Введение. На современном этапе развития тренировки в беговых видах легкой атлетики наметился определенный кризис в методике развития такого важнейшего двигательного качества, как выносливость [1; 4-6].
В настоящее время для развития выносливости тренировка строится без учета ряда физиологических закономерностей формирования адаптированности к физическим нагрузкам, и в основном сводится к использованию физических упражнений, направленных почти исключительно на совершенствование механизмов энергообеспечения при игнорировании других, не менее важных факторов, обусловливающих способность длительно выполнять механическую работы без снижения ее эффективности [2-4; 6].
Кроме того, в ряде работ показано, что роль этих факторов в процессе повышения уровня адаптированности к физическим нагрузкам и роста физической подготовленности вообще и в процессе развития выносливости, в частности, не равнозначна на протяжении определенного периода подготовки, периода адаптации [2; 4; 5].
Исходя из вышеизложенных положений, мы считаем, что технология развития выносливости бегунов на средние дистанции будет более эффективной, если тренирующие воздействия дифференцировать по направленности и эффектам воздействия в соответствии с этапностью и последовательностью совершенствования физиологических механизмов и функциональных свойств, ее определяющих.
В этой связи нами была разработана технология развития выносливости у легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции в подготовительном периоде тренировочного макроцикла.
Экспериментальная программа предусматривает последовательное решение задач по развитию функциональной мощности на общеподготовительном этапе подготовительного периода, повышению функциональной мобилизации в конце общеподготовительного и в начале специально-подготовительного этапов и повышению функциональной устойчивости и экономизации в конце специально-подготовительного этапа (рис. 1А).
Это обеспечивается соответствующим подбором тренирующих нагрузок по направленности воздействия на механизмы энергообеспечения, который предусматривал постепенное снижение доли аэробных и прогрессивное увеличение доли анаэробных алактатных и анаэробных гликолитических упражнений в течение всего подготовительного периода (рис. 1Б).
На общеподготовительном этапе повышение функциональной мощности предусматривается посредством использования средств развития аэробной и анаэробной мощности и емкости и силовых возможностей.
В начале специально-подготовительного этапа подготовительного периода основной решаемой задачей являлось повышение мобилизационных возможностей организма, на фоне сохранения влияния на параметры функциональной мощности. Это обеспечивалось за счет применения средств развития гликолитических возможностей организма.
В заключение специально-подготовительного этапа предусматривается развитие скоростных возможностей и быстроты и особенно повышение функциональной устойчивости и экономизации.
Разработанная технология предусматривает дифференцированное распределение средств эргогенического воздействия на дыхательную функцию – гиповентиляции и увеличенного аэродинамического сопротивления дыханию и потенцирования тренировочных нагрузок.
Экспозиции эргогенических средств при физических нагрузках постепенно увеличиваются с 10 до 25% к пятой неделе подготовительного периода и далее не превышают 25% от общего объема тренировочной работы (рис. 1В).
А.
Б.
В.
Рис. 1. Соотношение тренирующих воздействий (в %) по направленности воздействия на различные функциональные свойства (А), соотношение тренировочных нагрузок (в %) по направленности воздействия на механизмы энергообеспечения (Б), соотношение объема экспозиции различных эргогенических средств в % от общего объема тренировочных нагрузок (В) в подготовительном периоде тренировочного цикла легкоатлетов, специализирующихся в беге на выносливость
(ФУс и ФЭк – функциональная устойчивость и экономизация; ФМб – функциональная мобилизация; ФМщ – функциональная мощность; Ан-Ал – анаэробные алактатные; Ан-Гл – анаэробные гликолитические; Аэ – аэробные; АС – аэродинамическое сопротивление дыханию; ЗД – задержки дыхания, создающие условия гипоксии и гиперкапнии).
Организация исследования
Для реализации поставленной цели был организован педагогический эксперимент длительностью 16 недель в подготовительном периоде: общеподготовительный этап - 8 недель и специально-подготовительный этап - 8 недель, с участием 20 легкоатлетов 19-22 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции, составивших экспериментальную и контрольную группы по 10 человек (уровень спортивного мастерства соответствовал I разряду).
В отличие от контрольной экспериментальная группа часть тренировочной работы (10-25%) выполняла в условиях затрудненного дыхания. На общеподготовительном этапе подготовительного периода параллельно с традиционными физическими упражнениями осуществлялось произвольное снижение легочной вентиляции (гиповентиляционный режим дыхания).
На специально-подготовительном этапе применялись гиповентиляционные режимы дыхания совместно с увеличенным аэродинамическим сопротивлением. В заключительные две недели данного этапа на фоне физических нагрузок использовалось только увеличенное аэродинамическое сопротивление дыханию.
Снижение уровня текущей вентиляции достигалась посредством дозированных задержек дыхания, биомеханика выполнения которых была жестко привязана к биомеханике выполнения спортивных движений. Тренировка проводилась с применением двух комплексов задержек дыхания. Первый комплекс предполагал использование задержек дыхания при пробегании дистанций более 400 м в медленном темпе и кроссов. Выполнялись задержки дыхания серийно по 4-5 задержек с интервалом 40-60 с.
Второй комплекс включал в себя применение задержек дыхания в интервальном беге (например, 4 х 100 м, 8 х 60 м и т.п.). Задержки дыхания испытуемые выполняли в строгом соответствии с двигательными циклами: вначале на каждые 4-6 шагов - задержка, в дальнейшем - на каждые 8-10 шагов. Задержки дыхания выполнялись через отрезок. Контрольная группа выполняла тренировочную работу в стандартных условиях.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа полученных данных было выявлено, что почти все регистрируемые показатели на общеподготовительном этапе, характеризующие физическую подготовленность, возросли в обеих группах. Вместе с тем этот прирост в экспериментальной группе был существенно выраженней, чем в контрольной.
Прежде всего, обращает на себя внимание значительный прирост показателей тестов в беге на 1500 и 2000 метров, отражающих специальную работоспособность бегунов на выносливость и в некоторой степени – функциональную мощность организма.
В экспериментальной группе результаты на этих дистанциях возросли статистически значимо соответственно на 3,1 и 2,9% (P<0,05), тогда как в контрольной группе этот прирост оказался несколько меньшим (соответственно на 1,9 и 1,1%, P>0,05).
Результат в беге на 800 метров, который, в силу структуры энергообеспечения на этой дистанции, можно рассматривать как показатель функциональной мобилизации, возрос к концу первого этапа педагогического эксперимента как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако размер прироста был несколько меньшим, чем прирост в результатах на более длинных дистанциях (соответственно на 2,3 и 1,6%, P>0,05).
Скоростные возможности, оцениваемые по результатам беговых тестов 60 м по движению, 100 м со старта и 150 м по движению возросли в незначительной мере (в диапазоне от 0,7 до 2,1%, P>0,05) и были сопоставимы в обеих группах. Исключение составили только результаты в беге на 30 м с хода, которые достоверно улучшились и в экспериментальной (на 5,5%, P<0,05), и в контрольной (на 3,4%, P<0,05) группах.
Анализ показателей, напрямую отражающих уровень развития выносливости бегунов – индекса выносливости и коэффициента выносливости, рассчитанных для дистанций 800 и 1500 метров - показал следующее.
Индекс выносливости (ИВ) и коэффициент выносливости (КВ), рассчитанные для дистанции 800 метров, повысились как в экспериментальной (соответственно на 7,7 и 1,6%, P>0,05), так и в контрольной (соответственно на 4,7 и 0,9%, P>0,05) группах.
ИВ и КВ, рассчитанные для дистанции 1500 метров, в экспериментальной группе возросли более существенно и статистически значимо, соответственно на 9,0 и 2,4% (P<0,05) по сравнению с контрольной группой, где увеличение соответственно составило 4,9 и 1,2% (P>0,05).
Что касается динамики показателей функциональной подготовленности спортсменов, то можно сказать следующее.
Наблюдался весьма существенный прирост уровня физической работоспособности, определяемой в тесте PWC170, и аэробной производительности у спортсменов экспериментальной группы. Известно, что физическая работоспособность рассматривается как основной интегративный показатель функциональной подготовленности спортсменов.
В экспериментальной группе показатели физической работоспособности и максимального потребления кислорода возросли соответственно на 13,2 и 9,4% (P<0,05), тогда как в контрольной – всего на 5,9 и 4,2% (P<0,05) соответственно.
Такой существенный рост этих интегративных показателей, отражающих тотальную функциональную мощность функционирования организма, был обеспечен значительным повышением параметров основных компонентов и факторов, ее обусловливающих и лимитирующих.
Так, показатели силы инспираторных и экспираторных мышц (показатели функциональной мощности) в экспериментальной группе достоверно возросли соответственно на 15,2 и 6,8% (P<0,05). Показатель максимальной вентиляции легких (мобилизационные возможности) увечился в среднем на 3,0% (P>0,05). Время задержки дыхания на вдохе и на выдохе (функциональная устойчивость) увеличилось соответственно на 24,3 и 23,8% (P<0,05).
По мнению ряда авторов, важнейшим фактором, определяющим уровень физической работоспособности спортсмена, является высокая экономизация функционирования организма.
В этом плане заслуживает особого внимания динамика трех показателей: ЧСС покоя, ЧССмпк и КПмпк, которые в экспериментальной группе повысились соответственно на 4,0, 1,6 и 11,2% (P<0,05).
В то же время в контрольной группе прирост всех показателей, отражающих функциональное состояние и функциональную готовность, был существенно меньше и находился в диапазоне от 0,8 до 6,2% (P>0,05)
Во второй части педагогического эксперимента, охватывающей специально-подготовительный этап, тренирующие воздействия в экспериментальной группе подбирались таким образом, чтобы акцентированно повышать способность эффективно и экономично реализовать уже достигнутый ранее потенциал функциональной мощности на фоне повышения устойчивости к существенным сдвигам во внутренней среде организма.
Анализ полученных при тестировании результатов позволяет сделать заключение о том, что тренировочная работа по экспериментальной программе на специально-подготовительном этапе подготовительного периода позволяет повышать уровень физической подготовленности бегунов более эффективно, чем при традиционной тренировке.
Представленные данные позволяют заключить, что практически все показатели, отражающие уровень физической подготовленности в экспериментальной группе, возросли гораздо существенней, чем в контрольной.
Прежде всего, следует отметить достоверное повышение уровня результатов на дистанциях, требующих проявление выносливости. Так, результаты в беге на 800 метров повысились в экспериментальной группе в среднем на 2,7% (P<0,05), в беге на 1500 метров на 2,3% (P<0,05), а в беге на 2000 метров на 1,6% (P<0,05).
Одновременно в экспериментальной группе улучшились и относительные показатели уровня выносливости – индекс выносливости (ИВ) и коэффициент выносливости (КВ), рассчитанные как для дистанции 800 метров (ИВ – на 12,3%, P<0,05; КВ – на 2,4%, P<0,05), так и для дистанции 1500 метров (ИВ – на 8,4%, P<0,05; КВ – на 2,1%, P<0,05).
В контрольной группе изменения этих показателей также носили положительный характер, но были не столь существенны и находились в диапазоне от 0,1 до 2,9%, P>0,05).
За время второй части педагогического эксперимента в экспериментальной группе продолжился рост интегративных показателей функциональных возможностей - физической работоспособности (в тесте PWC170) и максимальной аэробной производительности (МПК). Увеличение этих показателей составило в среднем соответственно 7,2 и 5,3% (P<0,05).
Это обеспечивалось за счет роста уровня как функциональной устойчивости, так и уровня функциональной экономизации, что выразилось в повышении гипоксической устойчивости, определяемой в пробах с задержкой дыхания на вдохе и выдохе (соответственно на 8,6 и 16,8%, P<0,05), снижении ЧСС в покое (на 3,2%, P<0,05), увеличении кислородного пульса (на 5,7%, P<0,05) и улучшении функционального состояния дыхательной системы (на 2,9-8,7%).
На наш взгляд, рост гипоксической устойчивости организма бегунов экспериментальной группы напрямую обусловил существенное повышение как скоростных и скоростно-силовых возможностей, так и особенно выносливости. Это можно объяснить тем, что физические нагрузки в условиях гиперкапнии и гипоксии способствуют совершенствованию как анаэробных, так и особенно аэробных механизмов энергообеспечения.
Обращает на себя внимание и достоверное снижение величины частоты сердечных сокращений в условиях покоя в экспериментальной группе. В литературе такие изменения рассматриваются как проявление возрастающей функциональной экономизации, так как частота сердечных сокращений в условиях покоя является одним из показателей совершенствования функций вегетативного обеспечения организма.
В контрольной группе также наблюдалось прогрессивное увеличение параметров функционального состояния и функциональной подготовленности организма, но в несколько меньшей степени, и находилось в диапазоне от 0,3 до 5,8%.
Заключение. Итоги педагогического эксперимента в целом дают основание заключить, что разработанная экспериментальная технология применения эргогенических средств, дифференцированных соответственно основным задачам каждого этапа подготовительного периода, а также по направленности воздействия дает возможность формировать в определенной регулируемой последовательности функциональные свойства и качества организма и обеспечивает более существенный прирост в показателях функциональной и специальной физической подготовленности легкоатлетов-бегунов на средние дистанции.
Рецензенты:
Якимович В.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Гуманитарные дисциплины» ФГБОУ ВПО «Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета», г. Волжский.
Вершинин М.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.