Продолжение российской модернизации как процесса продвижения вперед возможно при условии становления новой политической элиты и взаимодействия власти и гражданского общества как конструктивного процесса, целью которого является существенное улучшение условий социально-экономического развития страны и рост благосостояния граждан. Эффективное функционирование, статусность, ресурсное обеспечение внутренних и внешних взаимодействий российских элит - необходимые условия развития российского общества.
Внешне на функционирование политических элит влияет мобилизованность общества на выполнение политических решений, легитимизация власти общественной поддержкой, персональное признание отдельных лидеров, осознанное участие населения в социально-экономических и политических преобразованиях, способность населения осуществлять гражданский контроль над властью, наличие конструктивной оппозиции, а также международное положение, необходимость считаться с потребностью вхождения на паритетных правах в международное сообщество. В условиях нестабильной ситуации в России следовало бы ожидать активизации как со стороны элит, так и со стороны общества в выборе наиболее продуктивных способов выхода из кризиса и дальнейшего продвижения в развитии. Однако этого не происходит, активность населения в основном провоцируется отдельными заинтересованными группами, а элита выбирает наиболее консервативные пути решения социально-экономических проблем, отказываясь от форсированных форм развития.
Внутриэлитные отношения, влияющие на активность элиты, - это, прежде всего, взаимодействия между элитными группами на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), степень профессиональной подготовленности элит, наличие у них управленческого опыта, индивидуальной политической воли для осуществления преобразований, соответствующих эпохе модернизации, креативных способностей, соблюдение меры инновационности и традиционности в подходе к социальным преобразованиям в стране. Как показали два десятилетия реформ, разумное сочетание этих начал способствует взаимному доверию населения и власти, охраняет общество от разрушительных последствий деятельности и революционно настроенных масс, и радикальной настроенных элит. Сложность и жесткость ситуации мирового кризиса, глобальных проблем, ускорения процессов планетарного развития, наметившиеся пределы роста, бурные события на Ближнем Востоке - это и многое другое ставит человечество перед необходимостью учиться более ответственному отношению к миру, в котором оно живет. Политические элиты сегодня несут гораздо большую ответственность перед государством и обществом, и не только собственным, но и мировым сообществом за обеспечение нормального, здорового и перспективного развития. Но в первую очередь, разумеется, политические элиты несут ответственность перед населением своих стран.
Существенно меняется содержательная сторона функционирования политических элит в информационную эпоху, когда правящий класс «делит» власть со средствами массовой информации, получая вместе с тем возможность более эффективного управления и манипулирования общественным сознанием.
Таким образом, функционирование политических элит - это система, определяемая взаимодействием внешних и внутренних факторов, взаимосвязанностью функций по властвованию, управлению и регулированию общественными процессами, иерархией функций, определяемой иерархией элит, информационным обеспечением элит и степенью осознанности участия элит и масс в преобразовательных процессах, поэтому исследовательская парадигма функционирования современных политических элит должна включать социокультурный аспект. Социально достижимым результатом функционирования элит становится рост качества жизни населения.
Функционирование политической элиты в современном обществе ориентировано на решение множества задач, которое имеет свои особенности: управление экономическими и социальными процессами, национальной безопасностью, международными отношениями, информационным пространством, решение проблем, которые диктует глобализация, имеет свои особенности - во все большей степени требует учета не только объективных факторов управления, но и субъективных, а также взаимодействия между властью и обществом, в частности, активного участия граждан в жизни социума [5]. Организуя управление экономическими процессами, в ходе которых создаются материальные ресурсы общества, их распределение и мобилизация, решается комплекс социальных задач. Социальная направленность в деятельности элитных групп - результат возможностей данного общества на данной стадии его развития и субъективной ориентированности элиты, ее желания и стремления организовать социум таким образом, чтобы создавались благоприятные условия для жизнедеятельности граждан. Однако последняя задача решается элитой в зависимости от существенного влияния основного фактора - заинтересованности самого социума в собственном благополучии, стремлении и возможности добиваться его. Это требует осознания членами общества не только своего положения, состояния, но и своих отношений с политической элитой. Взаимодействие в системе «власть-общество», «элита-массы» - определяющий фактор эффективного функционирования политической элиты, однако при соблюдении ряда условий: паритетного характера отношений (прежде всего - права общества участвовать в принятии решений и реальной возможности в осуществлении контроля над деятельностью правящего класса), готовности элиты к сотрудничеству и способности общества к продуктивному взаимодействию (осознание его необходимости), наличия конструктивной оппозиции (социальной критики деятельности элиты в СМИ), следовательно, наличие независимых форм общественной активности (СМИ, партий, неправительственных организаций), личностной готовности элиты и граждан к общественной деятельности - то есть всего того, что в реальности представляет собой гражданское общество.
Функционирование элиты - это социокультурный процесс, во время которого осуществляется поиск и осознание обеими сторонами - обществом и элитой - ценностей, которыми они руководствуются в своей деятельности. Выбор ценностных ориентаций - идей, идеалов, представлений - неотъемлемая составляющая системы взаимодействия власти и общества, так как именно этими факторами чаще всего руководствуется и индивид, и группа при принятии решений, именно они придают смысл любому виду политической деятельности. Понять характер взаимодействия между элитой и обществом, которое позволяет оптимизировать функционирование самой политической элиты, можно с точки зрения теории коммуникаций: во время этого взаимодействия происходит раскрытие смыслов политического процесса для обеих сторон, «раскодировка» обществом информации, поставляемой элитой, взаимопонимание сторон во том случае, если элита поставляет объективную и возможно более полную информацию, а общество адекватно ее воспринимает. В реальной политической практике конкретизируются отношения общества и власти: власть, обозначая (или скрывая) свои мировоззренческие и ценностные пристрастия, придает событиям некоторую окраску, наполняет политические процессы смыслами и - определяет перспективы социальной динамики. Общество обнаруживает себя в процессах легитимации власти или противостояния ей в зависимости о того, какими смыслами наполняется политическое пространство и насколько они соответствуют тем представлениям о социально-политических перспективах, которые формируются в обществе, у граждан. Если объем этой информации узок или недостоверен, то общество начинает реагировать распространением слухов и мифов, отношения между элитой и гражданами искажаются и переходят в стадию напряжения.
Во взаимодействии элиты и общества обнаруживается связь политического и социального пространства: политические действия элиты обретают социальное значение как жизнеобеспечивающие общественный организм в целом. «Сбои» в функционировании политической элиты могут не осознаваться обществом сразу или длительное время из-за недостатка информации и успешного манипулирования общественным сознанием, что приводит к накоплению проблем и социальным катаклизмам.
В силу российской специфики - персонификации власти, определяющее значение в системе отношений «элита - массы» принадлежит субъективной роли элиты. Положение страны сегодня таково, что для решения стоящих задач требуется огромная политическая воля участников и - личностные способности, индивидуальные возможности региональных элит, состояние «человеческого капитала». Подобные исследования как на федеральном уровне, так и отдельных субъектов Российской Федерации, проводились В. И. Буренко [2], Ю. А. Головиным [4], А. В. Понеделковым [6], А. К. Сковиковым [8], А. Е. Чиркиной [10]. Интерес представляет коллективная работа «Человеческий капитал российских политических элит. Политико-психологический анализ», в которой акцентированно внимание на степени лидерских качеств российской элиты и интересах правящего класса в проведении широкомасштабных задач социально-экономических и политических трансформаций в современной России. Обращено внимание на специфику политического мышления, биосоциальные, стратификационные показатели, политические роли, формы рекрутирования, психологические параметры, а частности самооценка и Я-концепция [9]. Немаловажное значение имеют личностные качества представителей верхних слоев российской элиты, их образ жизни, связи, создание «своих» команд. Так, стремление поддерживать образ жизни, принятый западным буржуазным бомондом [1], проявляется в подчеркнуто спортивной форме первых лиц государства и в стремлении акцентировать внимание на своей работоспособности (В.В. Путин: «Трудился как раб на галерах»). В российской политике все в большей степени проявляется менеджеризм - стремление создать рационально организованную структуру, такую сферу услуг, которая бы могла удовлетворить потребности населения в качественном обслуживании. Однако уже на региональном уровне ситуация существенно отличается от той, что была еще в недавнем прошлом: региональные лидеры не повторяют образ жизни и нравы, которые царят в высших эшелонах власти. Более того, отмечается, что региональная элита менее образована, более коррумпирована,
Статусность политической элиты - это положение, которая она занимает в иерархии политических отношений, ее организационные возможности, стиль управления, который она принимает и реализует в обществе. Российская элита демонстрирует желание закрепиться у власти, используя для этого современные технологии, создать себе возможности карьерного роста и высоких доходов. В настоящее время трудности развития страны во многом определяются недостатками в функционировании российской элиты, низким уровнем ее культуры и социальности, с этим связаны такие явления, как коррумпированность элиты. Все это чревато дальнейшим разрывом власти и общества.
Бедственное состояние российского властного управления имеет и другие причины.
Во-первых, у представителей элитных групп есть свои, глубоко скрытые от населения причины тех или иных форм повеления и принятия решений. Во-вторых, внутри российской элиты идет ожесточенная борьба за зоны влияния, и она, в силу этого - конфликтующая корпорация у власти. В России не создана консолидированная элита. В- третьих, у правящей элиты нет устойчивой и эффективной оппозиции ни в лице других элитных групп, ни среди представителей гражданского общества, следовательно, элита не является ни мобильной, ни действенной. Следует иметь в виду, что коэффициент полезного действия российской элиты очень низок. И по юридическим и по нравственным нормам современная российская элита не отвечает требованиям модернизации общества.
Главный конфликт внутри политической элиты обусловлен недостатком властного ресурса, его неравномерным распределением внутри элитных групп. Слабость российской элиты также обусловлена отсутствием властного ресурса у внеэлитных групп, что не дает возможности создать серьезную оппозицию со стороны групп, подчиненных власти, представителей гражданского общества. Существующие проблемы ставят научное сообщество перед необходимостью исследовать состояние «новой» политической элиты России. Необходимо разделить позицию российских политологов, в том числе В. И. Буренко и А. В. Шумилова, о диспропорциях при реализации интересов политической элиты и общества [3]. Действительно, современный правящий класс априори заинтересован в удовлетворении своих личных интересов, что не свойственно правящему классу в демократических странах [7].
Позитивное направление процессу оптимизации функционирования политической элиты России придают: указ В.В. Путина от 7.05.2012 г. № 601, Послание Президента Федеральному собранию РФ 12.12.12, где деятельность российской элиты ориентирована на результаты работы, при этом оценкой эффективности управленческой деятельности должно стать мнение граждан.
Эффективность функционирования политической элиты определяется тем, насколько «вписываются» в современные управленческие процессы представители не только «верхних» эшелонов власти, но и региональных, элит, муниципалитетов.
Реализация предложений, содержащихся в указах Президента, предполагает взаимодействие элит субъектов РФ и федеральной политической элиты, внедрение инновационных стратегий в системе управления регионами, создания новых моделей администрирования - на основе разработки новых методологических подходов к государственным программам управления. Успех возможен при активном участии населения в процессах разработки программ регионального развития; объединении руководства промышленными предприятиями, представителей малого, среднего и крупного бизнеса, финансовых организаций для проведения инвестиционной политики; развитии отраслей, перспективных для данного региона. Политическая элита в России, несмотря на затяжной конфликт с обществом, все еще имеет шанс на укрепление отношений с ним, так как только она в России обладает реальным профессиональным и компетентностным потенциалом решения важнейших социально-экономических задач, и это не могут не осознавать граждане, в той или иной мере озабоченные судьбами нации. В то же время перспектива развития - дело объединенной России, участие в нем различных сил по горизонтали и вертикали общества. Здесь важно накопление позитивного опыта по укреплению взаимодействия власти и граждан, разрешения возникающих конфликтов, участию жителей в конкретных делах по развитию региона. Именно концепция «конкретных дел» в региональных процессах, по нашему мнению, может стать базой эффективного регионального управления и активизации жителей для решения острых региональных проблем. Так, октябрьские выборы в муниципалитет в 2012 году продемонстрировали, что жители г. Ярославля откликнулись, прежде всего, на те мероприятия, которые были проведены предварительно кандидатами в депутаты муниципалитета: в городе были приведены в порядок скверы и парки, убраны ларьки, загромождавшие переходы и улицы, начато строительство детских садов. Это оказало гораздо большее влияние на население, чем вся обычная пиар-кампания, развернутая кандидатами. Вместе с тем муниципальные выборы обнаруживают острую необходимость в профессиональных управленцах, которые обладают гражданским сознанием и готовы к реализации не собственных интересов и не интересов своего бизнеса, работая в муниципалитете, а к решению огромного количества проблем, которые имеются в любом современном российском городе.
Другой стороной функционирования политической элиты является ее способность к принятию неординарных решений, находить новые методы в решении федеральных, региональных и местных проблем.
Одна из инновационных моделей стратегического управления регионом разработана в Ярославской области. Главными недостатками функционирования ярославских элит являлась ориентация на собственные силы и отдельные объекты развития региона. Такая «точечная» политика в управлении не позволяла создать единое видение региональных проблем, сужала круг участников в разработке стратегии регионального развития. С 24 июля 2013 года в Ярославле по инициативе губернатора Ярославской области разрабатывается концепция «Народного правительства», которое действует через интернет-портал как интерактивная площадка, объединившая в решении регионального развития экспертов и простых граждан области, тех, кто напрямую обсуждает Стратегию развития Ярославской области до 2025 года. На базе зарегистрированных групп создаются экспертные группы, формируются стратегические целевые команды. Стремление руководства области активно сотрудничать с федеральными органами власти отразилось в заключении соглашения о сотрудничестве с Аналитическим центром при Правительстве России, на основе которого предполагается создать типовую модель регионального стратегического планирования. Подобные методы внутренних и внешних взаимодействий могут стать одним из способов конкретизации и рационализации деятельности российской политической элиты, обеспечить дифференцированный подход к управлению и вывести ее из длительного конфликта с обществом.
Рецензенты:
Назаров В.А., д.э.н., профессор, ректор Института деловой карьеры, г. Москва.
Бабуркин С.А., д.пол.н., профессор, заведующий кафедрой политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль.