Введение
Экономическая безопасность страны - защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.
Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязвимость.
Экономическая безопасность характеризуется возможностью народного хозяйства России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как интересов отдельного человека, так и субъектов Федерации и России в целом.
Будучи идеальной категорией, экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных странах с устоявшимся политическим режимом все же остается относительной. Те или иные неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность и угроза и их сохраняется даже в таких странах.
По мере интернализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью.
Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как военная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, так же как и не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность. Поэтому (с известной степенью осторожности) можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействия с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безопасности.
О том, какое внимание вопросам обеспечения экономической безопасности уделяется за рубежом, свидетельствуют следующие факты. В должность президента США 4 марта 1933 г. вступил Ф. Рузвельд. Уже за первые 100 дней его президентства было принято 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания мер по преодолению кризиса и восстановлению экономической мощи страны и представляли собой «новый курс». Ф Рузвельд и его команда поняли, что рыночный механизм XX века - это оптимальное сочетание рыночных мотивов и государственного участия в хозяйственных процессах. Одна из причин такого сочетания - необходимость влияния на социальный климат в обществе, так как экономические интересы личности реализуются через социальную политику государства. Для координации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 г. был образован федеральный комитет по экономической безопасности.
К сожалению, приходится констатировать, что ни проблема национальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе на нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского гегемонизма, и, как правило, она была целиком и полностью поглощена проблемой защиты социалистического отечества.
Спектр новых взглядов на понятие (объект) «Экономическая безопасность», ее состав оказался весьма широким:
- «... качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогрессирующих масштабах»;
- «... возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития общества, социально-экономическую и военно-политческую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»;
- «... важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национальногосударственных интересов России»;
- «... уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов»;
- «...совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».
Этот перечень определений понятий «экономическая безопасность» можно было бы продолжить и все они имеют право на сомостоятельное существование и разработку.
Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития РФ с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.
Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества .
Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяйство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассматривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основами», науки и технологий в прогнозный период.
Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции национальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований.
Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы необходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демографической, социально-экономической и политической стабильности общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостности, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внутренних угроз.
Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с другими возможными сферами деятельности: социальной, политической, экономической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.
Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяйство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассматривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основами», науки и технологий в прогнозный период.
Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции национальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований.
Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы необходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демографической, социально-экономической и политической стабильности общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостности, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внутренних угроз.
Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с другими возможными сферами деятельности: социальной, политической, экономической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.
Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех областях и сферах деятельности, нужно еще раз подчеркнуть базисную роль экономики, так как производство, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества.
Формирование эффективных механизмов обеспечения экономической безопасности является одной из важнейших задач проводимой в настоящее время государственной политики. В связи с этим значимость системы налогообложения, выступающей, с одной стороны, в качестве ресурсного фактора, а с другой - инструмента воздействия на социально-экономические процессы, существенно возрастает.
В ходе развития экономической науки и практики было выдвинуто большое количество налоговых концепций, применение которых во многом определяется особенностями, тенденциями и эволюционными фазами развития социально-экономических систем. При этом теоретикометодологические основы обеспечения налоговой безопасности применительно к специфике функционирования российской экономики не разработаны.
В последние годы в мировой практике прослеживается ярко выраженная тенденция снижения ставок основных видов налогов и предоставление приоритетным секторам экономики широкого спектра налоговых льгот и преференций. Такие преобразования ориентированы, прежде всего, на рост производства, повышение инвестиционной активности предприятий, увеличение предпринимательской прибыли и потребительского спроса. Налоговые льготы являются одними из наиболее значимых и часто применяемых инструментов регулирования финансово-бюджетной системы. Однако в России они имеют слабую инвестиционную направленность, многие из них противоречивы, малоэффективны и слабоприменимы на практике.
В экономически развитых странах налогообложение доходов физических лиц служит гарантом социальной стабильности в обществе, гармонично сочетая в себе фискальную и распределительную функции. В то же время отечественный подоходный налог не только не стал надежным источником государственных доходов, но и является фактором, усиливающим социальную напряженность в стране.
Решение указанных проблем становится возможным в условиях применения новых механизмов налогообложения, основанных на критическом обобщении отечественного и зарубежного опыта, объективной оценке трансформационных преобразований налоговой системы РФ и способных обеспечивать экономическую безопасность и предотвращать угрозы в налоговой сфере.
Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловлены низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в техническом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использованием ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вызовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации.
Наиболее опасны в нынешних условиях период внутренних угроз. Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз.
В данный момент наибольшую угрозу безопасности налоговой системы представляют следующие факторы:
- неуплата налогов вследствие кризиса неплатежей и отсутствия стабильного экономического роста в реальном секторе экономики;
- массовое сокрытие доходов и уклонение от налогообложения;
- нежелание регионов передавать федеральные налоги, собираемые на своей территории в федеральный бюджет;
- отсутствие неотвратимой ответственности субъектов экономики перед законом.
Эффективно функционирующая система налогообложения может быть только при эффективном реальном секторе экономики. Фактором, непосредственно формирующим налоговую базу, поддерживающим способность к уплате налогов, является финансовое состояние предприятий. Главная угроза здесь безопасности налогообложения - финансовый кризис субъекта экономики соответствующего уровня. Его основные формы:
- падение прибыли и рентабельности производства;
- убыточность и неплатежеспособность предприятия;
- недостаточность собственного капитала и оборотных средств;
- стремление обогащения за счет государственных средств;
- использование незаконных схем ухода от налогообложения;
- нарушение сроков выплаты заработной платы и др.
Многие долги предприятия перед государством образовываются в результате существования бартерных операций, использования векселей, взаимозачетов, налоговых преференций и освобождений.
В основе проблемы собираемости налогов лежат как воспроизводственные факторы, так и факторы конъюнктурного, законодательного, политического и организационного и даже психологического характера.
Формирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны, необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиции национальных интересов.
Рецензенты:
Чикатуева Л.А., д.э.н, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.
Этлухов О.А.-Г., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА), г. Черкесск.