В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов меняются подходы к процессу подготовки студентов педагогических вузов, повышаются требования к ним как к учителям, воспитателям, организаторам, способным управлять коллективной деятельностью, осуществлять проектную работу, увлекать открытием новых знаний, ориентирующемся в информационном пространстве [8]. Изменение требований к подготовке будущих учителей, отраженные в нормативных документах, потребность в формировании творческой и способной к саморазвитию личности будущего учителя определяют вектор процесса подготовки будущих учителей как в рамках учебного процесса, так и во внеаудиторной работе [9]. Особое внимание в профессиональном становлении будущих учителей требует подготовка в области информационных и коммуникационных технологий. При этом возникает потребность в таких средствах обучения, которые наиболее эффективно системно формировали требуемые профессионально-значимые качества будущих учителей, готовили к использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе средней школы, отражали тенденции развития школьного образования. В контексте сказанного, нам видится решение указанной проблемы в использовании дистанционных технологий в межвузовском пространстве, важную роль при этом могут сыграть дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады. В условиях популяризации школьного олимпиадного движения очевидной становится потребность в учителях, владеющих навыками подготовки и организации подобных соревнований, в том числе дистанционных. Дистанционный характер конкурсов ставит перед участниками задачу применения информационных технологий для создания информационных образовательных продуктов: социальных проектов, блогов, сетевых сообществ, веб-проектов, видеороликов и других материалов. Дистанционные предметные олимпиады широко используются в отечественных и зарубежных вузах и ориентируются на разные области знаний. Наряду с такими олимпиадами проводятся профессионально-ориентированные олимпиады, которые могут содержать в себе характеристики, свойственные предметным, как, например, проверка знаний из предметной области, однако имеют определенные особенности, поскольку предполагают прежде всего выявление профессиональных навыков. В педагогической литературе нет однозначного толкования подобного типа интеллектуальных соревнований, нами предлагается следующее определение, взятое в качестве рабочего. Под дистанционной профессионально-ориентированной олимпиадой будем понимать организационную форму осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, проводимого посредством информационных и коммуникационных технологий, требующую от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации личностных качеств, знаний, умений, навыков в предметных областях, соответствующих их специальности (профилю), а также оперативного решения профессионально-педагогических задач на творческой основе, предполагающую длительную подготовку и постолимпиадную рефлексию [3].
Существующее противоречие, обусловленное соотношением пассивно-созерцательного и активно-преобразовательного видов учебной деятельности привело к необходимости привлечения к процессу подготовки и участия в дистанционной олимпиаде не только непосредственных участников, но и группы поддержки, так называемых пассивных олимпийцев. Благодаря чему удалось активизировать элементы сотрудничества, товарищескую помощь, распределение обязанностей и функций. Правила олимпиады четко оговаривают число участников в команду или возможность индивидуального участия, среди них нами рассматривались состязания, характеризующиеся возможностью задействования активных и пассивных участников. В случае, когда в олимпиадном движении принимают участие непосредственные участники - индивидуально или в команде - мы говорим о закрытой олимпиаде. Такая олимпиада может оказывать воздействие на узкий круг олимпийцев. В отличие от нее открытая олимпиада характеризуется приобщением на разных ее этапах пассивных участников, не вошедших в основной состав команды. Пассивные участники оказывают поддержку олимпийцам, участвуют в разборе заданий, информационном освещении ее промежуточных и итоговых результатов.
Существуют различные подходы к определению профессионально-значимых качеств будущих учителей. В психолого-педагогической литературе разными авторами рассматриваются характерные особенности личности, система профессионально важных качеств учителя [1, 5 и другие]. На основе анализа подобного рода литературы нами выделяются профессионально-значимые качества будущих учителей, формируемые средствами дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад: мотивация к педагогической деятельности, умение работать в коллективе в сетевых проектах, умение организовывать олимпиады, педагогическая импровизация, умение применять информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, профессиональное самосознание, способность к рефлексии. Нами предложено описание указанных профессионально-значимых качеств будущих учителей, которое представлено в таблице 1 на основе трехуровневой градации.
Таблица 1
Характеристика уровней профессионально-значимых качеств будущих учителей, формируемых средствами дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад
Профессионально-значимое качество |
Низкий уровень |
Базовый уровень |
Потенциальный уровень |
Способность
|
Способность к профессиональной рефлексии |
Способность к профессиональной рефлексии выражена |
Способность к профессиональной рефлексии ярко выражена |
Мотивация к педагогической деятельности |
Мотивация к педагогической деятельности слабая, выявляется внешняя мотивация |
Мотивация к педагогической деятельности стойкая, преобладает внешняя мотивация |
Мотивация к педагогической деятельности стойкая, преобладает внутренняя мотивация |
Умение работать в коллективе |
Существуют трудности в работе в сетевых проектах |
Имеется представление о способах взаимодействия в сетевых проектах |
Сформировано умение работать в сетевых проектах, организовывать работу в сетевой команде |
Умение организовывать олимпиады |
Имеются навыки организации интеллектуальных состязаний на интуитивном уровне |
Имеются навыки организации интеллектуальных состязаний на основе эмпирического опыта или теоретических знаний |
Сформированы навыки организации олимпиад, проведения их на разных этапах, с учетом особенностей деятельности категорий участников |
Педагогическая импровизация |
Решение педагогических ситуаций носит формальных однотипный характер |
Решение педагогических ситуаций включает элементы педагогической импровизации |
Решение педагогических ситуаций строится на педагогической импровизации |
Умение применять информационные и коммуникационные технологии |
Недостаточно сформированы умения применять информационные и коммуникационные в профессионально-педагогической деятельности |
Способность применять информационные и коммуникационные технологии в отдельных направлениях профессионально-педагогической деятельности |
Применение сетевых технологий может осуществляться в разных направлениях профессионально-педагогической деятельности |
Профессиональное самосознание |
Низкая самооценка в качестве учителя, недостаточное стремление к профессиональному развитию |
Средняя самооценка в качестве узкоспециализированного учителя, присутствует стремление к профессиональному развитию на основе внешних мотивов |
Высокая самооценка в качестве разных функций учителя, стремление к профессиональному совершенствованию на основе внутренних мотивов |
Цель нашего исследования заключается в изучении возможностей, организационно-педагогических условий подготовки и участия будущих учителей в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах в рамках виртуальных команд и выявлении профессионально-значимых качеств будущих учителей, формируемых средствами дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад [2]. В виртуальной команде предполагается сборный состав студентов из разных вузов, объединенных направлением подготовки, осуществляющих взаимодействие на основе телекоммуникаций. Для повышения эффективности подготовки будущих учителей средствами дистанционных олимпиад нами были разработаны организационно-педагогические условия, которые направлены на формирование профессионально-значимых качеств будущих учителей через опору на информационное освещение этапов подготовки, проведения и рефлексии олимпиады, привлечение пассивных участников олимпиады, задействованных в поддержке активных участников и в обсуждении промежуточных результатов олимпиады; включение руководителя олимпиадной команды в качестве фасилитатора, направляющего деятельность участников, ориентирующего студентов на успех.
Одним из направлений в разрешении проблемы налаживания личностного и информационного взаимодействия может стать поэтапная деятельность подготовки и участия в дистанционном соревновании, при этом выделяются предолимпиадный, олимпиадный, постолимпиадный этапы. Первый из перечисленных нацелен на адаптацию участников к новым стрессовым условиям, к взаимодействию в новом коллективе, на этом этапе используются наряду с предметной подготовкой семинары с участниками прошедших олимпиад, обсуждаются возможные проблемы, трудности, студентов знакомят с сайтом поддержки олимпиадного движения, проводится диагностика личностных качеств участников с целью распределения обязанностей в команде согласно особенностям студентов. Следующий этап предполагает выполнение конкурсных заданий, которые представляют собой профессионально-ориентированные задачи, для решения которых требуется оригинальный, творческий подход. На следующем этапе проводится диагностика профессионально-значимых качеств будущих учителей для последующего сравнения с данными, полученными в результате диагностики профессионально-значимых качеств студентов, которая проводится спустя некоторое время после соревнования. Последний этап обозначен как рефлексивный и сопровождается оценкой деятельности участников в рамках олимпиады. В таблице 2 отражена поэтапная деятельность студентов педагогических вузов и руководителя в процессе подготовки и участия в профессионально-ориентированных олимпиадах.
Таблица 2
Поэтапная деятельность участников и руководителя в дистанционной олимпиаде
Этапы выполнения заданий |
Деятельность участников команды |
Деятельность руководителя команды |
|
I. Предолимпиадный |
Начальный |
Знакомство с тематикой олимпиады, тренировки |
Формирование команды и группы поддержки |
Инструктивный |
Целеполагание; выстраивание модели решения; выбор средств решения заданий; распределение обязанностей в команде; обсуждение способов и форм обмена информацией между участниками команды и пассивными наблюдателями |
Подведение итогов обсуждения, утверждение распределения обязанностей, оценивание студентов |
|
II. Олимпиадный |
Исследовательский |
Погружение в проблематику задания; |
Обсуждение промежуточных итогов; оценивание студентов |
Критериальный |
Выработка критериев оценивания командой |
Консультирование; оценивание студентов |
|
Деятельностный |
Выполнение заданий каждой группой студентов |
||
Корректирующий |
Обсуждение промежуточных результатов на основании критериев; корректировка промежуточных результатов; самоконтроль, информационное оповещение о результатах |
||
Результирующий |
Обмен работами участников для получения итогового продукта, представление конечного продукта |
||
III. Постолимпиадный |
Рефлексивный |
Рефлексия, оценивание работы командой, информационное оповещение об итогах |
Оценивание студентов, участие в рефлексии |
Заключительный |
Высказывание пожеланий по организации работы команды в ходе олимпиады, анализ деятельности на протяжении всей олимпиады; участие в олимпиаде |
Итоговое оценивание студентов, ориентация студентов на дальнейшее участие в олимпиаде |
При подготовке студентов к участию в дистанционных олимпиадах в составе виртуальных команд необходимо учитывать проблему удаленности участников, которая может быть решена путем установления и соблюдения графика он-лайн обсуждений. Сетевые консультации полезно проводить в удобное для участников время с учетом смещения часовых поясов. Территориальное разделение участников потребовало собранности, следования регламенту конкурсов. Немаловажным оказалось владение обучаемыми приемами организации самостоятельной работы. При этом задействовалась индивидуальная, парная и групповая самостоятельная работа, которая была направлена также на установление контактов между студентами разных вузов.
Немаловажную часть нашей работы составляет диагностика профессионально-значимых качеств студентов ввиду того, что дистанционные олимпиады как средство формирования профессионально-значимых качеств будущих учителей не апробировано широко в педагогической практике. Нами рассматриваются два этапа, когда студенты по-разному оценивали и ощущали результаты олимпиады. Первоначально мы сравнивали уровень сформированности указанных профессиональных компетенций и психологических характеристик у студентов всех групп. Первый период носит название краткосрочного, начинается сразу после завершения олимпиады. Он связан с обсуждением итогов, разбором ошибок, допущенных в конкурсах. Проведение эксперимента в этот период сопровождалось тестированием участников. Результаты тестирования отличаются от данных, которые демонстрируются в результате обработки тестов в следующем периоде длительного характера, когда в памяти участников стираются многие детали, когда эмоциональные впечатления приобретают более сдержанную окраску; именно в этот период делаются стратегические выводы об участии в предстоящих испытаниях и влиянии участия в олимпиадах на учебе студентов. На наш взгляд, оказывается важным то, что в ходе второго периода информация переходит в долгосрочную память, что задает потом траекторию развития студента, определяет его профессиональную деятельность.
Таким образом, дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады предполагают участие обучающихся педагогических вузов разных профилей и предусматривают не только проверку предметных знаний, но и проявление методологических, педагогических, личностно-профессиональных знаний и умений, формирование профессионально-значимых качеств будущих учителей, осуществление междисциплинарных связей, взаимодействие между участниками из разных регионов, что позволяет отнести такие состязания к числу эффективных средств совершенствования процесса подготовки студентов.
Рецензенты:
Мокрецова Л.А., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.
Старовиков М.И., д.п.н., профессор кафедры физики и информатики, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.