Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL STRATEGY ON EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN RUSSIA

Myulder E.V. 1
1 Regional Centre of Expertise on Education for Sustainable Development, UNU IAS, RCE Rhine-Meuse
In June 2012 in Rio de Janeiro the United Nations organized the Conference on Sustainable Development (Rio +20), the main result of which was a document titled «The Future We Want», developed by participating countries together. The document reflected the progress and gaps in the implementation of earlier agreements on sustainable development of participating countries, as well as some solutions to new challenges in achieving sustainability. As education for sustainable development (ESD) is recognized as the main tool to build a sustainable future, the outcome of the RIO +20 showed once again the importance of creating a new sustainable thinking, i.e. transition to a "green" economy. An important step in the implementation of ESD in the region of the UN Economic Commission for Europe (UNECE), which brings together 55 countries in Europe and Central Asia, is the adoption of the European Strategy and the national strategies, which are coordinated by the state authorities and are valued at the international indicators developed by UNECE.
informal education.
non-formal education
formal education
lifelong learning
education for sustainable development
sustainable development

Введение

По последним данным Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК), в группу стран, наиболее успешно реализующих национальную стратегию, входят Швеция, Нидерланды и Австрия. Во второй группе находятся страны Балтии и Казахстан. Россия оказалась в последней группе, уступая только Армении, Грузии и Молдавии [6].

Согласно Российской Национальной стратегии, принятой в 2005 году, «внедрение ОУР предусматривает совершенствование дошкольного, начального, среднего, высшего и постдипломного образования, переориентацию образования в направлении устойчивого развития...» [3]. Подобное положение встречается и в ст. 71 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.10.2002, где сказано, что «в целях формирования экологической культуры... устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование..., а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.» [5].

Несмотря на наличие и достаточность законодательной базы, идеи устойчивого развития не находят должной поддержки со стороны исполнительной власти государства и остаются фактически вне образовательного поля. Образование для устойчивого развития (ОУР) в нашей стране скорее декларируется, чем реализуется. Как заявлено в Национальной стратегии, реализацию ОУР необходимо начать с трансформации существующих школьных образовательных программ для того, чтобы обеспечить учащимся получение жизненно важных знаний и практических навыков. Иными словами, необходимо совершенстование существующей системы образования, чтобы сформировать национальный человеческий капитал, способный построить экономику, основанную на знаниях.

Формирование слоя высокопрофессиональной научной и управленческой элиты является одним из главных факторов развития страны и человечества в целом. Человечество накапливает знания, уровень и качество которых определяют верхнюю планку развития науки и экономики в мире.

Положительный человеческий капитал определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций в него, т.е. в воспитание, образование, культуру, здоровье, информационное обеспечение, безопасность и т.д.. Не делая инвестиции в человеческий капитал, невозможно добиться генерации инновационных идей и эффективного использования предпринимательского ресурса, которые в наше время определяют конкурентные преимущества развитых государств мира.

Многочисленные примеры неудач нашего государства, к примеру, в строительстве, здравоохранении и образовании есть следствие низкого роста и качества национального человеческого капитала и, соответственно, недостаточных инвестиций в него. Наш соотечественник, лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон (Семен) Кузнец писал, что для научно-технического рывка в стране должен быть накоплен необходимый стартовый человеческий капитал, иначе - происходит фальстарт [2]. Следовательно, осуществить сейчас модернизацию российской экономики невозможно, потому что в стране еще не накоплен качественный, а главное - воспроизводимый человеческий капитал.

Модернизацию экономики необходимо начать с модернизации национального человеческого капитала. Прежде всего, должна быть осуществленна декриминализация страны, ведь в условиях засилия коррупции и криминала знания теряют свою ценность. Значительный объем отрицательного человеческого опыта, накопленного за последние десятилетия, является главной проблемой развития экономики России в наше время. Такое обстоятельство требует дополнительных инвестиций для изменения сущности накопленных знаний и опыта.

Совершенствование существующей системы образования с учетом принципов устойчивости есть прямые инвестиции государства в создание положительного человеческого капитала, пригодного для решения задач в рамках новой парадигмы развития. Национальная стратегия ОУР может и должна быть использована в этих целях.

В Российской Национальной стратегии подчеркивается, что «ОУР должно обеспечить развитие системного, критического и творческого мышления и отношения к жизни, понимания местных и глобальных проблем...» [3]. Развитие подобного мышления и отношения к жизни у учащихся возможно только при их активном участии в образовательном процессе. Акцент необходимо сделать на формировании умений постановки цели и задач, самостоятельного поиска необходимой информации, проведения критического анализа и использования ее на практике для решения конкретных задач на уровне школы, дома и местой общины, формулирования выводов и презентации результатов исследования и т.д.. Все перечисленные виды деятельности крайне важны для осмысления учащимися собственной значимости и значимости собственного труда. Побывав однажды в роли исследователей и практиков, они почувствуют себя причастными к глобальным процессам по улучшению качества жизни и обеспечению устойчивости.

Применение интерактивных методов обучения, описанных выше, требует новаторства и креативности и со стороны работников образования. Учитель в школе, безусловно, является носителем определенных знаний, но включение вопросов ОУР в образовательный процесс - это серьезная задача, которая еще не стала частью подготовки и переподготовки нынешних учителей. С другой стороны, концепция ОУР не требует от учителя способности знать абсолютно все и предвидеть будущее, гораздо важнее - стать наставником и консультантом для учащихся в процессе их индивидуального образования и обучения. Учитель посредством своей работы призван помогать учащимся раскрыть и реализовывать заложенный в них потенциал.

Согласно Национальной стратегии, одной из приоритетных функций образования должно стать стимулирование самообразования и постоянной жажды знаний. Самообразование, т.е. самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой, но школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы. Новые технические и информационные возможности могут и должны широко использоваться для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека, в частности, развитостью логического мышления, языковой и компьютерной грамотностью и т.д.

В прошлом году на базе инновационного центра «Сколково» начал свою работу образовательный комплекс для детей, включающий в себя ясли, детский сад, начальную и среднюю школу. Уникальность школы Сколкова заключается, прежде всего, в использовании учащимися научных и образовательных ресурсов университета и культурного центра города Сколково и создании, таким образом, индивидуальных траекторий образования и обучения. Курикулум, применяемый в школе Иннограда, направлен на формирование «метапредметных компетенций», важнейшей из которых, по словам Е. Булин-Соколовой, руководителя управления Фонда «Сколково» по созданию образовательного комплекса для детей, является умение самостоятельно учиться [4].

Сотрудничество школы с университетом и культурным центром Сколково позволяет успешно сочетать формальное, неформальное и информальное образование и в полной мере реализовать междисциплинарный метод обучения, описанный в Европейской и Национальной стратегиях ОУР.

В регионах России создается сеть так называемых инновационных «сколковских» школ, для которых конкурсанты писали свои целевые концепции. В ряде регионов и городов России уже запланировано строительство новых современных школ, либо реконструкция и реорганизация существующих образовательных учреждений.

Основная задача создаваемой сети «сколковских» школ состоит в реализации идей, содержащихся в концепциях-лауреатах конкурса. Совокупность этих идей может позволить создать несколько моделей инновационных школ, которые в будущем могут быть реализованы в различных регионах страны. Сеть инновационных «сколковских» школ открыта, в неё могут войти все желающие школы, безусловно, при условии разработки программы развития, которая будет отвечать принципам деятельности: широкая инклюзия, индивидуализация образовательного процесса, «школа ступеней», школа самооценки, школа технологической грамотности, школа непрерывного развития, интеграция с городской средой и местным сообществом [4].

Интеграция с городской средой и местным сообществом особенно важна, поскольку содействует обмену информации о передовой практике и опыте, проведению совместных исследований по вопросам устойчивого развития, поощрению проектов, инициированных учащимися и эффективному использованию их потенциала для решения местных и региональных проблем, возникающих на пути к достижению устойчивости. Налаживание сотрудничества призвано сформировать инфраструктуру для становления ОУР в конкретном регионе, а потому должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений инвестиций в устойчивое развитие страны и получить всякого рода поддержку, включая финансовую поддержку со стороны государства.

Международное сотрудничество не только содействует развитию дружественных отношений между странами и народами и укреплению мира, но, прежде всего, создает безграничные возможности для организации и проведения совместной (проектной) работы по решению первоочередных проблем конкретного региона мира. Согласно Национальной стратегии «особого внимания заслуживает развитие международногосотрудничества по вопросам ОУР в сфере дошкольного и школьного образования» [3].

В рамках проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» в России работают свыше 200 ассоциированных школ в разных регионах страны. Стратегия ассоциированных школ акцентирует внимание на четырёх главных аспектах процесса обучения в 21 веке:

(1) учиться, чтобы знать;

(2) учиться, чтобы уметь;

(3) учиться жить вместе;

(4) учиться сотрудничать.

Оперируя понятиями «устойчивое развитие», «гендерное равенство», «образование для всех», «всемирное наследие» и др., примеряя категориальный аппарат международной организации ЮНЕСКО, дети формируют глобальный образ мышления, расширяют кругозор и сферу своих будущих профессиональных и личных интересов.

По условия проекта ассоциированные школы активно сотрудничают друг с другом и другими организациями с целью разработки инновационных образовательных методик и материалов, начиная с местного и заканчивая глобальным уровнем. Ежегодно проводится Национальный Совет проекта, в рамках которого обсуждаются наиболее успешные практики и инициативы, а также механизмы сотрудничества с кафедрами ЮНЕСКО России, презентуются годовые отчеты о деятельности школ регионов и составляется план работы на предстоящий период.

Сейчас одной из приоритетной функций ассоциированных школ является адаптация школ к нуждам глобального информационного общества, привнося инновационную культуру и лучшие практики применения ИКТ в учебный процесс. На прошедшей в апреле 2011 г. в г. Казань международной конференции «ИКТ и качество образования: ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего» было принято решение о разработке и реализации пилотного проекта «Умная школа будущего», который позволит сформировать единое информационно-образовательное и культурное пространство в ассоциированных школах в России [1].

Участие в подобного рода мероприятиях вводит учащихся и учителей школ в сферу мировых интересов в области культуры, образования и науки, приобщает к глобальным проблемам экологии, социально-экономического развития, сохранения всемирного наследия и другим актуальным вопросам современного общества.

Налаживание сотрудничества с местными, региональными и зарубежными организациями является серьезной задачей для большинства российских школ. К сожалению, примеров подобной практики в нашей стране очень незначительное количество, а то, что уже существует, не получает должного распространения в масштабах страны. Хотя преимущества сотрудничества очевидны:

во-первых, обмен опытом и идеями в контексте устойчивого развития;

во-вторых, разработка проектов и проведение совместных мероприятий, направленных на решение задач устойчивого развития конкретной местности или региона;

в-третьих, оказание необходимой помощи и поддержки, включая информационную поддержку, образовательным учреждениям, прежде всего, школам по вопросам усойчивого развития.

ОУР в нашей стране, как и во многих других странах мира, могло бы развиваться на базе уже существующего экологического образования, постепенно включая экономическую и социальную компоненту. Достижения экологического образования и экологизация образования в целом представляют собой стартовую площадку для продвижения идей устойчивости не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако, будучи движущей силой, экологическое образование часто подменяет собой ОУР, а этого недостаточно для достижения поставленных целей. Развитие экологического образования и экологизация существующего образования - это лишь одно из направлений концепции. Образование должно не только экологизироваться, но и все больше акцентировать внимание на будущем.

Задача всех образовательных учреждений нашей страны заключается сейчас в том, чтобы наполнить новым содержанием существующие образовательные программы и разработать элективы для включения учащихся в процесс постоянного поиска устойчивых решений для глобальных проблем развития человечества. Все образовательные учреждения, прежде всего школы, должны стать инновационным центром устойчивого развития в конкретном регионе, благополучие которого будет напрямую зависить от способности будущих поколений обеспечить гармоничное взаимодействие человека, природы и экономики.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что сложность реализации концепции не только в нашей стране, но и во всем мире заключается в недостаточной проработанности организационных основ, а отсюда - необходимость ее дальнейщей разработки с учетом национальных традиций и опыта стран. Российская Национальная стратегия - это важный документ в области образования, призывающий к совершенстованию существующего образования, которое должно соответствовать реалиям быстро меняющегося мира.

Согласимся с высказыванием Черкашина А.А. о том, что состояние ОУР в России на сегодняшний день «не отвечает интересам населения и не соответствует мировым тенденциям в данной области» [6]. ОУР осуществляется в основном на энтузиазме отдельных школ, ВУЗов и преподавателей с незначительной поддержкой со стороны федеральных, региональных и местных органов власти.

Нет ничего в современном обществе более надежного для преодоления кризисов и обеспечения устойчивости, чем распространение знаний. И это справедливо не только по отношению к экономическим кризисам, но и более проблемным для человечества - экологическим и социальным.

Рецензенты:

Волкова И.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры здоровье-формирующих технологий, ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Повшедная Ф.В., д.п.н. профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.