Введение
В настоящее время планирование работы городского автобусного транспорта общего пользования производится согласно методическим основам, предполагающим применение опережающего дискретного планирования распределения подвижного состава на линии. Организация работы городского транспорта требует применения новых подходов и способов для повышения качества обслуживания пассажиров [1, 2]. Оптимизация планирования, основанная на постоянном проведении мониторинга пассажиропотоков позволит наилучшим образом удовлетворить спрос на перевозку, а также даст экономический эффект.
Выявлен ряд недостатков организации работы городского автобусного транспорта, таких как отсутствие полного и своевременного удовлетворения спроса на перевозки в результате рассогласования количества работающего на линии транспорта и численности пассажиров в течение суток, отсутствие постоянного мониторинга пассажиропотоков, нерациональная организация рабочего времени водителей.
Цель исследования: повышение качества оказания услуг по перевозке пассажиров городским автобусным транспортом.
Материал исследования: применяемые методики планирования работы городского автобусного транспорта.
Методы исследования: наблюдение, системный анализ, математическая статистика.
Результаты исследования
Для оптимизации планирования работы автобусов и устранения указанных недостатков целесообразно применять данные безналичной оплаты проезда. Применение системы безналичной оплаты проезда обеспечивает ряд преимуществ, таких как:
- получение достоверной информации о количестве совершенных поездок;
- снижение случаев проезд в городском транспорте без оплаты;
- прозрачность потоков денежных средств, поступающих от оплаты стоимости проезда;
- удобство оплаты для пассажиров [4].
Следует отметить, что при безналичной системе оплаты проезда применяются бесконтактные смарт-карты. Также существует технология оплаты проезда в пассажирском транспорте посредством мобильных телефонов. При этом необходимо наличие специальной SIM-карты и антенны, обеспечивающей радиосвязь малого радиуса действия. Оплата проезда происходит за счет средств, имеющихся на счету мобильного телефона [7].
Пассажиропоток является главным показателем для корректировки работы автобусов, предлагаемый способ получения информации о пассажиропотоке посредством Базы данных системы безналичной оплаты проезда является альтернативой применяемым методам исследования, требующим значительных затрат на техническое оснащение, привлечения дополнительных трудовых ресурсов, приводящим к трудоемкой обработке собранной информации и имеющим в некоторых случаях серьезную погрешность измерений.
Такой способ предоставляет полную достоверную информацию, позволяет оперативно реагировать на изменение спроса на перевозку, корректировать и планировать работу автобусного транспорта, тем самым повысить качество обслуживания пассажиров.
Целесообразно проводить корректировку работы автобусов с течением времени в зависимости от колебаний пассажиропотока. Было проведено обследование формирования пассажиропотоков на ряде городских социальных автобусных маршрутов. Собран и обработан значительный объем информации о пассажиропотоках на маршрутах, обслуживающих разные районы города, выявлены часы пик, определены минимальные и максимальные потребности в перевозках. Наличие данных по транзакциям по часам суток позволило провести расчет необходимого количества подвижного состава с учетом пассажировместимости, определить сменность работы автобусов и необходимую численность водителей. Требуемое количество автобусов рассчитано исходя из характеристик маршрута, таких как длина маршрута, количество остановочных пунктов, учтена техническая скорость транспортного средства, вместимость автобуса применяемой марки, пассажиропоток на маршруте [5, 6].
Составлены фактические графики работы автобусов на анализируемых маршрутах, а также графики, полученные по результатам расчетов с учетом актуальной информации о транзакциях.
Согласно графикам, представленным на рисунках 1, 2, часы пик, выявленные при обследовании пассажиропотока отличаются от заложенных в фактической работе транспорта: на автобусном маршруте №1 вечерний час пик приходится на 17-18 часов, а не на 14-17 часов. В утренний час пик - 8-9 часов – фактически маршрут обслуживает на 2 автобуса меньше требуемого количества. Во время спада пассажиропотока согласно проведенному исследованию необходимо, чтобы работали 11 автобусов, а фактическое количество автобусов на линии после утреннего «часа пик» 7 единиц. Также стоит отметить завышенное количество автобусов, работающих в вечерний период с 20 часов. На автобусных маршрутах №2, №12 наблюдается значительная разница в количестве автобусов обслуживающих маршрут и необходимого с учетом колебаний пассажиропотока. На автобусном маршруте №33 утренний «час пик» приходится на 8-9 часов (заложен 9-10 часов), вечерний «час пик» наступает на один час раньше, чем заложен при планировании работы автобуса фактически. Количество автобусов, работающих в «часы пик» также недостаточное, а во время спада завышено на 2-6 единицы. На автобусном маршруте №40 наблюдается несоответствие фактических интервалов времени «часа пик» и полученных в результате обследования пассажиропотоков, несовпадение периодов роста и спада фактических и с учетом изменений пассажиропотока. Кроме того, большая разница в требуемом и фактическом количестве подвижного состава в «часы пик». На автобусном маршруте №50 утренний «час пик» 8-9 часов, в то время как фактически больше автобусов наблюдается в 6-8 часов. При этом количество автобусов, фактически работающих на маршруте в «час пик», недостаточно для удовлетворения спроса на перевозки. Автобусные маршруты №70, №85, №132, №134 менее загруженные, но тем не менее наблюдается несоответствие требующегося и фактического количества автобусов, работающих на маршрутах.
Рисунок 1 - Фактическое и расчетное количество работающих автобусов на социальном маршруте №1, №2, №12, №33, №40, №50
Рисунок 2 - Фактическое и расчетное количество работающих автобусов на социальном маршруте №70, №85, №132, №134
Заключение
В результате проведенного обследования планирования и организации работы городского автобусного транспорта выявлены некоторые недостатки, рассмотренные выше, которые приводит к снижению качества услуг и снижению привлекательности городского автобусного транспорта. Для устранения указанных проблем целесообразно усовершенствовать методические основы планирования работы городского транспорта, методы получения информации о пассажиропотоке, а также внедрять автоматизированные системы управления, предоставляющие широкие возможности для сбора и анализа информации, выработки решения и осуществления управляющих воздействий [3].
Можно выделить ряд задач, необходимых для повышения качества и эффективности работы транспорта, а именно:
- Постоянное проведение мониторинга пассажиропотока на маршрутах.
- Приведение в соответствие фактического пассажиропотока и количества работающих на линии автобусов в течение суток.
- Рационализация организации рабочего времени водителей.
- Совершенствование методов организации движения.
Рецензенты:
Солодкий А.И., д.э.н., доцент, проректор по развитию и дополнительному образованию ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета», г.Санкт-Петербург.
Горев А.Э., д.э.н., профессор, профессор кафедры транспортных систем ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета», г.Санкт-Петербург.