В наследие от советского государства Российской Федерации досталась патерналистская позиция в области финансирования здравоохранения. Современная экономическая ситуация и тенденции ее развития, а также демографические показатели не позволяют органам государственного управления выполнять в полном объеме взятые на себя обязательства в этой области. Дефицит финансовых ресурсов обусловливает декларационный характер тех государственных гарантий, которые оказываются необеспеченными в современной экономической ситуации.
Рыночные условия требуют оценки реальной возможности участия государства в финансировании национального здравоохранения. Потребности населения в медицинской помощи должны быть обеспечены финансовыми ресурсами вне зависимости от источника этих ресурсов. Поэтому представляется целесообразным активное привлечение в здравоохранение средств населения при законодательном закреплении гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии с существующим уровнем финансовых возможностей государства.
В рамках проведенного исследования предложена методика перераспределения финансовых обязательств в здравоохранении между государственными и частными источниками в направлении сжатия государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и расширения соучастия граждан в финансировании системы предоставления медицинской помощи.
Основой государственной системы здравоохранения является принцип равенства. Обеспечение географической доступности лечебно-профилактических учреждений, объективного времени ожидания медицинской помощи, ее достаточных объемов и уровня качества для всех возрастных групп населения в условиях удорожания современных технологий здравоохранения и повышения требований пациентов к сервисной составляющей медицинской помощи требует существенных финансовых вложений в национальную систему охраны здоровья.
Российская Федерация относится к группе стран с неприоритетным типом здравоохранения, удельный вес государственных расходов на здравоохранение в объеме валового внутреннего продукта оценивается на уровне 4% (таблица 1).
Таблица 1 – Государственные расходы на здравоохранение Российской Федерации в 2005-2012 гг., млн. руб. [1, 4]
Год |
Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах) |
Государственные расходы на здравоохранение от ВВП, % |
2005 |
797 056,16 |
21 609 765,49 |
3,7 |
2006 |
962 186,58 |
26 917 201,38 |
3,6 |
2007 |
1 381 531,44 |
33 247 513,23 |
4,2 |
2008 |
1 546 254,36 |
41 276 849,19 |
3,7 |
2009 |
1 652 954,20 |
38 807 218,57 |
4,3 |
2010 |
1 708 804,64 |
46 308 541,19 |
3,7 |
2011 |
1 933 127,67 |
55 799 572,60 |
3,5 |
2012 |
2 283 348,39 |
62 599 057,33 |
3,6 |
Финансирование национальной системы здравоохранения осуществляется на основе «Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» (далее – Программа). Программой определяются виды и объемы медицинской помощи, которая предоставляется гражданам Российской Федерации бесплатно, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения [5].
Основной проблемой реализации Программы является значительный дефицит ее финансового обеспечения (таблица 2). Фактические расходы на реализацию Программы ежегодно увеличиваются; дефицит финансового обеспечения территориальных программ уменьшается (с 384,6 млрд. руб. в 2009 г. до 164,5 млрд. руб. в 2012 г.); растет количество субъектов, в которых программы бездефицитны (с 8 в 2009 г. до 17 в 2012 г.). Тем не менее при всех положительных тенденциях, дефицит сохраняется в значительном объеме (до 50% по отдельным территориальным программам и в целом – 13,1% от потребности в 2012 г.). Этот факт напрямую свидетельствует о том, что заявленные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи не реализуются, имеющихся финансовых ресурсов недостаточно для обеспечения законодательно установленных нормативов.
Таблица 2 – Финансирование территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации в 2009-2012 гг., млрд. руб. [2]
Год |
Фактические расходы за счет государственных источников финансового обеспечения Программы |
Дефицит финансового обеспечения территориальных программ |
Количество субъектов РФ, в которых Территориальные программы бездефицитны |
2009 |
1 378,60 |
384,60 |
8 |
2010 |
1 449,90 |
337,30 |
9 |
2011 |
1 596,90 |
238,00 |
11 |
2012 |
1 718,40 |
164,50 |
17 |
Программа является системным документом, призванным обеспечивать сбалансированность обязательств государства по предоставлению населению гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет всех государственных источников [5]. Финансирование гарантированной государством медицинской помощи должно соответствовать ее объемам. При дефиците финансирования заявленные гарантии не могут быть обеспечены, что влечет за собой нарушение прав граждан. Вариантами решения проблемы несбалансированности государственных обязательств могут быть: увеличение расходов бюджета; увеличение поступлений в систему обязательного медицинского страхования за счет доведения уровня официальной зарплаты до ее реального значения; сокращение государственных обязательств по гарантиям бесплатной медицинской помощи.
Увеличение расходов бюджета и поступлений в систему обязательного медицинского страхования в современных экономических условиях будет являться труднодостижимым направлением. Сохраняющийся дефицит финансового обеспечения территориальных программ обусловливает реальную необходимость сокращения государственных обязательств по гарантиям бесплатной медицинской помощи. Представляется допустимым сокращение объемов бесплатной медицинской помощи, которые могут быть предоставлены населению на условиях полного возмещения стоимости через систему добровольного медицинского страхования и оказание платных медицинских услуг.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Потребность в финансовом обеспечении территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи ():
, где:
– средства консолидированного бюджета субъекта РФ,
– стоимость территориальной программы ОМС в рамках базовой программы,
– межбюджетные трансферты бюджетов субъектов РФ на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС.
Потребность в финансовом обеспечении территориальной программы рассчитывается на основе предусмотренных федеральной Программой нормативов с учетом демографических особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации. Любые изменения демографической ситуации должны находить отражение в территориальных программах государственных гарантий. Предусмотренные федеральной Программой нормативы являются гарантированными и не могут быть уменьшены на уровне субъекта при разработке территориальных нормативов [5].
, где:
– территориальный подушевой норматив финансирования,
– федеральный подушевой норматив финансирования.
Условие сбалансированности территориальной программы по объемам гарантий и их финансовому обеспечению:
, где:
– потребность в финансовом обеспечении территориальной программы,
– фактические расходы на финансирование территориальной программы,
– территориальный подушевой норматив финансирования,
– федеральный подушевой норматив финансирования.
Несбалансированность территориальной программы выражается дефицитом ее финансирования ():
, где:
– потребность в финансовом обеспечении территориальной программы,
– фактические расходы на финансирование территориальной программы.
Общий объем недофинансирования гарантированной государством бесплатной медицинской помощи (Д):
, где:
– сумма дефицита финансирования территориальных программ по всем субъектам.
Потребность населения в медицинских услугах ():
, где:
ФБ – расходы федерального бюджета,
– сумма фактических расходов на финансирование территориальных программ,
ДМС – средства системы добровольного медицинского страхования,
ПЛ – средства, получаемые от оказания платных медицинских услуг.
В настоящее время недофинансирование территориальных программ компенсируется за счет средств системы добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг. При корректировке государственных обязательств следует учесть размер финансового дефицита, который в силу необеспеченности уже фактически перераспределен, но без законодательного закрепления. Резервом перераспределения будет являться потенциал рынка добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг. Объем государственных обязательств, доступный к перераспределению, выраженный в сумме финансовых ресурсов, можно определить как ():
, где:
Д – общий объем недофинансирования гарантированной государством бесплатной медицинской помощи,
– прирост выплат в системе добровольного медицинского страхования (в абсолютном выражении),
– прирост объема средств, получаемого от оказания платных медицинских услуг (в абсолютном выражении),
ДМС – средства системы добровольного медицинского страхования,
ПЛ – средства, получаемые от оказания платных медицинских услуг.
Коэффициент перераспределения ():
, где:
– объем государственных обязательств, доступный к перераспределению,
– потребность населения в медицинских услугах.
Необходимо учитывать, что проведение преобразований такого рода требует усовершенствований в системе добровольного медицинского страхования, создающих благоприятные условия для ее развития и повышающих доступность полисов с целью предупреждения социальной напряженности. Оплата по факту оказания услуги в настоящее время является самой распространенной в деятельности учреждений, однако добровольное медицинское страхование представляется более выгодным за счет рискового характера.
Добровольное медицинское страхование в большей или меньшей мере присутствует почти во всех развитых странах, главной особенностью зарубежной практики, является то, что обе системы – добровольная и обязательная – образуют взаимодополняющую модель [3]. Внедрение интегрированного механизма финансового обеспечения медицинского помощи, объединяющего системы обязательного и добровольного медицинского страхования в практику национального здравоохранения позволит снизить стоимость полиса для потребителей, так как будет исключена двойная оплата одних и тех же услуг.
Опыт развитых стран показывает, что изменение демографической ситуации, возрастающие расходы в здравоохранении, социально-экономические изменения не позволяют государству полностью обеспечивать потребности населения в медицинской помощи высокого уровня технологий и сервиса. Дефицит финансовых ресурсов обусловливает декларационный характер тех государственных гарантий, которые оказываются необеспеченными в современной экономической ситуации. Решению проблем будет способствовать законодательное закрепление сжатия государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, создание понятного перечня медицинских услуг, оказываемых бесплатно, и разработка законодательной базы добровольного медицинского страхования.
Рецензенты:
Князева Е.Г., д.э.н., профессор кафедры страхования ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.
Юзвович Л.И., д.э.н., профессор кафедры страхования ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г.Екатеринбург.