Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

"WORKBOOK ACCOUNTING" AS AN IMPORTANT ELEMENT OF TEACHING MATERIALS IN THE TEACHING OF ACCOUNTING DISCIPLINES AND THE DEVELOPMENT OF MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE MANAGERS

Kurilina E.V. 1
1 Kaluga State University n.a. K.E. Tsiolkovsky
The article examines the feasibility of using "Workbook accounting" in the educational process in the teaching of accounting disciplines to form the managerial competence of future managers. The author does not claim that a good leader must be an accountant, but given that the ultimate goal of any leadership at the present time is to make profit, says the head must have a clear idea of how systematized information on the financial and economic flows of the organization. One of the most effective resources of the educational process is the workbook as a means of control of mental activity of students. The peculiarity of the information in the workbook is a symbolic form, based on the Gestalt approach to the assimilation of information. In this paper we prove the use of the workbook helps simulation environment that allows students to master the skills of modeling and strategic planning, as well as lay the foundation for future professional activities.
accounting
the working notebook
competencies
educational process
quality management
management

В последнее время в связи с отделением части государственных учреждений, имеющих бюджеты разных уровней, в отдельные самостоятельные частные организации для выполнения ими полномочий, считавшимися государственными, да и вообще с общей тенденцией укрупнения малого бизнеса в области управления, стали востребованы специалисты, способные не только вскрыть острые противоречия, но и профессионально, заинтересовано, результативно их разрешать. В этой связи управленческая компетентность личности руководителя как его интегративное качество выступает реальным фактором оптимизации и дальнейшего развития общественных отношений, обеспечивая поступательное, прогрессивное развитие России, реализацию жизненно важных для неё задач.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена практически во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.

Все чаще стоит вопрос о формировании в процессе образования некоторого набора специфических субъективных качеств: «компетентности» и «компетенции». Интерес к этой теме в российском научно-педагогическом сообществе высокий.

ФГОС ВПО 3-го поколения, основываясь на требованиях современного уровня социально-экономического развития общества, предоставляют преподавателю вуза достаточную свободу в выборе содержания учебных дисциплин и форм организации образовательного процесса. При этом главной задачей освоения образовательной программы является овладение учащимися следующими основными компетенциями:

  • способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
  • готовность к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
  • способности участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
  • владение методами принятия стратегических, тактических и операционных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18).

Перечисленные выше компетенции относятся к управленческим.

Процесс формирования управленческой компетентности будущего специалиста - это деятельность, направленная на овладение студентами знаниями, умениями, способами деятельности, а также развитие способностей к самореализации [4].

Большинство работ, посвященных развитию управленческой компетентности, делают акцент на дополнительное или третью ступень образования, хотя целесообразно, чтобы ВУЗ выпускал к концу срока обучения специалиста менеджера или управленца, готового к самостоятельной профессиональной деятельности, не требующего дополнительного обучения.

Нарушение связи между сферой образования и рынком труда, неразвитость социального партнерства в сфере профессионального образования ведет к образованию данного противоречия. Увеличение работы студентов над практической стороной обучения может служить одним из направлений для решения указанной проблемы.

Каждое образовательное учреждение формирует свою информационную образовательную среду. Для этого необходимо пересмотреть традиционное содержание образования, а также формы, методы и технологии обучения. Необходимо внедрять в процесс обучения разнообразные инновации (дидактические, организационные, социальные). При обучении, на наш взгляд, целесообразно использовать такие методы и приемы, как самостоятельный анализ ранее неизвестных объектов, решение контекстных ситуационных задач. То есть предполагается существование инвариантной части содержания образования - необходимый минимум информации, который служит основой для углубления и расширения знаний, для этого образовательное учреждение должно создавать все условия: кадровые, материально-технические, учебно-методические [3].

Для раскрытия возможностей современного университета как провайдера дополнительного профессионального образования менеджеров можно использовать наличие профессорско-преподавательского состава, наличие необходимого для ведения образовательного процесса научно-методического, материально-технического и информационного обеспечения, ориентируясь на такие стратегические ориентиры как фундаментализм, когнитивная целостность, методологизм, гуманитаризация ДПО. Современный ВУЗ может создать адаптивную систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, позволяющую оперативно удовлетворять запросы руководителей и специалистов [4].

Анализ литературы по вопросу управленческой компетентности позволяет нам сделать вывод, что наиболее полно отражает понятие «управленческой компетентности» (далее - УК) подход, в основе которого лежит представление УК как системного образования личности.

На наш взгляд, определение управленческой компетентности должно быть связано с использованием идей системного подхода при научной опоре на ряд актуальных теоретических положений: о целостности восприятия управленческой ситуации (гештальт-психология); важности знания особенностей поведения подчиненных в различной обстановке и умении им управлять (бихевиоризм); важности индивидуальной базы управленческих знаний и наличии соответствующих механизмов ее актуализации (когнитивная психология); необходимости уточнения мотивов профессионального развития (глубинная психология); взаимосвязи компетентности и готовности к деятельности (И.Е. Елина); возможности построения модели «успешного» управленца в узковедомственном аспекте (Ю. Майсурадзе, А. Никифоров); «ресурсности» психологических феноменов (Ю.Д. Красовский); необходимости учета типа среды, в которой осуществляется УД; об управленческом решении как внешнем критерии УК (И. В. Кулькова, Е. С. Лахманский); иерархическом представлении структуры сложных психологических феноменов (Л.С. Уманский, А. Г. Ковалев). Системообразующим и содержательно-информативным средством объединения данных положений в проблематике УК является опора на ресурсное представление ее психологической структуры.

Проецируя основные положения ресурсной теории на сферу образования, можно утверждать, что в условиях изменчивости внешней среды образовательного учреждения обеспечить стабильность учебного процесса, гарантирующего качество образовательных услуг, возможно в случае использования стратегии, основанной на его ресурсах [2]. Все ресурсы в целом представляют собой совокупность конкретных средств, определяющих качество функционирования и развития процесса обучения по каждой конкретной учебной дисциплине.

Одним из эффективных ресурсов учебного процесса является рабочая тетрадь как средство управления мыслительной деятельностью студентов. Особенностью предоставления информации в рабочей тетради является знаковая форма, основывающаяся на гештальтподходе к усвоению информации. Сущность гештальтподхода (нем. Gestalt - форма, образ, структура) заключается в одномоментном и разностороннем предъявлении педагогам структуры и смысла крупных законченных в смысловом отношении модулей информации в проблемном контексте [1].

В процессе преподавания учётных дисциплин у будущих специалистов-менеджеров (направления подготовки - «Менеджмент организации» и «Управление качеством») на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского нами разработано и апробировано учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь по бухгалтерскому учету». Тетрадь разработана таким образом, чтобы в процессе получения практических навыков по дисциплине бухгалтерский учёт формировались управленческие компетенции обучающихся. Каждая дисциплина, конечно же, вносит свой вклад в формирование профессиональной компетентности. Данная рабочая тетрадь позволяет решить также проблему по сближению разрыва обучения и производства, являясь хорошей возможностью моделировать процессы.

Сегодня одна из проблем прохождения практики студентами-менеджерами такова, что даже активная практика всё равно остается пассивной, так как к руководству какими-либо проектами и отделами студентов, как правило, не подпускают. В свою очередь, правильно организованный процесс использования студентами рабочей тетради позволит, как нам представляется, смоделировать возможные ситуации, связанные с выполнением руководителем организации своих управленческих функций, в том числе и в сфере контроля бухгалтерской отчётности.

Доказано, что практическая деятельность студентов является системообразующим стержнем для формирования содержания профессиональной подготовки специалиста менеджера, поскольку личностные и профессиональные ценности становятся достоянием лишь в том случае, если они присваиваются и вырабатываются человеком не только в процессе познавательной, но и практической, преобразующей деятельности [4].

Поэтому в разработанную нами рабочую тетрадь вынесены темы, наиболее часто встречающиеся в практической деятельности предприятий независимо от их вида деятельности. Принципы подбора содержания рабочей тетради и технологии образовательного процесса обосновываются преимущественно целями предметной подготовки. Темы, выстроенные таким образом, чтобы рассмотреть развитие организации от первого дня до полноценной деятельности. Вместе с получением знаний по бухгалтерскому учету у студентов формируются управленческие компетенции.

Мы не утверждаем, что хороший руководитель обязательно должен быть бухгалтером, но учитывая, что конечной целью деятельности любого руководства в настоящее время является получение прибыли, руководитель обязан иметь четкое представление о том, как систематизируется информация о финансово-хозяйственных потоках организации. Основываясь на исследованиях студентов при прохождении практики в организациях различных видов деятельности, наиболее успешными на Калужском рынке являются организации, у которых руководители имеют более чем хорошие знания бухгалтерского учёта. Как объясняли сами исследуемые, при управлении организацией и подчиненными именно бухгалтерская информация является объективной характеристикой состояния организации, и чем быстрее вы можете овладеть этой информацией без посредничества бухгалтера-переводчика, объясняющего каждую цифру, тем быстрее будет реакция на изменение внутреннего состояния организации.

За последнее десятилетие сами цели и задачи ведения бухгалтерского учета изменились и стали не просто инструментом для подсчёта, а важным звеном в управлении организациями. Требования к бухгалтерам и самому бухгалтерскому учету становятся всё выше. Выделяются целые направления в учёте, которых раньше не было. Например, управленческий учёт прочно занял своё место как отдельный вид деятельности со своими целями, задачами и методами их решения. Период послабления требований к бухгалтерскому учёту, связанный со стимуляцией малого бизнеса, заканчивается. С 2013 года организации, у которых была упрощенная система налогообложения, обязаны будут вести бухгалтерский учёт. Конечно же, реформы Министерства финансов направлены на сближение налогового и бухгалтерского учёта, но пока на деле это оказывается еще большей работой для бухгалтера и руководителя в части обдумывания правильной Учётной политики [5].

Вернемся к рабочей тетради. Сама программа по дисциплине бухгалтерский учёт при обучении менеджеров разделена нами на 13 основных разделов: основные положения и порядок организации бухгалтерского учёта; учёт денежных средств; расчётные отношения организаций, их взаимосвязь и учет; учёт материально-производственных запасов; учёт необоротных активов; учёт оказания услуг и производства продукции; учёт финансовых результатов; учет капитала; специфика учёта в бюджетных организациях; налогообложение; особые режимы налогообложения; учётная политика; отчётность организации. В рабочую тетрадь вынесены темы наиболее крупные по объему часов: учёт денежных средств; расчётные отношения организаций, их взаимосвязь и учёт; учёт материально-производственных запасов; учёт оказания услуг; учёт необоротных активов, т.е. те темы, при изучении которых наибольший акцент стоит уделить работе с первичными документами, подготовив, таким образом, студентов к усвоению следующих тем, требующих способности анализировать при работе с документами.

Студенты зачастую сталкиваются с трудностями при понимании понятия Дт(Дебет) и Кт(Кредит). Эти два понятия кажутся им непонятными иностранными словами, и откуда берутся эти цифры, что за «страшное» слово «проводка»? На наш взгляд, это связано именно с пренебрежением при введении как можно большего объёма первичных документов. Решая задачу в начальной школе о том, что два пешехода движутся навстречу друг другу, ребенок формирует в своем воображении именно двух человек, которые приближаются друг к другу по прямой линии. Решая задачу по бухгалтерскому учёту, в которой организация выплатила аванс за выполненные работы, студенту тяжело понять, почему делается проводка Дт(Дебет) 60 Кт(Кредит) 50, так как они не представляют, какими документами оформляются эта операция, не имея практического опыта по свершению каких либо сделок. В то же время, преподавая бухгалтерский учет будущим менеджерам, не бухгалтерам, нужно помнить, что следует формировать не способность решения бухгалтерских задач, а именно набор компетентностей для руководителя.

При изучении темы «Учёт денежных средств. Касса» ставится цель сформировать способность анализировать финансовые документы и на их основе принимать решения. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Формирование знаний об основных стандартах и принципах финансового учета.
  2. Выработать умения учета активов и денежных средств организации.
  3. Овладение навыками работы с унифицированными формами первичной документации.

Компетенции отрабатываются на конкретной педагогической ситуации, предложенной преподавателям. Теоретический материал даётся на лекционных занятиях, а на самостоятельное изучение предлагается при подготовке к занятию вспомнить законодательство о регистрации и открытии организаций самой простой и распространенной формы - Общество с ограниченной ответственностью (ООО), тем самым затрагиваются также межпредметные связи. Если студенты забыли или попросту поленились подготовиться к занятию, им предлагается при помощи телекоммуникационных каналов связи и собственных телефонов найти эту информацию на сайтах Министерства финансов и Инспекции Федеральной налоговой службы.

Предлагается конкретная ситуация-задание.

В данный момент регистрация организации происходит по принципу «в одно окно», то есть документы предоставляются в налоговую инспекцию по юридическому адресу организации. Законодательно определено предоставление следующих документов:

  1. Заявление о регистрации.
  2. Протокол собрания учредителей.
  3. Оплата госпошлины.
  4. Устав и учредительный договор.

Одним из пунктов устава является информация об уставном капитале, который обязаны внести учредители в виде денежных средств, основных средств или нематериальных активов. Студентам предлагается стать учредителем ООО «Дюна», в ситуации, когда у них пока нет денежных средств, нанять бухгалтера. Если уставной капитал вносится в виде наличных денежных средств, а именно эта ситуация наиболее распространена, то заполняется первичный документ «Приходный кассовый ордер». В нашей ситуации уставной капитал будет составлять 10 000-00 рублей и должен быть внесен учредителями в равных частях по 5000-00. В рабочей тетради приведён пример заполненного «Приходного кассового ордера». Этот пример разбирается и студентам предлагается заполнить второй приходный кассовый ордер на внесение их части уставного капитала. При этом делается акцент, что любое движение денежных, основных средств, материалов или обязательств должно оформляться документами, которые и называются первичными. Будущим менеджерам важно понимать, что только первичный документ, правильно оформленный и подписанный со всех сторон, является основанием для судебных разбирательств, если таковые понадобятся. Вместе с этим студенты понимают, что такое «страшное» и непонятное для них понятие как бухгалтерская проводка базируется на тех же самых первичных документах, а не является чем-то эфемерным, понятным только преподавателю. В рабочей тетради в качестве справочного материала приведен «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации», к которому можно обращаться.

Аналогичным образом построены и следующие занятия. Таким образом, моделируется среда, позволяющая овладеть студентам навыками моделирования и стратегического планирования, а также заложить основу будущей профессиональной деятельности. И возможно даже дать толчок к началу профессиональной деятельности уже в процессе обучения. При изучении темы «Учет обязательств. Заработная плата» формируется мотивационное обеспечение процесса управления. Можно в данном случае подискутировать с психологами о том, что корпоративный дух и этика возможно очень значимы в странах, где существуют организации с одним и тем же именем в течение десятков лет, в нашей стране примеры кардинально противоположные. В рабочей тетради предусмотрены такие приемы, как применение метода аналогий, решение конкретных ситуационных задач, увеличение доли конкретных информационных технологий и др. Тетрадь позволяет также учесть индивидуальные особенности студентов по овладению материалом, так как не требует работы с определенной скоростью.

Таким образом, основной целью при работе с данным дидактическим материалом является неполучение конкретных знаний и умений, а развитие качеств личности, которые называются управленческими компетентностями, определение целей управления и возможности коррекции процесса управления.

Рецензенты:

Хачикян Е.И., д.п.н., профессор КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга.

Горбачева Елена Игоревна, д.псх.н., профессор КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга.