Введение
На сегодняшний день инвестиции играют одну из важнейших ролей в развитии любой страны. Инвестиции могут осуществляться как компаниями резидентами страны, так и иностранными компаниями. Необходимо отметить, что с точки зрения анализа и оценки инвестиционного климата страны, важно учитывать как внутренние инвестиции, так и иностранные. Большинство стран мира находятся в состоянии постоянной борьбы за привлечение именно зарубежных инвестиций. Так, рост объема иностранных капиталовложений приводит к повышению уровня занятости, росту уровня производительности труда и конкурентоспособности отечественных компаний, передаче управленческих навыков и знаний, технологий и ноу-хау иностранных высокотехнологичных предприятий.
Текущая ситуация в сфере инвестиционной деятельности в Республике Таджикистан (далее - РТ). Начиная с 2001 года и по сегодняшний день правительством РТ на законодательном уровне было проведено и проводится различные реформы, которые направлены на создание благоприятной инвестиционной среды в наиболее приоритетных сферах экономики. Среди принятых Правительством РТ мер по улучшению инвестиционного климата особое место занимает формирование и реализация нормативно-правовой базы, включающей Законов РТ «Об инвестициях», «О свободных экономических зонах», Национальной Стратегии развития РТ до 2015г. В Национальной стратегии развития на период до 2015 г. назначены приоритетные отрасли для инвестирования, в частности добыча и обработка драгоценных металлов и камней, гидроэнергетика, полиметаллических руд, развитие телекоммуникаций и инфраструктуры, переработка хлопка и сельскохозяйственной продукции и т.д. Следует отметить, что внедрение принципа «единого окна» для регистрации бизнеса, сокращение необходимого числа документов, в частности лицензий и разрешений, сокращение количества инспекционных служб и регламентация проверок, совершенствование процедуры банкротства и защиты миноритарных акционеров находятся в числе тех реформ по улучшению среды для ведения бизнеса, которые были по достоинству оценены на международном уровне. Помимо этого в настоящее время Правительством РТ разрабатывается документ под названием «Среднесрочная стратегия развития Таджикистана», которая также будет охватывать основные направления развития на период с 2014 по 2017 годы, а также принята программы государственной поддержки предпринимательства в Республике Таджикистан на 2012 – 2020 годы[1]. Таким образом, ситуация в Таджикистане значительно улучшилась по сравнению с предыдущими годами в части предсказуемости инвестиционного климата. Однако, несмотря на это, Таджикистан все еще сталкивается с рядом проблем, препятствующих созданию устойчивого инвестиционного климата и повышению рейтинга привлекательности страны, способного поддерживать долгосрочный, устойчивый экономический рост.
Оценка инвестиционного климата в РТ. В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса» приводится сравнение мировых экономических структур по показателю легкости ведения бизнеса и по реформам частного сектора. В нем ранжированы 183 страны на основе 10 показателей регулирования бизнеса. Хотя ранг Республики Таджикистан повышается с каждым годом, страна продолжает оставаться в конце списка по большинству показателей Всемирного банка. В 2013 году она занимает 141 место в списке из 189 стран, что улучшает показатель 2012 года на 4 пункта[2]. Следует отметить, что благодаря широкой модернизации правовой базы рейтинг по защите иностранных инвесторов в 2013 году значительно улучшился (22-ое место). По показателю регистрация бизнеса рейтинг страны существенно улучшился в 2013 году, благодаря проведенной реформе по внедрению системы «Единого окна» по регистрации юридических лиц с 137 место до 77 среди 189 стран мира, что улучшило показатели страны на 60 пунктов.
Всемирный Банк определил следующие наиболее существенные препятствия на пути привлечения инвестиций в Таджикистане:
- отсутствие четко определенной политики в области законодательства;
- ограниченный доступ к официальной информации (включая законы и нормативно-правовые акты);
- дискреционное поведение некоторых государственных служащих;
- недостаточная защита прав инвесторов через судебную систему[3].
Одной из важнейших проблем в Республике Таджикистан является нехватка инвестиций при наличии устаревших мощностей, созданных еще в эпоху СССР. Необходим значительный объем финансовых ресурсов, которые компании не в состоянии сформировать за счет внутренних источников. В этой связи роль и значение фондового рынка в привлечении иностранных инвестиций и развитии экономики в целом трудно переоценить. Однако до последнего времени его роль как эффективного механизма привлечения денежных средств на цели инвестиций и стимулирования роста производства была незначительной. В июне 2013 года была зарегистрирована новая Фондовая биржа в РТ, которая является коммерческой структурой, и ее регистрация является первым шагом к созданию организованного рынка ценных бумаг в РТ.
Новая фондовая биржа может приблизить страну к цивилизованной структуре экономики, принятой во всем мире, если будет проведена соответствующая подготовительная работа и максимальное содействие государство в этом. Следует обеспечить условия для формирования брокерских контор, появления профессиональных участников рынка ценных бумаг, запуска процедуры листинга, повышения рейтинга.
Таким образом, для того чтобы обеспечить приток инвестиций в реальный сектор экономики и предотвратить возникновение кризисов, необходимо исследование механизма функционирования фондового рынка в трансформирующейся экономике, факторов, детерминирующих его эффективность и разработка мер государственного воздействия, способствующих развитию фондового рынка в РТ. Таким образом, можно рекомендовать разработку долгосрочной стратегии развития рынка ценных бумаг с учетом действия фундаментальных факторов, влияющих на фондовые рынки и ценообразования на фондовые активы.
Одним из популярных механизмов привлечения иностранных инвестиций является IPO (Initial public offering). Развитие таджикского первичного рынка является важным направлением усилий по привлечению инвестиций в Таджикистан. На сегодняшний день существуют около 50-60 непубличных компаний с капитализацией более 100-150 млн. долл. США, каждая, которые проводят ежегодный независимый аудит финансовых показателей и потенциально могут выйти на рынок акционерного капитала. На данный момент в силу недостаточного развития финансового рынка и понимания процедуры IPO, предприятия в стране не используют этот инструмент для привлечения инвестиций, хотя в последние несколько лет таджикские компании начинают рассматривать возможность выхода на иностранные фондовые рынки с помощью IPO. Например, при осуществлении IPO таджикские компании могут выбрать одну из следующих фондовых бирж: LSE (Лондонская фондовая биржа) – Великобритания, LSE-AIM (Альтернативный Инвестиционный Рынок) – Великобритания, NASDAQ (Национальная ассоциация автоматического квотирования дилеров ценных бумаг) – США, NYSE (Нью-йоркская фондовая биржа) – США, РТС (Российская торговая система) – Россия; ММВБ (Московская Межбанковская Валютная Биржа) – Россия и т.д.
Специалисты и аналитики также выделяют следующие основные недостатки и препятствия для создания таджикского рынка IPO:
1. Недостаточное развитие отечественного фондового рынка. По сравнению с другими фондовыми рынками стран СНГ, таджикский фондовый рынок достаточно молодой и функционирует менее успешно. Необходимо создать эффективную инфраструктуру, которая будет способствовать развитию фондового рынка.
2. Слабое развитие таджикских институциональных инвесторов, в частности паевых, пенсионных и страховых фондов. Это связано с существующим нормативным запретом на инвестирование средств институциональных фондов. Следовательно, необходимо способствовать развитию институциональных инвесторов.
3. Неразвитость законодательства о рынке ценных бумаг. Например, за рубежом, не существует регистрации ценных бумаг государственным органом по отношению к закрытым эмитентам. Кроме того, регистрируется лишь проспект ценных бумаг, в котором раскрываются сведения о компании и о ценных бумагах, а регистрация выпусков бумаг отсутствует, что позволяет регулятору концентрироваться только на публичных эмитентах и облегчает использование фондового рынка как источника финансирования компании. Для развития рынка акционерного капитала в РТ, следует усовершенствовать законодательство в этой области.
Процедура и теория IPO в таджикской экономической литературе практически не разработана. Работы по первичному размещению акций на фондовом рынке можно встретить у таких российских авторов как Лукашов А. В.,Никифорова В. Д., Макарова В. А., Волкова Е. А. Компании же на практике обращаются за помощью к консалтинговым агентствам. Как правило, требования, предъявляемые к компаниям, чьи акции торгуются на бирже можно разделить на 3 группы:
1) требования к финансовой отчетности. Компания должна соответствовать международным (IAS) и/или американским стандартам (US GAAP) на протяжении как минимум последних трех лет. Кроме этого, она должна пройти аудит, например у одной из компаний «большой четверки» (Ernst & Young, KPMG, Deloitte и PwC).
2) требования к прозрачности управленческой схемы компании и схемы ее собственности, в том числе и четкого распределения полномочий менеджмента всех звеньев. Не менее четкой должна быть схема собственности и корпоративных прав.
3) требования к защите прав инвесторов. Ключевые собственники должны выстроить схему управления бизнесом так, чтобы у потенциальных инвесторов не возникало подозрений, что их могут обмануть.
В большинстве случаев IPO гарантирует компаниям-эмитентам значительные преимущества. В первую очередь они заключаются в том, что привлекаемое финансирование не надо возвращать, как в случае с кредитами или облигациями. Кроме того, IPO — это возможность обеспечить доверие инвесторов к компаниям, а также определение реальной рыночной стоимости бизнеса и перспектива его дальнейшего роста, поскольку листинг на фондовой бирже может обеспечить рост стоимости бизнеса. Наконец, IPO позволяет четко определить цели и стратегии компании на ближайшие несколько лет, в соответствии с мировыми тенденциями и ожиданиями иностранных инвесторов. Конечно, практические аспекты первичного размещения акций для Таджикистана еще не раскрыты, тем не менее, очевидно, что IPO имеет множество преимуществ на микро-уровне, в том числе создание имиджа компании для иностранных инвесторов и кредиторов, повышение капитализации и рыночной стоимости компании. На макро-уровне, преимущество IPO состоит в стабилизации экономики страны и ее связей с иностранными инвесторами.
Несмотря на то, что в стране проводится большая работа по развитию фондового рынка, принятию мер по дальнейшему его совершенствованию с учетом современных задач экономики, международной практики и собственного приобретенного опыта, предстоит еще многое сделать для решения обозначенных проблем и дальнейшего развития этого важнейшего сегмента экономики. В результате исследования были выработаны следующие практические рекомендации для решения внутренних и внешних недостатков и проблем, по отношению к эмитенту, а также препятствующие созданию таджикского рынка первичных размещений ценных бумаг:
- Необходимо создать систему отчетности и раскрытию макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг страны.
- Создать государственную долгосрочную концепцию и политики действий в области создания рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (выбрать модель развития фондового рынка, на примере российского и казахстанского фондового рынка).
- Повысить надежность функционирования биржевой торговой системы, обеспечить снижение рисков и затрат участников. Сформировать интегрированную инфраструктуру рынка ценных бумаг, которая будет отвечать международным стандартам.
- Разработать собственные подходы к организации фондового рынка, созданию его инфраструктуры, соответствующей направлениям и темпам проводимых в стране рыночных преобразований.
- Провести анализ инвестиционной привлекательности и обеспечить улучшение инвестиционного рейтинга страны, используя услуги и критерии авторитетных международных рейтинговых агентств (Moody's, Standard&Poor's, Fitch ratings и т.д.).
- Сформировать правовые основы развития новых инструментов финансового рынка.
- Развить институты рынка ценных бумаг, а также инструменты и формы инвестирования частного капитала в экономику и стимулировать инвестиционную активность.
- Совершенствовать государственную политику на финансовом рынке.
Заключение
Таким образом, основной вывод состоит в том, что от эффективности инвестиционной политики зависит улучшение инвестиционного климата. Привлечение инвестиций в экономику страны является жизненно важным средством развития любого государство. Таджикистану остро необходимо быстрое и существенное улучшение инвестиционного климата. В то же время характер необходимых изменений таков, что многие из них требуют значительного времени.
Быcтpo и кардинально измeнить cитyaцию пpaктичecки нeвoзмoжнo. Мнoгиe пpoцeccы, как, нaпpимep, нaлaживaниe кopпopaтивнoгo yпpaвлeния, oбecпeчeниe нaдeжнoй paбoты cyдeбнoй cиcтeмы, искоренение кoppyпции и дpyгиe измeнeния, имeют длитeльный xapaктep. Перед РТ стоит сложная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов.
Рецензенты:
Городнова Н.В., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Государственные и муниципальные финансы», Высшая школа экономики и менеджмента Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г.Екатеринбург.
Новиков А.А., д.э.н., доцент, зав. кафедрой «Экономика и финансы» Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Евразийский открытый институт», г. Москва.
[1] Сайт Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом РТ. http://amcu.gki.tj/images/stories/Tajikistan_Investment_opportunities_RU.pdf
[2] Сайт Всемирного Банка www.worldbank.org/v2/datacatalog
[3] «Анализ инвестиционного климата Республики Таджикистан 2013» - Всемирный Банк совместно с Агентством США по международному развитию или Правительства США