Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODEL OF REGIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF LIFE SAFETY OF AREAS WITH HIGH NATURAL AND TECHNOLOGICAL RISK

Pogodaeva M.V. 1
1 Irkutsk State Linguistic University
Implementation of the pedagogical model of education in the sphere of life safety for regions with a high level of natural and technogenic risk will reduce risks for life and health of the population living in these territories. This model includes an educational purpose, content, forms and methods of organization of activities and educational environment for different age-age categories of the students for the formation of safe interaction with the natural and social environment. To implement a unified model of continuous education in the sphere of life safety, it is necessary to solve a complex of tasks, which includes the formation of pre-school age system of values which is equivalent to the high value of every human life, the value of the existence of the biosphere, the value of all multi-national cultures and every culture in the separately; - experience and skills of safe behavior in emergency situa-tions of natural, technogenic and social nature.
the culture of life safety
an educational model
an education in the sphere of life safety

Количество чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера неуклонно растет во всем мире. Причины этому – нарушение экологического равновесия, возникновение дисбаланса в биосфере, демографический, экономический, нравственный кризис цивилизации. При этом кризисное состояние цивилизации хотя и является глобальным, но по территории планеты распространено неравномерно. В некоторых странах благоприятные природные условия, гуманная экоцентрическая политика и высокий уровень экологической культуры населения сглаживают кризисные проявления (Швейцария, Швеция, Норвегия, Латвия, Великобритания, Австрия, КостаРика, Италия), на других территориях отсутствие этих условий, напротив, значительно обостряет существующие экологические, экономические и социальные противоречия. Россия занимает 106 (из 132) место в рейтинге экологической эффективности, который рассчитывается Центром экологической политики и права при Йельском университете и измеряет достижения стран с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами. Выступая в мировом экономическом сообществе в первую очередь как источник природных ресурсов, Россия все больше отходит от экологических императивов во внутренней и внешней политике. Следствие этого – ухудшение экологического состояния ряда территорий (в первую очередь Урала и Сибири), разрушение природных экосистем, изменение климата, природные и техногенные катаклизмы. Решая сегодняшние экономические проблемы, а во многих случаях просто исходя из личной выгоды, частных экономических интересов, мы разрушаем землю, полученную в наследство от предков, и рискуем ничего не оставить на ней своим детям. Грозные предупреждения о надвигающейся экологической катастрофе уже в течение нескольких десятилетий звучат с высоких научных и политических трибун, но так и не услышаны правящей элитой большинства стран мирового сообщества. Не нашли они и должного отражения в политике российского руководства. Одна из причин такой «нравственной глухоты» – изменение ценностных ориентаций, потеря нравственных ориентиров, и как следствие, формирование эгоцентрической мировоззренческой позиции, в центре которой только индивидуалистические частные интересы, потребности и желания.

Выход из сложившейся ситуации лишь один – кардинальное изменение взглядов, мировоззрения на место человека в существующей системе экологических закономерностей, изменение его поведения в соответствии с этими закономерностями. Изменение мировоззрения с позиции выгодной для себя на позицию выгодную для всех – задача столь многотрудная и глобальная, что может быть решена только совместными усилиями общества и государства, и только тогда, когда и общество и государство будут искренне заинтересованы в ее решении, достигнув в этом определенной консолидации. В настоящее время мы еще далеки от этого, но образовательная система государства может уже сегодня многое сделать в формировании экологического мировоззрения у подрастающего поколения, мировоззрения, позволяющего жить безопасно в изменяющемся мире.

Проектирование педагогической модели образования в области безопасной жизнедеятельности для регионов с высоким уровнем природного и техногенного риска позволит снизить риски для здоровья и жизни населения, проживающего на данных территориях.

Данная модель включает образовательную цель, содержание, формы и способы организации деятельности и образовательной среды для разных возрастных категорий обучающихся для формирования безопасного взаимодействия с природной и социальной средой (рис.1).


Рисунок 1. Педагогическая модель формирования культуры безопасности

Основной целью образования в данной области является формирование культуры безопасности населения, под которой понимается формирование системы ценностей, главными из которых являются жизнь и здоровье всех людей при сохранении целостности биосферы, ценностно-смысловая саморегуляция деятельности, творческая активность личности, позволяющая находить нестандартные решения в опасных и экстремальных ситуациях.

По мнению Л.Н. Гориной, культура безопасности жизнедеятельности – это деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни и здоровья [2]. Культуру безопасности жизнедеятельности в современных условиях следует рассматривать как один из наиболее зна­чимых элементов общечеловеческой культуры. При этом должны быть сформированы качества личности, позволяющие человеку безопасно взаимодействовать с обществом и природой, не нанося ущерба биосфере, оценивать существующие риски и адекватно на них реагировать.

Развитие культуры безопасности можно оценить по степени сформированности ее компонентов: ценностно-личностного (ценность всего живого, ценность жизни и здоровья, морально-этические ценности, умение оценить ситуацию, принять решение и активно действовать в опасных и неопределенных ситуациях, саморегуляция), когнитивного (знания об окружающем мире, опасностях, существующих в нем, и способах их преодоления), деятельностно-инструментального (способность к рефлексии результата образования, навыки безопасного поведения, навыки здорового образа жизни). В целом образование в области безопасности нацелено на развитие сознания и мышления, на понимание того, что только знание и правильное использование природных законов позволит человеку развиваться и в дальнейшем, в содружестве с природой, эволюционировать.

Методологической основой обучения безопасности жизнедеятельности являются культурологический подход, личностно-рефлексивный подход и системно-деятельностный подход. В соответствии с применяемыми подходами в основу обучения положены принципы комплексности и системности, непрерывности, интеграции, прогностичности, природосообразности.

Специфика данной модели обусловлена высокой мотивацией обучающихся. Проживая в условиях высокого природного и техногенного риска и заботясь о своей безопасности, человек высокомотивирован к образованию в этой области, поскольку именно оно позволяет снизить существующие угрозы для жизни и здоровья.

Начинать обучение безопасному взаимодействию в окружающей среде целесообразно с дошкольного возраста, а затем углублять его по мере расширения у ребенка представлений о мире и взаимодействии в нем (рис. 2).

В дошкольном возрасте ребенок открыт миру, распахнут, доверчив к нему и еще не представляет всего множества угроз и опасностей, которые он таит. В этот период главная роль в воспитании безопасного поведения и развитии экоцентрированного мировоззрения принадлежит родителям.

Рисунок 2. Модель непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности

Важно не напугать малыша, не отгородить его от мира, а, рассматривая и наблюдая его многообразие, выделять в нем разные стороны, плохие и хорошие, опасные и безопасные, радостные и неприятные. Просматривая с ребенком мультфильмы, читая книги, наблюдая за происшествиями на улице, в детском саду, необходимо обсуждать с малышом увиденное и услышанное, узнавать его мнение, формировать его собственную позицию к конкретной ситуации, в том числе опасной. Обучение безопасному поведению должно происходить всегда и везде: на улице, в транспорте, в гостях, за завтраком, во время игры. Успешность этого обучения зависит в первую очередь от того, насколько сам взрослый следует правилам безопасного поведения в природной и техногенной среде и в какой мере толерантны его взаимоотношения с другими людьми. Следуя положительному примеру родителей, малыш быстро построит безопасные отношения с окружающим миром, в то же время отрицательный пример взрослых, закрепленный в поведенческом стереотипе опасных действий (несоблюдение правил дорожного движения, неправильное питание, курение и др.), представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья малыша. Адаптационная программа для дошкольных образовательных учреждений «Моя безопасность в большом мире» позволяет системно обучать дошкольников безопасному поведению в дошкольном образовательном учреждении [5]. Программа является первой ступенью модели непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности детей. В содержание включено изучение региональных особенностей территории и опасностей, характерных для данной территории, что является важным условием реализации принципа региональности в образовании. Содержание обучения включает вопросы личной безопасности, экологической безопасности, безопасности в быту, на транспорте, поведения в чрезвычайных ситуациях, психологической безопасности и правовой защиты ребенка. В результате реализации программы у ребенка формируется миропонимание, он учится правильному отношению к природе, к себе и к другим людям.

На следующем возрастном этапе образование в области безопасности жизнедеятельности осуществляется образовательными учреждениями начального, среднего, полного и дополнительного образования. В начальной школе обучение детей безопасному взаимодействию с природной и социальной средой осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир». Методика обучения безопасности жизнедеятельности в 1–4 классах рассмотрена в методических рекомендациях Анастасовой Л. П. [1]. Для обучения школьников в начальных классах г. Иркутска используют авторскую программу И.Г. Шавейко «Азбука безопасности».

В средней школе реализуются комплексная программа А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» В.Н. Латчука, региональная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» [3;4]. 20 % школьников средней и старшей возрастной группы участвуют в школьном, муниципальном, региональном или заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. В муниципальных образованиях действуют дружины юных пожарных, общественное движение «Школа безопасности», движение «Юный спасатель», профильные и кадетские классы.

В соответствии с ФГОС ВПО дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в учебные планы большинства направлений подготовки. Подготовка в области безопасности жизнедеятельности в высших и средних специальных учебных заведениях предполагает создание современной учебной материально-технической базы, интеграцию различных дисциплин, форм организации деятельности, усилий специалистов различных структур, психолого-педагогическое сопровождение студентов при обучении безопасности жизнедеятельности, направленное на развитие у студентов качеств личности безопасного типа и на подготовку их к профессиональной деятельности.

В содержание курса включены вопросы личной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, глобальной и национальной безопасности, экологической безопасности, вопросы гражданской обороны, оказание самопомощи и первой помощи пострадавшему. Используются новые технологии обучения, связанные с обновлением содержания, форм и методов обучения и влекущие за собой изменения в организации учебного процесса. Возрастает доля активных форм обучения: тренингов, ролевых игр, иммитационных игр, дискуссий, 50 % учебного времени отводится на практические занятия, направленные на выработку навыков безопасного поведения и первой доврачебной помощи.

Сегодня ведется активный поиск модели, которая интегрировала бы в себе все формы организации образования в области безопасности жизнедеятельности. Наиболее высокие результаты в обучении достигаются, если формы приобретения знаний и навыков могут быть перенесены в условия реальной жизни. Использование своего практического опыта позволяет избежать формального усвоения учебного материала, перевести его в качественно новое, значимое для человека знание. Наиболее эффективными формами обучения безопасности жизнедеятельности являются имитационные игры, ролевые игры, тренинги, моделирование ситуаций, проекты [6]. Тренинговая технология сформировалась в результате интенсификации процесса обучения людей многочисленным и многообразным видам деятельности, как следствие совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков с помощью специальных психотехнических процедур: моделирования, игр, упражнений и т.п. В случае возникновения опасной ситуации человек только в том случае справится с ней, если не просто знает алгоритм поведения в этой ситуации, но и не растеряется, сумеет овладеть своими эмоциями, собраться с силами и выполнить этот алгоритм. Во многих случаях это оказывается совсем непростой задачей. Социально-психологический тренинг – эффективная форма формирования и закрепления навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

В обучении студентов безопасности жизнедеятельности на договорных началах участвуют учебно-методический центр ГО и ЧС Иркутской области, Байкальский поисково-спасательный отряд, центр профилактики наркозависимости комитета по делам молодежи г. Иркутска.

Таким образом, для реализации единой модели непрерывного образования в области безопасности необходимо решать комплекс задач, которые, на наш взгляд, включают следующее:

  • формирование системы ценностных ориентаций, в которой равнозначно высока ценность жизни каждого человека и ценность жизни в целом, ценность всех многонациональных культур и каждой культуры в отдельности;
  • воспитание потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к самому себе;
  • усвоение экологических знаний, восприятие себя как части биосферы, осознание взаимосвязей с ней;
  • формирование умений и навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Рецензенты:

Моисеева Л.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Тимошенко А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры технологии, предпринимательства и методики их преподавания ФГБОУ ВПО «Восточно-Cибирская государственная академия образования», г. Иркутск.