Введение
Возможности и перспективы современного высшего образования в области предупреждения медиаманипуляции наиболее полно раскрываются в сфере медиаобразования, под которым понимаются «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования массмедиа» [6, c. 270]. Среди таких образовательных потребностей, порождаемых фактом существования СМИ, располагается потребность в поиске педагогических условий предупреждения медиаманипуляций.
Проведенное экспериментальное исследование [1] показало высокую результативность и эффективность педагогической работы в вузе, направленной на предупреждение негативного воздействия современных манипулятивных практик на молодежь. Сущность такой педагогической практики заключается в формировании медиакомпетентности личности студента, как основы его информационно-психологической безопасности и устойчивости в условиях повсеместного манипулятивного воздействия средств массовой информации. Изучение передового педагогического опыта и собственные экспериментальные изыскания позволили выявить и научно обосновать наиболее действенные направления повышения эффективности формирования медиакомпетентности личности студента вуза.
Были сформулированы три группы педагогических условий, определяющие эффективность формирования медиакомпетентности личности студентов вуза в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Следует заключить, что выделенные группы условий тесно взаимосвязаны между собой и могут быть разделены исключительно условно.
Прежде всего, нами был очерчен круг организационно-педагогических условий, связанных с научно-методической и организационной стороной формирования медиакомпетентности личности студентов. К ним относятся:
- выработка программного обеспечения процессов формирования медиакомпетентности студента, включающего цель, задачи, этапы проведения психолого-педагогической работы, ее сроки, формы, методы, средства реализации (целесообразно при разработке программы научно-прикладного проекта и (или) экспериментального исследования);
- определение критериев диагностического аппарата формирования медиакомпетентности личности студента вуза и его инструментария. Данное условие обеспечивается в процессе сбора оптимального пакета диагностических методик, четкого определения параметров критериально-уровневой системы изучаемого явления (медиакомпетентности), структуризации его базовых составляющих - показателей, критериев, блоков (компонентов) медиакомпетентности. Проведенное нами исследование показало, что оптимальным является выделение уровней медиакомпетентности - высокого (защищенного), среднего (допустимого) и низкого (беззащитного); критериев медиакомпетентности - когнитивного (теоретического), практико-операционного (теоретического), эмоционального, мотивационного; рабочих блоков-компонентов медиакомпетентности - информационная грамотность, антиманипулятивные умения и навыки, антиманипулятивные качества. Оптимальным инструментарием диагностики уровней сформированности медиакомпетентности, отражающим ее показатели и критерии, служат такие методы, как анкетирование, наблюдение, интервьюирование, собеседование, тестирование;
- моделирование и систематизирование содержания формирования медиакомпетентности личности студентов вуза в процессе разработки программы соответствующего факультативного курса, определение логики построения и содержания системы занятий;
- осуществление педагогического мониторинга уровня сформированности всех (когнитивного, практико-операционного, мотивационного, когнитивного и эмоционального) критериев медиакомпетентности занимающихся, что подразумевает сбор, обработку и анализ информации, полученной различными диагностическими методиками;
В группу психолого-педагогических условий, связанных с психологическим аспектом формирования медиакомпетентности личности студента вуза входят:
- изучение и учет (на экспериментальном уровне) индивидуальных социально-психологических факторов уязвимости студентов перед манипулятивными технологиями медиа, а именно: их индивидуально-личностных качеств, мотивов, склонностей, мнений, убеждений, специфики психологических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия) и протекания психологических состояний, особенности которых могут являться удобной матрицей для медиаманипуляции, и требуют педагогического вмешательства и корректировки;
- проведение комплексной психологической диагностики уровней сформированности показателей медиакомпетентности личности студентов вуза, посредством совокупности отобранных психолого-диагностических методик, предваряющей собственно педагогическое вмешательство с целью конкретизации дальнейшей образовательно-воспитательной стратегии;
- мотивационная поддержка формирования медиакомпетентности личности учащихся, актуализация потребности студентов в развитии медиакомпетентности как личностно и профессионально значимого качества;
- обеспечение студентам субъектной позиции в процессе формирования медиакомпетентности, что проистекает из субъект-субъектного (интерсубъектного) характера взаимодействия всех участников педагогического процесса, выполняющего функции активизации творческого потенциала и самостоятельности студентов, оснащения их способами деятельности и стимуляции свободного выбора. В Российской педагогической энциклопедии сформулировано следующее определение субъектности: «...способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, способность быть стратегом собственной жизни и осмысливать связи своего Я с другими людьми» [4]. Принцип субъектности предписывает педагогу учитывать потенциальные возможности обучаемых стать субъектами деятельности, поведения, отношения, воли, развивая в себе субъектность;
- реализация педагогами своих личностных (профессиональных и психологических) ресурсов в процессе формирования медиакомпетентности личности студента в рамках преподавательской деятельности. Личность преподавателя является ключевым условием, поскольку именно педагог обусловливает уровень результативности проводимой педагогической работы [2]. На преподавателя ложится организация педагогического общения со студентами, реализация перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон общения. В целом у преподавателя должны быть сформированы следующие личностные параметры: тактичность, чувство эмпатии, толерантность в отношениях с обучаемыми; понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; знания особенностей психического развития обучаемых; способность к самоанализу, самооценке, самообучению, саморазвитию.
Третья группа условий - собственно педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов в рамках образовательно-воспитательного процесса высшей школы, связана с реализацией педагогического процесса. К данным условиям относятся:
- наличие апробированной педагогической модели обеспечения формирования медиакомпетентности студентов на базе вуза, практически применяемой в образовательном пространстве факультативного курса;
- наличие научно-обоснованной и экспериментально апробированной программы факультативного спецкурса по формированию медиакомпетентности личности студентов вуза, включающей учебно-методическое и дидактического обеспечение этого процесса;
- строгое определение программно-целевой сущности учебно-воспитательного процесса, которая выражается в преемственности между целями, задачами, содержанием, методами, формами, характером осуществляемого педагогического воздействия на уровень сформированности медиакомпетентности студентов;
- обеспечение единства, целостности и непрерывности формирования знаний, умений и качеств как взаимосвязанных компонентов медиакомпетентности личности студента;
- реализация разработанной педагогической технологии формирования медиакомпетентности личности студента вуза.
Поскольку последнее условие - реализация педагогической технологии - является наиболее важным среди прочих педагогических условий формирования медиакомпетентности, остановимся на раскрытии этого условия более подробно.
Следует отметить, что единой точки зрения на понимание сущности термина «педагогическая технология» не существует. В нашем исследовании за основу было принято определение Б.Т. Лихачева, в след за которым под педагогической технологией мы понимаем совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [3, с.104]. Данное определение базируется на понимании технологии как организационно-методического инструментария педагогического процесса, является наиболее емким и объединяет многочисленные подходы к ее определению.
В основу разработки и реализации технологии формирования медиакомпетентности личности студента вуза были положены следующие концептуальные основания:
- применение компетентностного подхода в педагогической работе по предупреждению манипулятивного воздействия СМИ на студенческую аудиторию, что предусматривает:
- a. главной целью - развитие всех аспектов медиакомпетентности как интегрированного качества личности учащихся, необходимого для жизни в современном информационном мире и являющегося важнейшим компонентом профессиональной компетенции специалистов гуманитарных специальностей;
- b. приоритетным фактором - формирование и закрепление самостоятельности применения студентами приобретенных знаний и навыков, составляющих медиакомпетентность, среди которых центральными являются критическое мышление, критическая автономия и рефлексия (индивидуальное, автоматическое, интуитивное сопротивление медиавоздействиям).
- c. определение содержания, методов, форм, средств и методических приемов формирования медиакомпетентности в рамках соответствующего факультативного спецкурса, обеспечивающих развитие всех компонентов медиакомпетентности.
- применение основных принципов организации образовательно-воспитательного процесса (системности, научности, преемственности, непрерывности, вариативности) в педагогической работе по формированию медиакомпетентности личности студента, что предусматривает обеспечение взаимосвязи элементов системы педагогической технологии (целей, задач, методов, средств, форм организации учебно-воспитательного процесса), а также анализ и совершенствование педагогического процесса, учитывая связи между всеми элементами системы;
- применение личностно-ориентированного подхода в формировании медиакомпетентности личности, что обеспечивает студентам активную, свободную позицию в педагогическом процессе, что выражается в понимании студента как субъекта собственной деятельности по саморазвитию, способного к активной направленной деятельности. Личностный подход реализуется в педагогической технологии в ряде особенностей педагогического процесса, в том числе в принципе диалогического взаимодействия, принципе перевода процесса развития медиакомпетентности в режим самоорганизации, саморазвития, нацеленности на активность и самостоятельность студентов [5];
- применение деятельностного подхода в формировании медиакомпетентности студентов, что подразумевает ориентацию на активную, продуктивную, самостоятельную и групповую деятельность, активные методы обучения, соотнесение результата деятельности с заявленными целями.
Учет данных подходов в педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов обеспечивает реализацию таких основополагающих принципов организации образовательно-воспитательного процесса, как системность, научность, непрерывность, преемственность, целостность.
В структуру педагогической технологии формирования медиакомпетентности личности студента вуза положены три основополагающих блока, соответствующих трем компонентам медиакомпетентности - развитие медиаграмотности, развитие практических умений и навыков (перцептивных, аналитических, интерпретационных, рефлексивных и т.д.), формирование антиманипулятивных качеств - положительной мотивации медиапотребления, эмоциональной стабильности.
Технология формирования медиакомпетентности личности студента вуза предполагает применение следующих педагогических методов: словесные: лекции, беседы, дискуссии, рассказ, инструктаж; наглядные (объяснительно-иллюстративные): демонстрация, иллюстрация, показ, пример; практические: контент-анализ, творческие задания, эссе, проблемный анализ; исследовательские (поисковые): организация самостоятельного поиска студентами дополнительного материала, организация проектной, исследовательской деятельности учащихся; игровые: ролевые игры, соревновательные игры; репродуктивные: разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для тренировки у обучаемых необходимых навыков.
Использование данных методов предполагает применение следующих дидактических принципов обучения: связи обучения с практикой, научности изучаемого материала, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности (субъектности) учащихся, вариативности форм и методов организации обучения.
Основными средствами, используемыми в процессе реализации технологии формирования медиакомпетентности студентов, выступают:
- материальные средства обучения - учебный план, расписание занятий, помещения, мебель, оборудование, в том числе компьютерное и мультимедийное, различные наглядные материалы, в том числе иллюстрации, схемы, таблицы, электронные презентации и т. д.
- идеальные средства обучения - образные представления, знаковые модели, максимально полные, свежие, структурированные знания преподавателя в данной области, его профессиональный опыт, а также степень широты кругозора, глубины знаний, круга интересов обучающихся.
Обязательным условием реализации педагогической технологии формирования медиакомпетентности должна быть установка на повышение:
- уровня знаний о медиаманипуляции, ее структуре, факторах;
- способности уверенно ориентироваться в медиапространстве, воспринимать медиаинформацию не поверхностно, осознанно;
- умения мыслить критически, скептически, нестереотипно, анализировать, сравнивать, интерпретировать потребляемую медиаинформацию, делать выводы относительно ее точности и ценности;
- способности к критической автономии и критической рефлексии как осознанию медиавоздействия и сопротивлению этому воздействию;
- уровня мотивационной и эмоциональной характеристик медиапотребления (адекватная мотивация и эмоциональная стабильность при контакте с медиаинформацией).
Заключение
Такова совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования медиакомпетентности личности студента вуза на базе высшего учебного заведения и получивших свое подтверждение в процессе экспериментальной работы. Такие условия будут способствовать повышению качества, систематичности, теоретически и методологически проработанности педагогической деятельности по развитию у студентов медиакомпетентности и как следствие, решать задачу предупреждения манипулятивного воздействия на базе педагогики высшей школы.
Рецензенты:
Тетерский С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, ГОУ ВПО «Московский Государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», г. Москва.
Гуляев В.Н., д.п.н., профессор, начальник научно-исследовательской лаборатории Военного университета министерства обороны РФ, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет», г. Москва.