Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF CULTURAL SERVICES TOWN OF KIZLYAR IN (LAST STALIN) RECOVERY PERIOD 1944-1953

Yakovenko E.M. 1
1 Dagestan State University
In the article the analysis of the development of culture in the town of Kizlyar Grozny oblast in the decade after the war. Shows the common and distinctive features of the development of the cultural sphere in the city district scale. Account of successes and achievements, education and training, health care institutions, cultural and educational organizations, as well as difficulties and problems in their work. Examples of the activities of individual schools, cinemas, clubs, creative collectives helicopter base outside Kizlyar detailed analysis of the development of education, health, printing, mass cultural events in the city. Summarizes information about the positive changes in the cultural sphere. In the article are collected, are shown and analyzed statistical data on the number of students, teachers, dynamics of the number of schools, their material-technical base, the names of the most important figures in the development of culture in Kizlyar in the studied years.
periodicals
features
issues
theatre
education
development of culture
Kizlyar

Оптимальное решение различных проблем развития городов нашей республики предполагает целостное видение города, его понимание в глубокой ретроспективе как социально-экономического и социально-культурного организма. История развития культуры Кизляра в 1944-1953 гг. еще не была предметом исторического исследования отечественной историографии [4]. Ввиду частой смены Кизляром в первой половине ХХ века административной принадлежности и связанной с этим разрозненностью и плохой сохранностью архивных документов и материалов, период послевоенного развития города и округа в целом и развитие культуры в частности не освещен достаточно в отечественной историографии [5]. В данной статье кратко дана общая характеристика развития культуры города после окончания Великой Отечественной войны; отражены ряд факторов, влияющих на школьное и профессиональное образование, работу учреждений здравоохранения и культуры, региональной периодической печати; указаны недостатки в их работе и их причины.

В послевоенных пятилетних планах Кизляра намечалась обширная программа социально-культурного строительства, которая предусматривала восстановление и дальнейшее развитие системы общего и специального образования, профтехнического обучения, совершенствование народного здравоохранения. Ущерб, причинённый войной общеобразовательной школе, был столь большим, что восстановить полностью за пятилетку довоенный уровень не удалось. Большие трудности встречались в вопросах повышения качества учебной и воспитательной работы в школе. Большой проблемой было неудовлетворительное состояние материальной базы, а также нехватка учебной литературы, письменных принадлежностей, учебного оборудования, недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов.

В Кизляре, в рассматриваемый период, как и по всей стране развернулось широкое общественное движе­ние за осуществление всеобщего семилетнего обучения. Не бы­ло ни одного заседания исполнительного комитета партии, который бы на своих заседаниях не рассматривал вопросы, связанные с семилетним всеобучем, по­вышением квалификации учителей, улучшением необходимой материальной базы.

Постоянные комиссии по народному обра­зованию проверяли, как выполняется Закон «о всеобуче», как идет подготовка к новому учебному году, результаты проверки обсуждали на своих заседаниях. Опираясь на факты, члены ко­миссии справедливо говорили о выявленных серьезных недостатках, давали ряд конкретных рекомендаций, направленных на их устранение.

Особенное значение приобрела широкая организация школ рабочей и сельской молодежи, которые должны были обеспе­чить обучение той части молодежи, которая в условиях войны не могла получить или продолжить школьное образование.

После войны в г. Кизляре развернулась работа по восстановлению и развитию школьного образования. В 1945 г. в городе насчитывалось 14 школ с количеством учащихся - 2962 человек, с общей успеваемостью учащихся - 72,5 %, в них работало 119 учителей. В 1946 г. в городских школах уже обучалось 4458 детей, число учителей возросло до 154, успеваемость составляла - 85,3 % [6].

В 1947-1948 гг. в школах города остро ощущалась нехватка парт, поэтому учащимся города приходилось размещаться по 3 человека на двухместной парте. В первых и вторых классах семилетней школы № 3 г. Кизляра в первых классах обучалось в среднем по 57 человек, во вторых классах по 49 человек, что отрицательно отражалось на качестве учебы.

Но несмотря на все эти трудности и недостатки, в городе после войны широко развернулась работа по восстановлению и развитию школьного образования. Укреплялась материальная база общеобразовательных школ, строили и ремонтировали школьные здания, создавали при школах специальные фонды для организации горячих завтраков, оказывали помощь детям-сиротам и инвалидам Отечественной войны. Уже в первые послевоенные годы при активном участии колхозов и совхозов, трудоучастии населения были построены новые и расширены старые школьные здания. Большая забота проявлялась об учителях, особенно приезжих.

Педагогический коллектив школ города в 1946-1950 гг. значительно обновился за счет притока молодых специалистов, только что окончивших различные курсы и специальные педагогические учебные заведения. Среди них было немало окончивших педвузы и педучилища в городах РСФСР. Молодежь Кизляра получала высшее образование в ВУЗах Грозного: Грозненском нефтяном институте и Грозненском педагогическом институте. В Кизляре успешно действовало педагогическое училище.

В 1950-1953 гг. отмечены определенными успехами в восстановлении и развитии экономики города, улучшение материального благосостояния народа создавали более благоприятные условия для развертывания культурного строительства, духовного прогресса общества. В городе и пригородных колхозах функционировало 18 школ, 3 специальных учебных заведения, в которых работало более 300 учителей и преподавателей. Из них 102 чело­века имели высшее образование, 86 - незаконченное высшее, 86 - средне-педагогическое образование. Среди городского педагогического коллектива заслуженным уважением пользовались педагоги: Лавренко, Джевахилова, Жабская, Чернова, Трещева, Калинина, Балдин, Печенкин, Винницкая, Войцеховский, Гридина и многие другие.

Школы Кизляра за пятую пятилетку добились успехов в повышении качества обучения учащихся: 90,4 % учащихся успевало по всем учебным дисциплинам - это был самый высокий показатель по области. Наилучших результатов добились коллективы учителей Кизлярских школ №№ 1, 4, 13, 15. Высокая успеваемость 98-99 % была у учащихся средних специальных учебных заведений города [10].

Одной из проблем в развитии образования города был «всеобуч». Бюро Горкома КПСС отмечало, что закон об обя­зательном семилетнем обучении детей и подростков в городе не выполняется. По данным ГорОНО в октябре 1954 г. в школах не обучалось 13 детей, к концу первой четверти учебного года прекратили посещать школу еще 8 человек. Наибольшие проблемы со «всеобучем» были в школах № 14, 15, 18, 2 г. Кизляра [9].

Большая работа городскими органами власти была проведена по развитию физкультуры и спорта. Так, в 1946 г. в городе была открыта детско-юношеская спортивная школа с шестью отделениями: волейбольное, баскетбольное, легкой атлетики, футбола, вольной борьбы и бокса. Только в 1947 г. было проведено 71 спортивно-массовое мероприятие, в которых приняло участие более 5000 физкультурников, было подготовлено 384 значкиста Г.Т.О. Футбольная команда города, женская и мужская волейбольные команды занимали первые места в области. В целях тренировки населения в меткой стрельбе и развития навыков стрелкового спорта, а в особенности молодежи призывного возраста, исполкомом города было решено открыть летний передвижной пневматический тир. В Кизляре в 1952 г. ввели в эксплуатацию городской стадион, построили три спортивных, 9 баскетбольных, 36 волейбольных площадок [7].

Сложной оставалась ситуация в городском здравоохранении. Сразу же после войны в Кизляре, как и в других регионах страны, произошло объединение стационарных и поликлинических лечебных заведений. Кизлярская межрайонная больница имела два корпуса, в одном из них размещались хирургическое, гинекологическое, костно-туберкулезное и глазное отделения, во втором - терапевтическое отделение, детское, легочно-туберкулезное, в этом же корпусе размещался родильный дом на 15 коек.

В городе имелись и городская больница, поликлиника, детская консультация, женская консультация, вен­диспансер, туберкулезный диспансер, роддом, рентген-кабинет. В медицинских учреждениях города в 1947 г. работало 152 человека старшего и среднего медицинского персонала. Амбулаторных больных обслуживали по участкам, функционировали рентген-кабинет, две клинико-диагностические лаборатории. Кроме того, в Кизляре тогда была скорая медицинская помощь, 6 фельдшерских пунктов в селах и станицах, санитарно-эпидемиологическая станция [3]. Для врачей и среднего медицинского персонала Кизляра проводились еженедельные занятия с разбором на них теоретических и практических вопросов лечебной работы, ежемесячно проводились патолого-анатомические конференции и работало научно-медицинское общество, на заседаниях которого в 1948 г. было разобрано 2 научно-теоретических вопроса: о раковых заболеваниях и методах их лечения и о редких случаях заболевания костей. Для подготовки средних медицинских кадров в Кизляре в 1954 г. на базе государственной медицинской школы было организовано медицинское училище.

Развивались городские санитарные службы. Неудовлетворительное санитарное состояние города, недостаточная лечебно-профилактическая работа явились причинами медленного снижения количества кишечных инфекций. В целях предупреждения развития желудочно-кишечных заболеваний в 1947 г. Исполнительный комитет Кизлярского Городского совета депутатов трудящихся постановил полностью очистить город от мусора, начальников всех предприятий обязал обеспечить ежедневную дезинфекцию площадей, вокзалов, мусорных ящиков и др., привести в должное санитарное состояние все пищевые объекты.

Наиболее массовыми и общедоступными видами обслуживания духовных запросов и потребностей населения являлись клубы, дома культуры, библиотеки и культурно-просветительные учреждения. На основе материалов архивных фондов мы узнаем, что в целях поднятия клубной работы города и прилегающих совхозов Исполнительный комитет Городского Совета депутатов трудящихся решил перестроить стиль работы клубов таким образом, чтобы они стали подлинными центрами культуры. Для этой цели при каждом клубе организовывались клубные советы, привлекались к работе люди грамотные, умеющие организовывать массовую кружковую работу, работу кружка физкультуры и спорта. Большое развитие получили такие виды культурно-просветительной работы, как лекционная пропаганда, организация разнообразных кружков, художественная самодеятельность. Большую культурно-просветительную работу в городе вели библиотеки. В г. Кизляре в 1945 г. их было 15, из них пришкольных было 10 с количеством книг - 20309 шт. Определенную культурную работу вели клубные учреждения, строившиеся в первые послевоенные годы силами и на средства колхозов. Здания клубов были невелики, недостаточно приспособлены для успешного ведения культурно-просветительской, кружковой и другой творческой работы, плохо оборудованы. Как отмечалось в документах тех лет, колхозные клубы открывались, зачастую, только для проведения собраний, лекций и демонстрации кинокартин.

В марте - апреле 1947 г. был проведен смотр сельской самодеятельности пригородных колхозов: «им. Карла-Маркса», «им. Шаумяна», «Вперед», «Красный восход» и совхоза «Кизлярский» в помещении драмтеатра.

Успешно работал Кизлярский кинотеатр, который уже в первом полугодии 1947 г. получил переходящее Красное знамя Грозненского областного управления кинофикации [1]. Важную работу вела Кизлярская радиостанция. Увеличилось число часов вещания, количество даваемых заметок Значительное место в местных радиопередачах занимали вопросы развития промышленности, транс­порта и сельского хозяйства [2].

После 1950 г. в Кизляре оживилась деятельность дома культуры, клубов, кинотеатра, библиотек и красных уголков. В 1951 году кружки самодеятельности дали 78 концертов и спектаклей, обслужив 5712 человек. За 7 месяцев 1952 г. было дано 180 концертов и спектаклей, которые посетили 16 625 человек. За этот же период было проведено два смотра художественной самодеятельности и выставки народного творчества [7].

В клубах колхозов «Победа», «Вперед», «Красный Восход», совхозов «Кизлярский» и «Пролетарий», отделе­ния железной дороги были созданы и работали кружки художественной само­деятельности, которыми только за полгода 1952 г. было дано 174 концерта и спектаклей, которые посетили более 15 тыс. кизлярцев [8].

Городская библиотека и детская библиотека им. А.М. Горького систематически проводила читательские конференции, литературные вечера.

Большую роль в культурной жизни города играла газета «Кизлярская правда», хотя у нее самой имелись внутриорганизационные проблемы. В 1950-е гг. в газетных статьях стали более остро вскрываться недостатки в работе организаций и их руково­дителей. Значительно улучшилось их содержание, редакция стала давать целевые полосы о работе предприятий, колхозов, в газете систематически выступали специалисты промышленности, сельского хозяйства, партийные работники, расширился рабселькоровский и селькоровский актив, об этом говорит тот факт, что за 10 месяцев 1955 года газета получила более 1500 писем от 550 авторов [10]. Газета была для современников важным источником новой информации, а для нынешних исследователей - хранителем ценнейших материалов по изучаемым вопросам.

Таким образом, несмотря на все эти трудности и недостатки, в послевоенный период в городе велась работа по восстановлению и развитию школьного образования. Укреплялась материальная база общеобразовательных школ, строили и ремонтировали школьные здания, создавали при школах специальные фонды для организации горячих завтраков, оказывали помощь детям-сиротам и инвалидам Отечественной войны. При крупных школах были открыты новые интернаты, на содержание которых значительную часть средств выделяло государство. Большая забота проявлялась об учителях, особенно приезжих. Уже в первые послевоенные годы при активном участии колхозов и совхозов, трудоучастии населения были построены новые и расширены старые школьные здания. Были достигнуты значительные позитивные результаты в расширении сети специальных учебных заведений, подготовке специалистов средней квалификации. Культурное развитие города Кизляр в рассматриваемый период шло с большими трудностями, но поступательно.

Рецензенты:

Гарунова Н.Н., д.и.н., профессор кафедры истории России ФГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.

Булатов Б.Б., д.и.н., профессор, декан исторического факультета ФГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.