Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES STUDENTS FOR WORKING OUT INTERDISCIPLINARY LINKS IN THE SCHOOL SUBJECT OF LIFE SAFETY

Elagina V.S. 1 Trubina L.N. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
Interdisciplinary integration is one of the most important branches of contemporary didactics. Appealing to it is determined by modern tendencies of science development, and increasing demands for fundamental pupils’ train-ing to solve problems of Life Safety and problems arising at the boundary line of close areas of expertise and re-quiring united considerations of social and natural phenomena. The decisive role in solving afore-mentioned problems while learning Life Safety belongs to the teachers, whose training at the pedagogical university is to be oriented at the interdisciplinary links study and forming abilities to work them out while teaching. The attempt to prove the necessity of Life Safety Teaching Technique is given in the article. Life Safety Teaching Technique is a specifically carried out branch revealing pedagogical and didactical aspects of interdisciplinary links and form-ing specific competences of a student who is a teacher-to-be.
interdisciplinary links
competence-based
professional pedagogical training of students

Процесс развития образовательных систем в период перехода на новые образовательные стандарты характеризуются повышением требований к уровню культуры и профессиональной компетентности учителей, ростом общего уровня образованности, развитием системы непрерывного образования, наиболее связанными звеньями которой являются школьное образование учащихся и система педагогической подготовки студентов, будущих учителей образовательных организаций. В этих условиях одной из главных целей школьного образования является формирование фундаментальных знаний, научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нем, направленность образовательного процесса на развитие способностей обучающихся самостоятельно оперировать знаниями, компетентно принимать решения в условиях конкретной деятельности. Достижение таких целей школьного образования как целостное развитие личности, усиление фундаментальной подготовки обучающихся, развитие способности обучающихся одновременно мобилизовать знания, умения, способы поведения на разрешение проблем в условиях конкретной деятельности невозможно без взаимодействия и взаимосвязи всех школьных дисциплин.

Обращение к проблеме межпредметной интеграции, одного из важнейших направлений современной дидактики, вызвано современными тенденциями развития науки; повышением в учебном познании удельного веса общенаучных идей, методов и проблем, возникающих на стыке смежных областей знаний и требующих совместного рассмотрения социальных и природных явлений; обострением противоречий между ростом объема информации, подлежащего усвоению, и ограниченными возможностями обучения. Безусловно, усвоение содержания школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» будет более эффективным и сможет оказать положительное влияние на качество знаний обучающихся, если его изучение осуществлять при реализации межпредметных связей (МПС).

Следует признать, что по своему содержанию предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является интегративным, играющим исключительно важную роль в формировании культуры здорового образа жизни, бережного отношения не только к окружающей природной среде, но и к собственной безопасности и здоровью. Уникальная особенность этого курса обусловлена высокой социальной значимостью, воспитательной направленностью, проявляющейся, прежде всего, в последовательном формировании принципов достойной жизни, взаимоотношений с природным и социальным окружением, ознакомлением обучающихся с различными способами защиты от психических и физико-химических воздействий на организм. Кроме того, формирование навыков безопасного поведения человека в техногенных и природных чрезвычайных ситуациях тесно переплетается с формированием навыков грамотного экологического поведения.

В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» представляется возможным установление МПС с различными образовательными областями: с предметами естественнонаучного цикла (физика, химия, биология); гуманитарного цикла (обществознание, география, искусство, литература); с предметами образовательной области «Технология»; с физической культурой, математикой и информатикой.

В свою очередь, в программу перечисленных выше курсов естественным образом могут включаться многие вопросы курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Так, в основной школе в программу физической культуры необходимо включать такие вопросы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», как элементы строевой подготовки, правила поведения на воде, на снегу, на солнце, на льду, основы здорового образа жизни и др. В курсе географии предусмотрено время на изучение значительного числа экстремальных ситуаций в природе (наводнение, цунами, извержение вулканов, землетрясение). Поэтому логично в этот курс включать вопросы, раскрывающие теоретические основы поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного характера. Программа курса «Биология. Человек» практически полностью перекрывает тему «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей», включает некоторые аспекты оказания доврачебной помощи пострадавшим (остановка кровотечения, помощь при переломах, обморожениях и др.). Следует отметить значительную роль курсов физики и химии в объяснении многих физико-химических процессов и явлений, протекающих в природе и в организме человека.

Методологической основой межпредметных связей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с перечисленными выше предметами является материальное единство мира, диалектические закономерности его развития, всеобщая связь явлений и процессов живой и неживой природы, так или иначе влияющих на жизнь и деятельность человека.

Таким образом, последовательная, систематическая реализация МПС в изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе значительно усиливает его общую эффективность, а вместе с тем, весьма положительно влияет на формирование прочных и глубоких знаний, умений применять их комплексно, развитие познавательного интереса, научного мировоззрения. Это становится возможным только в том случае, если учитель имеет глубокую подготовку по теории межпредметных связей. Именно ему принадлежит решающая роль в решении перечисленных задач, в практической реализации МПС в изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». От уровня его готовности к деятельности по реализации межпредметных связей в обучении школьников во многом зависит уровень сформированности у них системы знаний, убеждений, способов деятельности, умений самостоятельно осуществлять перенос знаний из одной дисциплины на изучение другой, понимания не только сущности изучаемых явлений и процессов, но и осознание своей роли в разрешении сложных, глобальных проблем взаимодействия человека с природой и техникой.

Очевидно, что в педагогическом вузе необходима продуманная профессиональная подготовка будущего учителя к деятельности по реализации МПС при обучении школьников безопасности жизнедеятельности.

Специфика подготовки студентов обусловлена сложностью и интегративным характером содержания вузовского курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Так, раздел курса, связанный с изучением чрезвычайных обстоятельств социального происхождения, требует от студента и преподавателя глубоких знаний психологии, социологии, конфликтологии, педагогики. Формирование знаний первой доврачебной помощи себе и другим требует применения знаний биологии, физиологии человека и медицины, а также знаний биохимии и биомеханики. Безосновательное исключение этого материала, или эпизодическое, бессистемное упоминание о нем на отдельных занятиях приводит к нарушению логики изучения последующих разделов данного курса, лишает студента опоры на знания предшествующих дисциплин. Это, безусловно, затрудняет не только процесс формирования системы знаний, но и развитие целостного взгляда на изучаемые явления.

К сожалению, приходится констатировать, что преподаватели вуза слабо ориентируются в знаниях смежных дисциплин, не уделяют должного внимания коррекции учебных программ, игнорируют возможности совместной разработки плана изучения курса ОБЖ. Не уделяя должного внимания проблеме МПС в изучении данного курса, преподаватели не актуализируют необходимые знания студентов, не развивают у них умений осуществлять перенос знаний из одной дисциплины на предмет изучения другой при решении комплексных познавательных и учебных задач.

Одной из существенных проблем вузовского образования является отсутствие целенаправленной подготовки студентов к деятельности по реализации МПС при обучении школьников, не разработанностью программы, ориентированной на изучение теоретических и дидактических аспектовМПС, что затрудняет подготовку будущих учителей к деятельности по реализации МПС в образовательном процессе в школе. Поэтому одной и задач преподавателя вуза становится разработка программы по методике преподавания школьного курса «Безопасность жизнедеятельности», в содержание которой включены разделы, посвященные формированиюу студентов знаний и умений по теории МПС.

Актуальность разработки такого раздела обусловлена результатами проведенного нами анкетирования студентов вуза и учителей школы, целью которого было определение уровня знаний по теории МПС. Результаты анкетирования учителей показывают, что в целом их учебная деятельность оценивается достаточно низко. Обращает внимание низкий уровень владения учителями безопасности жизнедеятельности такими умениями, как умение формировать у школьников межпредметные знания, осуществлять преемственность в формировании понятий, общих для смежных дисциплин, и межпредметных умений, осуществлять координацию учебных дисциплин, проводить интегративные уроки, семинары, конференции. Следует указать на то, что учителя, как правило, эпизодически используют МПС на уроках безопасности жизнедеятельности, чаще упоминая некоторые факты, реже обращаясь к формированию понятий, общих для ряда дисциплин. Зачастую учителя по-разному интерпретируют содержание, сущность одних и тех же понятий, что приводит к затруднениям и ошибкам в усвоении понятий, общих для целого ряда предметов.

Тестирование, проведенное среди студентов с целью определения объема знаний по проблеме МПС, показало, что студенты слабо владеют теоретико-методологическими знаниями данной проблемы, у них не сформированы умения осуществлять межпредметные связи в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», планировать изучение тем с привлечением материала смежных предметов.

Таким образом, проведенное нами исследование убедило нас в необходимости организации целенаправленной подготовки студентов к деятельности по реализации МПС в обучении обучающихся основам безопасности жизнедеятельности, разработке программы «Методика изучения основ безопасности жизнедеятельности» с включением раздела, посвященного проблеме МПС.

Цель изучения раздела, посвященного проблеме МПС, заключается в формировании у студентов теоретических знаний и методических умений по организации процесса изучения основных разделов школьного курса безопасности жизнедеятельности на основе реализации МПС. В результате изучения данного раздела студенты приобретут знания о структуре, функциях и содержании новых технологий и моделей обучения обучающихся в условиях реализации МПС, овладеют методикой формирования знаний и умений межпредметного характера, познакомятся с различными формами организации учебной и внеклассной деятельности обучающихся. Усвоенные теоретические знания и методические умения по теории МПС студенты смогут в последующем апробировать во время прохождения педагогической практики в школах.

Разрабатывая данный раздел, мы опирались на идеи и теоретические положения компетентностного подхода, нашедшие отражение в работах И.А. Зимней, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, В.А. Болотова, В.В. Серикова и др. [1; 2; 3; 4]; на исследования, проведенные в области теории и методики межпредметных связей: А.В. Усовой, В.Н. Максимовой и др. [5; 6; 7].

Научное обоснование содержания данного раздела программы предполагает: 1) выявление современных требований к уровню подготовки учителей безопасности жизнедеятельности; 2) определение современных тенденций развития школьного и вузовского образования и конкретно развития проблемы МПС; 3) установление соотношения теории и практики реализации МПС в школе; 4) определение профессиональных запросов и потребностей учителей; 5) учет требований ФГОС ВПО и ориентация на общепрофессиональные и специальные компетенции выпускника университета.

Учебную программу мы рассматриваем как нормативный документ, в котором находят отражение цели подготовки студентов, содержание учебного материала, подлежащего усвоению, основные формы и методы обучения, комплекс требований компетенциям. Особенность данного раздела программы проявляется в том, что ее разработка осуществлялась с учетом логической взаимосвязи содержания отдельных разделов методики обучения основам безопасности жизнедеятельности и тем, посвященных проблеме реализации МПС.

При разработке данного раздела программы мы руководствовались следующими основными требованиями: 1) полное соответствие содержания учебного материала требованиям к деятельности учителя по реализации МПС; 2) отбор наиболее важного и актуального материала для изучения основ безопасности жизнедеятельности; 3) согласование между содержанием теоретического материала и практической реализацией МПС в обучении школьников.

Разработка раздела «Межпредметные связи в изучении основ безопасности жизнедеятельности» осуществлялась в несколько этапов: 1) выявление содержания деятельности учителей безопасности жизнедеятельности, направленной на реализацию МПС в обучении обучающихся; 2) определение теоретических и методических основ проблемы МПС; 3) согласование основных разделов смежных дисциплин с методикой изучения разделов курса «Безопасность жизнедеятельности»; 4) разработка конструктивной программы курса, рабочего учебно-тематического плана и учебного материала, включающего программно-методическое обеспечение и краткий курс лекций по проблеме МПС.

Таким образом, вышеперечисленные основания, требования и принципы отбора и конструирования содержания образования студентов позволили нам разработать программу, включающую раздел «Межпредметные связи в изучении основ безопасности жизнедеятельности», направленный на подготовку будущих учителей.

Данный раздел включает следующие вопросы:

1) теоретико-методологические основы межпредметных связей в обучении, раскрывающие системную сущность МПС, социальные, гносеологические и педагогические предпосылки комплексного решения данной проблемы в педагогической науке и дидактике;

2) содержательные и деятельностные основы межпредметных связей, включающие систему научных знаний смежных предметов (физики, биологии, химии, основы медицинских знаний, экологии, психологии и др.), необходимые для прочного, глубокого и осознанного усвоения учащимися знаний по безопасности жизнедеятельности.

3) методика реализации МПС в процессе изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является одним из ключевых вопросов в подготовке будущего учителя. Его решение предполагает формирование у студентов методических умений, необходимых для усвоения методики формирования у обучающихся системы научных знаний по интегративной по своему характеру дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», а также методики развития межпредметных умений, умений работать с обобщенными планами изучения явлений различного происхождения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний;

4) основные направления деятельности учителей по реализации межпредметных связей в обучении. Будущий учитель должен иметь четкое представление о видах деятельности по реализации МПС, таких как: координация учебных дисциплин, согласование во времени изучения отдельных тем школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с изучением отдельных тем смежных предметов; обеспечение преемственности формирования понятий, общих для смежных дисциплин, и единства их интерпретации; показ общности методов исследования, используемых в разных науках; разработка заданий и задач, требующих комплексного применения знаний; разработка интегративных форм учебных занятий, применение их при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» в школе;

5) организационно-методические вопросы реализации МПС в школе включены нами в программу не случайно, ибо осуществление МПС в процессе обучения основано на четко организованной, хорошо скоординированной и спланированной деятельности учителей различных предметов. Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Умение планировать учебно-воспитательную работу предполагает отражение МПС в разных видах планов, в сетевых графиках, тематических, курсовых, перспективно-тематичес­ких, поурочных планах.

В школах важно достичь комплексного учебно-методического обеспечения процесса обучения как одного из условий повышения его эффективности. Поэтому необходимо научить студентов создавать свой учебно-методический комплекс, включающий такие средства реализации МПС, как: наглядные пособия, комплексные таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, дидактические карточки с наглядными изображениями и межпредметными познавательными задачами.

В результате изучения раздела «Межпредметные связи в изучении основ безопасности жизнедеятельности» у студентов формируются специальные профессиональные компетенции, к которым мы относим: 1) готовность использовать основные методические приемы, методы, формы реализации МПС при изучении обучающихся основ безопасности жизнедеятельности; 2) способность анализировать и координировать содержание смежных дисциплин с целью включения его в изучение основных разделов школьного курса «Безопасность жизнедеятельности»; 3) способность разрабатывать задания, требующие комплексного применения знаний.

Таким образом, содержание подготовки студентов, ориентированное на формирование системных знаний по проблеме МПС, способствует овладению будущими учителями системой теоретических и методико-дидактических знаний, согласуется с основными требованиями, предъявляемыми к деятельности учителей по реализации МПС в практике изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рецензенты:

Шефер О.Р., д.п.н., профессор кафедры физики и методики обучения физики Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.

Макаренко В.Г., д.п.н., декан факультета физической культуры Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.