Введение. Современные экономические достижения туристической деятельности делают международный туризм одним из важнейших секторов мировой экономики с точки зрения динамики экономических процессов. Развивать международный туризм стало «хорошим тоном» политики экономического развития среди стран мировой экономики, поскольку очевидны выгоды, которые приносит развитый туристический сектор национальным экономикам: доходы, поступающие извне, создание дополнительных рабочих мест и увеличение занятости населения, активизация интеграционного фактора, солидная имиджевая составляющая страны на международной арене и др.
Для целого ряда стран мировой экономики международный туризм – не просто визитная карточка государства, а прежде всего важнейшее направление интеграции в мировой хозяйственный комплекс. Развитие международного туризма, как ни для кого более актуально для малых открытых экономик, которые в сложной среде международной конкуренции используют любой шанс участия в международном разделении труда и развитии национальной экономики.
Вопросам теоретического и практического характера развития международного туризма посвящены труды В. Воскресенского, А. Александровой, А.Гайдука, В. Герасименко, Я. Луцишина, В. Цибуха, И. Школы и целого ряда других ученых. Исследование практических аспектов участия Иордании в международном туристическом обмене провели в своих работах S. Harahsheh, A. Maíaeyah, O. Moufakkir, A. Zaher и другие авторы.
Целью данной статьи определено изучение особенностей и перспектив развития туристического сектора малой открытой экономики Иордании, а также роли международного туризма в экономическом развитии страны.
Результаты исследования. Для Иордании международный туризм – один из путей преодоления ресурсной ограниченности и важный источник экономического развития. Природно-климатические условия Иордании, которые во многом не благоприятны для развития сельского хозяйства и целого ряда отраслей промышленности, сформировали уникальный рекреационный потенциал, дополненный богатым историческим наследием региона.
Характерными особенностями рекреационного потенциала Иордании являются необычные ландшафты, обширные пустыни и живописные пейзажи, а также туристические достопримечательности, одни из самых древних и посещаемых в мире. На территории Иордании находятся памятники древней культуры с II тыс. до н.э. до V в н.э. В конце XIX в. в горах Южной Иордании археологами был открыт город Петра – столица Набатейского царства II в. до н.э. – I в. н.э. Интерес туристов к этому месту привлекают храмы, театры, гробницы, построенные из розового камня [1].
Религиозные достопримечательности – особое рекреационное преимущество Иордании, которое привлекает как паломников, так и обычных туристов. Многие исследователи Священных текстов напрямую связывают описываемые в Библии события с долиной реки Иордан. Поэтому с каждым годом все больше религиозных паломников и просто туристов начинают свое путешествие на Восток с Иордании, чтобы затем продолжить его в древнем Ханаане, на территории современных Палестины и Израиля [1]. В этой связи нейтралитет, который стремится сохранить Иордания на Ближнем Востоке, является важной предпосылкой дальнейшего развития туристической отрасли страны.
Еще одна уникальная особенность рекреационного потенциала Иордании – Мертвое море, которое представляет собой мировую достопримечательность благодаря рекордной плотности воды, содержащей в большом количестве соли и минералы. Минералогический состав соли Мёртвого моря существенно отличается от состава соли других морей. Она содержит около 50,8 % хлорида магния, 14,4 % хлорида кальция, 30,4 % хлорида натрия и 4,4 % хлорида калия, а также малое количество сульфатов, но относительно много бромидов. Кроме уникального состава солей, Мёртвое море известно и своими целебными грязями, которые добываются со дна этого озера. Знаменитые иловые сульфидные грязи Мёртвого моря высоко минерализованы (до 300 г/л), с высоким содержанием брома, йода. гормоноподобных веществ. Это позволило Мёртвому морю превратиться в уникальный лечебный курорт, созданный природой и привлекающий миллионы туристов со всех уголков Земного шара [2].
Это уникальное место, издревле известное своими целебными свойствами, стало основой развития медицинского туризма в Иордании. Ценность иорданских лечебных туров объясняется несколькими природными факторами: минералогический состав воды и грязей, эффект барокамеры, создаваемый очень высоким атмосферным давлением и высоким содержанием кислорода в воздухе, а также отсутствие вредного воздействия ультрафиолетового излучения [2].
Такое сочетание природных факторов наиболее полезно для людей, страдающих разного рода заболеваниями, особенно болезнями кожи, суставов и мышц. Иорданские лечебные и оздоровительные центры предлагают широкий спектр медицинских услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, благодаря уникальности лечения солями Мертвого моря и квалификации медицинского персонала. Поэтому на сегодняшний день восточное побережье Мертвого моря, оснащенное реабилитационными центрами и развитой инфраструктурой, на всем его протяжении – одно из самых популярных мест отдыха среди туристов.
Иордания является центром медицинского туризма на Ближнем Востоке с 1970 года. По результатам исследования, проведенного Ассоциацией частных клиник Иордании (Private Hospitals Association - PHA), в 2008 году в Иордании получили лечение 250 тыс. пациентов из 84 стран в сравнении с 190 тыс. пациентов в 2007 году, в результате чего было получено более 1 млрд дол. США поступлений иностранной валюты [5]. По оценке Всемирного банка в 2010 г. Королевство возглавило региональный рейтинг медицинского туризма и вошло в пятерку лидеров мирового рейтинга [8].
Основные усилия международного маркетинга Иордании в сфере медицинского туризма направлены на привлечение туристов из стран постсоветского пространства, Европы и Америки. Арабские страны – региональные соседи Иордании – являются стабильными потребителями ее медицинских услуг еще с 70-х годов [5]. Значительный приток арабских пациентов из Ливии и Сирии в 2011 и 2012 гг. стал одной из последних тенденций медицинского туризма в Иордании, связанной с политическими событиями в регионе [6].
По данным иорданской статистики, в 2011 году структура туристических прибытий Иордании выглядела следующим образом (рис. 1). В этот период Королевство посетило около девяти миллионов человек [7].
Рисунок 1. Структура туристических прибытий Королевства Иордания в 2011 году
Построено автором по данным иорданской статистики [7].
Приведенная структура туристических прибытий (рис. 1) указывает на важную роль регионального сотрудничества в развитии туристической отрасли Иордании, в настоящее время арабские страны – лидеры по числу прибытий в Королевство.
В Иордании работает около 60 частных медицинских учреждений, четыре из которых были аккредитованы американской компанией Joint Commission International, считающейся золотым стандартом международной аккредитации в области здравоохранения [3].
Большинство иорданских врачей говорят на английском языке высокого уровня, а многие из них были обучены или аффилированы с лучшими медицинскими учреждениями США, такими как Mayo Clinic, Cleveland Clinic and Johns-Hopkins. Помимо высококвалифицированных специалистов и уникальных природных условий, пациентов привлекают конкурентоспособные цены на медицинское обслуживание. Наиболее часто лечение, проводимое в иорданских клиниках, включает пересадку органов, открытые операции на сердце, лечение бесплодия, лазерные корректировки зрения и лечения рака [3].
Туризм является важным направлением экономической деятельности в большинстве стран во всем мире. Эффективно используя рекреационные ресурсы, экономика Иордании успешно конкурирует на международном рынке туристических услуг. Так, по результатам исследования, проведенного Мировым экономическим форумом, представленным в отчете о конкурентоспособности туристической отрасли 2011 (The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011), Иордания оказалась в числе стран, которым удалось стать победителями в борьбе за привлечение туристов и поступлений от туризма в период кризиса. Как свидетельствуют данные отчета, Иордания практически сохранила количество прибытий туристов и поступлений от туризма в 2009 на уровне 2008 года (рис. 2) [9].
Рисунок 2. Влияние экономического кризиса по основным туристическим направлениям в 2007–2009 гг. [9].
Как отмечают специалисты World Travel & Tourism Council (WTTC) в отчете по туризму в Иордании, наряду с прямым воздействием туризма на экономическое развитие, данная отрасль влечет за собой как косвенные, так и индуцированные эффекты [10]. Прямой эффект отражает доходность в сферах деятельности порожденных туристической индустрией, таких как гостиничный бизнес, деятельность туристических агентств и авиакомпаний, услуги пассажирского транспорта (за исключением пригородного) и другие. Он также включает в себя и вклад ресторанов и развлекательных заведений, которые напрямую поддерживаются туристами.
Косвенное воздействие на рост ВВП страны в соответствии с методологией WTTC оказывается вследствие инвестиционной деятельности, расходов правительства на туризм, а также закупок у поставщиков. Индуцированный эффект на ВВП порождается прямыми и косвенными расходами наемных работников в связи с их расходами на продукты питания, одежду, жилье и различного рода хозяйственные товары [10].
Согласно данным отчета WTTC в 2011 году прямой вклад путешествий и туризма в ВВП Иордании составил 7,7 % (1533,4 млн JOD). Общий вклад путешествий и туризма в ВВП Иордании в 2011 году (включая косвенный и индуцированный эффекты) составил 3772,5 млн JOD (18,9 % ВВП). По этим показателям в рейтинге среди других стран мира Иордания опережает такие зависимые от туризма страны, как Египет, Тунис, Грецию и Кипр [10].
В 2011 году общее воздействие путешествий и туризма на занятость (включая косвенное и индуцированное) выражалось в 282000 рабочих местах или 16,9 % от общего числа занятых (при прямом вкладе отрасли в занятость на уровне 6,8 %). По этому показателю в числе других стран Иордания опередила Египет, Тунис, Сирию, Израиль и Турцию.
Экспорт, связанный с прибытием туристов, является ключевым компонентом прямого вклада путешествий и туризма в ВВП Иордании. В 2011 году он составил 2430,3 млн JOD (42,75 % всего экспорта страны). По расчетам WTTC к 2022 году прибытия иностранных туристов прогнозируются на уровне 5276000 человек, что повлечет за собой увеличение связанного с туризмом экспорта до 3822,6 млн JOD, при ежегодном росте 4 %.
Что касается влияния путешествий и туризма на капитальные вложения в национальную экономику, то в этом направлении наметилось снижение вклада отрасли. Так, в 2011 году отрасль привлекла 289,3 млн JOD инвестиций, но в 2012 их сокращение оценивается на уровне 7,7 %. По прогнозу WTTC в течение последующих десяти лет доля путешествий и туризма в общем объеме капитальных вложений в национальную экономику будет возрастать ежегодно в среднем на 3,9 %, однако, относительно 2012 г. снизится на 0,1 % и составит 5,1 % в 2022 году. По данному показателю в рейтинге стран мира Иордания уступает Греции, Египту, Ливану, Тунису, Кипру и Сирии, ненамного опережая Израиль (4,7 %) [10].
Значимость туристической отрасли для Иордании хорошо описывает сопоставление вклада этой отрасли в развитие национальной экономики с аналогичными показателями по мировой экономике, которые приведены в табл. 1.
Сравнение значимости вклада туристической отрасли Иордании в развитие национальной экономики со средними показателями по мировой экономике демонстрирует, что, в целом, значимость этого сектора для данной малой открытой экономики оценивается выше, чем в среднем по мировой экономике. Исключение составляет лишь показатель вклада туризма в общий объем капитальных вложений.
Таблица 1
Сравнительная характеристика показателей вклада туристической отрасли Иордании в развитие национальной экономики со средними показателями по мировой экономике в 2011 г.
Показатель |
Средний показатель по мировой экономике |
Показатель Иордании |
Характеристика показателей Иордании относительно среднего по мировой экономике |
Прямой вклад в ВВП |
5,2 % |
7,7 % |
Выше среднего |
Общий вклад в ВВП |
14,0 % |
18,9 % |
Выше среднего |
Прямой вклад в занятость населения |
5,3 % |
6,8 % |
Выше среднего |
Общий вклад в занятость населения |
13,6 % |
16,9 % |
Выше среднего |
Вклад туризма в общий объем капитальных вложений |
8,3 % |
5,8 % |
Ниже среднего |
Доля экспорта, связанного с прибытием туристов, в общем экспорте страны |
15,9 % |
25,8 % |
Выше среднего |
Составлено автором по данным [10].
Согласно прогнозам WTTC в ближайшее десятилетие значения вышеописанных показателей для Иордании увеличатся в абсолютном выражении, но сохранятся практически на прежнем уровне относительно ВВП. Так, к 2022 году путешествия и туризм будут приносить экономике Иордании 2469,3 млн JOD, что составит 7,6 % ВВП. Доля общего вклада путешествий и туризма в ВВП Иордании останется на прежнем уровне и составит 18,8 % или 6129,0 млн JOD в год [10].
Кроме того, путешествия и туризм будут обеспечивать 372000 рабочих мест (17,0 % от общего числа занятых) к 2022 году. Ежегодно расходы туристов в Иордании будут увеличиваться на 4 %, а доля путешествий и туризма в общем объеме национальных инвестиций сократится незначительно (на 0,1 %). Таким образом, согласно прогнозам WTTC туризм сохранит свои позиции в качестве важнейшей отрасли, стимулирующей экономическое развитие Иордании в грядущем десятилетии. При этом важнейшим вопросом развития туристической отрасли остается привлечение инвестиций.
Ближайшие перспективы развития туристической отрасли обозначены в национальной стратегии Иордании по туризму на 2011–2015 гг. (далее Стратегия), в основе которой лежат четыре базовые составляющие его развития: маркетинг и продвижение, развитие туристического продукта, развитие рынка труда, формирование благоприятных условий для развития туристического бизнеса [4].
Согласно Стратегии маркетинг и продвижение должны быть направлены на увеличение высокодоходных туристических прибытий по действующим и развивающимся рынкам, а также рост внутреннего туристического рынка. Развитие продукта подразумевает предоставление комплексов разнообразных и интересных туристических продуктов и услуг, оставляющих яркие впечатления у туристов.
В соответствии со Стратегией развитие рынка труда должно быть нацелено на формирование в туристическом секторе образованной, высококвалифицированной и конкурентоспособной на мировом рынке рабочей силы. Формирование благоприятных условий для развития туристического бизнеса предусматривает повышение эффективности бизнеса созданием условий на регуляторном, институциональном и операционном уровне для повышения конкурентоспособности отрасли [4].
Формирование базовых составляющих, обозначенных в Стратегии, предусматривает развитие партнерства между государственным и частным сектором в сфере туризма, создавая более широкие возможности для развития отрасли.
Резюмируя исследование вопроса о перспективах и роли международного туризма в развитии экономики Иордании, следует сделать следующие выводы. Для малой открытой экономики Иордании, характеризующейся незначительными объемами товарного экспорта, сфера услуг – важнейшая составляющая экономического развития, в которой туристический сектор выступает лидером, стимулирующим положительную динамику смежных отраслей. С развитием туристической отрасли связаны перспективы роста экономики Иордании, а также ее дальнейшее участие в международном разделении труда. В этой связи в дальнейших исследованиях представляет интерес рассмотрение вопроса об основных проблемах развития туристического сектора, а также альтернативных возможностях эффективной интеграции малой открытой экономики Иордании в мировой хозяйственный комплекс.
Рецензенты:
Воробьев Е.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Министерства образования и науки Украины, г. Харьков.
Довгаль Е.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры международных экономических отношений Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Министерства образования и науки Украины, г. Харьков.