Введение
Несоответствие содержания и результатов профессиональной подготовки будущих кадров изменившимся экономическим и социокультурным требованиям исторически выступает причиной модернизации и реформ в образовании. Динамично меняющийся облик постиндустриального общества актуализирует поиск и внедрение образовательных стратегий и практик, адекватных информационно-коммуникативной социальности. Острую дискуссионность эти вопросы приобретают в отношении классического университетского подхода к профессиональному образованию, ориентированному на фундаментальность и культурные образцы-идеалы. Ведь информационные потоки постиндустриального развития вызвали социальную динамику и постоянные изменения, вследствие чего исчезает классическая стабильность и культурная определенность общества, задающего образовательные ориентиры.
В рамках данной статьи будет рассмотрен один из вариантов практического поиска и внедрения образовательных стратегий и практик в классическом университете, адекватных информационно-коммуникативной социальности. В качестве эмпирического материала выступит процесс реализации государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», утвержденных в марте 2010 года приказом Министерства образования и науки РФ.
Инновационные образовательные стратегии
Открытие одних и сокращение других учебных специальностей в университетах, переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, развитие междисциплинарного знания, широкое внедрение информационно-коммуникативных форм обучения - эти и многие другие перемены в российской системе образования явились предметом научно-практических дискуссий последних лет. Вместе с тем при поиске ответов на вопросы «чему учить?» и «как учить?» в условиях классического университета невозможно игнорировать его неклассическую специфику, приобретенную в результате социокультурных вызовов современности. Так, рассуждая об «идее университета» в XXI веке, профессор Г.И. Петрова отмечает, что ему «в неклассическое время присущи такие характеристики, как: 1) утрата личностной сущностной идентификации, появление «многоликого Я» как ответ на постоянство изменений социальных и культурных миров, к которым личность вынуждена также постоянно адаптироваться; 2) понимание образования в его ориентациях на личностное самоопределение и непрерывность образовательного процесса, отрицание жёсткой заданности идеалов и норм развития, индивидуализация и личностная коммуникация» [6, с. 23].
С этим трудно не согласиться. Социокультурный контекст постиндустриального общества расширяет представление о функциональной грамотности человека как его способности решать жизненные вопросы в ситуации неопределенности, выстраивать конструктивную коммуникацию с различными социальными субъектами, творчески осваивать окружающий мир, реализуя в нём смыслы собственной деятельности. В условиях информационно-коммуникативного типа социальности наиболее необходимыми для профессиональной деятельности становятся умения критичного отбора информации, быстрой мобилизации интеллектуальных ресурсов, социального творчества и ответственного принятия решения. Дополнительно к традиционным предметным знаниям и навыкам сегодня востребованы способы деятельности, позволяющие «ухватить» проявление образованности человека в конкретных профессиональных и повседневных ситуациях.
Вслед за сменой целевых ориентиров актуализируется вопрос о новых, инновационных способах достижения качественно иных образовательных результатов. По сути, инновации в образовании - это своеобразные ответы на вопросы постиндустриального общества о том, что и как должно меняться в образовательной практике, чтобы соответствовать требованиям социального субъекта как «креативного класса», носителя инновационной культуры и опоры успешного развития в «информациональную эпоху» (М. Кастельс).
Стоит отметить, что в профессиональной среде вопросы образования специалистов сферы социальных коммуникаций всегда были в числе наиболее дискуссионных. Так, по мнению Д. Ньюсома - профессора паблик рилейшнз (далее - PR), удостоенного почетного звания лучшего в этой профессии Американским обществом паблик рилейшнз (PRSA), в будущем у PR остается достаточное количество важных проблем, одной из них является - отсутствие общих критериев образования для работы и для обучения в области связей с общественностью [9, с. 12]. Действительно, выполнение деятельности в сфере социальных коммуникаций требует наличия специальных навыков и умений, определенных содержанием связей с общественностью. При устройстве на работу работодатели и PR-менеджеры считают, что «получение соответствующего специального образования является необходимой (или, по крайней мере, желательной) предпосылкой для занятия любой должности в сфере паблик рилейшнз» [5, с. 56], поскольку в таком случае человеку намного легче освоиться на работе сразу же после окончания учебы.
Что касается подготовки рекламиста, то это «более комплексная профессия, чем, например, классические специалисты: историки, географы и т.п., - убежден президент Российской ассоциации рекламных агентств (PAPA) Владимир Евстафьев. - Его (рекламиста) знания должны быть разносторонними: экономика, социология, рекламное дело, искусство. Разве может творец-копирайтер создать уникальное торговое предложение без знания основ маркетинга? Наше российское образование в принципе ориентировано на фундаментальные знания, но для рекламиста жизненно необходимы практические навыки. Неправильно, когда выпускник отлично разбирается в мировой экономике, но не может грамотно составить рекламный бюджет» [1].
В соответствии со стандартами нового поколения и запросами регионального рынка труда кафедрой социальных коммуникаций национального исследовательского Томского государственного университета, отвечающей за подготовку бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью», в 2011 году разработана основная образовательная программа (далее - ООП бакалавриата) на основе компетентностного подхода [8]. В её рамках будущим бакалаврам предлагаются четыре образовательные стратегии в виде профилей, представляющихся наиболее актуальными с точки зрения мировых, российских и региональных тенденций развития сферы социальных коммуникаций. Это: «Управление персональным и корпоративным имиджем»; «Организация специальных событий и мероприятий (event-менеджмент)»; «Работа с социальными медиа»; «Экспертиза рекламных и PR-продуктов». Заметим, что последняя по итогам 2012 года была признана лучшей в ТГУ. Все четыре программы получили высокую оценку как представителей научно-педагогического сообщества Томска, так и руководителей коммуникационных агентств и отделов по связям с общественностью и рекламы ведущих организаций экономической, политической и социальной сферы Томской области.
Разработка профильных программ бакалавриата отличается от классического подхода в подготовке специалистов в сфере коммуникаций тем, что изначально основывается на содержании профессиональной деятельности, а не идентифицируется по сфере приложения, как, например, политическая реклама или PR. Названия программ четко отсылают к профессиональным образовательным результатам, которые студент получит в рамках освоения университетских курсов. По сути, образовательные стратегии, предложенные студентам в рамках профильных программ, отражают два из десяти актуальных трендов: «учить работать на результат» и «конструктивизм, предполагающий актуализацию обучения», обозначенных доктором Кейсом Терлоу в докладе «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» [4].
Новые стратегии предполагают новые образовательные формы для достижения обозначенных результатов. Изменения в образовательной практике университета должны создавать условия для деятельности студентов в движении и полноте их интересов, представлять целеполагание и ценность профессионального образования в динамике социальности постиндустриального общества. В этой связи одной их базовых форм реализации профильных программ выбрана форма профильных мастерских, дополнением которой выступают различного вида практики в пресс-службах, отделах информации и маркетинга, коммуникационных агентствах, СМИ и т.д.
Образовательный и креативный потенциал профильного проектирования
Профильные мастерские направлены на создание социокультурного пространства, открытого для всех субъектов образования: не только для студентов и преподавателей, но и для различных профессиональных сообществ, общественных организаций, органов власти, контролирующих различных виды социальных практик. Набор в профильные мастерские происходит на добровольной основе согласно интересам и самоопределению студента. Деятельность в профильных мастерских входит в практический раздел ООП бакалавриата, и принцип открытости в данном случае дополняется организованностью и контролем над образовательной ситуацией. Мини-группы студентов встречаются и работают в течение всего учебного года под руководством преподавателя. Кадровое обеспечение профильных мастерских осуществляется силами штатных и внештатных преподавателей кафедры социальных коммуникаций национального исследовательского Томского государственного университета, которые все без исключения являются практиками сферы социальных коммуникаций.
Вместе с тем принципиально меняется сама образовательная деятельность: она выходит за пределы университета в ситуацию социальной неопределенности, а не пытается создавать внутри аудитории искусственные модели возможной социальной реальности. Так, за рубежом уже давно работают образовательные практики, выходящие за стены учебных заведений и реализуемые в настоящих социальных ситуациях. Например, продуктивное учение (одна из моделей «Город как школа»), проектное обучение, средо-ориентированное обучение, обучение на опыте общественных служб (service-learning), образование через сообщество (community education) и т.д.
В профильных мастерских образовательная деятельность выстраивается на основе проектного обучения. В течение учебного года студенты разрабатывают и внедряют профильные проекты, один из которых по выбору студента может быть вынесен на итоговую защиту. Профильный проект - это самостоятельная, практико-ориентированная студенческая работа, отражающая содержание проектной деятельности в рамках профильных мастерских (профилей «Управление персональным и корпоративным имиджем», «Экспертиза рекламных и PR-продуктов», «Организация специальных событий и мероприятий (event-менеджмент)», «Работа с социальными медиа»). В результате выполнения профильного проекта у студентов формируются общекультурные, профессиональные (общепрофессиональные и общепрофильные) компетенции [8].
Надо заметить, что способность к участию в проектной деятельности организации, обеспечению средств и методов по реализации проектов, работе в проектной команде, разработке и презентации проектной документации входит в число актуальных и востребованных требований работодателей к компетенциям выпускника образовательной профессиональной программы. Сегодня фактически в каждой профессиональной сфере (образовании, бизнесе, политике, культуре и др.) люди заняты разработкой проекта, обсуждением его рисков, реализацией проектных замыслов и презентацией итогов.
Кроме формирования профессионально необходимых компетенций, данный формат обеспечивает возможность для каждого студента максимально раскрыть свой креативный потенциал. Это деятельность, позволяющая проявить гибкость мышления и неординарность подходов в решении профессиональных задач, попробовать себя в индивидуальной или в групповой работе, выступить в роли коммуникатора, умело использующего различные средства для эффективного диалога с целевой аудиторией. Разработка и реализация коммуникационных проектов, направленных на решение актуальных профессиональных проблем, мобилизует способности студентов и выступает ключевым условием культивирования креативности. Ведь проект - это всегда авторский, оригинальный, с набором уникальных средств и методов, способ разрешения проблемы, имеющей множество возможных решений.
Рассматривая педагогические подходы к профильному проектированию, подчеркнем, что это реализация преподавателем технологии проектного обучения, обогащенной идеями проблемного, развивающего, практико-ориентированного образования. Уходя от классических диад «преподаватель - студент» и «лекция - семинар», руководитель профильной мастерской приобретает «многоликое Я», осваивая новые функции и роли: он - исследователь, консультант, эксперт, фасилитатор, коммуникатор, когнитивный менеджер. Ведь групповое обучение с учётом индивидуальных профессиональных интересов и предпочтений ставит перед преподавателем множество задач, среди которых: организация полисубъектной образовательной деятельности, выстраивание межличностной коммуникации, актуализация и обмен знаниями из разных научных областей, мотивирование студентов на достижение успешного результата. В деятельности профильных мастерских «в силу высокой изменчивости современного мира и текучести происходящих в нем процессов актуальным становится не фиксированное, а становящееся знание, именно оно приобретает особую ценность» [7, с. 95].
Эффективность работы со «становящимся знанием», в отличие от классического университетского подхода к оценке знаний, определяется достижениями студентов, получивших не только преподавательское, но и общественное признание. За два года в профильных мастерских разработаны и реализованы самые разные студенческие проекты. Так, результатом внедрения этой образовательной технологии стали в 2011-2012 учебном году успешные коммуникационные акции, реализованные студентами совместно с ТРОО «Стратегия успеха» в рамках гранта ООО «Лига здоровья нации» - «Формирование культуры здоровья студенческой молодежи как необходимого условия её успешной самореализации в университетской среде». Высоким показателем успешности профильных мастерских явилось признание студенческих проектов в профессиональной среде, о чём свидетельствует их вхождение в шорт-листы ежегодного Международного конкурса признания профессиональных достижений в сфере PR и рекламы «Золотой соболь» и ежегодного Всероссийского конкурса студенческих проектов в области развития общественных связей «Хрустальный апельсин» [2; 3].
Заключение
Обновление классического университетского образования в условиях постиндустриальной культуры предполагает создание открытой образовательной системы, способной на постоянную дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса в зависимости от динамично меняющегося социокультурного контекста. Живя в ситуации постоянных социокультурных изменений незавершенного типа, нельзя ориентироваться на модели закрытого (фиксированного, ограниченного и законченного) образования. В «неклассическое» время цель и конечный образовательный результат неопределённы, более того, они подвержены постоянному изменению. И поэтому, решая вопросы поиска и внедрения адекватных информационно-коммуникативной социальности образовательных стратегий и практик, мы предлагаем в содержании профессионального образования опираться на актуальные профессиональные технологии, востребованные на рынке труда, а в формах реализации образовательных программ - на создание профильных мастерских, обеспечивающих эффективную связь теории и практики.
Профильные мастерские как форма организации учебного процесса, по мнению разработчиков данной ООП бакалавриата, способствуют достижению как классических, так и неклассических образовательных результатов:
- закреплению теоретических знаний, полученных в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- формированию компетенций и получению первичных профессиональных навыков;
- развитию креативного мышления, позволяющего решать профессиональные, квазипрофессиональные и личностные задачи в условиях поливариантного развития социальной ситуации.
Рецензенты:
Поздеева С.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), г. Томск.
Костюкова Т. А., д.п.н., профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ), г. Томск.