Введение
В условиях современного развития образования на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями социально-психологической и профессиональной адаптации в быстро меняющемся мире. Образование становится не только средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества, но и способом достижения, формирования творческих, духовных потребностей личности. Изменение основ образования сопровождается глобальным процессом переориентации результата образования. В результате таких изменений, понятия «образованность», «подготовленность», «общая культура», «специализация» меняются на такие понятия, как «компетентность», «компетентностный подход», «компетенция» [3], [4].
Единый рынок труда требует высококвалифицированных специалистов, которые должны отвечать современным требованиям. Для этого нужно выработать механизм сравнения образовательных уровней и квалификаций выпускников вузов европейских стран и России, упорядочить требования, которые должны предъявляться к их подготовке и на основе этого сформировать такую образовательную технологию, которая учитывала бы все требования, предъявляемые к будущему выпускнику.
Информационная среда является рукотворной средой, созданной в результате действия разнообразных информационных технологий (ИТ). Это так называемая IT-сфера.
Под ИКТ-компетенцией мы понимаем личностные способности студентов применять полученные с помощью информационно-коммуникационных технологий знания, умения, навыки для успешного и нестандартного решения профессиональных задач различной категории сложности.
Владение этими технологиями определяет сформированность ИКТ-компетенций.
Традиционное содержание ИКТ-компетенций должно включать набор знаний, представлений, способов действий, отражающих необходимость распространения информационно-коммуникационных принципов на образовательную среду и культурное пространство студента технического вуза.
Таким образом, высшее техническое учебное заведение должно подготовить студентов к успешной жизни в новом информационном пространстве.
Цель исследования
Проблема исследования обусловлена противоречием между сложившейся традиционной моделью формирования компетенций и необходимостью развития методики и усовершенствование формирования компетенций в условиях новой информационно-коммуникационной среды (ИКС).
Предметом исследования является создание методики формирования ИКТ-компетенций в рамках информационно-экологической подготовки студентов технических вузов.
Целью исследования является процесс формирования ИКТ-компетенций, необходимых студентам в условиях информатизации пространства и общества для выполнения учебных задач, имеющих технический характер.
Исходя из вышеизложенного, были поставлены и предпринимались попытки решения следующих задач:
1. Проанализировать структуру требований и компетенций ГОС и ФГОС, обозначив их отличия, преимущества и недостатки;
2. Обосновать целесообразность расширения структуры и состав компетенции для полноценной реализации учебных задач;
3. Расширить структуру и содержание компетенции ФГОС согласно меняющимся условиям информационно-коммуникационной среды.
Материал и методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходом, реализованным в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:
- теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
- эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждения
При анализе государственного стандарта первого и второго поколения высшего профессионального образования нами было выявлено, что качества, предъявляемые к выпускникам, в основном должны были выработаться следующими направлениями:
Рис. 1. Схема структуры качеств выпускника стандарта первого и второго поколения
Для формирования образовательных технологий, а также систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС-3 поколения учитывались не только традиционные подходы и средства, которые были выработаны на протяжении многих лет в высшей школе, но и использовались инновационные методы, которые должны опираться на экспериментальные методики современных и зарубежных педагогов.
При этом традиционные средства обучения и контроля совершенствуются в направлении компетентностного подхода, инновационные средства адаптируются для широкого применения. Поэтому структуру компетенции по ФГОС-3 поколения можно представить следующим образом:
Рис. 2. Схема структуры компетенции действующего федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения по различным направлениям
В связи с тем, что в настоящее время активно пропагандируется программа ЮНЕСКО о внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебных заведениях, нельзя не принять во внимание тот факт, что и сам процесс обучения и конечный результат образовательного процесса вуза должны меняться согласно современной информационной среде, которая с каждым годом играет все большую роль в жизни прогрессивного человека.
Кроме того, актуальным на сегодняшний моментом остается вопрос об экологической направленности выпускника. В связи с этим для студентов любого направления подготовки необходимо создавать ИКТ-компетенции, в состав которых обязательно должна входить экологическая особенность технических направлений высшего профессионального образования. Распространение экологических принципов на информационную среду приводит к необходимости расширения понятия ИКТ-компетенций, в которых нашли бы свое отражение экологические составляющие в профессионально-методической системе подготовки будущих квалифицированных специалистов [5], [6].
Таким образом, на наш взгляд, для создания гармонично-развивающейся личности, которая могла бы быть конкурентоспособной на современном рынке труда не только России, но и в зарубежных странах, следует расширить традиционные требования согласно потребностям современной глобальной информационной среды и коммуникационной среды вуза, а также меняющейся методики образовательного процесса [1].
Поэтому мы считаем, что структура новых компетенций должна представлять сумму неразрывно взаимосвязанных компонентов, которые позволят в итоге получить такого специалиста в своей области, который способен решать инновационные задачи, делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл. Такой выпускник должен непременно стремиться повышать и свою компетентность, уровень которой говорит о развитии коммуникативной способности и расширении мировоззрения личности, желании получать, обновлять информацию и генерировать ее в новые знания, умения и навыки, тем самым развивая и закрепляя профессиональные способности.
Высшее профессиональное образование должно не только воссоздавать интеллектуальный потенциал страны, но и обеспечивать условия формирования личности специалиста, осознающего и развивающего свои способности, способного найти свое место в жизни и реализовать себя. Эти целевые установки на подготовку будущего специалиста заданы в Концепции модернизации российского образования и определены на основе принятого в ней компетентностного подхода к качеству подготовки специалиста, предусматривающего достижение нового уровня современного обучения, получения новых образовательных результатов, формирование профессиональной и общекультурной компетентности будущего специалиста на базе средств ИКТ [2].
Проведя анализ компонентов компетенции по ФГОС 3 поколения, мы пришли к выводу: компетенции такой структуры не учитывают современные особенности информационной среды и актуальность экологического направления в обучении. Поэтому существующие компетенции не способствуют формированию всесторонне развитой личности, способной полноценно себя реализовать на рынке труда. Исходя из этого, нами был проведен сравнительный анализ и сформулированы новые компоненты компетенции, без которых невозможно достичь необходимого образовательного результата в новой информационной среде технического вуза. Результаты данного анализа указаны в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ компонентов компетенции
Компоненты компетенции по ФГОС 3 поколения |
Компоненты модернизированной компетенции по ФГОС 3 поколения |
Знать |
Знать |
Уметь |
Уметь |
Владеть |
Владеть |
Индивидуальные способности студента |
Индивидуальные способности студента |
Требования рынка труда |
Требования рынка труда |
Личные качества студента |
Личные качества студента |
|
Учет изменения в информационно-коммуникационной среде |
|
Учет экологических аспектов при изучении направления подготовки |
Такого рода перемены выявляют несоответствие между имеющейся структурой компетенции и современными информационными условиями среды и потребностями современного рынка труда.
Рис. 3. Схема структуры модернизированной компетенции по ФГОС 3 поколения высшего профессионального образовании
Заключение
Актуальность данного исследования была обусловлена противоречиями между сложившейся традиционной моделью компетенций и необходимостью развития методики и усовершенствования формирования компетенций в условиях новой информационно-коммуникационной среды (ИКС).
Проведенное исследование показало, что необходимо расширение структуры и содержания существующих компетенций ФГОС согласно меняющимся условиям информационно-коммуникационной среды, для полноценной реализации образовательных задач технического вуза.
Структура новых модернизированных компетенций должна представлять сумму неразрывно взаимосвязанных компонентов, которые позволят в итоге получить такого специалиста, который способен решать инновационные задачи, делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл. Такой специалист непременно стремится повышать и свою компетентность, уровень которой говорит о развитии коммуникативной способности и расширении мировоззрения личности, желании получать, обновлять информацию и генерировать ее в новые знания, умения и навыки, тем самым развивая и закрепляя профессиональные способности.
Мы считаем, что необходимо расширить существующую модель компетенции с учетом меняющихся условий новой информационно-коммуникационной среды (ИКС) и актуальной экологической составляющей в образовательном процессе технического вуза. Только в этом случае будет достигнута основная цель – всесторонне развитая личность студента, способного полноценно себя реализовать на рынке труда.
Рецензенты:
Усманов В.В., д.п.н., профессор ФГОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Варникова О.В., д.п.н., профессор, ФГОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.