетных профессионально важных качеств эксперты отметили аналитическое, профессиональное и стратегическое мышление, инициативность и организационно-управленческие качества.
Сравнительный анализ данных профессиональных задач и полученные оценки экспертов по значимости качеств подтверждают сформированный перечень ПВК для профессии. Небольшие отклонения в значениях обусловлены спецификой выполнения задач для отдельных видов деятельности. Окончательная структура профессионально важных качеств экономистов-менеджеров (в машиностроении), сформированная на основании результатов профессиографической экспертизы, представлена на рис. 1.
Рис. 1 — Структура профессионально важных качеств экономиста-менеджера (в машиностроении)
Таким образом, проведенный анализ существующих подходов к определению профессионально важных качеств экономистов-менеджеров, а также авторское профессиографическое исследование позволили сформировать взаимосвязанную систему профессионально важных качеств экономиста-менеджера (в машиностроении). На основании проведенного профессиографического анализа для успешной самореализации специалиста в профессиональной сфере возможно определение перспективных направлений проектирования процесса формирования и развития ПВК экономиста-менеджера в процессе образовательной подготовки в вузе.
Результаты исследования были использованы в проектировании вариативных образовательных маршрутов формирования профессионально важных качеств студентов в процессе самостоятельной работы в Дальневосточном Федеральном Университете. Получен положительный результат, однако очевидно, что требуется целостная система педагогического сопровождения формирования ПВК студентов, только в этом случае можно будет говорить о реальных изменениях в вузовском образовании.
Рецензенты:
Клещева Н.А., д.п.н., профессор кафедры самолёто- и вертолетостроения ФГАОУ ВПО Дальневосточного Федерального Университета (филиал ДВФУ в г. Арсеньеве), г.Арсеньев.
Огнев Ю.Ф., д.т.н., профессор, директор филиала ФГАОУ ВПО Дальневосточного Федерального Университета в г. Арсеньеве, г. Арсеньев.