Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL AND INDIVIDUAL SKILLS DEVELOPMENT OF HIGHER INSTITUTIONS TEACHERS

Zhargal U.S. 1
1 University "Enkh orchlon"
The article deals with problems of development of higher educational institutions teachers’ professional and individual qualities in Mongolia. The teachers should instantly enlarge their knowledge and skills of professional activity, they should combine their educational work with their scientific level development to fulfill successfully formation and development of youth education. Unfortunately modern situation in Mongolian higher educational institutions shows that teachers often do not respect students’ thoughts, do not take into consideration interests of every student, and these have a negative effect on educational quality. The other problem is bound with not adequate level of cooperative work among working people in questions of increasing quality and lack of initiative in curriculum and extra curriculum activities. The research was based on the inquiry of Mongolian students on the features of an ideal teacher. The research worked out the activities that would facilitate problems of teachers’ professional and individual qualities in Mongolia.
competence and skills of the teacher
forms of educational activities
skills of personality
professional skills of university’s teacher

Введение

Обеспечение качества высшего профессионального образования во многом зависит от уровня научной, методической компетентности преподавателей, от сформированности их нравственных качеств. Согласно статье 28 закона «Об образовании Монголии» указано, что к кадрам высших учебных заведений относятся преподаватели высших учебных заведений, лица, занимающиеся научно-исследовательской работой, а также все лица, участвующие в оказании услуг и помощи в получении образования студентам. Для успешного выполнения задач по формированию и развитию образования молодежи педагогам необходимо непрерывно пополнять свои знания и умения профессиональной деятельности, сочетая текущую учебную работу с повышением своей научной квалификации.

В настоящее время в связи с интенсивными общественными процессами меняются потребности и интересы подрастающего поколения. В этой связи требования к преподавателям вуза не ограничиваются узкопрофессиональными умениями, но от него требуется осмысление широкого спектра социальных, политических, психологических проблем, сопряженных с воспитанием молодежи. Педагоги всегда должны учитывать эти изменения и обладать умениями совершенствования учебно-воспитательной деятельности.

К сожалению, современная практика вузов Монголии показывает, что преподаватели часто выказывают неуважение к мнению студента, не учитывают интересы каждого отдельного студента, что соответственно отрицательно влияет на качество образования. Другой проблемой является недостаточно сформированная корпоративность совместно работающих людей в вопросах повышения уровня образования и слабое проявление инициативы в организации аудиторной и воспитательной деятельности. Большинство же студентов мотивированы в обучении, уважительно относятся к национальным традициям, культуре и обычаям, уверены в себе, способны работать и жить в гуманном, гражданском демократическом обществе. Для них необходима поддержка со стороны старших товарищей. На наш взгляд, стимулом повышения социальной значимости педагогов может явиться общественная оценка передового опыта педагогов по развитию и выявлению особенностей каждого студента. С другой стороны, до сих пор не было проведено комплексное исследование потребностей повышения квалификации образовательных организаций всех уровней, что проявляется в недостаточной поддержке и содействии мероприятиям по развитию самих педагогов.

Государственная политика по развитию педагогов

В программе реформирования качества образования и науки «Образованный, интеллигентный человек Монголии» стартовала подпрограммапо поддержке и развития педагога. Своеобразным лейтмотивом программы явился тезис «Развитие каждого ученика, студента, подростка первостепенная задача образования».

Настоящая программа «Развитие педагогов» основана на концепции и содержании документов и актов, определяющих долгосрочные и среднесрочные планы развития Монголии: среди них «План развития образования Монголии в период с 2006 по 2016 г.», «Программа деятельности Правительства Монголии в период с 2012-2016 г.», утвержденные постановлением № 37 парламента Монголии, «Национальная программа подготовки учителей дошкольного, начального и среднего образования и повышения их квалификации», утвержденная постановлением № 316 Правительства Монголии 2008 г.

Данные документы дают основание полагать, что поддержка со стороны государства будет обеспечена, что положительно повлияет на развитие мотивации педагогов создаст благоприятные условия для непрерывного профессионального развития педагогов, будет способствовать распространению передового опыта, и, в конечном счете, повышению социального статуса преподавателя вуза.

Для выявления общественного мнения, каковы основные профессиональные и личностные качества, которые ценятся студентами, нами был проведен ряд диагностических мероприятий. В опросе приняли участие 250 студентов. В качестве профессиональных умений студенты выделяют умения организатора, руководителя, воспитателя, методиста, умело строящего учебный процесс (88 %). Среди наиболее значимых качеств преподавателя студенты отмечают образованность и профессионализм (29,2 %). Особенно выделяют навыки хорошего лектора и наличие красивого почерка - 31,2 %. Экономически независимый преподаватель привлекателен для 93,6 % студентов, позитивно настроенный - для 12,9 %. Также преподаватель должен быть примером для подражания для других, быть советчиком, психологом.

Среди нравственных качеств выделяются честность, гуманность, милосердие, эмпатийность, демократичность - эти качества отметили 68,4 % опрошенных студентов. Если говорить о конкретных качествах, то респонденты выделяют такие качества, как:

  • ответственность 32 %;
  • терпение и спокойствие 29,6 %;
  • открытость, общительность 9,6 %;
  • трудолюбие как базовое качество 34 %.

Согласно опросу, студенты выделили качества, которые у преподавателей высших учебных заведений не должны присутствовать:

  • замкнутый, эгоистичный, неуровневешенный (49,2 %);
  • нечестный, негуманный, легко поддающийся влиянию других (38 %);
  • грубый, неопрятный, не обращающий внимания на свою внешность, одежду, манеру поведения (30 %);
  • неопытный и безинициативный (26 %);
  • безответственный, непунктуальный (14 %);
  • бюрократичный (12 %).

Анализ проведенного опроса позволяет нам получить портрет идеального преподавателя вуза, который:

  • имеет глубокую контекстную специализацию вконкретных науках, в частности в том предмете, который он преподает;
  • свободно ориентируется вобщекультурных областях знания;
  • имеет серьезную психолого-педагогическую подготовку;
  • владеет методологическим аппаратом икоммуникативной техникой деятельности;
  • обладает высоким креативным инравственным потенциалом.

Основой для оценки и самооценки преподавателя, его работы, статуса, места в коллективе служит совокупность профессионально значимых качеств, среди которых интегративным может выступить ответственность, т.к. в нем проявляются и концентрируются практически все свойства и качества личности, такие как честное, добросовестное выполнение служебного и гражданского долга; исполнительность в соблюдении законов, устава вуза, директив, в реализации служебных прав и обязанностей; самостоятельность в преподавательской деятельности и научной работе, способность ставить перед собой посильные задачи и добиваться их решения; инициативность в совершенствовании вузовского обучения и своего профессионального роста; умение подчиняться решению большинства, даже при несогласии с ним, но при этом готовность изменить это решение демократическим путем; самоконтроль и самодисциплина на службе, требовательность к себе и другим.

В рамках своего научного исследования мною был проведен опрос среди студентов института «Энх орчлон», в одном из частных вузов Монголии, в какой мере соответствуют преподаватели полученному идеальному портрету. В результате только 50 % от общего числа преподавателей получили выше удовлетворительной оценки. Данный результат свидетельствует о проблеме и возможных рисках будущего.

По результатам опроса среди преподавателей «Какие меры можно предпринять для профессионального совершенствования?» были предложены меры:

  • приглашать преподавателей и научных работников на краткосрочные курсы внутри страны и зарубежом;
  • оказывать финансовую помощь преподавателям, которые обучаются на краткосрочных курсах и семинарах;
  • ежегодно проводить курсы обучения в среднем для неменее 20 % преподавателей;
  • оценивать, поощрять и стимулировать результаты научной работы преподавателей;
  • улучшить социально-бытовые услуги работающих, оплачивать транспортные расходы и питание;
  • создать «Фонд развития преподавателей» на основе процентов от доходов вуза.

Руководство вуза в своей стратегии развития института «Энх орчлон» в рамках политики кадровых ресурсов, наметил реализацию программы «Социального развития преподавателей и работающих» и счел целесообразным реализовать следующие мероприятия:

  1. Создать систему оценки профессиональной компетентности преподавателей, а также систему поощрения и стимулирования.
  2. Разработать и осуществить программу социальной поддержки преподавателей.
  3. Разработать систему финансового поощрения преподавателей и обучающихся на курсах переподготовки и семинарах, которые проводятся по правительственной линии и по линии неправительственных организаций, в равной степени в программах по обмену с зарубежными и отечественными высшими учебными заведениями.
  4. В соответствии с комплексной политикой национального развития увеличить заработные платы преподавателей и работающих ежегодно по 9-10 % до 2015 года, инвестировать программу повышения профессионального роста и помощи в решении социальных проблем в зависимости от условий.

Указанные меры и условия в той или иной мере существуют в каждом учебном заведении. Вместе с тем их реализация зависит не столько от администрации, научной и учебной части, сколько от того, как активен сам преподаватель, его способность использовать имеющиеся условия для роста своего профессионального мастерства.

Активная реализация имеющихся условий для своего профессионального роста проявляется в самообразовании, выступлениях на семинарах, участии в конференциях, в обучении на курсах повышения квалификации. Об этом также свидетельствует создание методических рекомендаций для студентов, публикация методических статей, выступление на заседаниях кафедры, профессиональное общение с коллегами и др.

Особое значение имеет процесс саморазвития и самосовершенствования преподавателей. Действительно, чтобы соответствовать тем высоким требованиям, быть и квалифицированным психологом, и реформатором, и инициатором, надо обладать и творческими способностями, и иметь волевые качества. При этом важно учитывать в своей работе общественные изменения и новые требования. Особенно необходимо быть осведомленным о новых изменениях психологии и образования, анализ которых необходимо отразить в своей педагогической работе.

Понимание, осознание и осведомленность об изменениях, которые отражаются в принципах, содержании, методах и технологии обучения, а также их учет в своей деятельности являются стимулами развития преподавателей.

Рецензенты:

Дагбаева Н.Ж., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Бурятский госуниверситет», г. Улан-Удэ.

Маланов И.А., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Бурятский госуниверситет», г. Улан-Удэ.