Введение
Целью и главным результатом начального общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [18,с.6]. Обеспечение развития личности младшего школьника, становления важнейших личностных характеристик, заявленных в «портрете выпускника начальной школы» требует применения в педагогической практике различных личностно-ориентированных технологий, одной из которых является проектная деятельность учащихся. Однако в большинстве публикаций резервы и возможности проектной деятельности в плане развития личности младшего школьника раскрываются фрагментарно и описательно, не подтверждаясь экспериментально. Чаще акцент делается на позитивном влиянии проектной деятельности на познавательную сферу учащихся начальных классов, на становление отдельных универсальных учебных действий. Между тем, знание практикующими и будущими учителями начальных классов разностороннего научно доказанного личностно-развивающего потенциала проектной деятельности может выступать существенным мотивационным фактором для апробации данной технологии, а также являться важнейшим составляющим когнитивного компонента готовности к организации детской проектной деятельности. В связи с этим, представляется необходимым и актуальным обобщение экспериментально изученных аспектов позитивного влияния проектной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Цель исследования
Целью работы является обобщение эмпирически доказанных личностно-развивающих возможностей технологии проектной деятельности для учащихся младшего школьного возраста, выявление неизученных аспектов данной проблемы.
Материал и методы исследования
Обзор современных отечественных психолого-педагогических публикаций позволяет констатировать наличие двух основных диаметрально противоположных точек зрения на возможность организации проектной деятельности в начальном звене общего школьного образования. Согласно первой из них, сформулированной в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, (А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина, М.В.Енжевская, К.Н.Поливанова, С.В.Клевцова и др.):
- «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников» [6,с.5], учащимся начальных классов доступны только проектные задачи, являющиеся «прообразом» полноценной проектной деятельности;
- проектная (учебно-проектная) деятельность доступна подросткам, и именно в «подростковой школе» она является ведущей.
Приверженцы второй точки зрения (Е.Н.Бичерова, М.В.Дубова, Е.Н.Землянская, И.А.Колесникова, Н.В.Матяш, П.А.Маслов, Н.Ю. Пахомова, М.К.Хуснетдинова и др.) утверждают, что возрастной диапазон применения проектной деятельности в школьном образовании не ограничен, «младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею» [12,с.171]. Разделяя данное мнение, отметим, что оно нашло свое обоснование и подтверждение в ряде монографических, учебно-методических и диссертационных работ, а также в многочисленных публикациях в периодической печати и на различных сайтах интернета. Именно диссертационные психолого-педагогические исследования отечественных авторов, посвященные проектной деятельности младших школьников, явились материалом для нашей обзорно-аналитической работы, основными методами выступили теоретический анализ и обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
В первую очередь, по итогам проведенного анализа, следует отметить отсутствие единого подхода к определению сущности проектной деятельности школьников. Дефиниции проектной деятельности строятся через родовое понятие деятельности, при этом в большинстве рассмотренных диссертационных исследований проектная деятельность учащихся трактуется как специфический вид учебной деятельности, форма учебно-познавательной активности школьников (Т.Е.Бацаева [3], Е.Н.Бичерова [4], Н.В.Матяш [12], И.М.Павлова [15], Н.В.Серегина [17]). В частности, в определении Н.В.Матяш «Проектная деятельность школьников (ПДШ) - форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения» [12,с.14]. Подчеркнем, что в данной дефиниции отмечается взаимосвязь ПДШ и творчества, где творческий проект выступает целью и результатом проектной деятельности школьников. Эта же взаимосвязь, но в качестве сущностной характеристики, выделяется в работах Т.Е.Бацаевой, П.А.Маслова, по мнению которых, проектная деятельность является по своей сути не только познавательной, но и творческой.
Г.В. Алябушева в своем исследовании характеризует проектную деятельность учащихся как интегративную, синтезирующую в себе «элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности» [2,с.13]. На многокомпонентный состав и интегративность проектной деятельности указывает также И.И.Петрова, по мнению которой, проектная деятельность сочетает в себе «виды интеллектуальной, эмоциональной, практической, коммуникативной деятельности» [16,с.6].
Т.В.Кузнецова отмечает, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется, как правило, в виде проектно-исследовательской деятельности, когда исследование становится одним из основных способов реализации проекта, в связи с чем, данным автором вводится определение именно проектно-исследовательской деятельности [9].
Также следует подчеркнуть, что в ряде диссертационных работ в качестве важнейшего существенного признака проектной деятельности школьников как дефидента выделяется совместность: педагога и учащихся (Т.В.Кузнецова [9], И.М.Павлова [15]); учащихся (Г.В. Алябушева [2], П.А.Маслов [11]).
Во вторую очередь, основываясь на результатах анализа, можно отметить, что авторами предлагаются различные способы организации проектной деятельности в начальной школе: в учебном процессе, как правило, в рамках отдельных учебных дисциплин, а также, во внеурочное время.
В преобладающем большинстве рассмотренных диссертационных исследований (Т.Е.Бацаева [3], О.Г.Калашникова [8], И.Ю.Кулькова [10] , Н.В.Матяш [12], П.А.Маслов [11], И.А.Мезенцева [13], Н.Н.Новикова [14], Н.В.Серегина [17]) проектная деятельность младших школьников организуется локально на уроках технологии (художественного труда). Данное предпочтение сами авторы объясняют богатыми резервами дисциплины технологии для овладения учащимися начальных классов основами проектной деятельности и реализации различных проектов. Отметим, что в докторской диссертации Н.В. Матяш представлена комплексная психолого-педагогическая модель проектной деятельности в структуре технологического образования (содержание, принципы, методы, организационные формы, условия формирования), ориентированная на все звенья школьного обучения.
Некоторыми авторами изучены возможности проектной деятельности младших школьников при локальном же способе ее организации на уроках математики (Н.Н.Замошникова [7]), иностранного языка (О.П.Агафонова [1]), в предметной области окружающего мира (Г.В.Алябушева [2], О.Б.Волжина [5]), информатики (И.М.Павлова [15], М.С.Цветкова [20]), музыки (Т.В.Шевцова [21]). Остаются неисследованными в диссертационных работах личностно-развивающие резервы проектной деятельности, организуемой в начальной школе на уроках русского языка, литературы.
Только в единичных трудах (Е.Н.Бичерова [4], Т.В.Кузнецова [9]) проектная деятельность младших школьников изучается в условиях междисциплинарной организации. Так, например Т.В.Кузнецовой предлагается интегрированная программа «Мир глазами художника», в которой проектная деятельность реализуется в рамках предметных модулей по окружающему миру, изобразительному искусству и технологии в урочном и внеурочном пространстве. В исследовании М.К. Хуснетдиновой рассматривается проектная деятельность, не связанная с теми или иными предметными дисциплинами, в частности, автором изучены развивающие возможности серии из пяти «последовательно сфокусированных проектов для разных уровней самостоятельности младших школьников: «Мои любимые животные», «Необычные дома», «Журнал о знаменитостях», «Полезные устройства», «Галерея сотрудников школы» [19,с.13]. В работе И.И.Петровой предложена система экологических проектов, ориентированных на внеурочное время [16].
Опираясь на проведенный анализ, считаем целесообразным классифицировать проектную деятельность младших школьников по способу ее организации на:
- локально-дисциплинарную (реализуется на уроках по отдельной учебной дисциплине в качестве продукта, как правило, выступает учебный монодисциплинарный проект);
- междисциплинарную (реализуется в учебном процессе на нескольких предметах, продуктом является учебный мультидисциплинарный проект);
- внеурочную (реализуется только во внеурочное время, продуктом выступает образовательный метадисциплинарный проект различной типологии, в том числе социальный, семейный, игровой);
- интегративную (реализуется в учебной и внеурочной деятельности, итогом выступает интегрированный учебно-образовательный проект).
Данная классификация, по нашему мнению, отражает широту и локализацию применения проектной деятельности в образовательном процессе, а также позволяет более точно характеризовать сами проекты в методическом паспорте.
Особо отметим отсутствие работ, где бы специально рассматривались личностно-развивающие возможности разновозрастной проектной деятельности, в которой младшие школьники взаимодействуют с учениками более старших классов. Т.В. Кузнецова в своем исследовании [9] включает выполнение разновозрастных проектов в заключительный этап обучения проектно-исследовательской деятельности (3 - 4 классы), однако не раскрывает организационно-содержательной специфики данных проектов и их особой роли, потенциала в личностном становлении учащихся начальных классов.
В-третьих, по итогам обзора подчеркнем, что во всех рассмотренных диссертационных исследованиях подтверждено позитивное влияние технологии проектной деятельности на развитие определенных аспектов личностной сферы младших школьников.
В проанализированных нами работах экспериментально доказано, что проектная деятельность, реализуемая в начальном звене, является значимым и эффективным средством развития таких личностных качеств и характеристик учащихся младшего школьного возраста как:
- познавательный интерес (Г.В.Алябушева [2], Н.Н.Замошникова [7]);
- исследовательская инициативность (Е.Н.Бичерова [4]);
- творческая самореализация (П.А.Маслов [11]), творческая активность (И.И.Петрова [16], М.С.Цветкова [20]), творческие способности (Н.В.Матяш [12]);
- самостоятельность (Т.В.Кузнецова [9], М.К.Хуснетдинова [19]);
- трудолюбие (Н.В.Матяш [12]);
- учебная мотивация (Т.В.Кузнецова [9], И. Ю.Кулькова [10], Н.В.Матяш [12]);
- уровень произвольности, внутренний план действий (И.Ю. Кулькова [10]);
- содержательная рефлексия и адекватная самооценка (И.А.Мезенцева [13]);
- технологическая культура (О.Г.Калашникова[8]);
- нравственно-экологическая позиция ребенка (О.Б.Волжина [5]), экологическая культура (И.И.Петрова [16]);
- субъектная позиция в процессе обучения (О.П.Агафонова [1])
Отметим, что многие из вышеперечисленных личностных образований являются, по мнению их исследователей, сложными, интегративными и, в свою очередь, могут быть представлены рядом компонентов.
Особо следует выделить исследование Е.Н.Бичеровой, в котором специально доказывается, что проектная деятельность, носящая междисциплинарный характер обладает более существенным развивающим потенциалом для младших школьников, нежели локально дисциплинарная [4].
В целом в проанализированных нами диссертационных исследованиях рассмотрено позитивное влияние проектной деятельности младших школьников на отдельные личностные характеристики, качества, показатели, входящие в такие важнейшие образующие структурные компоненты личности, как направленность, индивидуально-типологические особенности, самосознание.
Также необходимо отметить, что в некоторых из рассмотренных работ доказывается позитивное влияние проектной деятельности на познавательную сферу младшего школьника (Н.В.Матяш, И.А.Мезенцева), на успеваемость учащихся (О.П.Агафонова, Т.В.Кузнецова).
Заключение
На основании проведенного анализа можно констатировать, что в отечественных психолого-педагогических диссертационных исследованиях накоплен существенный эмпирический материал, доказывающий позитивное влияние проектной деятельности на развитие отдельных аспектов личностной сферы младших школьников, относящихся к направленности, индивидуально-типологическим особенностям и самосознанию личности.
Наиболее разносторонне исследованы личностно-развивающие возможности локально-организованной учебной проектной деятельности в рамках технологического образования на уроках технологии.
Доказано, что междисциплинарная проектная деятельность обладает более существенным развивающим потенциалом для младших школьников, нежели локально-дисциплинарная.
Остаются недостаточно-изученными личностно-развивающие возможности отдельных разновидностей проектной деятельности младших школьников: локально-дисциплинарной, организованной на уроках русского языка и литературы, разновозрастной, в которой учащиеся начального звена взаимодействуют с учениками средних и старших классов. Также представляется актуальным дальнейшее специальное исследование личностно-развивающего потенциала интегративной проектной деятельности младших школьников, реализуемой в учебной и внеурочной деятельности.
Рецензенты:
Сорокина Т.М., д.псх.н., профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Н. Новгород.
Суворова О.В., д.псх.н., профессор кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Н. Новгород.