Количество чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера неуклонно растет во всем мире. Причины этому – нарушение экологического равновесия, возникновение дисбаланса в биосфере, демографический, экономический, нравственный кризис цивилизации. При этом кризисное состояние цивилизации хотя и является глобальным, но по территории планеты распространено неравномерно. В некоторых странах благоприятные природные условия, гуманная экоцентрическая политика и высокий уровень экологической культуры населения сглаживают кризисные проявления (Швейцария, Швеция, Норвегия, Латвия, Великобритания, Австрия, КостаРика, Италия), на других территориях отсутствие этих условий, напротив, значительно обостряет существующие экологические, экономические и социальные противоречия. Россия занимает 106 (из 132) место в рейтинге экологической эффективности, который рассчитывается Центром экологической политики и права при Йельском университете и измеряет достижения стран с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами. Выступая в мировом экономическом сообществе в первую очередь как источник природных ресурсов, Россия все больше отходит от экологических императивов во внутренней и внешней политике. Следствие этого – ухудшение экологического состояния ряда территорий (в первую очередь Урала и Сибири), разрушение природных экосистем, изменение климата, природные и техногенные катаклизмы. Решая сегодняшние экономические проблемы, а во многих случаях просто исходя из личной выгоды, частных экономических интересов, мы разрушаем землю, полученную в наследство от предков, и рискуем ничего не оставить на ней своим детям. Грозные предупреждения о надвигающейся экологической катастрофе уже в течение нескольких десятилетий звучат с высоких научных и политических трибун, но так и не услышаны правящей элитой большинства стран мирового сообщества. Не нашли они и должного отражения в политике российского руководства. Одна из причин такой «нравственной глухоты» – изменение ценностных ориентаций, потеря нравственных ориентиров, и как следствие, формирование эгоцентрической мировоззренческой позиции, в центре которой только индивидуалистические частные интересы, потребности и желания.
Выход из сложившейся ситуации лишь один – кардинальное изменение взглядов, мировоззрения на место человека в существующей системе экологических закономерностей, изменение его поведения в соответствии с этими закономерностями. Изменение мировоззрения с позиции выгодной для себя на позицию выгодную для всех – задача столь многотрудная и глобальная, что может быть решена только совместными усилиями общества и государства, и только тогда, когда и общество и государство будут искренне заинтересованы в ее решении, достигнув в этом определенной консолидации. В настоящее время мы еще далеки от этого, но образовательная система государства может уже сегодня многое сделать в формировании экологического мировоззрения у подрастающего поколения, мировоззрения, позволяющего жить безопасно в изменяющемся мире.
Проектирование педагогической модели образования в области безопасной жизнедеятельности для регионов с высоким уровнем природного и техногенного риска позволит снизить риски для здоровья и жизни населения, проживающего на данных территориях.
Данная модель включает образовательную цель, содержание, формы и способы организации деятельности и образовательной среды для разных возрастных категорий обучающихся для формирования безопасного взаимодействия с природной и социальной средой (рис.1).
Рисунок 1. Педагогическая модель формирования культуры безопасности
Основной целью образования в данной области является формирование культуры безопасности населения, под которой понимается формирование системы ценностей, главными из которых являются жизнь и здоровье всех людей при сохранении целостности биосферы, ценностно-смысловая саморегуляция деятельности, творческая активность личности, позволяющая находить нестандартные решения в опасных и экстремальных ситуациях.
По мнению Л.Н. Гориной, культура безопасности жизнедеятельности – это деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни и здоровья [2]. Культуру безопасности жизнедеятельности в современных условиях следует рассматривать как один из наиболее значимых элементов общечеловеческой культуры. При этом должны быть сформированы качества личности, позволяющие человеку безопасно взаимодействовать с обществом и природой, не нанося ущерба биосфере, оценивать существующие риски и адекватно на них реагировать.
Развитие культуры безопасности можно оценить по степени сформированности ее компонентов: ценностно-личностного (ценность всего живого, ценность жизни и здоровья, морально-этические ценности, умение оценить ситуацию, принять решение и активно действовать в опасных и неопределенных ситуациях, саморегуляция), когнитивного (знания об окружающем мире, опасностях, существующих в нем, и способах их преодоления), деятельностно-инструментального (способность к рефлексии результата образования, навыки безопасного поведения, навыки здорового образа жизни). В целом образование в области безопасности нацелено на развитие сознания и мышления, на понимание того, что только знание и правильное использование природных законов позволит человеку развиваться и в дальнейшем, в содружестве с природой, эволюционировать.
Методологической основой обучения безопасности жизнедеятельности являются культурологический подход, личностно-рефлексивный подход и системно-деятельностный подход. В соответствии с применяемыми подходами в основу обучения положены принципы комплексности и системности, непрерывности, интеграции, прогностичности, природосообразности.
Специфика данной модели обусловлена высокой мотивацией обучающихся. Проживая в условиях высокого природного и техногенного риска и заботясь о своей безопасности, человек высокомотивирован к образованию в этой области, поскольку именно оно позволяет снизить существующие угрозы для жизни и здоровья.
Начинать обучение безопасному взаимодействию в окружающей среде целесообразно с дошкольного возраста, а затем углублять его по мере расширения у ребенка представлений о мире и взаимодействии в нем (рис. 2).
В дошкольном возрасте ребенок открыт миру, распахнут, доверчив к нему и еще не представляет всего множества угроз и опасностей, которые он таит. В этот период главная роль в воспитании безопасного поведения и развитии экоцентрированного мировоззрения принадлежит родителям.
Рисунок 2. Модель непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности
Важно не напугать малыша, не отгородить его от мира, а, рассматривая и наблюдая его многообразие, выделять в нем разные стороны, плохие и хорошие, опасные и безопасные, радостные и неприятные. Просматривая с ребенком мультфильмы, читая книги, наблюдая за происшествиями на улице, в детском саду, необходимо обсуждать с малышом увиденное и услышанное, узнавать его мнение, формировать его собственную позицию к конкретной ситуации, в том числе опасной. Обучение безопасному поведению должно происходить всегда и везде: на улице, в транспорте, в гостях, за завтраком, во время игры. Успешность этого обучения зависит в первую очередь от того, насколько сам взрослый следует правилам безопасного поведения в природной и техногенной среде и в какой мере толерантны его взаимоотношения с другими людьми. Следуя положительному примеру родителей, малыш быстро построит безопасные отношения с окружающим миром, в то же время отрицательный пример взрослых, закрепленный в поведенческом стереотипе опасных действий (несоблюдение правил дорожного движения, неправильное питание, курение и др.), представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья малыша. Адаптационная программа для дошкольных образовательных учреждений «Моя безопасность в большом мире» позволяет системно обучать дошкольников безопасному поведению в дошкольном образовательном учреждении [5]. Программа является первой ступенью модели непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности детей. В содержание включено изучение региональных особенностей территории и опасностей, характерных для данной территории, что является важным условием реализации принципа региональности в образовании. Содержание обучения включает вопросы личной безопасности, экологической безопасности, безопасности в быту, на транспорте, поведения в чрезвычайных ситуациях, психологической безопасности и правовой защиты ребенка. В результате реализации программы у ребенка формируется миропонимание, он учится правильному отношению к природе, к себе и к другим людям.
На следующем возрастном этапе образование в области безопасности жизнедеятельности осуществляется образовательными учреждениями начального, среднего, полного и дополнительного образования. В начальной школе обучение детей безопасному взаимодействию с природной и социальной средой осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир». Методика обучения безопасности жизнедеятельности в 1–4 классах рассмотрена в методических рекомендациях Анастасовой Л. П. [1]. Для обучения школьников в начальных классах г. Иркутска используют авторскую программу И.Г. Шавейко «Азбука безопасности».
В средней школе реализуются комплексная программа А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» В.Н. Латчука, региональная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» [3;4]. 20 % школьников средней и старшей возрастной группы участвуют в школьном, муниципальном, региональном или заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. В муниципальных образованиях действуют дружины юных пожарных, общественное движение «Школа безопасности», движение «Юный спасатель», профильные и кадетские классы.
В соответствии с ФГОС ВПО дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в учебные планы большинства направлений подготовки. Подготовка в области безопасности жизнедеятельности в высших и средних специальных учебных заведениях предполагает создание современной учебной материально-технической базы, интеграцию различных дисциплин, форм организации деятельности, усилий специалистов различных структур, психолого-педагогическое сопровождение студентов при обучении безопасности жизнедеятельности, направленное на развитие у студентов качеств личности безопасного типа и на подготовку их к профессиональной деятельности.
В содержание курса включены вопросы личной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, глобальной и национальной безопасности, экологической безопасности, вопросы гражданской обороны, оказание самопомощи и первой помощи пострадавшему. Используются новые технологии обучения, связанные с обновлением содержания, форм и методов обучения и влекущие за собой изменения в организации учебного процесса. Возрастает доля активных форм обучения: тренингов, ролевых игр, иммитационных игр, дискуссий, 50 % учебного времени отводится на практические занятия, направленные на выработку навыков безопасного поведения и первой доврачебной помощи.
Сегодня ведется активный поиск модели, которая интегрировала бы в себе все формы организации образования в области безопасности жизнедеятельности. Наиболее высокие результаты в обучении достигаются, если формы приобретения знаний и навыков могут быть перенесены в условия реальной жизни. Использование своего практического опыта позволяет избежать формального усвоения учебного материала, перевести его в качественно новое, значимое для человека знание. Наиболее эффективными формами обучения безопасности жизнедеятельности являются имитационные игры, ролевые игры, тренинги, моделирование ситуаций, проекты [6]. Тренинговая технология сформировалась в результате интенсификации процесса обучения людей многочисленным и многообразным видам деятельности, как следствие совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков с помощью специальных психотехнических процедур: моделирования, игр, упражнений и т.п. В случае возникновения опасной ситуации человек только в том случае справится с ней, если не просто знает алгоритм поведения в этой ситуации, но и не растеряется, сумеет овладеть своими эмоциями, собраться с силами и выполнить этот алгоритм. Во многих случаях это оказывается совсем непростой задачей. Социально-психологический тренинг – эффективная форма формирования и закрепления навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
В обучении студентов безопасности жизнедеятельности на договорных началах участвуют учебно-методический центр ГО и ЧС Иркутской области, Байкальский поисково-спасательный отряд, центр профилактики наркозависимости комитета по делам молодежи г. Иркутска.
Таким образом, для реализации единой модели непрерывного образования в области безопасности необходимо решать комплекс задач, которые, на наш взгляд, включают следующее:
- формирование системы ценностных ориентаций, в которой равнозначно высока ценность жизни каждого человека и ценность жизни в целом, ценность всех многонациональных культур и каждой культуры в отдельности;
- воспитание потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к самому себе;
- усвоение экологических знаний, восприятие себя как части биосферы, осознание взаимосвязей с ней;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Рецензенты:
Моисеева Л.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Тимошенко А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры технологии, предпринимательства и методики их преподавания ФГБОУ ВПО «Восточно-Cибирская государственная академия образования», г. Иркутск.