Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THREATS TO SECURITY OF THE TAX SYSTEM

Topsakhalova F.M. 1, 1 Pshmakhov R.A. 1
1 North Caucasian State Technological Academy of Humanities and
Formation of effective measures mechanisms to ensure economic security is one of the most important important problems of the current state policy. During the development of economic science and practice put forward a large number of tax concepts, the use of which is largely determined by the characteristics , trends and evolutionary phases of development of socio- economic systems. In this theoretical methodological framework for ensuring security tax applicability relatively to the specifics of the Russian economy is not developed thanes . In recent years in the world can be traced pronounced tendencytion rate cut major taxes and the provision of priority sectors a wide range of tax benefits and preferences . Such transformations are focused primarily on increased production , increased investment activity , chenie increase business profits and consumer demand.
economic growth and taxation.
regulation
opposition
pace
threat
economic security

Введение

Экономическая безопасность страны - защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потен­циала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.

Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязви­мость.

Экономическая безопасность характеризуется возможностью народно­го хозяйства России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как интере­сов отдельного человека, так и субъектов Федерации и России в целом.

Будучи идеальной категорией, экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных странах с устояв­шимся политическим режимом все же остается относительной. Те или иные неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность и угроза и их сохраняется даже в таких странах.

По мере интернализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью.

Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как воен­ная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимо­связаны и взаимодополняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безо­пасности при слабой и неэффективной экономике, так же как и не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность. Поэтому (с известной степенью осторожности) можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействия с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безо­пасности.

О том, какое внимание вопросам обеспечения экономической безопас­ности уделяется за рубежом, свидетельствуют следующие факты. В долж­ность президента США 4 марта 1933 г. вступил Ф. Рузвельд. Уже за первые 100 дней его президентства было принято 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания мер по преодолению кризиса и восстановлению экономической мощи страны и представляли собой «новый курс». Ф Руз­вельд и его команда поняли, что рыночный механизм XX века - это опти­мальное сочетание рыночных мотивов и государственного участия в хозяй­ственных процессах. Одна из причин такого сочетания - необходимость влияния на социальный климат в обществе, так как экономические интересы личности реализуются через социальную политику государства. Для коорди­нации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 г. был образован федеральный комитет по экономической безопасности.

К сожалению, приходится констатировать, что ни проблема нацио­нальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе на нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского геге­монизма, и, как правило, она была целиком и полностью поглощена пробле­мой защиты социалистического отечества.

Спектр новых взглядов на понятие (объект) «Экономическая безопас­ность», ее состав оказался весьма широким:

  • «... качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогресси­рующих масштабах»;
  • «... возможность и готовность экономики обеспечить достойные усло­вия жизни и развития общества, социально-экономическую и военно-политческую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»;
  • «... важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедея­тельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально­государственных интересов России»;
  • «... уровень развития экономики, который обеспечивает экономиче­скую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздей­ствия неблагоприятных факторов»;
  • «...совокупность условий и факторов, обеспечивающих независи­мость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способ­ность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».

Этот перечень определений понятий «экономическая безопасность» можно было бы продолжить и все они имеют право на сомостоятельное су­ществование и разработку.

Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономиче­ского развития РФ с целью удовлетворения социальных и экономических по­требностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищен­ность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества .

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех облас­тях и сферах деятельности, нужно еще раз подчеркнуть базисную роль эко­номики, так как производство, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизне­способность общества.

Формирование эффективных ме­ханизмов обеспечения экономической безопасности является одной из важ­нейших задач проводимой в настоящее время государственной политики. В связи с этим значимость системы налогообложения, выступающей, с одной стороны, в качестве ресурсного фактора, а с другой - инструмента воздейст­вия на социально-экономические процессы, существенно возрастает.

В ходе развития экономической науки и практики было выдвинуто большое количество налоговых концепций, применение которых во многом определяется особенностями, тенденциями и эволюционными фазами раз­вития социально-экономических систем. При этом теоретико­методологические основы обеспечения налоговой безопасности примени­тельно к специфике функционирования российской экономики не разрабо­таны.

В последние годы в мировой практике прослеживается ярко выражен­ная тенденция снижения ставок основных видов налогов и предоставление приоритетным секторам экономики широкого спектра налоговых льгот и преференций. Такие преобразования ориентированы, прежде всего, на рост производства, повышение инвестиционной активности предприятий, увели­чение предпринимательской прибыли и потребительского спроса. Налоговые льготы являются одними из наиболее значимых и часто применяемых инструментов регулирования финансово-бюджетной системы. Однако в России они имеют слабую инвестиционную направленность, мно­гие из них противоречивы, малоэффективны и слабоприменимы на практике.

В экономически развитых странах налогообложение доходов физиче­ских лиц служит гарантом социальной стабильности в обществе, гармонично сочетая в себе фискальную и распределительную функции. В то же время отечественный подоходный налог не только не стал надежным источником государственных доходов, но и является фактором, усиливающим социаль­ную напряженность в стране.

Решение указанных проблем становится возможным в условиях при­менения новых механизмов налогообложения, основанных на критическом обобщении отечественного и зарубежного опыта, объективной оценке транс­формационных преобразований налоговой системы РФ и способных обеспе­чивать экономическую безопасность и предотвращать угрозы в налоговой сфере.

Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловле­ны низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в техническом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использовани­ем ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вы­зовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации.

Наиболее опасны в нынешних условиях период внутренних угроз. Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз.

В данный момент наибольшую угрозу безопасности налоговой системы представляют следующие факторы:

  • неуплата налогов вследствие кризиса неплатежей и отсутствия ста­бильного экономического роста в реальном секторе экономики;
  • массовое сокрытие доходов и уклонение от налогообложения;
  • нежелание регионов передавать федеральные налоги, собираемые на своей территории в федеральный бюджет;
  • отсутствие неотвратимой ответственности субъектов экономики перед законом.

Эффективно функционирующая система налогообложения может быть только при эффективном реальном секторе экономики. Фактором, непосред­ственно формирующим налоговую базу, поддерживающим способность к уплате налогов, является финансовое состояние предприятий. Главная угроза здесь безопасности налогообложения - финансовый кризис субъекта эконо­мики соответствующего уровня. Его основные формы:

  • падение прибыли и рентабельности производства;
  • убыточность и неплатежеспособность предприятия;
  • недостаточность собственного капитала и оборотных средств;
  • стремление обогащения за счет государственных средств;
  • использование незаконных схем ухода от налогообложения;
  • нарушение сроков выплаты заработной платы и др.

Многие долги предприятия перед государством образовываются в ре­зультате существования бартерных операций, использования векселей, взаи­мозачетов, налоговых преференций и освобождений.

В основе проблемы собираемости налогов лежат как воспроизводст­венные факторы, так и факторы конъюнктурного, законодательного, полити­ческого и организационного и даже психологического характера.

Формирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны, необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиции национальных интересов.

Рецензенты:

Чикатуева Л.А., д.э.н, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.

Этлухов О.А.-Г., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА), г. Черкесск.