При переходе экономики страны на инновационный путь развития подготовка профессиональных кадров становится задачей не только высшей школы, но и структур бизнеса.
Инновационная экономика – это экономика компетенций, поэтому при обучении специалиста надо добиваться трансформации его образовательного уровня от набора знаний к степени компетенций. Эффективность бизнеса находится сегодня в прямой зависимости от эффективности компетенций специалиста. Неслучайно федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые требования к организации учебного процесса, усиливая значение участия представителей бизнеса в его планировании и организации.
Интеграция бизнеса и высшего образования связана с переходом от традиционной реализации образовательных программ на качественно новый уровень системного управления формированием знаний, умений и компетенций. Сейчас формируется единое образовательное пространство, которое образуют вузы и бизнес-структуры.
Эффективность их взаимодействия напрямую зависит от умения определить требования к компетенциям студентов и слушателей. Только в этом случае можно говорить о реальном участии работодателей в формировании учебных планов направлений и рабочих программ дисциплин. Основная проблема заключается в оценке значимости компетенций в структуре и содержании практической деятельности специалиста, что позволяет сформировать образовательные программы с учетом запросов работодателя и рационально распределить образовательные ресурсы.
Определение требований к уровню квалификации выпускника вуза – непростая задача. По многим направлениям подготовки до сих пор отсутствуют квалификационные характеристики специалистов, а те, которые имеются, как правило, устарели. Поэтому на уровне вузовской составляющей стандарта работодатели должны постоянно участвовать в корректировке состава и содержания учебных планов и рабочих программ. Особенно это актуально для региональной образовательной системы. Развитие кадрового потенциала предприятий региона требует более тесного взаимодействия производственных и образовательных структур [9]. В то же время интеграция бизнес-сообщества в образовательную сферу не должна приводить к узконаправленному формированию профессиональных компетенций. Как справедливо отмечается в статье Л.З. Стуколовой [10], «компетентностный подход предполагает гуманистическую ориентацию личностно-профессионального развития будущих специалистов». Успехи профессиональной деятельности зависят как от уровня профессиональных знаний и компетенций, так и от общекультурного личностного потенциала специалиста. Поэтому при оценке факторов, влияющих на формирование квалификационного потенциала специалиста, необходимо ориентироваться не только на текущую конъюнктуру рынка труда, но и на освоение социокультурных ценностей.
Всё это определяет важность взвешенного научного подхода как к оцениванию результатов обучения, так и к формированию предпочтений и требований всех субъектов образовательного пространства, включая работодателей, к составу и содержанию образовательных программ.
Такой подход явился основой при разработке методики и модельного аппарата интегральной компетентностной оценки эффективности квалификации специалиста.
Этот инструментарий был эффективно использован при мониторинге требований участников рынка труда к квалификации специалиста в формате компетентностной модели [1-3]. Важность этого мониторинга определяется тем, что он обеспечивает накопление необходимой информации для последующего анализа. Результаты анализа могут быть использованы при составлении рабочих программ как отдельных дисциплин, так и модулей формирования профиля профессиональной деятельности специалиста в рамках отдельного направления.
Учет запросов работодателей и других участников образовательного процесса позволяет правильно выбрать стратегию вуза в конкурентной среде с учетом повышения качества образовательного процесса и конкурентоспособности вуза [6-8].
Исследования в области методологии организационно-экономического управления в системе подготовки профессиональных кадров [4; 5] позволили определить концепцию и создать методику интегральной оценки квалификации специалиста в компетентностном формате. Приведем её основные положения.
Методика основана на профиле компетенций выпускника вуза, указанном в стандарте, определении их значимости в практической деятельности специалиста и нахождении математической зависимости, отражающей эту связь. Методика реализована в виде модели интегральной компетентностной оценки эффективности квалификации специалиста.
Модель имеет вид регрессионной зависимости, выражающей уровень квалификации специалиста как сумму факторов, характеризующих значимость элементных компетенций в его практической деятельности. С использованием модели можно оценить эффективность компетенций, учитывая их значимость (вес) в общей структуре требований к результату обучения, и на этой основе составить образовательную программу, а также рационально распределить образовательные ресурсы. При декомпозиции модели и формировании подмоделей по каждому фактору в их структуру могут включаться другие оценочные критерии. Значимость компетенции определяется на основе статистической обработки данных экспертного исследования.
Общая структура модели следующая:
К0 = σ1ОК + σ2ПК, где
К0 – показатель, оценивающий квалификацию специалиста как эффективность достигнутого уровня компетентности в профессиональной деятельности;
ОК и ПК – значения факторов, определяющих интегральный уровень общекультурных и профессиональных компетенций;
σ1 и σ2 – коэффициенты, характеризующие значимость соответствующего набора компетенций.
В свою очередь, факторы представляют собой совокупность критериев, определяющих по каждой компетенции согласованные требования стандарта и работодателей. Критерии связаны с составом и содержанием образовательной программы, обеспечивающей формирование соответствующей компетенции.
Значения фактора ПК определяет зависимость:
ПК = , где
p – количество профессиональных компетенций, заложенных в образовательный стандарт или норматив;
Pi – критерий значимости компетенции в интегральном уровне ПК;
λi – коэффициент, характеризующий степень влияния соответствующего критерия на итоговый фактор.
Значение фактора ОК определяется зависимостью:
ОК = , где
u – количество общекультурных компетенций, заложенных в образовательный стандарт или норматив;
Ui – критерий значимости компетенции в интегральном уровне ОК;
wi – коэффициент, характеризующий степень влияния соответствующего критерия на итоговый фактор.
Каждая компетенция из приведенного набора формируется в ходе обучения по образовательной программе, состоящей из учебных модулей. Модуль – это дисциплина, её часть или набор дисциплин. Модуль формирует образовательную траекторию подготовки специалиста. В состав модуля входят учебные единицы: лекционные курсы, практические задания, семинары, практики, деловые игры, в том числе с использованием активных и интерактивных форм обучения. Часть модуля, обеспечивающую получение законченного промежуточного результата по формированию компетенции, обозначим как базовый образовательный элемент (БОЭ). Его учебное и ресурсное содержание определяют учебно-методические и организационно-распорядительные документы. Набор БОЭ меняется в зависимости от содержания той или иной компетенции. Каждый БОЭ имеет свой весовой коэффициент, характеризующий степень влияния БОЭ на уровень формирования компетенции.
С БОЭ рассматриваемой математической модели связан третий уровень её декомпозиции, характеризующий ресурсное обеспечение.
Интегральный показатель ресурсов, привлеченных для формирования компетенции, обозначим символом R. Его значение определяется по следующей формуле:
R = βi Ri, где
m – количество дисциплин или их разделов, используемых в учебном модуле;
Ri – показатель ресурса i-й дисциплины (её раздела), привлеченного для выработки данной компетенции;
βi – весовой коэффициент значимости дисциплины или её раздела (например, по шкале от 0 до 5) для формирования компетенции.
Количество привлеченного ресурса i-й дисциплины определяется зависимостью
Ri = αji Rji, где
к – количество привлеченных БОЭ из состава учебного курса дисциплины;
Rji – оценка привлекаемого ресурса БОЭ j для выполнения требований к освоению дисциплины i;
αji - весовой коэффициент значимости данного БОЭ для формирования компетенции.
Критерием оптимального управления является обеспечение следующих равенств по каждому из факторов ПК и ОК:
λi = βi или wi = βi.
Оценка коэффициентов модели, определяющих степень значимости соответствующего критерия, производится на основании статистического анализа результатов экспертного исследования. Содержание профессиональной деятельности определяется через систему разработанных тестов, уровень компетенций – через статистическую обработку анкетных данных экспертов.
Предлагается следующая методика проведения исследований.
1. Первоначальную экспертизу проводят выпускники вуза, получившие образование по оцениваемому направлению или специальности и работающие в соответствии с полученной квалификацией. При этом выбирается однотипный вид бизнеса.
Критерий каждой компетенции оценивается по шкале от 1 до 10 в зависимости от её значимости для выполнения должностных обязанностей. Также оценивается уровень компетенции, полученный за время учебы по образовательной программе. Анализ расхождения между этими двумя оценками дает возможность оценить пробелы в квалификации и определить требования по корректировке образовательных программ.
2. На следующем этапе проводятся аналогичные экспертные исследования с участием работодателей и преподавателей вузов.
3. Результаты исследования обрабатываются методами статистического анализа, например с использованием программного обеспечения пакета SPSS, что позволяет определить весовые коэффициенты факторов, критериев и параметров математической модели.
4. По результатам исследования формируются регрессионные модели оценки уровня компетенции профессиональных кадров для каждой категории экспертов.
5. С помощью моделей выполняются исследования образовательной системы, направленные на поиск оптимальных образовательных траекторий и повышение эффективности образовательного процесса.
Предложенная методика носит универсальный характер и позволяет оценить уровень квалификации профессиональных кадров с позиций компетентностно-ориентированного подхода и повышает эффективность взаимодействия вуза и структур бизнеса.
Следует отметить, что набор компетенций и их содержание, относящихся к конкретному направлению профессиональной деятельности, зависят от предпочтений участников образовательного цикла. К тому же среди групп экспертов эти предпочтения могут отличаться как по составу компетенций, так и по их содержанию.
В этой связи эффективность результатов обучения существенно зависит от того, для какой категории участников образовательной системы спроектирован образовательный процесс и для выполнения каких специфических видов профессиональной деятельности предназначена та или иная компетенция. Поэтому к вопросу учета запросов субъектов бизнеса при формировании образовательных программ необходимо подходить весьма взвешенно.
В оптимальных условиях целевой заказ на подготовку компетентного специалиста должен основываться на компетенциях, определяемых для каждой должности, исходя из ключевых бизнес-компетенций субъекта бизнеса, перечень и содержание которых, в свою очередь, определяются направлением деятельности и стратегией развития конкретного бизнеса. В этом случае на основе содержания бизнес-процессов, внутрифирменных требований, профессиональных стандартов и личностных особенностей обучаемого можно спроектировать образовательную траекторию по индивидуальной модели формирования профессиональных компетенций.
Детализация методики при расчете коэффициентов математической модели оценки компетенции специалиста включает в себя следующие этапы:
- расчет репрезентативности выборки для экспертного исследования;
- анализ результатов исследования по респондентам (детализация модели исследования);
- сопоставление критериев анкеты с содержанием компетенций, заложенных в образовательную программу;
- частотный анализ степени значимости вариантов ответов;
- вероятностный анализ ответов респондентов для оценки значимости компетенций;
- составление оценочных моделей для разных групп респондентов.
Предложенная методика может быть использована для мониторинга рынка труда и изучения запросов работодателя к составу и содержанию квалификации специалиста. Это позволяет повысить конкурентоспособность выпускников и оптимизировать использование образовательных ресурсов, что в свою очередь повышает эффективность работы как вуза, так и структур бизнеса.
Рецензенты:
Чумак В.Г., д.с.н., профессор, ректор НОУ ВПО «Международный институт рынка», г.Самара.
Дровянников В.И., д.э.н., профессор, проректор по учебной и воспитательной работе НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара.