Искусство всегда занимало важное место в развитии культуры общества, поскольку с его помощью происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Оно в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания. Известна роль музыки в воспитании детей с отклонениями в развитии (А.А. Айдарбекова [1], Г.А. Волкова [2], В.З. Кантор [7], Е.А. Медведева [9], С.М. Миловская [8], А.З. Свердлов [11], Е.З. Яхнина [12] и др.).
Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного образования, цель которого - формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников.
Между тем уровень теоретической и практической разработанности проблемы формирования музыкальной культуры умственно отсталых детей сегодня не адекватен степени ее актуальности и социальной значимости. Использование средств музыки для решения задач обучения, психокоррекции, нравственного и эстетического воспитания осуществляется без учета формирования собственной музыкальной культуры детей, ее значения для их социокультурного развития. Не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников. Недостаточно определены и не полно исследованы в практической деятельности педагогические условия, содержание, модель музыкального воспитания.
С целью выявления наиболее эффективных видов музыкальной деятельности и музыкальных произведений для дифференцированного воздействия на нормализацию эмоционально-поведенческих расстройств умственно отсталых детей, 1992-2009 гг., было проведено экспериментальное исследование (Евтушенко И.В., 2009), в котором приняли участие 784 учащихся с 1 по 6 классы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида в возрасте от 7 до 13 лет: школы №№ 567, 991, детские дома №№ 9, 18, 32, школы-интернаты №№ 62, 99, 105, центр образования № 1867 Москвы, школа-интернат № 3 Волгограда, школа-интернат № 15 Уральска (Республика Казахстан), школа-интернат № 80 Новокузнецка, школа-интернат № 1 Ижевска [6]. В ходе эксперимента восприятию участников было предложено свыше 300 музыкальных произведений народного, классического и современного композиторского творчества. Перед прослушиванием с детьми проводилась специальная подготовка в виде беседы, рассказа, сюжетно-ролевой, музыкально-дидактической игры по активизации «доэмоциональной» установки. Это улучшало музыкальное восприятие, настраивало на определенное эмоциональное состояние. Первоначальная установка дифференцировалась под воздействием музыки и находила свою реализацию в конкретных переживаниях, которые соответствовали обобщенному в музыкальном произведении содержанию и индивидуальным особенностям каждого ребенка: уровню развития интеллекта, нарушениям эмоционально-поведенческой сферы, интересам, жизненному и музыкальному опыту, внутреннему состоянию.
В дальнейшем, исходя из принципов доступности, художественности, коррекционной направленности, было выделено 84 номера, которые, в зависимости от настроения (спокойствие, грусть, уверенность, таинственность, бодрость, смелость, радость, тревожность), возникающего у большинства слушателей, были распределены на 8 групп. Анализ средств выразительности музыкальных произведений показал, что общим для отдельных групп является сочетание лада и темпа; ритм, динамические оттенки, тембр, гармонические особенности и даже особенности мелодии играют второстепенную роль. Так, например, сочетание медленного темпа музыки и мажорного лада порождают состояние спокойствия, а медленная минорная музыка способствует возникновению лирического переживания грусти; мажорные произведения умеренно медленного темпа порождают уверенность, а минорные - таинственность; музыка, исполненная умеренно быстро, в основе которой лежит мажорный лад, наполняет бодростью, а минорная - смелостью; быстрая мажорная музыка моделирует радость, а минорная, напротив, тревожность. Данные, полученные нами, почти полностью совпали с результатами эксперимента, проведенного В.И. Петрушиным (1991, 1999) [10]. Выделенные музыкальные произведения составили основу программы по учебному предмету «Музыка и пение», рекомендованной Министерством образования РФ для использования в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида на территории России [3-5].
В качестве примера возможен следующий подбор музыкальных произведений для слушания умственно отсталыми детьми (таблица 1).
Таблица 1
Примерный музыкальный материал для слушания умственно отсталыми детьми для моделирования определенных эмоциональных состояний
Основные параметры музыки |
Основная модальность экспрессии |
Вербальные характеристики эмоциональных состояний |
Музыкальный материал |
1 |
2 |
3 |
4 |
Медленная мажорная |
спокойствие |
нежная, ласковая, задумчивая, мечтательная, легкая, светлая, прозрачная, добрая, приветливая, неторопливая, убаюкивающая, колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная, хороводная |
К. Сен-Санс. Лебедь, из сюиты «Карнавал животных»; Ф. Шуберт. Ave Maria; Р. Шуман. Грезы; М. Майерс. Каватина; В. Гроховский. Русский вальс, из сюиты «Танцы народов РСФСР»; Н. Римский-Корсаков. Песня Индийского гостя, из оперы «Садко»; И. Бах. Прелюдия До мажор, из «Хорошо темперированного клавира», т.1; Ария Ре мажор |
умеренная медленная мажорная, умеренная быстрая мажорная |
уверенность бодрость |
раздольная, широкая могучая, торжественная, важная, гордая, победная решительная, военная, солдатская, храбрая, четкая |
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Хабанера, из оперы «Кармен»; Л. Боккерини. Менуэт; Е. Дога. Мой белый город, из музыки к одноименному кинофильму; Ф. Мендельсон. Свадебный марш, из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»; С. Прокофьев. Марш, из сюиты «Петя и Волк»; М. Равель. Болеро; Г. Свиридов. Увертюра, из кинофильма «Время, вперед». |
быстрая мажорная |
радость |
праздничная, ликующая, веселая, радостная, отчетливая, игривая, задорная, звонкая, озорная, шутливая, бойкая, смешная, забавная, резвая, прыгучая, скачущая, солнечная, сверкающая, танцевальная, плясовая, улыбающаяся |
Дж. Верди. Триумфальный марш, из оперы «Аида»; К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»; П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков, из «Детского альбома» Дж. Бизе. Вступление, из оперы «Кармен»; И. Бах. 1 часть Концерта для скрипки с оркестром, Ми мажор; М. Вайнберг - Б. Заходер. Песенка Вини-Пуха; Г. Гладков - Э. Успенский. Пластилиновая ворона; Ген. Гладков - С. Козлов. Песенка Львенка и Черепахи, из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню»; Е. Крылатов - Ю. Энтин. Песенка о лете, из мультфильма «Дед Мороз и лето»; Д. Кабалевский. Клоуны. В. Моцарт. Allegro. Rondo, из «Маленькой ночной серенады»; М. Мусоргский. Гопак, из оперы «Сорочинская ярмарка»; Ж. Оффенбах. Канкан, из оперетты «Парижские радости»; А. Спадавеккиа - Е. Шварц. Добрый жук, из кинофильма «Золушка»; К. Монти. Чардаш; М. Теодоракис. Сиртаки; Дж. Верди. Песенка Герцога, из оперы «Риголетто»; И. Штраус. Полька, соч. № 214; Н. Паганини. Rondo, из концерта для скрипки с оркестром № 1; Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту, из оперы «Лоэнгрин»; П. Чайковский. Вальс цветов, из балета «Щелкунчик»; В. Моцарт. Увертюра, из оперы «Женитьба Фигаро» |
быстрая минорная |
тревожность |
взволнованная, гневная, стремительная, вьюжная, ненастная, встревоженная, беспокойная, торопливая |
И. Бах. Шутка, из сюиты № 2, Токката, Ре минор, Allegro, из концерта № 1 для скрипки с оркестром, Ля минор; Л. Бетховен. Allegro con brio, из симфонии №5, До минор; Allegro di molto e con brio, из сонаты №8, «Патетической»; А. Вивальди. Allegro, из концерта для скрипки с оркестром, ля минор; И. Дунаевский. Увертюра, из кинофильма «Дети капитана Гранта»; Г. Гендель. Passacalia, из концерта для органа с оркестром, Си-бемоль мажор, №1; М. Глинка. Полька; Э. Григ. Танец Анитры, из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; Е. Дога. Вальс, из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»; Е. Крылатов. Крылатые качели, из телефильма «Приключения Электроника»; В. Моцарт. Рондо в турецком стиле, из сонаты для фортепиано, Ля минор; Allegro molto, из симфонии № 40; С. Никитин, В. Берковский - А. Величанский. Под музыку Вивальди; А. Петров. Вальс, из кинофильма «Берегись автомобиля»; С. Рахманинов. Итальянская полька; Г. Свиридов. Тройка. Вальс, из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»; А. Хачатурян. Вальс, из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»; П. Чайковский. Танец лебедей, из балета «Лебединое озеро»; Allegro con fuoco, из концерта для фортепиано с оркестром №1, Си-бемоль минор; Ф. Шуберт. Музыкальный момент, № 3; Е. Гаврилин. Тарантелла из балета «Анюта»; И. Брамс. Венгерский танец № 5, Фа-диез минор |
умеренная быстрая минорная |
смелость |
мужественная, бесстрашная, боевая, отважная, сильная, богатырская, грозная, суровая, строгая, маршевая.
|
Э. Григ. Allegro, из концерта для фортепиано с оркестром, соч.16; Э. Морриконе. Frantic. A for a few dollars more. The good, the bad & the ugly; П. Чайковский. Марш, из балета «Щелкунчик»; А. Вивальди. Allegro, из концерта №1, Ми мажор, Весна из цикла «Времена года» |
умеренная медленная минорная |
таинственность |
сказочная, волшебная, колючая, опасливая, настороженная, загадочная, подкрадывающаяся, страшная агрессивная, грубая, злая, сердитая, недовольная, темная |
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов, из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»; П. Чайковский. Баба-Яга, из «Детского альбома»; С. Прокофьев. Тема часов, из балета «Золушка»; М. Глинка. Марш Черномора, из оперы «Руслан и Людмила»; С. Прокофьев. Танец рыцарей, из балета «Ромео и Джульетта»; С. Прокофьев. Тема немецких рыцарей, из кантаты «Александр Невский» |
медленная минорная |
грусть |
печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая, обиженная, плачущая, просящая, серьезная, сдержанная |
Л. Бетховен. Сурок; К Элизе; Adagio sostenuto, из сонаты №14; Х. Глюк. Мелодия, из оперы «Орфей и Эвридика»; Э. Григ. Песня Сольвейг, из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»; Ф. Шуберт. Серенада; М.К. Огиньский. Полонез; А. Дворжак. Славянский танец, ми минор; Т. Хренников. Колыбельная Светланы, из кинофильма «Гусарская баллада»; Г. Свиридов. Романс, из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»; И. Бах. Sarabanda, из Французской сюиты №1; Х. Родриго. Аранхуэсский концерт; П. Чайковский. Баркарола, из «Времен года» |
Характерной особенностью предлагаемой музыки должно стать не только влияние на когнитивные процессы и активизацию познавательной деятельности, сколько целенаправленная модуляция определенных оттенков эмоциональных состояний, способствующих преодолению негативных переживаний депрессии, агрессии, подавленности, тревожности и замена их на оптимистический настрой уверенности в собственных силах, радости, искренности, открытости и др.
Естественно, что слушание музыки является одной из составных частей музыкального воспитания, состоящего из активных видов музыкальной деятельности. Эмоционально-заинтересованное и личностно-ориентированное общение преподавателя и ребенка с помощью музыки и специально разработанных приемов представляет довольно эффективную методику для нормализации эмоционально-поведенческой и личностной сферы умственно отсталых детей. Развитие художественных эмоций, возникающих в процессе занятий музыкой, становится регулятором деятельности общения, средством социализации и коммуникации воспитанников.
В ходе эксперимента было установлено, что музыкальная деятельность является продуктивной в плане нормализации эмоционально-поведенческой сферы, волевых процессов, оказывает положительное влияние на развитие мыслительных функций, интеллекта. С помощью специального музыкального воспитания достигается снижение отклонений в поведении и эмоционально-личностной сфере детей, таких как: общая возбужденность; негативизм и упрямство; агрессивность по отношению к окружающим; двигательная расторможенность; грубое нарушение самооценки; преобладание в общем фоне настроения дисфории и подавленности. Если на начало исследования отклонения в эмоционально-поведенческой сфере воспитанников составляли 63,6 %, то к завершающему этапу этот показатель сократился до 33,45 % [6].
К положительным результатам музыкально-коррекционного воздействия можно отнести развитие коммуникативных умений детей, совершенствование навыков общения со слушателями, зрителями. У воспитанников развивается уверенность в своих возможностях, целенаправленность при достижении результата. Улучшается адаптация к школьным условиям, изменяются взаимоотношения со сверстниками. Сокращается потребность в медицинской коррекции эмоционально-поведенческой сферы, личностных расстройств. Уменьшается количество госпитализаций по психиатрическим показаниям.
В ходе специального музыкального воспитания происходило развитие эмоциональной сферы учащихся. Формирование эстетических чувств служит стимулом для совершенствования положительных качеств личности, в числе которых доброта, отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать другому человеку. Таким образом, происходит переориентация ценностных устремлений умственно отсталых детей от влечений патологической направленности к социально значимым установкам. В процессе музыкального обучения и воспитания наблюдалась положительная динамика интеллектуального развития воспитанников. Это выражалось в обогащении активного словаря и улучшении мышления. Разнообразная музыкальная деятельность способствовала развитию детской самостоятельности и допускала отсутствие постоянного контроля со стороны учителя, воспитателя.
Правильно подобранные музыкальные произведения способны активизировать защитные силы организма, пробудить скрытые, потенциальные возможности, мобилизовать готовность детей к совершению социально значимых поступков, интенсифицировать мыслительную деятельность, вызвать эмоциональные переживания определенной силы и модальности, улучшить самочувствие и укрепить здоровье.
Таким образом, подводя итоги, можно заключить, что регулятивная функция музыки при ее слушании умственно отсталыми детьми реализуется в ходе следующих психических процессов: 1) образуются музыкальные и внемузыкальные представления, включающие запас сведений музыкального и жизненного содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования, воображаемые явления и др.), вследствие чего получают дальнейшее развитие мыслительная деятельность, внимание, сосредоточенность, память; 2) развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку; воспитываются такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку; 3) улучшается положительная мотивация поведения, сознательная саморегуляция учебной деятельности.
Рецензенты:
Жигорева М.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.
Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.