Девиантные проявления, выражающиеся «в несформированности эмоционально-волевой, познавательной сфер, позитивных социальных установок, трансформации мотивов и потребностей, ценностных ориентаций, отсутствии самоконтроля» [3, с. 8], не являются уникальными или новыми, однако их исследование остается актуальным и в настоящее время.
Наибольшие трудности в установлении социальных связей, в приспособлении к требованиям современной экономической, политической жизни испытывают подростки. Именно подростковый возраст выделяется многими исследователями (С. А. Беличевой, И.Б. Громовой, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, И.С. Полонского, И.Ю. Сундиева, Д.И. Фельдштейна и др.) как фактор риска для развития девиантного поведения.
Негативные формы девиаций: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность являются социальной патологией. Данные формы девиаций дисфункциональны, дезорганизуют подростка, наносят значительный ущерб его личности.
Наличие и широкая распространенность поведенческих девиаций детей и подростков является неоспоримым фактом в настоящее время. Несовершеннолетние совершают в среднем каждое пятое из всех зарегистрированных по линии уголовного розыска преступлений, при этом краж, грабежей, разбойных нападений - каждое третье.
Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы [4, с. 94].
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества. В частности, о необходимости подготовки социальных педагогов, психологов, готовых профессионально и квалифицированно помогать подросткам, проводить работу по диагностике, ранней профилактике и коррекции девиантного поведения.
Несмотря на глубокие традиции социально-педагогической деятельности c девиантными подростками в России, социальная педагогика как сфера профессиональной деятельности сформировалась лишь в конце 80-х - начале 90-х годов. В июле 1990 г. коллегия Госкомитета СССР по народному образованию приняла решение «О введении института социальных педагогов», а месяцем раньше (21.06.1990 г.) был издан приказ «Об открытии специальности «Социальная педагогика» для высших и средних специальных учебных заведений».
В апреле 1991 г. приказом Гособразования СССР была утверждена квалификационная характеристика «Социальный педагог». В 1995 г. был введен Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Второе поколение Госстандарта было введено в апреле 2000 г. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения специальности «031300 - Социальная педагогика» был принят в 2005 году.
В 2010 году в соответствии с европейской системой подготовки специалистов высшего профессионального образования, модернизацией российской системы образования был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «050400 - Психолого-педагогическое образование», квалификации бакалавр и магистр. В данный момент подготовка кадров к работе с девиантными подростками в вузе осуществляется по направлению психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика»).
Профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками представляет собой достаточно сложный процесс. Осмысление этого процесса необходимо осуществлять с разных позиций, которые позволяют определить совокупность научных подходов и выявить теоретико-методологические основы проводимого исследования.
В статье мы будем придерживаться трактовки понятия «профессиональная подготовка», данной К. В. Аксёновым: профессиональная подготовка представляет собой процесс обучения в системе учебных занятий с целью формирования готовности к выполнению профессиональной деятельности [1, c. 171].
В современной научной литературе, посвященной проблеме подготовки педагогов-психологов, много внимания уделяется путям перехода от традиционной к инновационной организации образовательного процесса в вузе на основе деятельностного, личностно-ориентированного, системного, компетентностного и других подходов.
Методы, формы, подходы, технологии формирования готовности к работе с девиантными подростками представлены в работах Р.У. Арифулиной, И.Л. Баркаевой, Е.Н. Быковой, Е.В. Зеркиной, Н.А. Зинчук, О.С. Тоистевой, В.А. Пятунина, Е.Н. Жуманкуловой, П.А. Шацкова и др.
Проделанный нами анализ существующих подходов в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования позволяет прийти к выводу, что наиболее продуктивными из них для формирования готовности бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками являются: аксиологический, гуманистический, акмеологический, личностно-ориентированный, системный, интегративный, деятельностный, компетентностный подходы.
Учитывая возможность и рациональность использования при изучении теоретического и практического аспектов подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками, а также исследования Т.А. Вековцевой, Г. В. Никитиной, рассмотрим данные методологические подходы в содержательном и процессуальном аспектах.
Содержательный аспект методологии необходим для определения общего направления теоретического исследования профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками. Данный аспект методологии фиксирует направленность на изучение существенных и отличительных признаков исследуемого процесса и представлен аксиологическим, гуманистическим и акмеологическим подходами. Указанные подходы в своей совокупности образуют теоретический фундамент изучаемого процесса и позволяют получить целостное представление о сущностной стороне исследования профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками.
Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом. Понятие «ценность» в аспекте нашего исследования - это многофункциональная категория самосознания будущего бакалавра психолого-педагогического образования, непосредственно связанная с его профессиональной деятельностью и являющаяся системообразующим компонентом саморегуляции личности.
Применение аксиологического подхода позволяет выявить основополагающие ценностные ориентации в структуре подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками, проанализировать перспективные пути их достижения в процессе будущей профессиональной деятельности, рассмотреть их с позиции значимости для профессиональной подготовки и саморазвития бакалавров психолого-педагогического образования.
Гуманистический подход исходит из представления о гуманистической природе сущности педагогической деятельности, разворачивающейся в системе «человек - человек» и предполагающей обращение к личности как интегрирующей социальные, природные и духовные процессы.
Гуманистический подход к подготовке бакалавров психолого-педагогического образования предполагает для студента возможности реализовать свои природные задатки, раскрыть свой природный потенциал и применить его в процессе будущей профессиональной деятельности, в рамках работы с девиантными подростками.
Акмеологический подход позволяет определить теоретическую стратегию подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Целью реализации акмеологического подхода в системе подготовки бакалавров к профессиональной деятельности является осуществление акмеолого-педагогических воздействий на студентов с тем, чтобы у них формировались профессионально-ценностные ориентации, профессиональное целеполагание, профессиональная мотивация и стремление к профессиональному успеху, а также готовность к творческой профессиональной деятельности.
Акмеологический подход в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Процессуальный аспект методологии профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования раскрывает особенности осуществления исследуемого процесса в практике высшей школы. Кроме того, данный аспект направлен на выявление психолого-педагогического механизма реализации подготовки к работе с девиантными подростками. Данный аспект методологии представлен: личностно-ориентированным, системным, интегративным, деятельностным и компетентностным подходами, которые в своей совокупности образуют практико-ориентированную основу изучаемого процесса.
Личностно-ориентированный подход опирается на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность.
В профессиональной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования специфика применения личностно-ориентированного подхода заключается в ориентировке студентов на самостоятельную работу, стимулировании активности каждого студента с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей; предоставлении выбора групповой или только собственной работы; оценку ответа самим учащимся, а потом преподавателем; в использовании индивидуальных заданий.
Под системным подходом понимается такая организация профессиональной подготовки, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности [6].
Системный подход предусматривает определение целей и задач профессиональной подготовки, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности профессиональной подготовки.
Интегративный подход предполагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения. Интегрирование в процессе обучения - взаимопереплетение, согласованность образовательных задач различных предметов, разнообразное расширение межпредметных связей, регулируемое углубление содержания отдельных курсов. Интеграционные процессы понимаются не как обобщение и суммирование, но как динамика, как направленность к целостности.
Подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками на основе интегративного подхода ориентирована на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, сокращает разрыв между общекультурным и профессиональным компонентами в обучении. Это, в свою очередь, обеспечит готовность к будущей трудовой деятельности и, в частности, к работе с девиантными подростками.
Деятельностный подход представляет собой теорию, основным положением которой является положение о ведущей роли деятельности в процессе образования личности.
Анисимов О.С. отмечает, что «неполучение знаний и даже не владение знаниями становится ценностным ориентиром образования, а формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, в жизнедеятельности, способности к самоизменению и саморазвитию» [2, с.48].
Учебная деятельность бакалавров психолого-педагогического образования рассматривается при таком подходе в виде последовательного предъявления конкретных профессиональных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям, постановки на их основе задач и последующего их разрешения (анализ и решение данных ситуаций, групповые дискуссии, решение конструктивных задач, разработка проектов, деловой игры).
В связи с тем, что российская система педагогического образования в настоящее время находится на пути решения задач обеспечения нового качества подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования, владеющих профессиональными компетенциями, более подробно остановимся на рассмотрении понятия «компетентностный подход» и методах его реализации.
Компетентностный подход в общепринятой интерпретации подразумевает интеграцию теоретической и практической подготовки в процессе образования, обеспечивающую адаптацию выпускника к рынку труда (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя). Основу компетентностного подхода составляют представления о компетенциях как результате обогащения личностного опыта, субъективной активности студента в познавательном поиске. Образовательные результаты и приоритеты в этом подходе смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций - способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире.
В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения (формирование способности и готовности самоопределяться, самореализовываться, саморазвиваться). Профессионально развиваясь, бакалавр психолого-педагогического образования имеет возможность создавать что-то новое (инновационное) в своей профессии. Например, новые методы, приемы диагностики и т. п. Он способен нести ответственность за принятое решение, определять цели, исходя из сложившихся у него ценностных оснований.
Компетентностный подход ориентирован на новое видение целей и оценку результатов подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками, основная его цель при реализации подготовки - формирование компетентного бакалавра психолого-педагогического образования в области девиантологии.
Компетентностный подход в профессиональном обучении предполагает качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания студентами стимулирующей роли преподавателя. В этой связи необходим выбор адекватных методов обучения.
В этой связи целесообразными в процессе профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками являются активные методы обучения, которые оптимизируют и интенсифицируют и моделируют будущую профессиональную деятельность студентов.
Активные методы обучения направлены, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми компетенциями. В основе активных методов лежит диалогическое общение как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний [5].
Рассмотренные подходы были положены в основу разрабатываемой нами концепции подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к использованию качественных и количественных методов исследования в работе с девиантными подростками.
Рецензенты:
Лейфа А.В., д.п.н., профессор, проректор по науке ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск.
Щепкина Н. К., д.п.н., профессор, декан факультета социальных наук ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск.