В наше время три из пяти базовых компетенций, необходимых, по мнению Совета Европы, любым специалистам, связаны с коммуникацией и интеграцией личности в систему мировой и национальной культур. Кроме того, одним из приоритетов государственной политики выступает укрепление целостности российской культуры посредством создания различных условий для сохранения и развития национальных культур, что имеет большое значение в связи с миграционными процессами последних десятилетий, возрастанием полиэтничности населения, как в крупных мегаполисах, так и в национальных субъектах Российской Федерации, а также увеличением разнообразных международных контактов. Задача обучения межкультурному диалогу установлена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011‑2015 годы». Способность вхождения в глобализированный мир, толерантность, умение вести диалог, находить содержательные компромиссы относятся Э.Ф. Зеером, А.М. Павловой и Э.Э. Сыманюк к ключевым (базовым) компетентностям и отражают сущность социокультурной компетентности [2].
Сформировать социокультурную компетентность, позволяющую будущим специалистам свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям важно в процессе обучения в учреждениях профессионального образования, так как студенческий возраст считается временем становления этнического мировоззрения и наиболее благоприятным для формирования данной компетентности.
Однако, как показывает практика профессиональной деятельности, выпускники часто испытывают затруднения при общении с носителями другой культуры, что сказывается на адаптации в коллективе, качестве выполняемой работы. Несмотря на это, в процессе профессионального обучения не акцентируется внимание на аспектах этнического характера, на формировании таких необходимых составляющих профессиональной компетентности, как этническая идентичность, этнокультурная компетентность, готовность к межкультурному диалогу, в свою очередь, влияющих на формирование социокультурной компетентности.
Анализ изученной литературы (М.В. Болина, Е.М. Верещагин, Г.В. Елизарова, И.А. Зимняя, Ж.Ю. Мишанина, Е.С. Пассов, И.Л. Плужник, В.В. Сафонова и др.) позволил установить, что социокультурная компетентность является базовой составляющей профессиональной компетентности. В свою очередь социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетентности и является ее компонентом. В научной литературе под социокультурной компетентностью понимается владение совокупностью знаний, умений и качеств, необходимых для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях, с учетом культурных и социальных норм коммуникативного поведения [1, 3, 4].
Компонентами социокультурной компетентности студентов ссузов многонационального региона мы определяем мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий.
Выявлено, что мотивационно-ценностный компонент представляет собой мотивы, по которым человек организует свою деятельность. Принципиально важно, чтобы мотив являлся осознанным и реально действующим, а не оставался только на знаниевом уровне. Данный компонент показывает убеждения и принципы, которыми личность руководствуется в общении и поведении. Также компонент характеризует эмоциональное отношение к этническим группам, мотивацию к взаимодействию, толерантное поведение, отсутствие агрессии.
Когнитивный компонент представляет собой знания об истории, культуре, религии, традициях этнических групп, знания о нормах и правилах общения, взаимодействия, этикете и способах применения этих знаний в реальном поведении на основе актуализации. Он успешно формируется при условии осознания многообразия мира, равенства культур; понимания необходимости процесса интеграции, взаимопонимания, взаимообогащения и сотрудничества разных культур.
Деятельностно-поведенческий компонент представляет собой регуляцию волевой сферы, конкретные речевые действия, опыт общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанный на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Сформировавшийся деятельностно-поведенческий компонент предполагает двусторонний или многосторонний диалог культур, проявление адекватного поведения в ситуациях межэтнического общения, способность к диалогу и сотрудничеству с другими этническими группами в процессе профессиональной деятельности. В него входят социокультурные умения.
Значение социокультурной компетентности в процессе осуществления профессиональных обязанностей будущих специалистов возрастает в связи с тем, что их деятельность осуществляется в поликультурной среде (к примеру, Татарстан населяют представители 124 национальностей), предполагающей большую предрасположенность к межэтническим контактам, как в обыденной жизни, так и в профессиональной сфере.
Диагностирование студентов посредством наблюдения, серии заданий по всему структурному составу социокультурной компетентности позволило определить уровень ее сформированности: у 55 % студентов неудовлетворительный (низкий) уровень сформированности социокультурной компетентности, 31 % студентов имеют стабильный (средний) уровень сформированности социокультурной компетентности, и лишь 14 % студентов обладают оптимальным (высоким) уровнем сформированности социокультурной компетентности. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что социокультурная компетентность студентов сформирована недостаточно. Работа по ее формированию осуществляется неэффективно, характеризуется несистематичностью и несогласованностью действий педагогов, практиков и работодателей, социальных партнеров. Учитывая все вышесказанное, мы пришли к выводу о необходимости целенаправленной деятельности по формированию социокультурной компетентности студентов.
Формировать социокультурную компетентность важно не только в процессе обучения в учреждениях профессионального образования, но и в образовательной, музейно-просветительской и досугово-развлекательной деятельности, которую студенты воспринимают не только как развлечение, а видят и другое ее значение (образовательное, творчество, возможность общения и т.д.).
Необходимым и эффективным условием формирования социокультурной компетентности студентов в многонациональном регионе, как показал наш многолетний эмпирический опыт, является включение студентов в деятельность национально-культурных центров.
Во-первых, главной целью национально-культурных центров (далее - НКЦ) является развитие этнических культур, сохранение родного языка, обычаев, традиций, форм досуга, исторической памяти своего народа, консолидация этнических общностей, воспитание подрастающего поколения на национальных традициях через изучение обрядов, обычаев, национальных праздников, литературы. Во-вторых, благодаря деятельности НКЦ происходит социализация и этническая идентификация молодого поколения. В-третьих, НКЦ выполняют функции досуговых учреждений. В-четвертых, проблемы межкультурного диалога не могут быть решены без изучения специфики этнических культур с позиции культурологического дискурса. Кроме того, НКЦ консолидируют люди не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий: католиков и православных, буддистов и мусульман.
За последнее десятилетие на территории Татарстана появилось много национальных культурных центров: от еврейской общины до немецкого дома, многочисленные татарские национально-культурные организации.
На территории г. Казань Татарстана находятся Национальный культурный центр «Казань», Тетюшский чувашский национально-культурный центр Республики Татарстан, Чувашский общественно-культурный центр им. П.П. Хузангая г. Казань, Национально-культурный центр «Элмэт», Республиканский центр русской культуры «Русский дом» и др. [5].
Формирование социокультурной компетентности студентов осуществлялось на принципах сотрудничества и социального партнерства учебных заведений и НКЦ. Был составлен совместный перспективный план работы по формированию социокультурной компетентности студентов, выполнение которого курировали заместители директора по воспитательной работе. В учебных заведениях целенаправленная работа проводилась в рамках изучения дисциплин учебного плана (иностранный язык, основы философии, история, психология общения и др.), а также во внеучебной деятельности (классные часы, психологические тренинги, студенческие проекты и др.). На базе НКЦ осуществлялась:
- деятельность в области художественного, литературного и исполнительного творчества (национальные поэтические вечера, выставки ремесел, мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов, тематические концерты к национальным праздникам и пр.);
- создание и организация работы любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;
- проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий-праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, игровых развлекательных программ и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов;
- организация работы лекториев, народных университетов, школ и курсов по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности (лекторий «Культура народов мира», курсы дополнительного образования по плетению из лозы, бисероплетению, лоскутной мозаике и т.п.);
- оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий в учебных заведениях.
Студенты были включены в деятельность этих центров на протяжении всех этапов формирующего эксперимента. В учебных заведениях были размещены стенды, освещающие сотрудничество с НКЦ.
На протяжении первого этапа (погружающего) целью было формирование ценностно-мотивационного отношения к повышению уровня социокультурной компетентности, к овладению социокультурными умениями; формирование роли знаний о культуре других народов в профессиональной деятельности. На этом этапе цель достигалась посредством проведения в учебных заведениях классных часов «Давайте знакомиться!», «Я - студент колледжа», «Наш вклад в универсиаду». На базе НКЦ были проведены тренинги «Я и МЫ», «Такие разные, такие классные!», коллаж «Мозаика мира». Закончился данный этап коллективным творческим делом «Посвящение в студенты».
Второй этап (мотивационно-целевой) был направлен на формирование знаний о социокультурной компетентности, ее сущности, структуре. Достижение цели первого этапа достигалось через проведение в учебных заведениях тематических занятий по иностранному языку, истории и другим дисциплинам, входящим в учебный план, тематических внеурочных мероприятий: «Загородная заграница», «Акция Глобализация», «Человек Мира» и др. на базе НКЦ.
Третий этап (обучающий) обеспечивал формирование социокультурных умений. Этап осуществлялся через разработку и реализацию в учебных заведениях факультативных курсов «Культура народов Татарстана и России», «Культура народов мира», в НКЦ - клубных мероприятий разного направления (познавательных, спортивных, развлекательных). В конце третьего этапа обеспечивалось комплексное применение сформированных знаний и умений.
Четвертый этап (закрепляющий) обеспечивал формирование социокультурных умений, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. Основная цель данного этапа - полноценное включение студентов в процесс межкультурной коммуникации. Этап осуществляется через разработку и реализацию социальных проектов «Международный волонтер», «Универсиада», «Путешествие по миру», деловых игр «Командировка за границу», «Основы самопрезентации» и др.
Пятый (завершающий) этап формирования социокультурной компетентности приходился на последний учебный год. Этот этап являлся рефлексивно-оценочным, здесь осуществлялась оценка уровня сформированности социокультурной компетентности; осознание процесса проявления профессиональных умений в различных ситуациях профессиональной деятельности. На завершающем этапе проводилась деловая игра «Культурное ассорти», в ходе которой студенты проявляли социокультурные знания и умения, осознавали уровень сформированности социокультурной компетентности.
Для национально-культурных центров взаимодействие с образовательными учреждениями было очень плодотворным, т. к. значительно расширило целевую аудиторию, повысило качество проводимых мероприятий, особенно их методическую сторону и усилило воспитательное значение.
Педагоги, родители и сами студенты отмечали такие результаты опытно-экспериментальной работы, как развитие инициативности в общении, раскрепощенности, повышение их уверенности в себе, развитие речи, внимательности к другим людям. По оценке педагогов, значительно возрос интерес студентов к проектной деятельности, увеличилось количество межличностных контактов, необходимых для выполнения проектов, инициативность в межкультурном взаимодействии. Это отразилось в том, что они стали более активно участвовать в различных внеурочных мероприятиях.
Важным изменением когнитивного компонента социокультурной компетентности студентов явилось то, что они четко разделяют различные особенности многих национальных культур, выделяют и такие характеристики, как особенности национальной одежды, кухни, коммуникативного поведения, национальные обычаи и традиции, памятники культуры.
Также педагоги констатировали, что у студентов значительно расширился эмоциональный опыт, они стали более выразительны в общении, при чтении стихов и текстов, творчески подходят к решению коммуникативных задач, отличаются положительной установкой на другого человека и умеют оценивать свои коммуникативные действия и других людей. Все это свидетельствует о положительной оценке проведенной экспериментальной работы.
С целью оценки результатов проведенной работы был проведен контрольный эксперимент. Уровень социокультурной компетентности студентов мы определяли по компонентам (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий) по той же диагностической методике, что и в констатирующем эксперименте, широко использовали наблюдение за студентами и метод экспертных оценок.
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной заметно возросло число студентов, которые достигли высокого (на 8%) и среднего уровня сформированности исследуемой компетентности (на 19%), и намного уменьшилось количество студентов с низким уровнем (на 27%).
Таким образом, в условиях взаимодействия учреждений образования и национально-культурных центров в многонациональном регионе формирование социокультурной компетентности наиболее эффективно, т.к. происходит связь теории с практикой, учебная деятельность гармонично соединяется с досуговой, открывая широкие возможности для применения полученных знаний, самореализации, самоидентификации, межнационального и международного диалога.
Рецензенты:
Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.
Помелов В. Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.