Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE MEDIACOMPETENCE OF STUDENTS

Chebotareva N.I. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
The article presents the analysis of pedagogical conditions of forming the media competence of students of the University, which determine the efficiency of the process of the development of media competence in the process of training in the higher school and provide the ultimate goal of data pedagogical efforts at the formation of the student audience of such knowledge, skills and qualities, which provide protection against the manipulative influence of the media. Author emphasize that it is the complex approach to the use of data pedagogical conditions contributes to the formation of the students´ mediacompetence. The most important among these conditions is called the use of educational technology, based on competence, individual-centred and active approaches to and including specific pedagogical methods, means, forms of influence on process of formation of critical thinking and media literacy of students in higher education.
educational technology
manipulation
pedagogical conditions
mediacompetence

Введение

Возможности и перспективы современного высшего образования в области предупреждения медиаманипуляции наиболее полно раскрываются в сфере медиаобразования, под которым понимаются «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования массмедиа» [6, c. 270]. Среди таких образовательных потребностей, порождаемых фактом существования СМИ, располагается потребность в поиске педагогических условий предупреждения медиаманипуляций.

Проведенное экспериментальное исследование [1] показало высокую результативность и эффективность педагогической работы в вузе, направленной на предупреждение негативного воздействия современных манипулятивных практик на молодежь. Сущность такой педагогической практики заключается в формировании медиакомпетентности личности студента, как основы его информационно-психологической безопасности и устойчивости в условиях повсеместного манипулятивного воздействия средств массовой информации. Изучение передового педагогического опыта и собственные экспериментальные изыскания позволили выявить и научно обосновать наиболее действенные направления повышения эффективности формирования медиакомпетентности личности студента вуза.

Были сформулированы три группы педагогических условий, определяющие эффективность формирования медиакомпетентности личности студентов вуза в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Следует заключить, что выделенные группы условий тесно взаимосвязаны между собой и могут быть разделены исключительно условно.

Прежде всего, нами был очерчен круг организационно-педагогических условий, связанных с научно-методической и организационной стороной формирования медиакомпетентности личности студентов. К ним относятся:

  • выработка программного обеспечения процессов формирования медиакомпетентности студента, включающего цель, задачи, этапы проведения психолого-педагогической работы, ее сроки, формы, методы, средства реализации (целесообразно при разработке программы научно-прикладного проекта и (или) экспериментального исследования);
  • определение критериев диагностического аппарата формирования медиакомпетентности личности студента вуза и его инструментария. Данное условие обеспечивается в процессе сбора оптимального пакета диагностических методик, четкого определения параметров критериально-уровневой системы изучаемого явления (медиакомпетентности), структуризации его базовых составляющих - показателей, критериев, блоков (компонентов) медиакомпетентности. Проведенное нами исследование показало, что оптимальным является выделение уровней медиакомпетентности - высокого (защищенного), среднего (допустимого) и низкого (беззащитного); критериев медиакомпетентности - когнитивного (теоретического), практико-операционного (теоретического), эмоционального, мотивационного; рабочих блоков-компонентов медиакомпетентности - информационная грамотность, антиманипулятивные умения и навыки, антиманипулятивные качества. Оптимальным инструментарием диагностики уровней сформированности медиакомпетентности, отражающим ее показатели и критерии, служат такие методы, как анкетирование, наблюдение, интервьюирование, собеседование, тестирование;
  • моделирование и систематизирование содержания формирования медиакомпетентности личности студентов вуза в процессе разработки программы соответствующего факультативного курса, определение логики построения и содержания системы занятий;
  • осуществление педагогического мониторинга уровня сформированности всех (когнитивного, практико-операционного, мотивационного, когнитивного и эмоционального) критериев медиакомпетентности занимающихся, что подразумевает сбор, обработку и анализ информации, полученной различными диагностическими методиками;

В группу психолого-педагогических условий, связанных с психологическим аспектом формирования медиакомпетентности личности студента вуза входят:

  • изучение и учет (на экспериментальном уровне) индивидуальных социально-психологических факторов уязвимости студентов перед манипулятивными технологиями медиа, а именно: их индивидуально-личностных качеств, мотивов, склонностей, мнений, убеждений, специфики психологических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия) и протекания психологических состояний, особенности которых могут являться удобной матрицей для медиаманипуляции, и требуют педагогического вмешательства и корректировки;
  • проведение комплексной психологической диагностики уровней сформированности показателей медиакомпетентности личности студентов вуза, посредством совокупности отобранных психолого-диагностических методик, предваряющей собственно педагогическое вмешательство с целью конкретизации дальнейшей образовательно-воспитательной стратегии;
  • мотивационная поддержка формирования медиакомпетентности личности учащихся, актуализация потребности студентов в развитии медиакомпетентности как личностно и профессионально значимого качества;
  • обеспечение студентам субъектной позиции в процессе формирования медиакомпетентности, что проистекает из субъект-субъектного (интерсубъектного) характера взаимодействия всех участников педагогического процесса, выполняющего функции активизации творческого потенциала и самостоятельности студентов, оснащения их способами деятельности и стимуляции свободного выбора. В Российской педагогической энциклопедии сформулировано следующее определение субъектности: «...способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, способность быть стратегом собственной жизни и осмысливать связи своего Я с другими людьми» [4]. Принцип субъектности предписывает педагогу учитывать потенциальные возможности обучаемых стать субъектами деятельности, поведения, отношения, воли, развивая в себе субъектность;
  • реализация педагогами своих личностных (профессиональных и психологических) ресурсов в процессе формирования медиакомпетентности личности студента в рамках преподавательской деятельности. Личность преподавателя является ключевым условием, поскольку именно педагог обусловливает уровень результативности проводимой педагогической работы [2]. На преподавателя ложится организация педагогического общения со студентами, реализация перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон общения. В целом у преподавателя должны быть сформированы следующие личностные параметры: тактичность, чувство эмпатии, толерантность в отношениях с обучаемыми; понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; знания особенностей психического развития обучаемых; способность к самоанализу, самооценке, самообучению, саморазвитию.

Третья группа условий - собственно педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов в рамках образовательно-воспитательного процесса высшей школы, связана с реализацией педагогического процесса. К данным условиям относятся:

  • наличие апробированной педагогической модели обеспечения формирования медиакомпетентности студентов на базе вуза, практически применяемой в образовательном пространстве факультативного курса;
  • наличие научно-обоснованной и экспериментально апробированной программы факультативного спецкурса по формированию медиакомпетентности личности студентов вуза, включающей учебно-методическое и дидактического обеспечение этого процесса;
  • строгое определение программно-целевой сущности учебно-воспитательного процесса, которая выражается в преемственности между целями, задачами, содержанием, методами, формами, характером осуществляемого педагогического воздействия на уровень сформированности медиакомпетентности студентов;
  • обеспечение единства, целостности и непрерывности формирования знаний, умений и качеств как взаимосвязанных компонентов медиакомпетентности личности студента;
  • реализация разработанной педагогической технологии формирования медиакомпетентности личности студента вуза.

Поскольку последнее условие - реализация педагогической технологии - является наиболее важным среди прочих педагогических условий формирования медиакомпетентности, остановимся на раскрытии этого условия более подробно.

Следует отметить, что единой точки зрения на понимание сущности термина «педагогическая технология» не существует. В нашем исследовании за основу было принято определение Б.Т. Лихачева, в след за которым под педагогической технологией мы понимаем совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [3, с.104]. Данное определение базируется на понимании технологии как организационно-методического инструментария педагогического процесса, является наиболее емким и объединяет многочисленные подходы к ее определению.

В основу разработки и реализации технологии формирования медиакомпетентности личности студента вуза были положены следующие концептуальные основания:

  • применение компетентностного подхода в педагогической работе по предупреждению манипулятивного воздействия СМИ на студенческую аудиторию, что предусматривает:
    • a. главной целью - развитие всех аспектов медиакомпетентности как интегрированного качества личности учащихся, необходимого для жизни в современном информационном мире и являющегося важнейшим компонентом профессиональной компетенции специалистов гуманитарных специальностей;
    • b. приоритетным фактором - формирование и закрепление самостоятельности применения студентами приобретенных знаний и навыков, составляющих медиакомпетентность, среди которых центральными являются критическое мышление, критическая автономия и рефлексия (индивидуальное, автоматическое, интуитивное сопротивление медиавоздействиям).
    • c. определение содержания, методов, форм, средств и методических приемов формирования медиакомпетентности в рамках соответствующего факультативного спецкурса, обеспечивающих развитие всех компонентов медиакомпетентности.
  • применение основных принципов организации образовательно-воспитательного процесса (системности, научности, преемственности, непрерывности, вариативности) в педагогической работе по формированию медиакомпетентности личности студента, что предусматривает обеспечение взаимосвязи элементов системы педагогической технологии (целей, задач, методов, средств, форм организации учебно-воспитательного процесса), а также анализ и совершенствование педагогического процесса, учитывая связи между всеми элементами системы;
  • применение личностно-ориентированного подхода в формировании медиакомпетентности личности, что обеспечивает студентам активную, свободную позицию в педагогическом процессе, что выражается в понимании студента как субъекта собственной деятельности по саморазвитию, способного к активной направленной деятельности. Личностный подход реализуется в педагогической технологии в ряде особенностей педагогического процесса, в том числе в принципе диалогического взаимодействия, принципе перевода процесса развития медиакомпетентности в режим самоорганизации, саморазвития, нацеленности на активность и самостоятельность студентов [5];
  • применение деятельностного подхода в формировании медиакомпетентности студентов, что подразумевает ориентацию на активную, продуктивную, самостоятельную и групповую деятельность, активные методы обучения, соотнесение результата деятельности с заявленными целями.

Учет данных подходов в педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов обеспечивает реализацию таких основополагающих принципов организации образовательно-воспитательного процесса, как системность, научность, непрерывность, преемственность, целостность.

В структуру педагогической технологии формирования медиакомпетентности личности студента вуза положены три основополагающих блока, соответствующих трем компонентам медиакомпетентности - развитие медиаграмотности, развитие практических умений и навыков (перцептивных, аналитических, интерпретационных, рефлексивных и т.д.), формирование антиманипулятивных качеств - положительной мотивации медиапотребления, эмоциональной стабильности.

Технология формирования медиакомпетентности личности студента вуза предполагает применение следующих педагогических методов: словесные: лекции, беседы, дискуссии, рассказ, инструктаж; наглядные (объяснительно-иллюстративные): демонстрация, иллюстрация, показ, пример; практические: контент-анализ, творческие задания, эссе, проблемный анализ; исследовательские (поисковые): организация самостоятельного поиска студентами дополнительного материала, организация проектной, исследовательской деятельности учащихся; игровые: ролевые игры, соревновательные игры; репродуктивные: разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для тренировки у обучаемых необходимых навыков.

Использование данных методов предполагает применение следующих дидактических принципов обучения: связи обучения с практикой, научности изучаемого материала, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности (субъектности) учащихся, вариативности форм и методов организации обучения.

Основными средствами, используемыми в процессе реализации технологии формирования медиакомпетентности студентов, выступают:

  • материальные средства обучения - учебный план, расписание занятий, помещения, мебель, оборудование, в том числе компьютерное и мультимедийное, различные наглядные материалы, в том числе иллюстрации, схемы, таблицы, электронные презентации и т. д.
  • идеальные средства обучения - образные представления, знаковые модели, максимально полные, свежие, структурированные знания преподавателя в данной области, его профессиональный опыт, а также степень широты кругозора, глубины знаний, круга интересов обучающихся.

Обязательным условием реализации педагогической технологии формирования медиакомпетентности должна быть установка на повышение:

  • уровня знаний о медиаманипуляции, ее структуре, факторах;
  • способности уверенно ориентироваться в медиапространстве, воспринимать медиаинформацию не поверхностно, осознанно;
  • умения мыслить критически, скептически, нестереотипно, анализировать, сравнивать, интерпретировать потребляемую медиаинформацию, делать выводы относительно ее точности и ценности;
  • способности к критической автономии и критической рефлексии как осознанию медиавоздействия и сопротивлению этому воздействию;
  • уровня мотивационной и эмоциональной характеристик медиапотребления (адекватная мотивация и эмоциональная стабильность при контакте с медиаинформацией).

Заключение

Такова совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования медиакомпетентности личности студента вуза на базе высшего учебного заведения и получивших свое подтверждение в процессе экспериментальной работы. Такие условия будут способствовать повышению качества, систематичности, теоретически и методологически проработанности педагогической деятельности по развитию у студентов медиакомпетентности и как следствие, решать задачу предупреждения манипулятивного воздействия на базе педагогики высшей школы.

Рецензенты:

Тетерский С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, ГОУ ВПО «Московский Государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», г. Москва.

Гуляев В.Н., д.п.н., профессор, начальник научно-исследовательской лаборатории Военного университета министерства обороны РФ, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет», г. Москва.