Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERNATIONAL TOURISM: THE GREAT PROSPECTS OF SMALL OPEN ECONOMY OF JORDAN

Al Arabijat Ra’ad Abdel Razzak 1
1 V.N. Karazin Kharkiv National University
We studied the specifics and perspectives of development of the tourism sector in the small open economy of Jordan and investigated the role of international tourism in the economic development of the country in the article. We analyzed the characteristics of the recreational potential of Jordan. The role of Jordan as a center of medical tourism in the Middle East was determined. Basing on the study of the structure of international tourist arrivals in Jordan, we proved the importance of regional cooperation in the development of international tourism in Jordan. We identified the impact of the tourism industry on the economic development of the Kingdom of Jordan, which demonstrates direct, indirect and induced effects. It is established that exports associated with the arrival of tourists is a key component of the direct contribution of travel and tourism to the GDP of Jordan. Comparison of the significance of tourism industry contribution to the development of the Jordanian economy with the average for the world economy showed that, in general, the significance of this sector for the small open economy is rated higher than the average for the world economy (the only exception is an indicator of the contribution of tourism to the total volume of capital investments). We argued that the prospects of the Jordanian economy growth, as well as its further participation in the international division of labor are associated with the development of the tourism industry.
the international division of labor
economic development
recreational resources
a small open economy
international tourism

Введение. Современные экономические достижения туристической деятельности делают международный туризм одним из важнейших секторов мировой экономики с точки зрения динамики экономических процессов. Развивать международный туризм стало «хорошим тоном» политики экономического развития среди стран мировой экономики, поскольку очевидны выгоды, которые приносит развитый туристический сектор национальным экономикам: доходы, поступающие извне, создание дополнительных рабочих мест и увеличение занятости населения, активизация интеграционного фактора, солидная имиджевая составляющая страны на международной арене и др.

Для целого ряда стран мировой экономики международный туризм – не просто визитная карточка государства, а прежде всего важнейшее направление интеграции в мировой хозяйственный комплекс. Развитие международного туризма, как ни для кого более актуально для малых открытых экономик, которые в сложной среде международной конкуренции используют любой шанс участия в международном разделении труда и развитии национальной экономики.

Вопросам теоретического и практического характера развития международного туризма посвящены труды В. Воскресенского, А. Александровой, А.Гайдука, В. Герасименко, Я. Луцишина, В. Цибуха, И. Школы и целого ряда других ученых. Исследование практических аспектов участия Иордании в международном туристическом обмене провели в своих работах S. Harahsheh, A. Maíaeyah, O. Moufakkir, A. Zaher и другие авторы.

Целью данной статьи определено изучение особенностей и перспектив развития туристического сектора малой открытой экономики Иордании, а также роли международного туризма в экономическом развитии страны.

Результаты исследования. Для Иордании международный туризм – один из путей преодоления ресурсной ограниченности и важный источник экономического развития. Природно-климатические условия Иордании, которые во многом не благоприятны для развития сельского хозяйства и целого ряда отраслей промышленности, сформировали уникальный рекреационный потенциал, дополненный богатым историческим наследием региона.

Характерными особенностями рекреационного потенциала Иордании являются необычные ландшафты, обширные пустыни и живописные пейзажи, а также туристические достопримечательности, одни из самых древних и посещаемых в мире. На территории Иордании находятся памятники древней культуры с II тыс. до н.э. до V в н.э. В конце XIX в. в горах Южной Иордании археологами был открыт город Петра – столица Набатейского царства II в. до н.э. – I в. н.э. Интерес туристов к этому месту привлекают храмы, театры, гробницы, построенные из розового камня [1].

Религиозные достопримечательности – особое рекреационное преимущество Иордании, которое привлекает как паломников, так и обычных туристов. Многие исследователи Священных текстов напрямую связывают описываемые в Библии события с долиной реки Иордан. Поэтому с каждым годом все больше религиозных паломников и просто туристов начинают свое путешествие на Восток с Иордании, чтобы затем продолжить его в древнем Ханаане, на территории современных Палестины и Израиля [1]. В этой связи нейтралитет, который стремится сохранить Иордания на Ближнем Востоке, является важной предпосылкой дальнейшего развития туристической отрасли страны.

Еще одна уникальная особенность рекреационного потенциала Иордании – Мертвое море, которое представляет собой мировую достопримечательность благодаря рекордной плотности воды, содержащей в большом количестве соли и минералы. Минералогический состав соли Мёртвого моря существенно отличается от состава соли других морей. Она содержит около 50,8 % хлорида магния, 14,4 % хлорида кальция, 30,4 % хлорида натрия и 4,4 % хлорида калия, а также малое количество сульфатов, но относительно много бромидов. Кроме уникального состава солей, Мёртвое море известно и своими целебными грязями, которые добываются со дна этого озера. Знаменитые иловые сульфидные грязи Мёртвого моря высоко минерализованы (до 300 г/л), с высоким содержанием брома, йода. гормоноподобных веществ. Это позволило Мёртвому морю превратиться в уникальный лечебный курорт, созданный природой и привлекающий миллионы туристов со всех уголков Земного шара [2].

Это уникальное место, издревле известное своими целебными свойствами, стало основой развития медицинского туризма в Иордании. Ценность иорданских лечебных туров объясняется несколькими природными факторами: минералогический состав воды и грязей, эффект барокамеры, создаваемый очень высоким атмосферным давлением и высоким содержанием кислорода в воздухе, а также отсутствие вредного воздействия ультрафиолетового излучения [2].

Такое сочетание природных факторов наиболее полезно для людей, страдающих разного рода заболеваниями, особенно болезнями кожи, суставов и мышц. Иорданские лечебные и оздоровительные центры предлагают широкий спектр медицинских услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, благодаря уникальности лечения солями Мертвого моря и квалификации медицинского персонала. Поэтому на сегодняшний день восточное побережье Мертвого моря, оснащенное реабилитационными центрами и развитой инфраструктурой, на всем его протяжении – одно из самых популярных мест отдыха среди туристов.

Иордания является центром медицинского туризма на Ближнем Востоке с 1970 года. По результатам исследования, проведенного Ассоциацией частных клиник Иордании (Private Hospitals Association - PHA), в 2008 году в Иордании получили лечение 250 тыс. пациентов из 84 стран в сравнении с 190 тыс. пациентов в 2007 году, в результате чего было получено более 1 млрд дол. США поступлений иностранной валюты [5]. По оценке Всемирного банка в 2010 г. Королевство возглавило региональный рейтинг медицинского туризма и вошло в пятерку лидеров мирового рейтинга [8].

Основные усилия международного маркетинга Иордании в сфере медицинского туризма направлены на привлечение туристов из стран постсоветского пространства, Европы и Америки. Арабские страны – региональные соседи Иордании – являются стабильными потребителями ее медицинских услуг еще с 70-х годов [5]. Значительный приток арабских пациентов из Ливии и Сирии в 2011 и 2012 гг. стал одной из последних тенденций медицинского туризма в Иордании, связанной с политическими событиями в регионе [6].

По данным иорданской статистики, в 2011 году структура туристических прибытий Иордании выглядела следующим образом (рис. 1). В этот период Королевство посетило около девяти миллионов человек [7].

Рисунок 1. Структура туристических прибытий Королевства Иордания в 2011 году

Построено автором по данным иорданской статистики [7].

Приведенная структура туристических прибытий (рис. 1) указывает на важную роль регионального сотрудничества в развитии туристической отрасли Иордании, в настоящее время арабские страны – лидеры по числу прибытий в Королевство.

В Иордании работает около 60 частных медицинских учреждений, четыре из которых были аккредитованы американской компанией Joint Commission International, считающейся золотым стандартом международной аккредитации в области здравоохранения [3].

Большинство иорданских врачей говорят на английском языке высокого уровня, а многие из них были обучены или аффилированы с лучшими медицинскими учреждениями США, такими как Mayo Clinic, Cleveland Clinic and Johns-Hopkins. Помимо высококвалифицированных специалистов и уникальных природных условий, пациентов привлекают конкурентоспособные цены на медицинское обслуживание. Наиболее часто лечение, проводимое в иорданских клиниках, включает пересадку органов, открытые операции на сердце, лечение бесплодия, лазерные корректировки зрения и лечения рака [3].

Туризм является важным направлением экономической деятельности в большинстве стран во всем мире. Эффективно используя рекреационные ресурсы, экономика Иордании успешно конкурирует на международном рынке туристических услуг. Так, по результатам исследования, проведенного Мировым экономическим форумом, представленным в отчете о конкурентоспособности туристической отрасли 2011 (The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011), Иордания оказалась в числе стран, которым удалось стать победителями в борьбе за привлечение туристов и поступлений от туризма в период кризиса. Как свидетельствуют данные отчета, Иордания практически сохранила количество прибытий туристов и поступлений от туризма в 2009 на уровне 2008 года (рис. 2) [9].

Рисунок 2. Влияние экономического кризиса по основным туристическим направлениям в 2007–2009 гг. [9].

Как отмечают специалисты World Travel & Tourism Council (WTTC) в отчете по туризму в Иордании, наряду с прямым воздействием туризма на экономическое развитие, данная отрасль влечет за собой как косвенные, так и индуцированные эффекты [10]. Прямой эффект отражает доходность в сферах деятельности порожденных туристической индустрией, таких как гостиничный бизнес, деятельность туристических агентств и авиакомпаний, услуги пассажирского транспорта (за исключением пригородного) и другие. Он также включает в себя и вклад ресторанов и развлекательных заведений, которые напрямую поддерживаются туристами.

Косвенное воздействие на рост ВВП страны в соответствии с методологией WTTC оказывается вследствие инвестиционной деятельности, расходов правительства на туризм, а также закупок у поставщиков. Индуцированный эффект на ВВП порождается прямыми и косвенными расходами наемных работников в связи с их расходами на продукты питания, одежду, жилье и различного рода хозяйственные товары [10].

Согласно данным отчета WTTC в 2011 году прямой вклад путешествий и туризма в ВВП Иордании составил 7,7 % (1533,4 млн JOD). Общий вклад путешествий и туризма в ВВП Иордании в 2011 году (включая косвенный и индуцированный эффекты) составил 3772,5 млн JOD (18,9 % ВВП). По этим показателям в рейтинге среди других стран мира Иордания опережает такие зависимые от туризма страны, как Египет, Тунис, Грецию и Кипр [10].

В 2011 году общее воздействие путешествий и туризма на занятость (включая косвенное и индуцированное) выражалось в 282000 рабочих местах или 16,9 % от общего числа занятых (при прямом вкладе отрасли в занятость на уровне 6,8 %). По этому показателю в числе других стран Иордания опередила Египет, Тунис, Сирию, Израиль и Турцию.

Экспорт, связанный с прибытием туристов, является ключевым компонентом прямого вклада путешествий и туризма в ВВП Иордании. В 2011 году он составил 2430,3 млн JOD (42,75 % всего экспорта страны). По расчетам WTTC к 2022 году прибытия иностранных туристов прогнозируются на уровне 5276000 человек, что повлечет за собой увеличение связанного с туризмом экспорта до 3822,6 млн JOD, при ежегодном росте 4 %.

Что касается влияния путешествий и туризма на капитальные вложения в национальную экономику, то в этом направлении наметилось снижение вклада отрасли. Так, в 2011 году отрасль привлекла 289,3 млн JOD инвестиций, но в 2012 их сокращение оценивается на уровне 7,7 %. По прогнозу WTTC в течение последующих десяти лет доля путешествий и туризма в общем объеме капитальных вложений в национальную экономику будет возрастать ежегодно в среднем на 3,9 %, однако, относительно 2012 г. снизится на 0,1 % и составит 5,1 % в 2022 году. По данному показателю в рейтинге стран мира Иордания уступает Греции, Египту, Ливану, Тунису, Кипру и Сирии, ненамного опережая Израиль (4,7 %) [10].

Значимость туристической отрасли для Иордании хорошо описывает сопоставление вклада этой отрасли в развитие национальной экономики с аналогичными показателями по мировой экономике, которые приведены в табл. 1.

Сравнение значимости вклада туристической отрасли Иордании в развитие национальной экономики со средними показателями по мировой экономике демонстрирует, что, в целом, значимость этого сектора для данной малой открытой экономики оценивается выше, чем в среднем по мировой экономике. Исключение составляет лишь показатель вклада туризма в общий объем капитальных вложений.

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей вклада туристической отрасли Иордании в развитие национальной экономики со средними показателями по мировой экономике в 2011 г.

Показатель

Средний показатель по мировой экономике

Показатель Иордании

Характеристика показателей Иордании относительно среднего по мировой экономике

Прямой вклад в ВВП

5,2 %

7,7 %

Выше среднего

Общий вклад в ВВП

14,0 %

18,9 %

Выше среднего

Прямой вклад в занятость населения

5,3 %

6,8 %

Выше среднего

Общий вклад в занятость населения

13,6 %

16,9 %

Выше среднего

Вклад туризма в общий объем капитальных вложений

8,3 %

5,8 %

Ниже среднего

Доля экспорта, связанного с прибытием туристов, в общем экспорте страны

15,9 %

25,8 %

Выше среднего

Составлено автором по данным [10].

Согласно прогнозам WTTC в ближайшее десятилетие значения вышеописанных показателей для Иордании увеличатся в абсолютном выражении, но сохранятся практически на прежнем уровне относительно ВВП. Так, к 2022 году путешествия и туризм будут приносить экономике Иордании 2469,3 млн JOD, что составит 7,6 % ВВП. Доля общего вклада путешествий и туризма в ВВП Иордании останется на прежнем уровне и составит 18,8 % или 6129,0 млн JOD в год [10].

Кроме того, путешествия и туризм будут обеспечивать 372000 рабочих мест (17,0 % от общего числа занятых) к 2022 году. Ежегодно расходы туристов в Иордании будут увеличиваться на 4 %, а доля путешествий и туризма в общем объеме национальных инвестиций сократится незначительно (на 0,1 %). Таким образом, согласно прогнозам WTTC туризм сохранит свои позиции в качестве важнейшей отрасли, стимулирующей экономическое развитие Иордании в грядущем десятилетии. При этом важнейшим вопросом развития туристической отрасли остается привлечение инвестиций.

Ближайшие перспективы развития туристической отрасли обозначены в национальной стратегии Иордании по туризму на 2011–2015 гг. (далее Стратегия), в основе которой лежат четыре базовые составляющие его развития: маркетинг и продвижение, развитие туристического продукта, развитие рынка труда, формирование благоприятных условий для развития туристического бизнеса [4].

Согласно Стратегии маркетинг и продвижение должны быть направлены на увеличение высокодоходных туристических прибытий по действующим и развивающимся рынкам, а также рост внутреннего туристического рынка. Развитие продукта подразумевает предоставление комплексов разнообразных и интересных туристических продуктов и услуг, оставляющих яркие впечатления у туристов.

В соответствии со Стратегией развитие рынка труда должно быть нацелено на формирование в туристическом секторе образованной, высококвалифицированной и конкурентоспособной на мировом рынке рабочей силы. Формирование благоприятных условий для развития туристического бизнеса предусматривает повышение эффективности бизнеса созданием условий на регуляторном, институциональном и операционном уровне для повышения конкурентоспособности отрасли [4].

Формирование базовых составляющих, обозначенных в Стратегии, предусматривает развитие партнерства между государственным и частным сектором в сфере туризма, создавая более широкие возможности для развития отрасли.

Резюмируя исследование вопроса о перспективах и роли международного туризма в развитии экономики Иордании, следует сделать следующие выводы. Для малой открытой экономики Иордании, характеризующейся незначительными объемами товарного экспорта, сфера услуг – важнейшая составляющая экономического развития, в которой туристический сектор выступает лидером, стимулирующим положительную динамику смежных отраслей. С развитием туристической отрасли связаны перспективы роста экономики Иордании, а также ее дальнейшее участие в международном разделении труда. В этой связи в дальнейших исследованиях представляет интерес рассмотрение вопроса об основных проблемах развития туристического сектора, а также альтернативных возможностях эффективной интеграции малой открытой экономики Иордании в мировой хозяйственный комплекс.

Рецензенты:

Воробьев Е.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Министерства образования и науки Украины, г. Харьков.

Довгаль Е.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры международных экономических отношений Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Министерства образования и науки Украины, г. Харьков.