Введение
В настоящее время одной из актуальных проблем является изучение «качества жизни» индивидуума, так как модернизация технологических процессов способствует возникновению состояния напряженности, и поэтому необходим поиск адекватных индикаторов состояния экономической и социальной сфер общества, позволяющих оценить состояние физиологических функций и процессов при действии факторов внешней окружающей среды. Изучение изменений адаптивных свойств у студентов младших курсов высшего учебного заведения позволит оценить характер влияния учебного процесса на показатели функционального состояния здоровья и дать субъективную оценку личности, степени удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностей, поскольку важной оценкой является изучение комплексного показателя степени комфортности человеческого существования, экологической и социальной, физической и психологической безопасности человека [1-3].
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния эколого-биологических факторов на формирование «качества жизни» студентов по возрастным и гендерным признакам, изучение показателей системы кровообращения как индикатора адаптивных процессов организма человека.
Материал и методы исследования
В обследовании приняли участие 178 студентов в возрасте 18 и 19 лет, из них 90 юношей и 88 девушек. Все обследованные юноши обучались на инженерно-технических специальностях. Учитывая принципы биологической возрастной периодизации, распределение исследуемых студентов по возрастным и гендерным группам составило: 18-летних – 81 человек, из них юношей - 38 и 43 девушки, 19-летних – 97 человек, из них юношей – 52, девушек – 45. Студенты Тобольского филиала ТюмГАСУ и ТИИ составляли выпускники школ города Тобольска, проживающие вместе с родителями в условиях городских квартир. Наряду с физиологическими измерениями нами был определен ряд индексов и расчетных физиологических показателей
Для оценки «качества жизни» студентов был использован известный и апробированный в России и за рубежом опросник SF – 36, позволяющий представить интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанную на его субъективном восприятии.
Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы измеряли артериальное давление и рассчитывали индекс функциональных изменений.
Для статистической и математической обработки использовали компьютерную программу Microsoft Excel 2003. Достоверность различий результатов проведенных исследований определялась с помощью критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные результаты указывают на различия в шкале субъективной оценки качества жизни в исследуемых группах. Большая часть полученных результатов располагается в коридоре между 50 и 60 баллами, поэтому субъективная оценка физического развития и способности физически реализовать себя у юношей на втором курсе приобретает более благополучный вид (таблица 1).
Таблица 1
Шкалы физического компонента качества жизни студентов 18 и 19 лет (± ∆)
Пол |
Возраст, лет |
Жизненная активность (Ж) |
Психологическое здоровье (ПЗ) |
Социальное функционирование (СФ) |
Ролевое эмоциональное функционирование (РЭФ) |
Психологический компонент качества жизни (ПК) |
Юноши |
18 |
66,01 ± 2,6 |
68,6 ± 2,4 |
79,9 ± 3,1 |
74,6 ± 4,4 |
59,51 ± 1,34 |
19 |
66,6 ±2,4 |
69,6 ± 2,2 |
81,5 ± 2,7 |
73,7 ± 4,8 |
60,63 ± 1,24 |
|
Девушки |
18 |
58,9 ±2,9 |
56,1 ± 2,4 |
75,9 ±2,6 |
64,3 ±4,4 |
55,24 ± 1,7 |
19 |
61,4 ±2,6 |
60,6 ±2,3 |
73,1 ± 2,6 |
65,2 ± 4,4 |
54,80 ± 1,40 |
Значение по шкале «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» ниже, чем по шкале «физического функционирования», при этом соотношение величин по группам опрошенных лиц такое же, как и по предыдущей шкале. Особенно низок этот показатель у юношей в возрасте 19 лет (6,78% ) и у девушек в возрасте 18 лет (5,89%) по сравнению со второй возрастной группой соответствующего пола. Значения шкалы «интенсивность боли»: у девушек более высокий показатель отмечен в возрасте 18 лет - 78,53±3,56. У юношей наиболее высокий показатель у 19-летних студентов - 85,19 ± 2,6 (p < 0,05). Для девушек характерны и более низкие значения субъективной оценки общего состояния здоровья - 56,7±2,8. У юношей этот показатель составляет 71,2±2,6. Такая низкая самооценка девушками своего состояния здоровья, скорее всего, связана с большей психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения.
Полученные результаты шкалы «жизненная активность» довольно низкие у всех студентов. У юношей и девушек 18 лет ощущение чувства усталости преобладает над энергичностью. У девушек отмечаются более низкие значения жизненной активности 58,9±2,92 балла. В то же время значения по шкале «психологическое здоровье» имеют более высокие значения. У юношей эти значения еще выше, чем у девушек в обеих возрастных группах, и в среднем составляют 69,12±2,33 балла. Показатели шкалы «социальное функционирование» у юношей выше показателей девушек в соответствующих возрастных группах. Рост значений у юношей происходит с увеличением возраста. У девушек отмечается противоположная тенденция изменения данного показателя – с возрастом происходит уменьшение значения. Значения шкалы «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» - как у девушек, так и у юношей исследуемых групп снижено и составляет 64,34±4,35 балла, а юноши 18 лет имеют более высокие показатели - 74,56±4,43 балла.
Физическая работоспособность определяется и лимитируется в основном гемодинамическим фактором – минутным объемом кровообращения (МОК). Достоверные различия в величинах МОК и пульсового давления не выявлены, что, скорее всего, связано с процессом стабилизации функциональных систем организма в исследуемом возрасте.
Анализ соотношений функциональных и социально-физиологических показателей на первом курсе показал, что между общим психоэмоциональным состоянием здоровья и интегральным гемодинамическим показателем у девушек наблюдается уменьшение значений. Несмотря на то что снижение показателей незначительно, это характеризует девушек как категорию лиц, имеющих тенденцию к менее напряженному функционированию кровообращения в условиях более высокого качества жизни. Через год обучения, на втором курсе, который, по мнению ряда исследователей, демонстрирует определенные адаптивные изменения, успешность приспособления индивидуума к обучению в системе высшей школе, сопоставление показателей МОК и общего здоровья демонстрирует стабильность соотношения гемодинамического функционального показателя и индивидуальной самооценки уровня общего физиологического и психологического здоровья девушек 19 лет. Несмотря на более высокий эмоциональный фон у девушек в этом возрасте, отмечено, что в результате социально-физиологической адаптации происходит параллельное формирование стабильного функционального уровня сердечно-сосудистой системы [4; 5].
У юношей, учитывая их меньшую эмоциональность и меньшую степень включения вегетативных систем в процесс адаптации на первом курсе, отмечен сдвиг общего количества высоких самооценок в состоянии общего здоровья. На втором курсе у тех же обследованных студентов происходит снижение напряжения гемодинамического гомеостаза, т.к. минутный объем кровотока становится ниже. Общее напряжение функционирования на втором курсе у юношей по самооценке общего здоровья и состояния интегрального гемодинамического показателя улучшается.
У юношей при оценке физического компонента качества жизни проведено сравнение с систолическим артериальным давлением (АДС). На первом курсе у многих юношей величина АДС превышает 120 мм рт. ст. Повышенное артериальное давление, так называемая юношеская гипертензия, скорее всего, связана с повышенной психоэмоциональной нагрузкой или может быть предшественником формирования артериальной гипертензии.
Появление вариаций в индивидуальных реакциях организма человека в субъективной оценке общего состояния указывает на формирование большего количества индивидуальных программ в процессе адаптации студентов к учебе в высшем учебном заведении, к поискам и реализации путей более успешного обучения в вузе.
Большой процент юношей формируют свои адаптивные реакции на больших энергетических затратах, что находит отражение в более интенсивной работе сердечной деятельности. Эти же показатели свидетельствуют о стабильном коридоре значений – большинство отдельных параметров АДС находятся в границах от 110 до 130 мм рт. ст.
При сравнении показателей физического развития организма юношей и девушек с физиологическими характеристиками отмечено снижение этих показателей у девушек. По результатам исследования функционирования системы кровообращения был рассчитан индекс функциональных изменений (ИФИ). Изменение индекса функциональных изменений у юношей и девушек показало, что на первом курсе отмечается удовлетворительная адаптация у 26,6%, а у 73,6% наблюдается напряжение механизмов адаптации. На втором курсе удовлетворительная адаптация отмечена у 42,6% и напряжение механизмов адаптации у 78,3%. У девушек первого курса преобладают показатели удовлетворительной адаптации - 67,4%, а напряжение механизмов 32,5%, у студенток второго курса удовлетворительная адаптация отмечена в 53,3%, а напряжение механизмов отмечено в 46,6%.
Вместе с тем фаза устойчивой адаптации или резистентности, формируемая у студентов, характеризуется повышенной мобилизацией энергетических и структурных ресурсов, а механизмы, управляющие кардиореспираторной системой, скоординированы. То есть имеет место физиологическая «цена» адаптации. На это указывает достоверное увеличение величины систолического и диастолического артериального давления, уменьшение ударного и минутного объема крови; снижение адаптационного потенциала, сопровождающееся уменьшением индивидуумов с удовлетворительной адаптацией и преобладанием студентов с напряжением механизмов адаптации. Частота сердечных сокращений (ЧСС) у студентов всех возрастных групп варьирует незначительно. Так, у юношей 19 лет происходит снижение этого показателя по сравнению с юношами 18 лет на 3,32%, а у девушек на 3,47%. Это указывает на то, что при минимальной перестройке структуры гомеостатического регулирования у студентов младшего курса есть возможность функционирования организма за счет повышения уровня активности кардиореспираторной системы. Распределение показателей по уровню адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы также указывает на то, что у студенток первого курса преобладают показатели с удовлетворительной адаптацией, а у студентов первого курса преобладают показатели напряжения механизмов регуляции кровообращения.
У студенток первого курса наблюдаются изменения миокардиально-гемодинамических показателей, по сравнению со студентами, о чем свидетельствует изменение показателей частоты сердечных сокращений, величины диастолического и среднего артериального давления.
Сравнивая показатели физического развития организма юношей и девушек с физиологическими характеристиками, отмечено снижение этих показателей у девушек по сравнению с группой юношей. Хотя понижение и незначительно, но все-таки характеризует девушек как категорию лиц, имеющих тенденцию к менее напряженному функционированию кровообращения в условиях более высокого уровня качества жизни. При обучении на втором курсе успешность приспособления индивидуума к обучению в системе высшей школы показывает стабильность соотношения гемодинамического функционального показателя девушек 19 лет.
Несмотря на более высокий эмоциональный фон у девушек в этом возрасте, отмечено формирование стабильного функционирования сердечно-сосудистой системы в результате социально-физиологической адаптации. У юношей, учитывая их более высокую устойчивость к действию экологических факторов, мы наблюдаем сдвиг общего количества высоких самооценок в состоянии общего здоровья. На втором курсе в группе обследованных студентов наблюдается снижение напряжения гемодинамического гомеостаза. Общее напряжение систем функционирования при обследовании на втором курсе у юношей по самооценке общего здоровья и состоянию интегрального гемодинамического показателя улучшается.
Заключение
Таким образом, субъективные показатели качества жизни, отражающие физическую, психологическую, эмоциональную и социальную самооценку, обнаруженные в физиологических и эмоциональных шкалах опросника SF - 36, находились в границах 60–80 баллов, что говорит о преобладании благоприятного состояния психологического и социального поведения студентов. Показатели психологического компонента качества жизни отражают групповые ролевые положения индивида в социальной среде. Физиологические показатели свидетельствуют о различных проявлениях адаптивных свойств у юношей и девушек.
Рецензенты:
Богланов И.И., д.б.н., профессор, профессор кафедры экологии и природопользования, ФБГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Минобрнауки России, г. Омск.
Степанова И.П., д.б.н., профессор, зав. кафедрой химии Омской государственной медицинской академии, Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Омск.