Актуальность исследования
Доминирующей проблемой в актуальности подрастающего поколения являются подростки, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения с позиции трудных или трудновоспитуемых и социально невосприимчивых к проблемам общества и личности [1, 2]. Социальной профилактике и дальнейшей коррекции подлежит сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением учебных программ, знаний, навыков, требований и норм целенаправленного обучения и воспитания [3, 4]. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, является одной из проблем в воспитании нового поколения, так необходимого окружающему его миру[5, 6, 7]. Изменчивость в социальной сфере формируется в процессе педагогической деятельности и выражается направлением поведения воспитуемого, взаимодействующего с окружающей средой, в процессе профилактики и коррекции его активности [8, 9, 10].
Новизна исследования. На основе современной концепции организации деятельности социально-культурных учреждений в системе воспитательно-профилактической работы среди несовершеннолетних, основанной на современных технологиях социально-культурного прогнозирования и проектирования, проведено исследование оптимизации социальной профилактики девиаций в подростковой и молодежной среде.
Цель исследования
Создание адекватных программ коррекции и профилактики отклонений от общепринятых норм форм самореализации и самоутверждения на этапе первичной социализации, характеризующейся преобладанием аморальных действий и поступков, для создания предпосылок для доминирования формирования осознанной духовной и трудовой деятельности и стремления к социально-культурным потребностям.
Задачи исследования
- Разработка и внедрение профилактических и реабилитационных мероприятий через создание программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, выявляющей дефекты познавательной сферы.
- Формирование адекватного поведения трудновоспитуемого подростка в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.
- Решение проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.
Материалы и методы. В Приволжском и Вахитовском районах г. Казани проведено исследование эффективности функционирования сети воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленных на социальную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию [11, 12, 13]. Исследование проведено за 2011-2013 годы, всего подлежало наблюдению 247 подростков.
Материалы собственных исследований
В процессе социально-педагогической профилактики негативного поведения подростков приоритетное направление принадлежит социальной, экономической и моральной обстановке в семье, совместно с микросоциальными факторами (семья, школа, группа сверстников) отрицательное влияние на подростков оказывают и макросоциальные факторы нестабильности [11, 12]. Перемены в общественном сознании и деидеологизация прежних установок ведут сегодня к разрушению процесса социализации во всех сферах жизнедеятельности, к распаду целостной среды обитания подростка, детерминирующих формирование диспозиции личности, ее нравственно-правовой направленности, содержанием которой выступает личностная композиция социально-ценностных отношений [13]. Направленность несовершеннолетних к совершению правонарушений отражает соответствующую диспозицию личности: прежде всего, ценностное предписание, которое как бы дает санкцию на совершение правонарушений и определяет в криминогенной ситуации адекватный его содержанию стиль поведения субъекта.
Необходимо отметить следующие социальные причины в формировании девиантного поведения:
- Провоцирующими факторами в развитии негативных тенденций является разлад в семье и, как следствие, противоречия в межличностных отношениях с обществом.
- Основной доминантой проявления негативных тенденций на фоне противоречия в межличностных отношениях является деградация морально-ценностных установок.
- Негативные тенденции в развитие личности подростка не закономерны, а динамично корригируются взаимосвязью вышеуказанных факторов, влияющих как на углубление отклонений, так и на их преодоление.
- Профилактическим факторам является гармоничность развития отношений ближайшего окружения и подростка, направленных на развитие личности и его самореализацию.
Для решения назревшей проблемы создана достаточно широкая сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией данного контингента:
- Социально-реабилитационные учреждения.
- Социальные приюты.
- Центры социально-педагогической реабилитации.
- Областные центры реабилитации, включающие сеть центров социальной защиты и адаптации подростков.
- Центры психологической и социальной службы.
- Центры педагогической коррекции.
- Центры социально-педагогической реабилитации на базе вечерне-сменных школ.
- Подростковые клубы, досуговые центры и молодежные объединения.
- Государственные и негосударственные центры по работе с семьей.
- Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жительства.
Создаются центры и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия культуры и досуга, физкультурно-оздоровительной, туристской и других видов деятельности, где работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями.
Рассмотрим особенности работы перечисленных социальных центров.
В Центрах педагогической коррекции работают специально подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем - его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. В данных центрах поставлена широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о педагогической коррекции и ее возможностях. Это позволяет своевременно, на ранних этапах, выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции.
Эффективным средством предупреждения девиантного поведения является работа центров педагогической реабилитации. Предметом особого внимания здесь является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации. В таких центрах представлены комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов.
В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей девиантных детей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях, либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. В данных центрах решаются вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей и подростков, взаимоотношения с ними, нарушения взаимопонимания, конфликтность и др. При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. В них подростки имеют возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультации, помощь в подготовке к занятиям, приобрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения.
Наиболее сложные и глубокие формы подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, которые, как правило, создаются при социальных приютах. Контингент детей, поступающих в социальные приюты, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Социально-реабилитационная работа с таким подростками начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации, большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и, прежде всего, игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.
У подростков, поступающих в социальные приюты, большие проблемы с учебной деятельностью: некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать. Для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанники социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы. Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребенок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приемные семьи, либо государственные воспитательные учреждения - детские дома и школы-интернаты.
Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они, прежде всего, рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются «трудными» учащимися.
В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-производственных комбинатов), где учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подростка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и штатом социальных педагогов, которые работают с семьей и ближайшим окружением подростка.
Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных школ, в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с девиантными детьми и подростками. В своей деятельности такие центры опираются на коррекционно-развивающие программы, в основе которых лежит:
- Комплексный подход к диагностике и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
- Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
- Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
- Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций детей, а также проявление социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.
- Коррекционная направленность обучения и воспитания.
В процессе деятельности таких центров лежат осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»; преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации, развитие познавательного интереса; разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу; обеспечение социально-правовой защиты подростков; обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска» в условиях специализированного общеобразовательного учреждения. Основными задачами социально-реабилитационных центров, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации, является осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др., а также выбор оптимального способа обучения для каждого подростка, выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность.
Деятельность современных социальных учреждений иного направления (досуговых центров, клубов, детских и молодежных творческих центров дополнительного образования и т.д.) основана на обновлении и актуализации воспитательных программ работы с детьми различного возрастного уровня. Проводимые занятия, тренинги, спортивные занятия, семинары, индивидуальная работа и т.п. способствуют решению проблематики воспитания девиантных подростков с целью их самоопределения и саморазвития. Основу работы социальных учреждений по организации работы с такими подростками составляют взаимная информированность участников о его взаимоотношениях с окружающими людьми и сверстниками; взаимопомощь, взаимоподдержка в решении проблем развития личности подростка; заинтересованность в успешной работе, в решении проблем ребенка; совместный поиск способов поддержки подростка, создания условий для самореализации и самореабилитации подростка; совместное определение общих задач и согласованная конкретизация задач для каждой из сторон по оказанию поддержки ребенку.
В Казани очень развита система социально-культурной профилактики правонарушений, направленной на борьбу с пьянством и алкоголизмом, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних. В Вахитовском и Приволжском районах г. Казани создана Антинаркотическая комиссия, которая ежеквартально рассматривает вопросы профилактики употребления спиртных напитков и других психоактивных веществ.
В целях организации досуга несовершеннолетних ведется работа по их вовлечению в подростковые клубы и спортивные секции. Так, на территории Вахитовского и Приволжского районов г. Казани работают 18 подростковых клубов, 7 стадионов, Дворец спорта, Дворец шахмат, Дворец игровых видов спорта «Баскет-холл», Фитнесс-центр, Аква-парк, Центр волейбола, Центр гребных видов спорта, Центр гимнастики, 13 ДЮСШ, 11 бассейнов, 1 спортивно-технический клуб, 21 клуб по месту жительства, 24 пластиковые хоккейных коробки, 1 каток массового катания.
Согласно календарному плану, в Вахитовском и Приволжском районах г. Казани за первое полугодие 2013 года проведены следующие спортивно-массовые мероприятия по месту жительства, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ и безнадзорности несовершеннолетних: районные туры фестиваля эстрадного искусства «Созвездие», первенства по авиамодельному спорту, атлетической гимнастике, боксу, шахматам, более 20 мероприятий спортивной направленности, а также ведется работа по вовлечению в спортивные игры по месту жительства - хоккей в зимнее время и футбол в летний период. Традиционным стало участие подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в ежегодных турнирах по хоккею и футболу на призы клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».
Также проводятся тематические лектории, классные часы, радио-, телепередачи, публикуются статьи по проблемам подростковой преступности, неблагополучных семей, противоправных посягательств в отношении несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди молодежи, детского дорожно-транспортного травматизма. Необходимо отметить, что во исполнение Закона Республики Татарстан от 29.10.2009 №50-ЗРТ «О профилактике наркомании и токсикомании», постановления Мэра г. Казани от 10.08.2009 №259 «Об организации антинаркотической профилактической работы» [3] в Вахитовском и Приволжском районах г. Казани осуществляется информационно-просветительская работа по предупреждению употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи, посещающих учреждения дополнительного образования, культуры и искусства, физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения [1].
Так, ежемесячно по плану работы в подведомственных учреждениях молодежной политики Вахитовского и Приволжского районов г. Казани проводятся мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения, лекции о предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма. В филиалах библиотеках Вахитовского и Приволжского районов г. Казани для учащихся школ и читателей проводятся информационно-познавательные часы, беседы, книжные выставки на тему здорового образа жизни.
В рамках проекта «Клубная жизнь без наркотиков» организуются рейды в ночных клубах с целью выявления лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества, реализующих курительные смеси, алкогольную и табакосодержащую продукцию несовершеннолетним.
В рамках проведения мероприятий, посвященных Международному дню детских телефонов доверия, проведена разъяснительная и агитационная работа среди подведомственных учреждений в целях обеспечения их активного участия в указанных мероприятиях, организации воспитательной работы среди учащихся.
На территории Вахитовского и Приволжского районов г. Казани активно ведется работа с подростками и молодежью, по привлечению их к занятиям физической культурой и спортом, формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни: проводятся соревнования по хоккею на приз клуба «Золотая шайба» среди учащихся образовательных учреждений Вахитовского и Приволжского районов г. Казани; соревнования по зимнему футболу; районный этап соревнований по атлетической гимнастике и пауэрлифтингу среди воспитанников подростковых клубов Вахитовского и Приволжского филиалов МПУ «Подросток»; месячник оборонно-спортивной работы среди учащихся образовательных учреждений районов; турнир по конькобежному спорту среди учащихся образовательных учреждений районов; 3 этапа соревнований по лыжным гонкам республиканской спартакиады «Спортивная Казань - 2013»; «Лыжня России - 2013»; районный отборочный тур фестиваля эстрадного искусства «Созвездие - 2013»; спортивный конкурс «Мама, папа, я - дружная семья»; соревнования по легкой атлетике, легкоатлетические эстафеты, дзюдо, армспорту, художественной гимнастике, спортивной акробатике среди общеобразовательных учреждений Вахитовского и Приволжского районов г. Казани; соревнования по футболу на призы клуба «Кожаный мяч».
Ведется работа в городских округах и муниципальных районах республики клубов технического творчества, картинг-клубов (секции), авто -, мотоклубов. На территории Приволжского и Вахитовского районов г. Казани проводят работу 18 подростковых клубов МПУ «Подросток». Различными формами деятельности занято свыше 3000 детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет.
В подростковых клубах работа осуществляется по следующим направлениям: художественно-эстетическое, техническое, прикладное творчество, спортивное культурно-образовательное. Организованы группы свободного посещения.
Организовывается проведение военно-патриотических мероприятий с учащимися подшефных образовательных учреждений, воспитанниками детских домов, иными представителями молодежной среды путем проведения дней открытых дверей и встреч с ветеранами.
На основании письма-заявки Республиканского центра молодежных формирований по охране общественного порядка, с целью реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» отделом образования Вахитовского и Приволжского районов г. Казани был организован выезд учащихся - активистов молодежного правоохранительного движения «Форпост» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)» на Спартакиаду юных патриотов «45 лет подвигу Артема Айдинова» в оздоровительный лагерь «Заречье».
Резюме
Вышеперечисленные мероприятия направлены на создание условий творческой самореализации личности в различных сферах социально-культурной деятельности. Они обеспечивают оптимальный социальный контроль негативных явлений в подростково-молодежной среде; реализуют координацию усилий государственных, медицинских, образовательных, социальных и иных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации и социально-культурных учреждений по профилактике девиантного поведения подростков.
Выводы
В результате проведенных мероприятий по профилактике и коррекции негативных тенденций в развитии личности подростка достигнуты определенные положительные результаты в формировании и гармоничном развитии личности подростка, являющегося трудовым, научным и оборонным потенциалом страны.
Рецензенты:
Шамсутдинова Д.В., д.п.н., профессор, декан факультета социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань.
Терехов П.П., д.п.н., профессор, проректор Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань.