Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DECISION OF LEGAL NORMS BY THE REPRESENTATIVES OF DIFFERENT EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL GROUPS.

Stolyarova V.A. 1
1 GOU VPO Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky
The analysis of the relationship peculiarities of the adoption of the regulations of the scope of the rights and level of development of individual representatives of legal awareness of modern students enrolled in technical, educational and humanitarian directions of educational preparation. Taken into account the following characteristics adoption of legal norms: the willingness of individuals to implement lawful behavior in the legally relevant situations, the specifics of their relationship to the legal side of the rule of law. The ratio of students to the applicable legal standards determined by the age and psychological characteristics and the specifics of the educational and professional environment to which they belong. At the initial stages of educational training of the functionality of legal norms poorly differentiated in the minds of individuals, on the later stages of training standards are beginning to be seen in the context of the regulation of various social interactions and successful implementation of the future professional activity.
educational and professional group
a special variant of the development of legal awareness
legally meaningful situation
adherence to the law
the adoption of regulations

Введение

Особой значимостью для современной студенческой молодежи обладает проблема продуктивной ориентации индивидов в широком круге юридически значимых ситуаций. Само содержание этих ситуаций зачастую наполнено противоречиями социальных норм - нравственных, экономических, правовых - будь то ситуации заключения трудовых контрактов, вступления в брак, несения военной службы, оценки деятельности силовых структур или определения индивидом своей позиции в отношении нарушения прав и свобод личности.

Для правильной интерпретации, анализа и оценки юридически значимых ситуаций должны быть усвоены правовые нормативы, в частности законопослушание. Законопослушание представляет собой индивидуально выраженное стремление следовать нормативно заданным оптимальным и наиболее предпочтительным моделям социального поведения [1,4,5]. Этот норматив является важным элементом в структуре обыденного правосознания человека, которое формируется стихийно в повседневной практике людей, как эмпирическое отражение правовой и взаимосвязанными с ней нравственной сторонами жизни общества [6, 9, 10].

Цель исследования: изучить формирование определенных вариантов деформации индивидуального правосознания у представителей современной студенческой молодежи в условиях обучения в разных образовательно-профессиональных группах.

Эмпирическую базу исследования составили 65 человек. Возрастной диапазон испытуемых от 17 лет до 21 года, все они являлись студентами вторых, третьих и четвёртых курсов дневных отделений (Института естествознания (техническое направление подготовки), факультета иностранных языков (педагогическое направление) и исторического факультета (гуманитарное направление подготовки)) Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Подготовка студентов по профилю технических специальностей нацелена на понимание ими структурных и функциональных характеристик объектов и феноменов действительности. Особого внимания заслуживает анализ техногенных и социально-психологических условий успешного осуществления профессиональной деятельности. Внимание и познавательная активность студентов сосредоточены на вопросах моделирования развития технической стороны социальных отношений, прогнозирования возможных последствий широкого спектра природных, антропогенных явлений. Процессуальная составляющая мыслительной деятельности студентов-инженеров направлена на установление базовых закономерностей явлений, изучение характера взаимодействия структурных составляющих объектов.

Профессиональная включённость в образовательный процесс требует всестороннего учёта социальных задач, проблем, перспектив, актуальных на определённых этапах возрастного развития индивидов. Требования к регуляции форм межличностного взаимодействия должны быть представлены в сознании студентов педагогического направления не столько в качестве изолированных, отчуждённых друг от друга представлений, сколько достигать уровня личностных нормативов. Студентам этого направления подготовки следует активно формировать значимые в социальном плане качества личности, так как определённый уровень их развития выступает психологическим условием эффективного решения профессиональных задач.

Студенты-историки как образовательно-профессиональная группа обладают более широкими возможностями реализации своего личностного потенциала. Их образовательная подготовка предполагает наращивание системы способов и средств ориентации индивидов в динамично меняющихся условиях их жизни. Обладая достаточно развитой способностью установления причин, условий, последствий возможных вариантов развития социальных отношений, студенты-историки могут демонстрировать формы поведения, нацеленные как на достижение собственных прагматических интересов, так и требования социального окружения. Согласованность, соотнесённость интересов отдельной личности с требованиями социальной среды может рассматриваться в качестве отличительной черты их индивидуального сознания.

Методы исследования. Авторская анкета правопослушного поведения. В данном случае изучалась готовность испытуемых реализовывать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях. Опросник отношения к праву (В.Т. Козловой). Он направлен на выявление особенностей отношения молодежи к юридической стороне законопослушания. Продуктивность ориентации в широком перечне юридически значимых ситуаций выявлялась при помощи авторского ситуационного теста «Столкновение норм». Задания моделировали правовые ситуации, причём в каждом случае непосредственно указывались причины, условия, возможные последствия нарушений. Каждая из представленных на рассмотрение ситуаций включала конфликт норм права и морали. Испытуемым предлагалось установить, какие из ситуаций отражают нарушения норм морали и права, и оценить степень их общественной опасности.

Результаты исследования и их обсуждение

Продуктивность ориентации в содержании юридически значимых ситуаций у испытуемых выше в случае определения нарушения нормы права, тем самым само нарушение нормы распознаётся ими успешнее, чем степень её общественной опасности (Xср=13,11, Xmin-Xmax=8-15, σ=2,47; Xср=12,95, Xmin-Xmax=10-15, σ=1,75; Xср=13,36, Xmin-Xmax=6-15, σ=2,32, соответственно, при определении нарушения нормы права студентами-инженерами, студентами педагогического направления и студентами-историками). Можно говорить о том, что студенты разных образовательно-профессиональных групп испытывают существенные трудности в поиске параметров определения степени тяжести правонарушений (Xср=5,28, Xmin-Xmax=2-7, σ=1,30; Xср=5,48, Xmin-Xmax=2-9, σ=1,54; Xср=5,40, Xmin-Xmax=2-11, σ=2,28, соответственно, при определении степени общественной опасности нарушения студентами-инженерами, студентами педагогического направления и студентами-историками). Вместе с тем в ходе применения U-критерия Манна - Уитни значимые различия между группами испытуемых по продуктивности их ориентации в правовом содержании не были установлены.

Студенты педагогического направления показали более высокие значения готовности к правопослушному поведению. Эта группа более однородна в отношении принятия базовых норм, регулирующих разнообразные аспекты социального взаимодействия (Xср=36,24, Xmin-Xmax=23-41, σ=4,31, соответственно). В ходе применения U-критерия Манна - Уитни значимые различия по степени готовности к правомерному поведению были установлены между студентами-инженерами и студентами педагогического направления (Uэмп=134; p≤0,05). Полученным результатам может быть дано следующее объяснение: немаловажное значение в процессе принятия и реализации требований сферы действия права могут иметь возрастно-психологические особенности индивидов.

Содержательный анализ вариантов деформации индивидуального правосознания студентов разных образовательно-профессиональных групп позволяет остановиться на описании специфики принятия ими правовых нормативов более подробно (общие данные представлены в таб. 1).

Таблица 1

Распределение значений показателя «индивидуальный вариант развития правосознания» в разных образовательно-профессиональных группах

показатели

образовательная группа

индивидуальный вариант развития правосознания

студенты- инженеры

студенты педагогического направления

студенты - историки

значения показателя

Xср

X min
- X мax

σ

Xср

Xmin-
Xmax

σ

Xср

Xmin-
Xmax

σ

«правовая инфантильность»

 8,91

 7-12

 1,87

 7,75

 4-17

 3,49

 8,43

 5-12

 2,23

«правовой скептицизм»

14,82

10-20

2,99

16,30

10-19

2,32

15,29

9-21

2,59

«правовой идеализм»

8,64

7-12

1,57

10,65

6-13

2,00

10,86

7-18

2,59

«правовой эгоцентризм»

9,36

4-16

4,08

8,75

6-14

2,15

10,48

6-15

2,73

Исходя из данных таблицы 1, превалирующим вариантом деформации индивидуального правосознания студентов-инженеров является «правовой инфантилизм» (Xср=8,91, Xmin-Xmax=7-12, σ=1,87). Для представителей указанного варианта развития правосознания характерно наличие частичного, слабо дифференцированного понимания функций правовых атрибутов и возможности их принятия и реализации [2]. Отметим, что студенты, принадлежащие к данной образовательно-профессиональной группе, только начинают наращивать опыт разрешения разнообразных ситуаций социального взаимодействия. Студенты педагогического направления выражают скептическое отношение к праву как универсальному регулятору общественных отношений (Xср=16,30, Xmin-Xmax=10-19, σ=2,32). Студенты указывают на существование возможности применения, реализации иных социальных нормативов (нравственности, морали) [3]. Отличные от всех остальных образовательно-профессиональных групп индивидуальные варианты развития правосознания продемонстрировали студенты-историки - «правовой эгоцентризм» и «правовой идеализм» (Xср=10,48, Xmin-Xmax=6-15, σ=2,73; Xср=10,86, Xmin-Xmax=7-18, σ=2,59; соответственно). С одной стороны, студенты осуществляют признание и реализацию правовых нормативов с целью извлечения исключительно личной выгоды и защиты собственных интересов [7]. С другой стороны, именно студенты-историки, обладая большим опытом анализа и интерпретации разнородных социальных отношений, указывают на неограниченные регулятивные возможности правовой системы [8].

Частота и характер взаимосвязи переменных в разных образовательно-профессиональных группах показали наличие наиболее типичных признаков вариантов деформации индивидуального правосознания.

Так, для студентов-инженеров, проявляющих признаки «правового инфантилизма», норма права перестаёт выполнять функцию ограничения реализации нежелательных в социальном плане форм поведения. Представители указанной образовательно-профессиональной группы слабо осознают весь комплекс негативных последствий, вероятность наступления которых увеличивается в силу непринятия действующих правовых норм (для переменных «правовой инфантилизм» - готовность к правопослушному поведению rs = -0,47; p≤0,05). «Правовые скептики» - студенты педагогического направления акцентируют свое внимание на эффективности правовой регуляции социальных отношений и более глубоком осмыслении этого аспекта (для переменных общий показатель деформации правосознания - продуктивность определения степени общественной опасности правонарушения rs = 0,45; p≤0,05). Эгоистическое отношение к праву у студентов-историков проявляется в формировании системы индивидуальных представлений оценки юридически значимых ситуаций (для переменных «правовой эгоцентризм» - продуктивность определения норм права и степени их общественной опасности rs = - 0,60; p≤0,01 и rs = - 0,46; p≤0,05, соответственно).

Выводы. У представителей современной студенческой молодёжи отношение к декларируемым социальным требованиям в сфере права весьма неоднозначно, противоречиво. Образовательно-профессиональная среда подготовки студентов во многом определяет специфику принятия ими правовых нормативов. Немаловажное значение для их принятия и реализации имеют возрастные особенности.

Рецензенты:

Акимова М.К., д.псх.н., профессор, главный научный сотрудник, государственное учреждение Российской академии образования «Психологический институт», г. Москва.

Горбачева Е.И., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии развития и образования, ГОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», г. Калуга.