Введение
По последним данным Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК), в группу стран, наиболее успешно реализующих национальную стратегию, входят Швеция, Нидерланды и Австрия. Во второй группе находятся страны Балтии и Казахстан. Россия оказалась в последней группе, уступая только Армении, Грузии и Молдавии [6].
Согласно Российской Национальной стратегии, принятой в 2005 году, «внедрение ОУР предусматривает совершенствование дошкольного, начального, среднего, высшего и постдипломного образования, переориентацию образования в направлении устойчивого развития...» [3]. Подобное положение встречается и в ст. 71 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.10.2002, где сказано, что «в целях формирования экологической культуры... устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование..., а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.» [5].
Несмотря на наличие и достаточность законодательной базы, идеи устойчивого развития не находят должной поддержки со стороны исполнительной власти государства и остаются фактически вне образовательного поля. Образование для устойчивого развития (ОУР) в нашей стране скорее декларируется, чем реализуется. Как заявлено в Национальной стратегии, реализацию ОУР необходимо начать с трансформации существующих школьных образовательных программ для того, чтобы обеспечить учащимся получение жизненно важных знаний и практических навыков. Иными словами, необходимо совершенстование существующей системы образования, чтобы сформировать национальный человеческий капитал, способный построить экономику, основанную на знаниях.
Формирование слоя высокопрофессиональной научной и управленческой элиты является одним из главных факторов развития страны и человечества в целом. Человечество накапливает знания, уровень и качество которых определяют верхнюю планку развития науки и экономики в мире.
Положительный человеческий капитал определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций в него, т.е. в воспитание, образование, культуру, здоровье, информационное обеспечение, безопасность и т.д.. Не делая инвестиции в человеческий капитал, невозможно добиться генерации инновационных идей и эффективного использования предпринимательского ресурса, которые в наше время определяют конкурентные преимущества развитых государств мира.
Многочисленные примеры неудач нашего государства, к примеру, в строительстве, здравоохранении и образовании есть следствие низкого роста и качества национального человеческого капитала и, соответственно, недостаточных инвестиций в него. Наш соотечественник, лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон (Семен) Кузнец писал, что для научно-технического рывка в стране должен быть накоплен необходимый стартовый человеческий капитал, иначе - происходит фальстарт [2]. Следовательно, осуществить сейчас модернизацию российской экономики невозможно, потому что в стране еще не накоплен качественный, а главное - воспроизводимый человеческий капитал.
Модернизацию экономики необходимо начать с модернизации национального человеческого капитала. Прежде всего, должна быть осуществленна декриминализация страны, ведь в условиях засилия коррупции и криминала знания теряют свою ценность. Значительный объем отрицательного человеческого опыта, накопленного за последние десятилетия, является главной проблемой развития экономики России в наше время. Такое обстоятельство требует дополнительных инвестиций для изменения сущности накопленных знаний и опыта.
Совершенствование существующей системы образования с учетом принципов устойчивости есть прямые инвестиции государства в создание положительного человеческого капитала, пригодного для решения задач в рамках новой парадигмы развития. Национальная стратегия ОУР может и должна быть использована в этих целях.
В Российской Национальной стратегии подчеркивается, что «ОУР должно обеспечить развитие системного, критического и творческого мышления и отношения к жизни, понимания местных и глобальных проблем...» [3]. Развитие подобного мышления и отношения к жизни у учащихся возможно только при их активном участии в образовательном процессе. Акцент необходимо сделать на формировании умений постановки цели и задач, самостоятельного поиска необходимой информации, проведения критического анализа и использования ее на практике для решения конкретных задач на уровне школы, дома и местой общины, формулирования выводов и презентации результатов исследования и т.д.. Все перечисленные виды деятельности крайне важны для осмысления учащимися собственной значимости и значимости собственного труда. Побывав однажды в роли исследователей и практиков, они почувствуют себя причастными к глобальным процессам по улучшению качества жизни и обеспечению устойчивости.
Применение интерактивных методов обучения, описанных выше, требует новаторства и креативности и со стороны работников образования. Учитель в школе, безусловно, является носителем определенных знаний, но включение вопросов ОУР в образовательный процесс - это серьезная задача, которая еще не стала частью подготовки и переподготовки нынешних учителей. С другой стороны, концепция ОУР не требует от учителя способности знать абсолютно все и предвидеть будущее, гораздо важнее - стать наставником и консультантом для учащихся в процессе их индивидуального образования и обучения. Учитель посредством своей работы призван помогать учащимся раскрыть и реализовывать заложенный в них потенциал.
Согласно Национальной стратегии, одной из приоритетных функций образования должно стать стимулирование самообразования и постоянной жажды знаний. Самообразование, т.е. самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой, но школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы. Новые технические и информационные возможности могут и должны широко использоваться для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека, в частности, развитостью логического мышления, языковой и компьютерной грамотностью и т.д.
В прошлом году на базе инновационного центра «Сколково» начал свою работу образовательный комплекс для детей, включающий в себя ясли, детский сад, начальную и среднюю школу. Уникальность школы Сколкова заключается, прежде всего, в использовании учащимися научных и образовательных ресурсов университета и культурного центра города Сколково и создании, таким образом, индивидуальных траекторий образования и обучения. Курикулум, применяемый в школе Иннограда, направлен на формирование «метапредметных компетенций», важнейшей из которых, по словам Е. Булин-Соколовой, руководителя управления Фонда «Сколково» по созданию образовательного комплекса для детей, является умение самостоятельно учиться [4].
Сотрудничество школы с университетом и культурным центром Сколково позволяет успешно сочетать формальное, неформальное и информальное образование и в полной мере реализовать междисциплинарный метод обучения, описанный в Европейской и Национальной стратегиях ОУР.
В регионах России создается сеть так называемых инновационных «сколковских» школ, для которых конкурсанты писали свои целевые концепции. В ряде регионов и городов России уже запланировано строительство новых современных школ, либо реконструкция и реорганизация существующих образовательных учреждений.
Основная задача создаваемой сети «сколковских» школ состоит в реализации идей, содержащихся в концепциях-лауреатах конкурса. Совокупность этих идей может позволить создать несколько моделей инновационных школ, которые в будущем могут быть реализованы в различных регионах страны. Сеть инновационных «сколковских» школ открыта, в неё могут войти все желающие школы, безусловно, при условии разработки программы развития, которая будет отвечать принципам деятельности: широкая инклюзия, индивидуализация образовательного процесса, «школа ступеней», школа самооценки, школа технологической грамотности, школа непрерывного развития, интеграция с городской средой и местным сообществом [4].
Интеграция с городской средой и местным сообществом особенно важна, поскольку содействует обмену информации о передовой практике и опыте, проведению совместных исследований по вопросам устойчивого развития, поощрению проектов, инициированных учащимися и эффективному использованию их потенциала для решения местных и региональных проблем, возникающих на пути к достижению устойчивости. Налаживание сотрудничества призвано сформировать инфраструктуру для становления ОУР в конкретном регионе, а потому должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений инвестиций в устойчивое развитие страны и получить всякого рода поддержку, включая финансовую поддержку со стороны государства.
Международное сотрудничество не только содействует развитию дружественных отношений между странами и народами и укреплению мира, но, прежде всего, создает безграничные возможности для организации и проведения совместной (проектной) работы по решению первоочередных проблем конкретного региона мира. Согласно Национальной стратегии «особого внимания заслуживает развитие международногосотрудничества по вопросам ОУР в сфере дошкольного и школьного образования» [3].
В рамках проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» в России работают свыше 200 ассоциированных школ в разных регионах страны. Стратегия ассоциированных школ акцентирует внимание на четырёх главных аспектах процесса обучения в 21 веке:
(1) учиться, чтобы знать;
(2) учиться, чтобы уметь;
(3) учиться жить вместе;
(4) учиться сотрудничать.
Оперируя понятиями «устойчивое развитие», «гендерное равенство», «образование для всех», «всемирное наследие» и др., примеряя категориальный аппарат международной организации ЮНЕСКО, дети формируют глобальный образ мышления, расширяют кругозор и сферу своих будущих профессиональных и личных интересов.
По условия проекта ассоциированные школы активно сотрудничают друг с другом и другими организациями с целью разработки инновационных образовательных методик и материалов, начиная с местного и заканчивая глобальным уровнем. Ежегодно проводится Национальный Совет проекта, в рамках которого обсуждаются наиболее успешные практики и инициативы, а также механизмы сотрудничества с кафедрами ЮНЕСКО России, презентуются годовые отчеты о деятельности школ регионов и составляется план работы на предстоящий период.
Сейчас одной из приоритетной функций ассоциированных школ является адаптация школ к нуждам глобального информационного общества, привнося инновационную культуру и лучшие практики применения ИКТ в учебный процесс. На прошедшей в апреле 2011 г. в г. Казань международной конференции «ИКТ и качество образования: ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего» было принято решение о разработке и реализации пилотного проекта «Умная школа будущего», который позволит сформировать единое информационно-образовательное и культурное пространство в ассоциированных школах в России [1].
Участие в подобного рода мероприятиях вводит учащихся и учителей школ в сферу мировых интересов в области культуры, образования и науки, приобщает к глобальным проблемам экологии, социально-экономического развития, сохранения всемирного наследия и другим актуальным вопросам современного общества.
Налаживание сотрудничества с местными, региональными и зарубежными организациями является серьезной задачей для большинства российских школ. К сожалению, примеров подобной практики в нашей стране очень незначительное количество, а то, что уже существует, не получает должного распространения в масштабах страны. Хотя преимущества сотрудничества очевидны:
во-первых, обмен опытом и идеями в контексте устойчивого развития;
во-вторых, разработка проектов и проведение совместных мероприятий, направленных на решение задач устойчивого развития конкретной местности или региона;
в-третьих, оказание необходимой помощи и поддержки, включая информационную поддержку, образовательным учреждениям, прежде всего, школам по вопросам усойчивого развития.
ОУР в нашей стране, как и во многих других странах мира, могло бы развиваться на базе уже существующего экологического образования, постепенно включая экономическую и социальную компоненту. Достижения экологического образования и экологизация образования в целом представляют собой стартовую площадку для продвижения идей устойчивости не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако, будучи движущей силой, экологическое образование часто подменяет собой ОУР, а этого недостаточно для достижения поставленных целей. Развитие экологического образования и экологизация существующего образования - это лишь одно из направлений концепции. Образование должно не только экологизироваться, но и все больше акцентировать внимание на будущем.
Задача всех образовательных учреждений нашей страны заключается сейчас в том, чтобы наполнить новым содержанием существующие образовательные программы и разработать элективы для включения учащихся в процесс постоянного поиска устойчивых решений для глобальных проблем развития человечества. Все образовательные учреждения, прежде всего школы, должны стать инновационным центром устойчивого развития в конкретном регионе, благополучие которого будет напрямую зависить от способности будущих поколений обеспечить гармоничное взаимодействие человека, природы и экономики.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что сложность реализации концепции не только в нашей стране, но и во всем мире заключается в недостаточной проработанности организационных основ, а отсюда - необходимость ее дальнейщей разработки с учетом национальных традиций и опыта стран. Российская Национальная стратегия - это важный документ в области образования, призывающий к совершенстованию существующего образования, которое должно соответствовать реалиям быстро меняющегося мира.
Согласимся с высказыванием Черкашина А.А. о том, что состояние ОУР в России на сегодняшний день «не отвечает интересам населения и не соответствует мировым тенденциям в данной области» [6]. ОУР осуществляется в основном на энтузиазме отдельных школ, ВУЗов и преподавателей с незначительной поддержкой со стороны федеральных, региональных и местных органов власти.
Нет ничего в современном обществе более надежного для преодоления кризисов и обеспечения устойчивости, чем распространение знаний. И это справедливо не только по отношению к экономическим кризисам, но и более проблемным для человечества - экологическим и социальным.
Рецензенты:
Волкова И.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры здоровье-формирующих технологий, ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.
Повшедная Ф.В., д.п.н. профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.