Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TESTING OF STUDENTS ON THE USE OF DRUGS AND PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

Zvyagintseva E.V. 1
1 The Federal Child Development Research Centre
Drug addiction is a serious social problem of modern Russia. Special concern is causedby the fact that drug addiction is common among young people: more than 60 % of drug addicts are young people aged from 15 to 25 years. One of the important directions in prevention of drug addiction among teenagers and youth – social-psychological testing of the substance usage. The article discusses three directions of drug abuse prevention: the prevention of the use of narcotic substances by people who have never tried to do it, motivation people who use psychoactive substances and stopping the use of, and assistance to throw the use of drugs to keep from re-use. The results of social-psychological testing are a reduction in the numbers of young people with substance use problems and the activation of inter-Agency interaction on prevention of drug abuse among students.
drug usage testing
addiction
prevention
methodological support
psychoactive substance
drug addiction

Наркомания представляет собой серьезную социальную проблему современной России. Злоупотребление психоактивными веществами является источником угрозы не только для здоровья человека, но и для безопасности страны в целом. Особое беспокойство вызывает тот факт, что наркомании в наибольшей степени подвержена молодежь: свыше 60 % больных наркоманией - молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Средний возраст наркоманов - 20,7 года у мужчин и 19,2 года у женщин, при этом возрастная граница наркотизации снизилась до 11-13 лет [5]. Поэтому наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Проблема предупреждения наркомании чрезвычайно сложна и очень многогранна, так как она затрагивает социальные, нравственно-психологические, медицинские, правовые и другие аспекты жизнедеятельности человека, поэтому профилактиктическая работа должна быть построена с максимальным учетом ее всестороннего воздействия. Во-первых, в осуществлении профилактических мер задействовано много структур, государственных и федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учебных, медицинских и общественных организаций, работу которых необходимо координировать и согласовывать. Во-вторых, профилактика наркомании включает в себя систему мероприятий, адресованных различным слоям населения, которые отличаются по социальному статусу, возрасту, полу, месту проживания, что тоже очень важно учитывать при реализации антинаркотических мер. Именно поэтому в рамках общего противодействия наркомании должны быть спланированы конкретные мероприятия, программы, непосредственно адресованные отдельным слоям населения: несовершеннолетним, учащимся школ, студентам вузов, сузов и особенно тем, кто входит в группы риска.

Руководство страны уделяет особое внимание противодействию распространению наркомании среди учащихся. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, утвержденная Указом Президента России от 9 июня 2010 г. № 690, получила свое развитие в Федеральном законе от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ. Закон предусматривает в числе различных мер по профилактике употребления психоактивных веществ и социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях, и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

В рамках исполнения положений Стратегии, Министерством образования и науки Российской Федерации в 2011 году была разработана «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде», предусматривающая в качестве одной из профилактических технологий диагностическое тестирование в рамках регулярных медицинских осмотров на употребление ПАВ обучающимися и воспитанниками.

Зарубежный опыт показывает, что в ряде стран, в том числе в США, практикуется проведение тестирования на употребление наркотиков среди персонала транспортных компаний, предприятий атомной энергетики и других специалистов. Накоплен определенный опыт и в части проведения тестирования в образовательных учреждениях. В США тестирование школьников на наркотики практикуется в 14 % средних школ. В Великобритании разработано методическое пособие по различным антинаркотическим мероприятиям, проводимым в школе; в частности, предусматривается тестирование с согласия самого учащегося. Ряд британских частных школ проводит тестирование своих учеников на употребление наркотиков. В Финляндии с 2000 года существует меморандум, касающийся процедуры тестирования учащихся. Акты, регламентирующие тестирование учащихся на употребление ПАВ, существуют в Чехии, Венгрии, Бельгии, Ирландии, Литве и др.

Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами [1]. Главная цель тестирования школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений заключается в объединении усилий образовательных и медицинских учреждений в рамках первичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата: получение первичной информации о состоянии наркологической ситуации в данном учебном заведении; создание у учащихся ощущения подконтрольности в сфере употребления психоактивных веществ; снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и, как следствие, снижение риска вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру; снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, разрушения семей, вовлечения детей и молодежи в криминальную среду; снижения наркологической заболеваемости.

Основными задачами организации социально-психологического тестирования на употребление наркотических средств и психоактивных веществ в образовательных учреждениях являются:

  • получение объективных данных распространенности потребления наркотических веществ среди учащихся образовательных учреждений;
  • определение групп учащихся или образовательного учреждения в целом для проведения вторичной профилактики;
  • повышение мотивации учащихся, потребляющих наркотические вещества, на необходимость прохождения лечения у специалистов;
  • предупреждение распространения потребления наркотических веществ среди учащихся.

Профилактика употребления психоактивных веществ должна проводиться по трем основным направлениям. Первое направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение употребления наркотиков людьми, которые еще ни разу не пробовали употреблять ПАВ. Второе направление предполагает работу с лицами, которые начали употреблять психоактивные вещества; главная цель работы с ними - мотивация на обращение за помощью к специалистам, которые помогут справиться с зависимостью. Третье направление профилактики охватывает круг лиц, прекративших прием психоактивных веществ, и призвано помочь удержаться от повторного приема ПАВ [4].

К теоретической основе профилактики, особенно в образовательных учреждениях, можно отнести комплексы разработок, в основе которых лежат следующие теории: теория социального научения и самоэффективности, теория продвижения к здоровью А. Бандуры; теория проблемного поведения Р. Джессора; концепция здорового жизненного стиля (Всемирная организация здравоохранения); теория жизненных навыков Дж. Ботвина; мотивационная теория постадийного изменения поведения; трансакциональная теория стресса и копинга Р. Лазаруса и другие [6].

Образовательные учреждения являются уникальным местом с точки зрения потенциальной эффективности работы по профилактике употребления ПАВ. Во-первых, мы уже говорили о том, что наркомания в нашей стране в последние годы стремительно молодеет, и максимальное вовлечение в круг употребляющих психоактивные вещества происходит именно в среднем и старшем школьном возрасте. Во-вторых, образовательный процесс предоставляет педагогам, психологам и другим специалистам широкий круг возможностей для ведения разъяснительной, воспитательной, просветительской работы среди подростков в рамках учебной программы. Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании и реабилитации зависимых от ПАВ, так как может прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и контролировать степень усвоения полученных знаний, осуществлять совместную работу с семьей подростка для анализа и контроля за ситуацией, привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.) для осуществления профилактических, диагностических и реабилитационных мероприятий.

Следует отметить важность соблюдения принципов добровольности, информированности, конфиденциальности при использовании тестирования. Необходимо проводить тестирование на употребление наркотических средств и психоактивных веществ одновременно с психологическим консультированием с целью оказания квалифицированной профессиональной психологической помощи.

Тестирование может проводиться среди всех обучающихся, в определенных группах, объединенных по какому-либо признаку, тестирование может быть случайным либо обусловленным особыми причинами (например, при появлении признаков употребления ПАВ). Результатом введения социально-психологического тестирования может стать раннее выявление употребляющих ПАВ. Важно подчеркнуть, что существование такого инструмента, как социально-психологическое тестирование, уже само по себе играет значительную сдерживающую роль среди обучающихся. Вместе с созданием в образовательной организации атмосферы нетерпимости к употреблению наркотиков вероятность тестирования становится важным фактором, позволяющим отвлечь молодежь от употребления психоактивных веществ. Важный психологический момент заключается в том, что обучающиеся, обычно поддающиеся негативному влиянию со стороны сверстников, находят повод отказаться от предлагаемых наркотиков, ссылаясь на вероятность прохождения тестирования.

Работа с родителями является одним из важнейших направлений мотивационной работы при проведении тестирования на употребление наркотических средств и психоактивных веществ. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом может быть обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании многие родители до сих пор остаются некомпетентными как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики. Многие родители не хотят учитывать тот факт, что они не всегда знают, с кем общается их ребенок, и что его интересует. Одни думают, что их дети еще недостаточно взрослые, чтобы пробовать наркотики, другие уверены, что их детей эта проблема никогда не коснется. Проблема родителей в том, что они не владеют полной информацией о том, что происходит с их детьми в подростковом возрасте, как помочь ребенку выйти из этого возрастного кризиса с наименьшими потерями. Для этого необходимо способствовать пониманию родителями, какой сложный период переживают их дети. Важно убедить родителей в том, что тестирование - это способ вовремя, еще до возникновения зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с ними.

В период подготовки к тестированию необходимо провести специальное родительское собрание, которое должно выполнять несколько функций: информационно-просветительскую, мотивационную, практическую и консультационную. Большое значение имеет подготовка специалиста, проводящего беседу с родителями. В ходе родительского собрания необходимо квалифицированно ответить на любые возникающие вопросы, касающиеся предстоящего тестирования. Желательно, чтобы в работе собрания принимал участие опытный педагог-психолог. Обязательным результатом собрания должно стать письменное согласие родителей обучающихся на проведение процедуры тестирования в течение учебного года.

Параллельно работе с родителями по мотивации участия в тестировании проводится работа с учащимися. Учитывая, что все дети находятся в образовательном учреждении и уже знакомы с большинством специалистов, мотивацию желательно формировать в группе. Лекции и беседы не являются эффективной формой профилактической деятельности в этом возрасте. Необходимо использовать диалоговые и групповые формы работы, а также нужно больше обращать внимание подростков на особенности их личности через участие в различных диагностических исследованиях. Группа учащихся должна быть подготовлена организаторами к процедуре тестирования заранее: должны быть разъяснены цели мероприятия, метод его проведения, а также дети должны дать письменное согласие на прохождение процедуры.

Большую практическую пользу в формировании положительной мотивации на участие в тестировании могут принести волонтеры, действующие под девизом «равный поможет равному». Суть их работы сводится к взаимообучению, взаимообмену информацией и взаимообогащению социального опыта молодежи. Реализация профилактики осуществляется через приобретение новых знаний с помощью сверстников, углубление и расширение уже имеющихся представлений, сведений о каких-либо явлениях и фактах, формирование доверительных отношений. Работа волонтеров обладает потенциалом для саморазвития, формирует у участников привычку вести здоровый образ жизни.

Организация добровольцев для участия в такой деятельности имеет свои особенности, зависит от профиля учебного заведения, от уровня подготовки специалистов-организаторов. Основной принцип работы - интерактивность - непосредственное вовлечение в организацию волонтерской деятельности каждого участника образовательного процесса в вузе, разнообразие форм и методов работы, а также возможность самому стать равным тренером после прохождения обучения и при желании присоединиться к волонтерскому движению. Вся деятельность регламентируется особыми правилами, в которых отображены критерии отбора волонтеров и раскрыты задачи их работы, мероприятия, в которых они могут принимать участие.

Положительный пример участия самих волонтеров в процедуре тестирования, а также разъяснительная работа среди сверстников, объяснение на «своем» языке всех опасностей, подстерегающих молодых людей на пути приобщения к одурманивающим веществам - это мощный ресурс, который необходимо использовать организаторам при подготовке и проведении тестирования.

При проведении тестирования рекомендуется использовать комплекс методик, направленных на выявление личностных особенностей обучающегося, отклонений в поведении, и проективные методики. По результатам психологического тестирования следует принимать меры профилактического и реабилитационного характера, направленные на снижение факторов риска наркотизации и отказ от употребления наркотиков. Психологическое тестирование целесообразно проводить в начале и конце учебного года для выявления эффективности проводимой профилактической и коррекционной работы с учащимися. Сведения о результатах проведенного психологического тестирования отражаются в рабочей документации педагога-психолога: они фиксируются в заключении по результатам проведенного психодиагностического исследования.

Примером тестов на склонность к отклоняющемуся поведению и зависимостям могут служить: тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел), патохарактерологические диагностические опросники (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай), методика Шмишека - Леогарда, методики СМИЛ, СМОЛ и др., а также различные психологические методики типа рисуночного теста Вартегга, прогрессивных матриц Равена. Следует отметить, что среди психодиагностических методик широкое распространение получили проективные методики типа теста Люшера, Роршаха, ТАТ, методики незаконченных предложений, рисуночные методы и их различные модификации.

Часто специалистами для выявления предрасположенности подростка к употреблению ПАВ используются экспресс-тесты. Основными позициями таких тестов являются: стремление к получению новых ощущений, удовольствий, причем, как можно быстрее и любым путем; конформность, стремление к подражанию друзьям; непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий; наличие отклонений в поведении и др. Как правило, такие тесты ориентированы на педагогов и родителей. Экспресс-тесты имеют ряд явных преимуществ - малый объем, не требуют больших временных затрат для проведения и обработки данных, не требуют высокой квалификации специалистов, осуществляющих тестирование, не требуют дополнительных технических возможностей; но вместе с тем они не дают широкой психологической картины, поэтому их применение возможно только в сочетании с другими видами тестирования.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что психологическое тестирование на выявление склонности к наркозависимости и злоупотреблению ПАВ может проводиться с использованием комплекса методик, включающего:

  • методики, направленные на выявление личностных особенностей учащегося;
  • методики, направленные на выявление отклонений в поведении;
  • проективные методики.

Такое тестирование может проводиться школьным психологом в период ежегодной диспансеризации.

Социально-психологическое тестирование обучающихся на употребление ПАВ в образовательных организациях позволяет обеспечить ключевые меры профилактики наркомании среди молодежи. Во-первых, тестирование дает возможность раннего выявления потребителей психоактивных веществ; во-вторых, оно способствует профилактике употребления наркотиков и токсических веществ среди обучающихся, попавших в «группу риска» и находящихся под пристальным вниманием педагогов и психологов; в-третьих, тестирование может показать молодым людям преимущества отказа от употребления наркотиков, ведения здорового образа жизни, создать для обучающихся ситуацию выбора между наркоманией и здоровьем [7].

Результатами тестирования следует считать не только количество выявленных потребителей наркотических средств среди учащихся, но и активизацию межведомственной работы, направленной на формирование здорового образа жизни и профилактику зависимости от психоактивных веществ в образовательных организациях.

Рецензенты:

Синягина Н.Ю., д.псх.н., профессор, президент Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса», г. Москва.

Константинов Ю.С., д.п.н., эксперт Автономной некоммерческой организации «Центр научно-практических разработок и экспертиз в области образования», г. Москва.