Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития [13].
На Заседание Совета по модернизации экономики и инновационному развитию, состоявшееся 24 октября 2012 года, В.В. Путин отметил: «…Думаю, нет необходимости доказывать значимость модернизации для успешного развития России. Собственно говоря, это рефреном проходит по всем нашим документам, на всех наших совещаниях: это действительно генеральный путь развития нашей экономики, укрепления её позиций в глобальной экономике, создания условий для самореализации наших граждан. Мы видим, что скорость инновационной активности в мире постоянно возрастает. Этот процесс охватывает всё большее количество стран. Уже не действуют старые принципы, когда технологии вчерашнего дня активно использовались в развивающихся государствах. Мы с вами это очень хорошо видим. Все быстрорастущие страны делают упор на развитие отраслей, находящихся, что называется, на технологической передовой, – такие, которые нацелены на прорыв. Для России важен такой подход и для диверсификации экспорта, и для сохранения своего внутреннего рынка, укрепления позиций на внутреннем рынке, и для укрепления на нём позиций отечественных компаний» [3].
Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов. На конкурсной основе 29 университетам был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности.
Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, а также по поддержке кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры.
Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (первый такой центр создан на базе федерального государственного учреждения «Российский научныйцентр «Курчатовский институт»). Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, включающая технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки, бизнес–инкубаторы, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием [13]. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.
Положено начало созданию территориально обособленного комплекса–инновационного центра «Сколково», в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов [19]. В рамках инновационного центра «Сколково» создается технический университет с целью достижения им в перспективе уровня ведущих мировых университетов. Формируется система софинансирования [20] государством инновационных проектов частных компаний через управляющую компанию инновационного центра «Сколково», федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.
Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности – уже введены и продолжают вводиться соответствующие налоговые льготы. Принят и реализуется закон, разрешающий бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия [21].
Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции и, как отмечает Дмитрий Медведев, «…путь к созданию инновационной экономики в России пролегает через реформирование таможенной системы» [15].
Теме модернизации и инноваций уделяется большое внимание руководством страны. Создан Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию России [16]. Определены государственные научно-технологические приоритеты развития нашего государства [8].
В то же время при реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года не достигнут запланированный уровень ряда индикаторов, связанных, прежде всего со спросом на инновации в реальном секторе экономики. Это обусловлено существенным снижением в период кризиса спроса на инновации со стороны компаний реального сектора, а также уменьшением бюджетного финансирования мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» [13].
Рассматривая ситуацию системно, можно отметить, что в целом не обнаруживаются значимые изменения для модернизации и инновационного развития, очень медленно осуществляется процесс интеграции российской инновационной системы. Предстоит многое сделать для взаимодействия власти, науки и бизнеса, повышения процесса внедрения научных разработок в практические процессы.
Инновационные преобразования в экономике России объективно влекут за собой необходимость развития инструментария планирования сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности хозяйственных систем как базы экономического роста и выдвигают жесткие требования к качеству управленческих решений, последствия которых имеют стратегическое значение как для отдельных хозяйственных систем, так и для экономики страны в целом [2].
Процедура дифференцированного выбора стратегических альтернатив сбалансированного развития хозяйственных систем при активизации инвестиционной деятельности – одна из самых сложных инструментов, используемых экономикой. Автор понимает под данной процедурой определенный порядок и последовательность действий для получения необходимых доказательств сбалансированного развития в деятельности хозяйственной системы.
Такая процедура должна соответствовать ряду требований: обеспечивать полноту информации; не быть излишней по составу и структуре; обеспечивать выполнение с требуемой или максимальной эффективностью; быть понятной специалистам соответствующей квалификации; описывать хронологическое распределение последовательности действий, обеспечивающих функциональность, то есть этапы и взаимосвязи между этапами; описывать инструменты, методы и технологии их применения по каждому этапу.
Далее приведены этапы разработки процедуры дифференцированного выбора стратегических альтернатив сбалансированного развития хозяйственных систем при активизации инвестиционной деятельности, логически и процедурно взаимосвязанные с этапами разработки управленческого решения (рисунок 1, 2).
Рисунок 1. Основной перечень работ первого этапа разработки процедуры дифференцированного выбора стратегических альтернатив сбалансированного развития хозяйственных систем при активизации инвестиционной деятельности
Рисунок 2. Основной перечень работ второго этапа разработки процедуры дифференцированного выбора стратегических альтернатив сбалансированного развития хозяйственных систем при активизации инвестиционной деятельности
Анализ представленного в исследовании материала позволяет построить иерархическую процедуру дифференцированного выбора стратегических альтернатив сбалансированного развития хозяйственных систем при активизации инвестиционной деятельности на рисунке 3.
Предложенная процедура дифференцированного выбора стратегических альтернатив сбалансированного развития хозяйственных систем при активизации инвестиционной деятельности для микроуровня расставит все узкие места этого сложного процесса на места, она также позволит использовать предложенный методологический аппарат науки для устранения нарушений сбалансированности между инновационной и инвестиционной деятельностью, предопределит необходимость совершенствования механизма управления инвестиционными ресурсами, в частности, для более равномерного их распределения, а также вовлечения в устойчиво функционирующую сеть инновационных сегментов предприятия.
Рисунок 4. Процедура дифференцированного выбора стратегических альтернатив сбалансированного развития хозяйственных
систем при активизации инвестиционной деятельности
Рецензенты:
Сибирская Е.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орел.
Шманёв С.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орел.