Интенсивное развитие информационных технологий (ИТ), опережающее развитие других сфер экономики, обусловило высокий спрос на специалистов, способных адаптировать и применять достижения информационной индустрии в конкретных производственных условиях. На рынке труда востребованы инженеры, одновременно профессионально компетентные в ИТ-технологиях и в прикладных областях их применения [6]. Такие специалисты должны быть готовы самостоятельно выявлять нерешенные задачи информатизации, проявлять инициативу и доказывать необходимость их решения руководителям предприятий, разрабатывать и реализовывать проекты по эффективному созданию и использованию информационных ресурсов, взаимодействовать со специалистами прикладной области и обучать их использованию информационных продуктов.
Ключевым качеством личности специалиста, определяющим его готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, является профессиональная мотивация (А.К. Маркова) [10, с.52]. Феномен профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий исследован Е.А. Куприяновым. Установлено, что для ИТ-специалистов характерна большая выраженность внутренней мотивации (факторами которой служат интерес к профессии, к самореализации, к независимости) по сравнению с внешней (материальное благосостояние, карьера, власть). ИТ-специалисты с высоким уровнем внутренней мотивации более способны к выполнению работы высокой когнитивной сложности [8].
Е.В. Бондаревой, исследовавшей формирование профессиональной компетентности студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)», замечено, что высокий уровень направленности на ИТ-профессию зачастую расходится с уровнем направленности на деятельность в конкретной прикладной отрасли [1]. Различие проявляется в более низком интересе к изучению дисциплин, относящихся к прикладной области, по сравнению с дисциплинами направления подготовки. Нами аналогичный вывод сделан в результате анкетирования студентов направления «Информационные системы и технологии» со специализацией (профилем) подготовки «в геологии и нефтегазовой отрасли». Абсолютное большинство (75-90 %) студентов разных курсов хотели бы работать по выбранной ИТ-профессии, из них 10-18 % - в соответствии с изучаемой специализацией (профилем), 60-75 % - в любой отрасли экономики. Преподаватели отмечают у студентов высокий уровень интереса к изучению профессиональных дисциплин одновременно с низким интересом к дисциплинам, не относящимся к области информационных технологий, в том числе к дисциплинам специализации (профиля). Низкий уровень мотивации к изучению прикладной области обуславливает снижение результатов обучения и приводит к недостаточной подготовленности выпускников к профессиональной деятельности по профилю. Последнее означает снижение их трудоустраиваемости и конкурентоспособности, поскольку профиль подготовки к деятельности в прикладной области определяется вузами в соответствии с потребностями региональных рынков труда.
Для целенаправленного формирования направленности будущих ИТ-специалистов на деятельность в прикладной области необходимо выявить влияющие на него факторы. С этой целью нами выполнен анализ научно-педагогических исследований, разработан критериально-диагностический аппарат измерения и проведена количественная оценка уровня направленности на деятельность в прикладной области студентов одного из информационных направлений подготовки.
В исследованиях профессиональной мотивации студентов неоднозначны определения исследуемых характеристик, понимание их взаимозависимости, критерии оценки и методы исследования. А.Ф. Федуловой [11], Е.А. Бондаревой [1], изучавшими узкопрофессиональную подготовку студентов, показано, что направленность на деятельность по профессии является необходимым, но недостаточным условием направленности на деятельность по профилю (специализации). Это согласуется с нашими наблюдениями учебного процесса в вузе. Возможны три варианта соотношения двух компонентов профессиональной направленности студентов: 1) высокие уровни общепрофессиональной и профильной; 2) высокий уровень общепрофессиональной и низкий уровень профильной; 3) низкие уровни профессиональной и профильной. Направленность на деятельность по профессии (направлению подготовки) принята нами как первый показатель направленности на деятельность в профильной области.
Н.Ю. Воронковой [2], Л.И. Кунц [7] показано, что важной составляющей профессиональной мотивации студентов служит степень информированности о будущей профессиональной деятельности, обуславливающая осознанность выбора профессии. Эту характеристику мы принимаем в качестве второго показателя профессиональной направленности, включающую в себя знания основных задач и перспектив информатизации производственных процессов в прикладной области.
Т.Б. Курбатская [9], Н.Ю. Воронкова [2], Л.И. Кунц [7], Л.Д. Шлома [12] отмечают, что показателем профессиональной направленности служит профессиональное целеполагание в виде конкретных планов профессиональной деятельности. В нашем исследовании он означает планы профессиональной деятельности в профильной области. В качестве четвертого показателя нами, вслед за М.А.Федуловой и Н.Ю. Воронковой, принят интерес к изучению профильных дисциплин.
Таким образом, для оценки уровня направленности будущих ИТ-специалистов на профессиональную деятельность в прикладной области определены четыре показателя. Один из них относится к направленности на деятельность по профессии и три - к направленности на деятельность по профилю.
Первый этап исследования выполнен в 2007 г. в группах студентов направления «Информационные системы и технологии», специализации «в геологии и нефтегазовой отрасли». Для оценки показателей были подобраны методы измерения, разработаны уровни сформированности и математический аппарат обработки данных.
Для измерения показателя «знания основных задач и перспектив информатизации производственных процессов в геологии и нефтегазовой отрасли» разработан опросник (таблица 1). Он содержит перечень выделенных экспертами видов деятельности инженера направления «Информационные системы и технологии» в геологии и нефтегазовой отрасли. Студентам предлагается конкретизировать содержание каждого вида деятельности либо ответить «не знаю». Составленное студентами описание профильных видов деятельности сравнивалось с эталонным, разработанным экспертами. При совпадении 60-100 % (более 8 ответов) ответов уровень знаний оценивался как высокий (2 балла), 20-60 % - средний (3-7 ответов, 1 балл), менее 20 % (менее 2 совпадающих ответов) - низкий (0 баллов).
Таблица 1
Виды профессиональной деятельности, имеющие специфику геологии и нефтегазовой отрасли |
Задачи профессиональной деятельности каждого вида (эталон ответов) |
Информатизация сбора, анализа, хранения геологических данных |
1. Выполнять сбор и анализ геологической, геологоразведочной и геолого-промысловой информации. 2. Оценивать качество геологических, геологоразведочных и геолого-промысловых и т.д. данных и погрешности методов их получения. 3. Преобразование и хранение в базах геологических данных, используя базовые и специальные информационные технологии. 4. Автоматизировать сбор, преобразование, оценку качества геологических, геологоразведочных и геолого-промысловых и т.д. данных. |
Обработка геолого-геофизических данных
|
5. Выбирать модель и методы обработки геолого-геофизических данных. 6. Ставить формализованную задачу и определять критерии для интерпретации геолого-геофизических данных. 7. Выбирает методы решения задач комплексной интерпретации геолого-геофизических данных. |
Построение цифровых моделей нефтяных и нефтегазовых месторождений
|
8. Проводить анализ исходных данных для построения цифровой геологической и постоянно-действующей моделей. 9. Выполнять обоснованный выбор параметров цифровой геологической и постоянно-действующей моделей. 10. Выполнять построение цифровой геологической и постоянно-действующей моделей. |
Решение прикладных задач различной тематики, используя технологию геоинформационных систем |
11. Создавать базы пространственных данных. 12. Создавать тематические цифровые карты. 13. Проектировать и разрабатывать геоинформационные системы. |
Уровень показателя «планы профессиональной деятельности в геологии и нефтегазовой отрасли» оценивался по наличию планов, связанных с конкретными видами предприятий в отрасли или с видами профильной деятельности (таблицы 2,3). К низкому уровню этого показателя относились ответы 5,6 и 7 в обеих таблицах (0 баллов), среднему - ответы 1-4 хоты бы в одной из таблиц (1 балл), высокому - ответы 1-4 в обеих таблицах (2 балла).
Таблица 2. Результаты исследования планов профессиональной деятельности студентов, связанных с предприятиями разной специализации
Специализация предприятий |
Процент студентов, выбравших данную позицию |
|
19 |
|
18 |
|
18 |
|
14 |
|
10 |
|
17 |
|
4 |
Таблица 3. Результаты исследования планов профессиональной деятельности студентов, связанных с разными видами профильной деятельности
Виды профессиональной деятельности, имеющие специфику геологии и нефтегазовой отрасли |
Процент студентов, выбравших данную позицию |
|
13 |
|
28 |
|
14 |
|
14 |
|
10 |
|
17 |
|
4 |
Результаты исследования всех показателей направленности на профильную профессиональную деятельность приведены в таблице 4. Выполнено попарное исследование корреляционной зависимости первых трех показателей. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена r* для всех пар принимает значения 0,75-0,92. Согласно шкале Чеддока, значения коэффициента корреляции в диапазоне 0,1-0,3 характеризуют связь как слабую, 0,2-0,5 - как умеренную, 0,5-0,7 - как заметную, 0,7-0,9 - как высокую, 0,9-0,99 - как очень высокую [3]. Таким образом, первые три показателя характеризуются высокой взаимосвязью. Возможно их комплексирование как сумму в одних показателях направленности на профильную деятельность Н(пл). Н(пл)=0÷6.
Таблица 4. Результаты измерений показателей направленности на деятельность в прикладной области на начальном этапе эксперимента (2007 г.)
Показатель |
Процент студентов |
||
Уровни сформированности показателя |
|||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
48 |
42 |
10 |
|
31 |
55 |
14 |
3. Интерес к изучению профильных дисциплин |
41 |
43 |
16 |
Коэффициент направленности на профильную деятельность Н(пл) |
37 |
50 |
13 |
Коэффициент направленности на деятельность по профессии Н(пс) |
4 |
43 |
53 |
Результаты измерения коэффициента направленности на деятельность по профессии Н(пс) были представлены в семиуровневой шкале, соответствующей шкале значений Н(пл). Рассчитан коэффициент корреляции Спирмена r* для показателей направленности на профессиональную деятельность Н(пс) и направленности на деятельность по профилю Н(пл). Полученное значение r*=0,45 свидетельствует об умеренной взаимосвязи, недостаточной для определения значения одной из рассматриваемых величин по значению другой. Это количественно подтверждает обоснованность рассмотрения направленности на профессиональную деятельность как самостоятельного показателя.
В 2007-2012 гг. выполнен педагогический эксперимент с целью выяснения значимости выделенных факторов для повышения уровня мотивационной направленности студентов специальности ««Информационные системы и технологии» на деятельность в геологии и нефтегазовой отрасли. Эксперимент проводился на кафедре геоинформатики Института геологии и геоинформатики Тюменского государственного нефтегазового университета в процессе обучения профильным дисциплинам вариативной части учебного плана. В содержание дисциплин включена информация о происходящих и перспективных процессах информатизации и о видах деятельности инженеров информационных направлений в отрасли, о трудоустройстве выпускников, о требованиях и ожиданиях работодателей отрасли к выпускникам информационного направления. Разработаны и внедрены в учебный процесс профессионально-ориентированные задачи и ситуации, моделирующие профессиональный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности в отрасли.
В экспериментальное обучение в 2007 г. были включены 8 групп студентов 1-4 курсов обучения общей численностью 205 человек, по две группы на каждом курсе, из которых 1 являлась контрольной и 1 экспериментальной. Была выполнена попарная проверка однородности групп на основе проведения входного измерения показателей профессиональной направленности на деятельность в прикладной области с использованием t-критерия Стьюдента. Группы однородны для уровня достоверности 0,05 (вероятность 5%). Изменения в учебном процессе начаты в 2007 г. одновременно в группах всех курсов обучения, поэтому длительность их участия в эксперименте была различной. Измерение сравниваемых показателей выполнялось в группах студентов 4 курса в конце 7 семестра, завершающего теоретическую часть обучения. Измерение итоговых значений показателей выполнялось в 2012 г. в группах студентов, участвовавших в эксперименте с 2007 г., т.е. в течение всех лет обучения. Измерение промежуточных значений показателей было проведено в группах, участвовавших в эксперименте от 1 до 3 лет, также в конце 7 семестра. На основе их результатов выполнялась доработка и корректировка содержания и методик обучения профильным дисциплинам.
В процессе эксперимента наблюдалась положительная динамика показателей направленности на деятельность в прикладной области в экспериментальных группах (табл. 5). В контрольных группах существенных изменений показателей не отмечено. Показатель направленности на деятельность по профессии Н (пс) изменяется несущественно во всех группах. Стабильно высокие значения данного показателя объясняются значительным интересом у студентов к получению профессии в области информационных технологий и постоянным высоким конкурсом при поступлении на информационные специальности любого профиля, обеспечивающим отбор мотивированных абитуриентов.
Таблица 5. Результаты измерений показателей направленности на деятельность в прикладной области на завершающем этапе эксперимента (2012 г.)
Показатель
|
Процент студентов (в%) |
|||||
Контрольная группа (22 чел.) |
Экспериментальная группа(23 чел.) |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
1. Знания основных задач и перспектив информатизации производственных процессов в геологии и нефтегазовой отрасли |
47 |
42 |
10 |
18 |
62 |
20 |
2. Планы профессиональной деятельности в геологии и нефтегазовой отрасли |
31 |
55 |
14 |
17 |
56 |
27 |
3. Интерес к изучению профильных дисциплин |
41 |
43 |
16 |
10 |
54 |
36 |
Коэффициент направленности на деятельность по профилю Н(пл) |
63 |
29 |
8 |
15 |
60 |
25 |
Коэффициент направленности на деятельность по профессии Н(пс) |
6 |
39 |
55 |
4 |
41 |
55 |
В результате проведенных исследований сделаны следующие выводы:
- направленность будущих ИТ-специалистов на деятельность по ИТ-профессии является необходимой, но недостаточной составляющей мотивационной направленности на профессиональную деятельность в прикладной области; последняя должна рассматриваться и формироваться как самостоятельный результат обучения;
- знания задач и перспектив информатизации производственных процессов в прикладной области, наличие конкретных планов профессиональной деятельности в профильной области, интерес к изучению профильных дисциплин могут использоваться в качестве взаимосвязанных показателей уровня сформированности мотивационной направленности на профессиональную деятельность в прикладной области;
- повышению уровня сформированности у будущих ИТ-специалистов мотивационной направленности на профессиональную деятельность в прикладной области способствуют включение в содержание профильных дисциплин информации о происходящих и перспективных процессах информатизации и о видах деятельности инженеров информационных направлений в отрасли, о трудоустройстве выпускников, о требованиях и ожиданиях работодателей и внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных задач и ситуаций, моделирующих профессиональный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности в отрасли;
- изменения в содержании и методике обучения дисциплинам, относящимся к прикладной области, оказывают незначительное влияние на уровень направленности будущих ИТ-специалистов на профессию в области информационных технологий.
Разработанная методика позволяет решать практические задачи оценки сформированности направленности на профессиональную деятельность в узкой области у студентов различных направлений подготовки. Анализ такой оценки может служить основой для изменений в учебном процессе, имеющих целью повышение ориентации студентов на рынке труда и адаптированности к его требованиям, формирование способности к профессиональной самоорганизации и реализации.
Рецензенты:
Игнатова В.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры моделирования физических процессов и систем Тюменского государственного университета, г. Тюмень.
Моложавенко В.Л., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.