Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

BENCHMARKING THE COMPETITIVENESS OF THE SHIPBUILDING COMPANIES

Bocharova I.Yu. 1 Pogonev S.V. 1
1 LF State University – ESPC
Assess the state of shipbuilding industry in Russia on the world market and its importance for the economy of the state. Defines the role of corporate governance for the development of this industry market. Factors of the difficult situation of the modern market of shipbuilding in Russia, which are the decrease of solvent demand, outdated equipment, obsolete development, the low technological level, human factor. On the basis of conducted researches it is established, that the method enables to raise the level of competitiveness of the shipbuilding companies is the benchmarking benchmarking. The construction of the system model management enterprises competitiveness of the regional level in the market of shipbuilding and ship repair is carried out on the basis of comparative benchmarking analysis (benchmarking)is the application of a specific set of sequential steps, including: planning; evaluation of business processes, identifying existing advantages and determining areas or processes requiring improvement; search of the reference mapping; selection of a partner for comparative analysis; analysis and monitoring; implementation of the obtained data and determine the effect.
competitiveness and corporate governance.
benchmarking
shipbuilding

Судостроение представляет один из крупнейших отраслевых рынков России, имеющих важное народнохозяйственное значение для экономики государства. Являясь материало- и энергоемкой структурой, судостроение требует координации работы с компаниями смежных рынков, образуя экономический конгломерат, состоящий из машиностроительных, металлургических, химических, деревообрабатывающих компаний, электростанций, портов, строительных предприятий, страховых организаций, банковской системы. Их взаимосвязь предполагает движение капитала и реализацию внутрифирменных интересов, что приносит доход как государству, так и частным компаниям [5].

Высокий уровень развития корпоративного управления рассматривается как один из факторов повышения инвестиционной привлекательности судостроительных компаний [5]. Уровень качества корпоративного управления оказывает влияние на принятие решений о возможности капиталовложений в судостроительную компанию, является характеристикой определения ее капитализации.

Роль и значение эффективного корпоративного управления на макроэкономическом уровне проявляется в развитии финансовых рынков и стимулировании экономического роста [4]. Судостроительные корпорации, являясь основным звеном современной глобальной системы, играют ведущую роль в модернизации экономики. Судостроительный рынок России делится на три основных сегмента: судостроение и судоремонт − 36%, судовое машиностроение и электротехника − 24%,морское приборостроение − 40%. Судостроительные и судоремонтные заводы размещены практически во всех регионах России [5]. В настоящее время Россия на рынке мирового гражданского судостроения уступает позиции не только лидерам − Японии, Корее и Тайваню, но и Хорватии, Украине, Вьетнаму. Россия занимает сейчас менее 0,5 % от мирового рынка судостроения. В числе основных лидеров рынка судостроения следует отметить Японию – 35 %, второе место принадлежит Южной Корее – 32 %. Уровень доли рынка всех остальных стран значительно ниже лидеров: Китай – 7 %, Германия – 6 %, Польша – 3 %, Италия – 2,8 %, Финляндия – 2,5 %, Нидерланды – 1,8 % и Тайвань – 1,5 % [2].

Данное положение судостроения России связано с множеством факторов, оказывающих отрицательное воздействие на этот отраслевой рынок:

  • снижение платежеспособного спроса и, как следствие, неустойчивость объема производства, находящегося в зависимости от количества заказов, поступающих в компании; удорожание постройки судов за счет высоких процентов по кредиту, НДС и высоких таможенных пошлин на импортное оборудование;
  • устаревшее оборудование, приводящее к значительной материалоемкости и ресурсоемкости;
  • устаревшие разработки, что ведет к снижению конкурентных позиций судостроения России на мировом уровне;
  • низкий технологический уровень, приводящий к тому, что удельная отраслевая трудоемкость в 3-5 раз выше зарубежной, а продолжительность постройки судна в 2-2,5 раза дольше;
  • кадровый фактор, проявляющийся в том, что молодой персонал не успевает перенять опыт наставников; чередование приема рабочих в период стапельной сборки судна, погрузки и монтажа судового оборудования и их увольнение в период выполнения достроечных работ и проведения испытаний [2].

В современных условиях повышение конкурентоспособности отечественных судостроительных компаний является важной задачей, решение которой позволит реализовать экономические интересы всех заинтересованных сторон – государственных органов, поставщиков, потребителей, акционеров, менеджеров, наемных работников [4].

Инструментом повышения конкурентоспособности выступает эталонный анализ – бенчмаркинг. Использование бенчмаркинга в области корпоративного управления российскими судостроительными компаниями позволяет за счет оценки передового опыта совершенствовать корпоративные отношения между заинтересованными лицами [4], достаточно быстро и с наименьшими затратами совершенствовать бизнес-процессы и повышать конкурентоспособность.

Повышение уровня конкурентоспособности компании на основе бенчмаркинга заключается в выделении двух основных задач: оценка своей деятельности и сравнение показателей с другими; изучение и применение лучшего опыта других для своей компании.

Построение системной модели управления конкурентоспособностью предприятий регионального уровня на рынке судостроения и судоремонта осуществляется на основе сравнительного эталонного анализа (бенчмаркинга), заключается в применении определенного набора последовательных действий, включающих: планирование; оценку бизнес-процессов, выявление имеющихся преимуществ и определение областей или процессов, требующих улучшения; поиск предмета эталонного сопоставления; подбор партнера для сравнительного анализа; анализ и наблюдение; внедрение полученных данных и определение эффекта [1].

Планирование представляет собой осознание того, что необходимо применение конкретных мер по улучшению деятельности компании, определение области, которая требует изменений, улучшений для достижения высоких показателей развития [3].

Следующим последовательным действием модели сравнительного анализа (бенчмаркинга) является оценка компании, направленная на определение уровня развития компании, оценивание состояния компании, определение конкурентных преимуществ, которыми располагает компания.

После проведения оценки и анализа компании необходимо определить ту область, которая не позволяет компании достичь желаемого уровня конкурентоспособности. Выявляется процесс деятельности, который при имеющихся ресурсах не позволяет занять лидирующие позиции на рынке.

Фаза, при реализации которой необходимо отыскать партнеров, − весьма трудоемкая, состоящая из следующих шагов: определение параметров, на основе которых отбирается партнер по сравнительному анализу; поиск потенциальных партнеров для сравнительного анализа; сравнение кандидатов и выбор одного или более партнеров; установление контактов с партнерами, обеспечение их участия в исследовании; установление контакта с выбранными партнерами. Наблюдение (сбор информации) – понимание и документирование процесса партнеров по показателям и практике. Анализ информации и определение возможностей применения полученных данных – идентификация «зазоров» в показателях и поиск их коренных причин. Сортировка и контроль позволяют установить достоверность и репрезентативность информации и данных. Адаптация (внедрение) является отличительной чертой сравнительного анализа. Она является описанием идеального процесса и обобщением действий по улучшению на основе имеющихся ресурсов компании, но с применением внедряемого заимствования у партнера по сопоставительному анализу.

Схема, представленная на рис.1, представляет собой последовательность действий, связанных с формированием модели повышения конкурентоспособности компании.

Рис.1 Механизм использования сравнительного анализа (бенчмаркинга) для повышения конкурентоспособности компании

Представим модель управления конкурентоспособностью предприятий регионального уровня на рынке судостроения и судоремонта (рис. 2). Ориентация данной модели на стратегическую направленность обоснована специфическими особенностями отраслевого рынка.

Рис. 2 Рекомендуемая модель управления конкурентоспособностью компаний судостроения на основе бенчмаркинга

Таким образом, применение данной модели эффективно на определенных сегментах судостроительного рынка, в связи с чем влияние факторов внешней среды на компании примерно одинаково, что позволяет более эффективно использовать возможности сравнительного анализа. Применимость модели заключается в выделении двух основных задач: оценке основных бизнес-процессов функционирования на базе системного подхода и сравнение показателей с аналогичными показателями конкурентов определенного сегмента судостроительного рынка; изучении и применении прогрессивного опыта для повышения конкурентоспособности судостроительной компании. Построение модели осуществлено на основе сравнительного эталонного анализа (бенчмаркинга), заключающегося в применении определенного набора последовательных действий, включающих: планирование; оценку бизнес-процессов, выявление имеющихся преимуществ и определение областей или процессов, требующих улучшения; поиск предмета эталонного сопоставления; подбор партнера для сравнительного анализа; анализ и наблюдение; внедрение полученных данных и определение эффекта. Изучение аналогов ведущих компаний помогает построению системы корпоративного управления судостроительных компаний, определению приоритетов развития, выбору модели корпоративного управления.

Рецензенты:

Никитин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», г. Орел.

Рыманов А.Ю., д.э.н., зав.кафедрой финансов и налоговой политики ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск.