Человек, являясь частицей социума, реализует себя как личность в среде, отражающей особенности различных культур. Поэтому одной из приоритетных задач системы образования, как в России, так и за рубежом, является подготовка индивидуума к успешному решению общественно-значимых задач, к самореализации, к гармоничному сосуществованию с окружающими в условиях межкультурного диалога. Проблемы и противоречия, возникающие в современном обществе, формируют социальный заказ системе образования - подготовить индивида к мирному существованию в поликультурном, многонациональном мире, сформировать соответствующую систему ценностей и норм поведения, воспитать толерантное отношение к другим культурам, обычаям, традициям и вероисповеданиям. В связи с чем образование предстает как многообразие сосуществующих или сменяющих друг друга структур социального взаимодействия разного масштаба, обеспечивающих, в конечном счете, становление единой человеческой цивилизации, наибольшей структурной единицей которого является мировое поликультурное образовательное пространство [7, с. 44].
Изучение проблематики создания поликультурного пространства предполагает конкретизацию и уточнение данного понятия и его составляющих, способов и механизмов его создания и функционирования. Поэтому уточнение и обоснованный выбор определения понятий «культура», «поликультурное образование» является, на наш взгляд, первоочередной задачей нашего исследования.
Анализ научно-исследовательской, учебной и популярной литературы, позволил сформулировать следующие выводы.
Во-первых, существуют различные подходы к формированию определений понятия «культура». Данные подходы выделены в работах М.А. Верба[5]: 1) условно-терминологический; 2) историко-археологичекий [6]; 3) этнографический; 4) личностно-деятельностный; 5) интегративный подход; 6) антропологический; 7) ценностный; 8) социологический).
Во-вторых, определения понятия «культура», сформулированные исследователями - сторонниками вышеназванных подходов, можно сгруппировать следующим образом: 1) описательные; 2) исторические; 3) нормативные; 5) ценностные; 6) психологические [14]; 7) идеологические; 8) антропологические; 9) социологические; 10) просветительско-образовательные.
В-третьих, в настоящее время существует в педагогической науке значительное число работ, посвященных актуальным проблемам формирования профессиональной культуры и информационной культуры как части культуры в целом у людей различных возрастных групп, этнической, расовой, социальной и профессиональной принадлежностей и вопросам поиска содержания понятий «профессиональная культура» и «информационная культура».
Такое многообразие не только подходов к рассмотрению содержания данного понятия, формулировке его определения, но и его разновидностей сподвиг нас сформулировать закономерный вопрос: что же следует понимать под понятием «культура»?
Чтобы ответить на данный вопрос, мы исходили из следующих соображений, во-первых, понятие «культура», как и любое другое понятие, представляет собой мысль, отражающую существенные признаки предметов, объектов, явлений и процессов, которые позволяют выделить их из множества других [2]. Такие признаки образуют так называемое содержание понятий. При этом существенными признаками являются лишь те, «каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны для того, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный объект от всех остальных и обобщить однородные предметы в единый класс [2,с. 10].
Во-вторых, содержание любого понятия описывается его определением. Термин «определение» был введен еще Аристотелем для обозначения высказывания, объясняющего, что есть данная вещь, или отчета о сущности вещи [4]. Определить понятие - это значит выразить в краткой форме основные и существенные признаки определяемого понятия, не исчерпывая всех его свойств и связей. Данная логическая операция заключается в том, чтобы уникально отличить изучаемый предмет от других предметов множества мышления, то есть к определению через род и видовые отличия.
Очевидно, если выделить род и видовые признаки понятия «культура» более четко, то возможно установить и цель процесса поликультурного образования через описание того, чем должен овладеть обучаемый в результате данного процесса. Поэтому мы выделили из содержания понятия «культура», сформулированного в определениях различных авторов, слова, указывающие на его род и видовые признаки. Данные подходы позволили установить, что под термином «культура» понимается: а) система материальных и духовных ценностей, включающая все достижения и результаты человеческой деятельности, созданные на разных этапах развития общества в данных социально-экономических и регионально-географических условиях, отличающих расовые, религиозные или социальные группы комплексом традиций, языка, литературой, этикетом, музыкой, формой одежды, видами пищи, конструкций и внутреннем убранством жилищ, праздниками, обрядами, обычаями, верованиями и идеалами; б) система норм поведения, способов деятельности и адаптации в социально-экономических и регионально-географических условиях, руководствуясь набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.
Отдельно отметим, что мы намеренно не акцентировали внимание в получившемся определении на принадлежности «системы материальных и духовных ценностей», «системы норм поведения, способов деятельности и адаптации» только к этническим (национальным группам), принимая во внимание тот факт, что данные категории могут принадлежать к более широким или узким социальным группам, например, культура специалистов одной профессиональной области (педагогическая культура, культура «голубых воротничков», корпоративная культура), культура сексуальных меньшинств, неформальных объединений и т.п.
Итак, чтобы разобраться в сущности «поликультурного образования» как в целостной дефиниции, нами первоначально было выявлено содержание понятия «образование». Установлено, что большинство исследователей рассматривают «образование» как: 1) единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны [10]; 2) овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие [12, c. 74]; 3) приобретенное достояние личности, выявляющееся в ее поведении, заключенное в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе общения с другими людьми, в процессе приобретения личного опыта познания мира [3, с. 407].
Интерес представляют определения данного понятия, сформулированные Б.З. Вульфовым и В.Д. Ивановым, согласно которым «образование есть зафиксированное достижение уровня культуры, реализуемое в процессе обучения» [9, c. 21]. Такое толкование является актуальным для нашего исследования, так как связывает образование и культуру - в процессе поликультурного образования реализуется развитие обучаемых в соответствии с целями, опосредованными культурным содержанием и методами его усвоения.
Для обоснованного выбора понимания понятия «поликультурное образование», которое позволило бы сформулировать концептуальные (теоретические) основы нашего исследования, мы решили воспользоваться подходом, обусловленным следующими соображениями: так как образование является процессом, регламентируемым определенными образовательными или воспитательными целями, то с помощью определений понятия «поликультурное образование» и ведущими теоретическими идеями, сформулированными авторами работ, мы постарались выделить конечную цель данного процесса. Для этого мы воспользовались классификацией, предложенной И.В. Алексашенковой [1], дополнив ее определениями понятия «поликультурное образование» и работами, выполненными позднее данного исследования. Примеры проделанной работы и полученные результаты представлены в таблице.
Таблица 4. Результаты анализа понятия «поликультурное образование» и подходов к реализации поликультурного образования
|
Автор исследования |
Определение понятия «поликультурное образование» |
Цель поликультурного образования |
Аккультурационный |
У. Боос-Нюннинг |
Традиции изучения родной культуры, процесса переработки традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров [15, с. 359] |
1) создать и развить гармонию в отношениях между членами различных этнических групп 2) изучить традиционную родную культуру и ее изменение в рамках новой культуры 3) оказать помощь и поддержку представителям контактирующих культур 4) воспитать открытость, интерес и терпимость |
А.В. Шафрикова |
Совместная тенденция мирового процесса, утверждающую идею о том, что в основе мировой цивилизации лежит множество независимых самостоятельных сущностей, ...направленных на хранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и базирующихся на принципах диалога различных культур [13] |
1) организовать деятельность по усвоению семенных ценностей и норм поведения 2) развить способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры 3) сформировать собственную культуру идентичности |
|
Диалоговый |
М. Хоманн |
Совместное решение межкультурных конфликтов, существование которых должно быть признано и осознано и обогащено за счет диалога с чужими культурами [17] |
1) приобщить к различным культурам 2) сформировать общепланетарное сознание, позволяющее тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное сообщество. 3) воспитать миролюбивость 4) воспитать умение разрешать межкультурные конфликты 5) развить способности к межкультурной коммуникации 6) сформировать представления о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах |
М. Крюгер-Потратц |
помощь обучаемым ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется этнической, языковой, религиозной и социальной готовностью [18] |
||
Социально-психологический подход |
Тейлор Хакль |
Развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и мышления, чужой культуре, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, интеграции элементов других культур в собственную систему мышления [1] |
1) развить терпимость к чужому образу жизни и мышления, уважение к чужой культуре; 2) развить способности к интеграции элементов чужих культур в собственную систему мышления; 3) научить солидарности; 4) воспитать умение разрешать межкультурные конфликты. |
Х. Эссингер, И.Граф |
цели поликультурного образования состоят в эмпатии, солидарности и способности решать конфликты [16] |
Обобщая результаты анализа рассмотренных выше определений понятия «поликультурное образование» и соответствующих целей поликультурного образования как процесса, можно сделать следующий вывод, что поликультурное образование является многоаспектным процессом и включает в себя несколько целей, а именно: 1) формирование когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и др.); 2) формирование знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур; 3) формирование видов деятельности (разрешать межкультурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры, усвоение семенных ценностей и норм поведения, оказание помощи и поддержку представителям контактирующих культур).
Подобный подход был применен в работе Е.А. Морозовой [8]. Однако, на наш взгляд, автором данного исследования не учтены следующие факты (положения). Во-первых, при формулировании своего определения Е.А. Морозовой [8, с. 162] не учтено, что ближайший признак, так называемый род данного понятия, является «образование». Поэтому в определении «поликультурное образование» должны быть включены понятия составляющие данных процессов (воспитания, обучение).
Во-вторых, несмотря на то что автором исследования был выделен когнитивный аспект [8, с.163], им не был учтен тот факт, что когнитивная психология (раздел науки психологии) рассматривает понятие психики как опосредованное овладение человеком познавательной деятельности с помощью когнитивных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление). В связи чем автором в качестве когнитивной составляющей поликультурного образования понимается освоение только «образов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов» [8, с. 163].
Отметим, что сформулированное нами определение понятия «поликультурное образование» согласуется с полученным нами определением понятия «культуры», а именно: 1) формирование системы норм поведения соотносится с когнитивным аспектом поликультурного образования; 2) формирование знаний соотносится со знаниями о системе материальных и духовных ценностей; 3) формирование видов деятельности соотносится с различными видами деятельности, в том числе и адаптацией, регламентируемым набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.
1. Под «культурой» понимается: система материальных и духовных ценностей, включающая все достижения и результаты человеческой деятельности, созданные на разных этапах развития общества в данных социально-экономических и регионально-географических условиях, отличающих расовые, религиозные или социальные группы комплексом традиций, языка литературой, этикетом, музыкой, формой одежды, видами пищи, конструкций и внутреннем убранством жилищ, праздниками, обрядами, обычаями, верованиями и идеалами; система норм поведения, способов деятельности и адаптации в социально-экономических и регионально-географических условиях, руководствуясь набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.
2. «Поликультурное образование» - это процесс: 1) формирование когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и др.); 2) формирование знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур; 3) формирование видов деятельности (разрешать межкультурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры, усвоение семенных ценностей и норм поведения, оказание помощи и поддержку представителям контактирующих культур).
3. При реализации любого из аспектов поликультурного образования необходимо помнить, что система материальных и духовных ценностей система норм поведения, способов деятельности и адаптации может принадлежать не только к этническим (национальным группам), но другим социальным группам, например, культура специалистов одной профессиональной области (педагогическая культура, культура «голубых воротничков», корпоративная культура, культура сексуальных меньшинств и т.п.).
Рецензенты:
Мирзабекова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г.Астрахань.
Ильясова М.Д., д.п.н., доцент, профессор кафедры «Социология и психология», заведующая научно-исследовательской лабораторией «Компетентностный подход в подготовке и сертификации кадров» Астраханского государственного технического университета, г.Астрахань.