Введение
Особой значимостью для современной студенческой молодежи обладает проблема продуктивной ориентации индивидов в широком круге юридически значимых ситуаций. Само содержание этих ситуаций зачастую наполнено противоречиями социальных норм - нравственных, экономических, правовых - будь то ситуации заключения трудовых контрактов, вступления в брак, несения военной службы, оценки деятельности силовых структур или определения индивидом своей позиции в отношении нарушения прав и свобод личности.
Для правильной интерпретации, анализа и оценки юридически значимых ситуаций должны быть усвоены правовые нормативы, в частности законопослушание. Законопослушание представляет собой индивидуально выраженное стремление следовать нормативно заданным оптимальным и наиболее предпочтительным моделям социального поведения [1,4,5]. Этот норматив является важным элементом в структуре обыденного правосознания человека, которое формируется стихийно в повседневной практике людей, как эмпирическое отражение правовой и взаимосвязанными с ней нравственной сторонами жизни общества [6, 9, 10].
Цель исследования: изучить формирование определенных вариантов деформации индивидуального правосознания у представителей современной студенческой молодежи в условиях обучения в разных образовательно-профессиональных группах.
Эмпирическую базу исследования составили 65 человек. Возрастной диапазон испытуемых от 17 лет до 21 года, все они являлись студентами вторых, третьих и четвёртых курсов дневных отделений (Института естествознания (техническое направление подготовки), факультета иностранных языков (педагогическое направление) и исторического факультета (гуманитарное направление подготовки)) Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
Подготовка студентов по профилю технических специальностей нацелена на понимание ими структурных и функциональных характеристик объектов и феноменов действительности. Особого внимания заслуживает анализ техногенных и социально-психологических условий успешного осуществления профессиональной деятельности. Внимание и познавательная активность студентов сосредоточены на вопросах моделирования развития технической стороны социальных отношений, прогнозирования возможных последствий широкого спектра природных, антропогенных явлений. Процессуальная составляющая мыслительной деятельности студентов-инженеров направлена на установление базовых закономерностей явлений, изучение характера взаимодействия структурных составляющих объектов.
Профессиональная включённость в образовательный процесс требует всестороннего учёта социальных задач, проблем, перспектив, актуальных на определённых этапах возрастного развития индивидов. Требования к регуляции форм межличностного взаимодействия должны быть представлены в сознании студентов педагогического направления не столько в качестве изолированных, отчуждённых друг от друга представлений, сколько достигать уровня личностных нормативов. Студентам этого направления подготовки следует активно формировать значимые в социальном плане качества личности, так как определённый уровень их развития выступает психологическим условием эффективного решения профессиональных задач.
Студенты-историки как образовательно-профессиональная группа обладают более широкими возможностями реализации своего личностного потенциала. Их образовательная подготовка предполагает наращивание системы способов и средств ориентации индивидов в динамично меняющихся условиях их жизни. Обладая достаточно развитой способностью установления причин, условий, последствий возможных вариантов развития социальных отношений, студенты-историки могут демонстрировать формы поведения, нацеленные как на достижение собственных прагматических интересов, так и требования социального окружения. Согласованность, соотнесённость интересов отдельной личности с требованиями социальной среды может рассматриваться в качестве отличительной черты их индивидуального сознания.
Методы исследования. Авторская анкета правопослушного поведения. В данном случае изучалась готовность испытуемых реализовывать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях. Опросник отношения к праву (В.Т. Козловой). Он направлен на выявление особенностей отношения молодежи к юридической стороне законопослушания. Продуктивность ориентации в широком перечне юридически значимых ситуаций выявлялась при помощи авторского ситуационного теста «Столкновение норм». Задания моделировали правовые ситуации, причём в каждом случае непосредственно указывались причины, условия, возможные последствия нарушений. Каждая из представленных на рассмотрение ситуаций включала конфликт норм права и морали. Испытуемым предлагалось установить, какие из ситуаций отражают нарушения норм морали и права, и оценить степень их общественной опасности.
Результаты исследования и их обсуждение
Продуктивность ориентации в содержании юридически значимых ситуаций у испытуемых выше в случае определения нарушения нормы права, тем самым само нарушение нормы распознаётся ими успешнее, чем степень её общественной опасности (Xср=13,11, Xmin-Xmax=8-15, σ=2,47; Xср=12,95, Xmin-Xmax=10-15, σ=1,75; Xср=13,36, Xmin-Xmax=6-15, σ=2,32, соответственно, при определении нарушения нормы права студентами-инженерами, студентами педагогического направления и студентами-историками). Можно говорить о том, что студенты разных образовательно-профессиональных групп испытывают существенные трудности в поиске параметров определения степени тяжести правонарушений (Xср=5,28, Xmin-Xmax=2-7, σ=1,30; Xср=5,48, Xmin-Xmax=2-9, σ=1,54; Xср=5,40, Xmin-Xmax=2-11, σ=2,28, соответственно, при определении степени общественной опасности нарушения студентами-инженерами, студентами педагогического направления и студентами-историками). Вместе с тем в ходе применения U-критерия Манна - Уитни значимые различия между группами испытуемых по продуктивности их ориентации в правовом содержании не были установлены.
Студенты педагогического направления показали более высокие значения готовности к правопослушному поведению. Эта группа более однородна в отношении принятия базовых норм, регулирующих разнообразные аспекты социального взаимодействия (Xср=36,24, Xmin-Xmax=23-41, σ=4,31, соответственно). В ходе применения U-критерия Манна - Уитни значимые различия по степени готовности к правомерному поведению были установлены между студентами-инженерами и студентами педагогического направления (Uэмп=134; p≤0,05). Полученным результатам может быть дано следующее объяснение: немаловажное значение в процессе принятия и реализации требований сферы действия права могут иметь возрастно-психологические особенности индивидов.
Содержательный анализ вариантов деформации индивидуального правосознания студентов разных образовательно-профессиональных групп позволяет остановиться на описании специфики принятия ими правовых нормативов более подробно (общие данные представлены в таб. 1).
Таблица 1
Распределение значений показателя «индивидуальный вариант развития правосознания» в разных образовательно-профессиональных группах
показатели образовательная группа |
индивидуальный вариант развития правосознания |
||||||||
студенты- инженеры |
студенты педагогического направления |
студенты - историки |
|||||||
значения показателя |
Xср |
X min |
σ |
Xср |
Xmin- |
σ |
Xср |
Xmin- |
σ |
«правовая инфантильность» |
8,91 |
7-12 |
1,87 |
7,75 |
4-17 |
3,49 |
8,43 |
5-12 |
2,23 |
«правовой скептицизм» |
14,82 |
10-20 |
2,99 |
16,30 |
10-19 |
2,32 |
15,29 |
9-21 |
2,59 |
«правовой идеализм» |
8,64 |
7-12 |
1,57 |
10,65 |
6-13 |
2,00 |
10,86 |
7-18 |
2,59 |
«правовой эгоцентризм» |
9,36 |
4-16 |
4,08 |
8,75 |
6-14 |
2,15 |
10,48 |
6-15 |
2,73 |
Исходя из данных таблицы 1, превалирующим вариантом деформации индивидуального правосознания студентов-инженеров является «правовой инфантилизм» (Xср=8,91, Xmin-Xmax=7-12, σ=1,87). Для представителей указанного варианта развития правосознания характерно наличие частичного, слабо дифференцированного понимания функций правовых атрибутов и возможности их принятия и реализации [2]. Отметим, что студенты, принадлежащие к данной образовательно-профессиональной группе, только начинают наращивать опыт разрешения разнообразных ситуаций социального взаимодействия. Студенты педагогического направления выражают скептическое отношение к праву как универсальному регулятору общественных отношений (Xср=16,30, Xmin-Xmax=10-19, σ=2,32). Студенты указывают на существование возможности применения, реализации иных социальных нормативов (нравственности, морали) [3]. Отличные от всех остальных образовательно-профессиональных групп индивидуальные варианты развития правосознания продемонстрировали студенты-историки - «правовой эгоцентризм» и «правовой идеализм» (Xср=10,48, Xmin-Xmax=6-15, σ=2,73; Xср=10,86, Xmin-Xmax=7-18, σ=2,59; соответственно). С одной стороны, студенты осуществляют признание и реализацию правовых нормативов с целью извлечения исключительно личной выгоды и защиты собственных интересов [7]. С другой стороны, именно студенты-историки, обладая большим опытом анализа и интерпретации разнородных социальных отношений, указывают на неограниченные регулятивные возможности правовой системы [8].
Частота и характер взаимосвязи переменных в разных образовательно-профессиональных группах показали наличие наиболее типичных признаков вариантов деформации индивидуального правосознания.
Так, для студентов-инженеров, проявляющих признаки «правового инфантилизма», норма права перестаёт выполнять функцию ограничения реализации нежелательных в социальном плане форм поведения. Представители указанной образовательно-профессиональной группы слабо осознают весь комплекс негативных последствий, вероятность наступления которых увеличивается в силу непринятия действующих правовых норм (для переменных «правовой инфантилизм» - готовность к правопослушному поведению rs = -0,47; p≤0,05). «Правовые скептики» - студенты педагогического направления акцентируют свое внимание на эффективности правовой регуляции социальных отношений и более глубоком осмыслении этого аспекта (для переменных общий показатель деформации правосознания - продуктивность определения степени общественной опасности правонарушения rs = 0,45; p≤0,05). Эгоистическое отношение к праву у студентов-историков проявляется в формировании системы индивидуальных представлений оценки юридически значимых ситуаций (для переменных «правовой эгоцентризм» - продуктивность определения норм права и степени их общественной опасности rs = - 0,60; p≤0,01 и rs = - 0,46; p≤0,05, соответственно).
Выводы. У представителей современной студенческой молодёжи отношение к декларируемым социальным требованиям в сфере права весьма неоднозначно, противоречиво. Образовательно-профессиональная среда подготовки студентов во многом определяет специфику принятия ими правовых нормативов. Немаловажное значение для их принятия и реализации имеют возрастные особенности.
Рецензенты:
Акимова М.К., д.псх.н., профессор, главный научный сотрудник, государственное учреждение Российской академии образования «Психологический институт», г. Москва.
Горбачева Е.И., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии развития и образования, ГОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», г. Калуга.