Развитие современного здравоохранения требует принятия действенных мер к формированию кадровой политики в здравоохранении, так как медицинские кадры – наиболее значимая часть ресурсов здравоохранения, определяющая эффективность деятельности как отдельных структурных подразделений медицинских учреждений, так и всей системы здравоохранения в целом [2].
Обеспечение медицинскими кадрами медицинских организаций, их профессиональный уровень, качество подготовки и переподготовки, обеспечение жильем, достойной заработной платой, наличие необходимых льгот для медицинских работников – основные направления в работе с медицинскими кадрами [3, 5].
Проблема кадрового обеспечения службы скорой медицинской помощи на сегодня имеет наиболее острое значение. Для изучения организации скорой медицинской помощи большое значение имеет комплексная характеристика качества кадрового потенциала учреждения и условий его развития. При этом важно определить количественный состав и структуру медицинского персонала, его качественный состав. Оцениваются такие показатели, как укомплектованность штатами врачей и среднего медицинского персонала, их квалификация и т.д. [2]. Специальность врача скорой медицинской помощи является довольно специфичной и достаточно обособленной от всех других специальностей в медицине как в плане организации работы, так и в части обеспечения информационной поддержки [1,4].
Целью настоящего исследования явилось формирование системы управления службой скорой медицинской помощи в условиях низкой укомплектованности врачебными кадрами.
Материалы и методы. Исследовательской базой стало ГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи» города Казани. Статистические отчетные формы №12,17,30,54, также информационный материал, получаемый из АСУ «Скорая помощь». Анализ данных проводился за период с 2006 по 2012 год. Полученные данные обрабатывались параметрическими и непараметрическими методами медицинской статистики.
Результаты исследования. На 1 января 2013 г. по штатному расписанию ГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи» города Казани располагала 80 бригадами, из них 18 специализированных бригад (БИТ, психиатрические), 32 бригады общего профиля и 30 фельдшерских бригад (рис. 1).
Рис. 1. Структура бригад Станции скорой медицинской помощи г. Казани (в %)
По штатному расписанию ежесуточно формируется 80 выездных бригад, из которых три «пиковые» бригады с режимом работы с 17 до 24 часов.
Организация работы службы скорой медицинской помощи в части формирования бригад зависит от кадрового ресурса.
В целом, укомплектованность кадрами по Станции скорой медицинской помощи за период 2006–2012 годы имеет тенденцию роста (рис. 2). Показатель укомплектованности в 2006 году составлял – 81,5 %, по итогам 2012 года – 90,5 %. Рост составил 9 %.
Рис. 2. Укомплектованность кадрами Станции скорой медицинской помощи г. Казани (в %)
При детальном изучении можно видеть, что укомплектованность кадрами повышается за счет среднего медицинского персонала, водителей и других работников АХЧ, тогда как укомплектованность врачами и санитарами ежегодно снижается.
Таблица 1
Укомплектованность врачами и средними медицинскими работниками за период 2006–2012 годы
Показатель |
Годы |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Врачи, чел. |
182 |
221 |
214 |
210 |
199 |
188 |
180 |
Укомплектованность (в %) |
58,9 |
69,9 |
75,4 |
74,8 |
73,9 |
69,8 |
66,9% |
СМР, чел |
722 |
801 |
811 |
816 |
828 |
849 |
846 |
Укомплектованность (в %) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
110,8 |
110,4 |
Как видно из таблицы 1, укомплектованность врачами за период наблюдения не превышала 75 %. Максимальное значение в 75,4 % отмечается в 2008 году, это, прежде всего, связано с введением доплат в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Здоровье»; последующее снижение обусловлено началом внедрения критерием. Принимая во внимание данные доступной литературы, уровень укомплектованности врачами ниже 70 % в течение пяти лет приводит к невозможности восполнения врачебными кадрами в последующие 15–20 лет [3].
Укомплектованность средними медицинскими работниками за весь период проведения настоящего исследования составляет 100 %, это позволило создавать дополнительные фельдшерские бригады, тем самым компенсировать дефицит врачебных кадров.
Таблица 2
Укомплектованность водителями и санитарами за период 2006–2012 годы
Показатель |
Годы |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Водители, чел. |
340 |
329 |
331 |
375 |
366 |
372 |
387 |
Укомплектованность, в % |
87,4 |
91,1 |
85,5 |
96,9 |
94,6 |
96,1 |
100 |
Санитары, чел. |
77 |
78 |
77 |
91 |
91 |
86 |
81 |
Укомплектованность, в % |
33,5 |
33,9 |
37,8 |
45,3 |
45,3 |
42,8 |
40,3 |
Представленные данные в таблицы 2 демонстрируют рост укомплектованности штатов водителей, это, прежде всего, связано с ростом заработной платы и внедрением с 2011 года новой системы оплаты труда, что позволило повысить средний уровень заработной платы на 16 %. В то же время остается низкой укомплектованность санитарами, основные причины – это низкая заработная плата и высокие психоэмоциональные нагрузки на работе.
В целом, низкая укомплектованность медицинским персоналом службы скорой медицинской помощи обусловлена непривлекательными условиями труда и недостаточной его оплатой. Это, безусловно, отражается на движении кадров.
Анализ кадрового состава показал, что в 2006 году среди врачей только 89,6 % имели сертификат врача скорой помощи. Постепенная стабилизация финансово-экономических отношений в здравоохранении и, в частности, рост оплаты труда работников СМП обеспечили закрепление кадров и стремление врачей к повышению квалификации. По итогам 2012 года данный показатель составил 100 %.
В то же время анализ распределения врачей по стажу наглядно показал отсутствие притока молодых специалистов в «скорую». Так, если в 2006 году доля стажированных специалистов до 15 лет составляла 56,4 %, то по итогам 2012 года на данную категорию пришлось 32,13 %.
Таблица 3
Распределение врачей скорой медицинской помощи г. Казани по стажу работы за период 2006–2012 годы (абс./в %)
Стаж работы |
2006 |
2008 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||||
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
|
До 4 лет |
41 |
22,53 |
27 |
12,62 |
20 |
10,05 |
27 |
14,36 |
31 |
17,22 |
5-9 лет |
28 |
15,38 |
18 |
8,41 |
16 |
8,04 |
12 |
6,38 |
6 |
3,33 |
10-14 лет |
34 |
18,68 |
27 |
12,62 |
26 |
13,07 |
19 |
10,11 |
21 |
11,67 |
15-19 лет |
20 |
10,99 |
27 |
12,62 |
23 |
11,56 |
22 |
11,70 |
19 |
10,56 |
20-24 года |
26 |
14,29 |
45 |
21,03 |
39 |
19,60 |
28 |
14,89 |
22 |
12,22 |
25-29 лет |
24 |
13,19 |
34 |
15,89 |
33 |
16,58 |
35 |
18,62 |
35 |
19,44 |
30 и более лет |
9 |
4,95 |
36 |
16,82 |
42 |
21,11 |
45 |
23,94 |
46 |
25,56 |
Итого |
182 |
100 |
214 |
100 |
199 |
100 |
188 |
100 |
180 |
100 |
Также тенденция снижения притока молодых специалистов отмечалась и среди фельдшеров скорой медицинской помощи. В 2006 году на стаж работы на «скорой» до 15 лет приходилось 76,31 %, в 2012 году данный удельный вес данной категории снизился на 1047 % и составил 65,84 %.
Таблица 4
Распределение фельдшеров скорой медицинской помощи г. Казани по стажу работы за период 2006–2012 годы (абс./в %)
Стаж работы |
2006 |
2008 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||||
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
|
До 4 лет |
322 |
44,60 |
258 |
31,81 |
217 |
26,30 |
231 |
27,21 |
222 |
26,24 |
5-9 лет |
117 |
16,20 |
187 |
23,06 |
220 |
26,67 |
202 |
23,79 |
199 |
23,52 |
10-14 лет |
112 |
15,51 |
126 |
15,54 |
124 |
15,03 |
136 |
16,02 |
136 |
16,08 |
15-19 лет |
58 |
8,03 |
110 |
13,56 |
120 |
14,55 |
120 |
14,13 |
117 |
13,83 |
20-24 года |
43 |
5,96 |
58 |
7,15 |
63 |
7,64 |
67 |
7,89 |
75 |
8,87 |
25-29 лет |
62 |
8,59 |
33 |
4,07 |
37 |
4,48 |
42 |
4,95 |
39 |
4,61 |
30 и более лет |
8 |
1,11 |
39 |
4,81 |
44 |
5,33 |
51 |
6,01 |
58 |
6,86 |
Итого |
722 |
100 |
811 |
100 |
825 |
100 |
849 |
100 |
846 |
100 |
Начало внедрения новой отраслевой системы оплаты труда позволило создать необходимые условия для повышения мотивации на получение врачебной квалификационной категории (таб. 5).
Таблица 5
Удельный вес сертифицированных врачей специалистов и структура наличия у них квалификационной категории (в %)
Показатели |
2006 |
2008 |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
|
Прошли усовершенствование |
93 |
51,1 |
50 |
23,3 |
83 |
41,7 |
59 |
31,4 |
119 |
67,3 |
Имеют квалификационные категории: |
106 |
58,2 |
88 |
41,1 |
80 |
40,2 |
74 |
39,4 |
67 |
37,2 |
- Высшая |
40 |
22,0 |
45 |
21,0 |
45 |
22,6 |
39 |
20,7 |
37 |
55,2 |
- Первая |
45 |
24,7 |
28 |
13,1 |
20 |
10,1 |
19 |
10,1 |
16 |
23,9 |
- Вторая |
21 |
11,5 |
15 |
7,0 |
15 |
7,5 |
16 |
8,5 |
14 |
20,9 |
Имеют сертификат |
163 |
89,6 |
210 |
98,1 |
199 |
100 |
181 |
100 |
180 |
100 |
Всего врачей |
182 |
|
214 |
|
199 |
|
184 |
|
180 |
|
Как видно из таблицы 5, в структуре категорированности значительно увеличилась доля врачей скорой помощи, имеющих высшую квалификационную категорию. Если в 2006 году высшее категорию имели 22,0 % врачей, то по итогам 2012 года этот показатель составил – 55,2 %.
Таблица 6
Удельный вес сертифицированных фельдшеров и структура наличия у них квалификационной категории (в %)
Показатели |
2006 |
2008 |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
|
Прошли усовершенствование |
137 |
19,0 |
213 |
28,5 |
134 |
16,2 |
158 |
18,6 |
176 |
20,8 |
Имеют квалификационные категории: |
434 |
60,1 |
533 |
65,7 |
518 |
62,6 |
533 |
62,8 |
421 |
49,8 |
- Высшая |
252 |
34,9 |
315 |
38,8 |
327 |
39,5 |
341 |
40,1 |
274 |
65,2 |
- Первая |
96 |
13,2 |
92 |
11,3 |
94 |
11,4 |
87 |
10,3 |
70 |
16,6 |
- Вторая |
86 |
11,9 |
126 |
15,5 |
97 |
11,7 |
105 |
12,4 |
77 |
18,2 |
Имеют сертификат |
452 |
62,6 |
774 |
95,4 |
828 |
100 |
832 |
100 |
810 |
95,7 |
Всего фельдшеров |
722 |
|
811 |
|
828 |
|
849 |
|
846 |
|
Также следует отметить рост числа фельдшеров, повышающих свою квалификацию за изучаемый период. Так, в 2006 году на высшую квалификационную категорию фельдшеров приходилось 34,9 %, в 2012 этот показатель составил 65,2 %.
Изменения кадровой политики, учитывающие реформирование здравоохранения, включают планирование и прогнозирование потребности службы СМП в профильных кадрах, в том числе по новым направлениям.
Основные направления повышения кадровой обеспеченности ССМП следует осуществлять путем:
- модернизации контрактных отношений между работниками и работодателями;
- перераспределения кадров в отрасли за счет ликвидации дублирования и необоснованного объема медицинских услуг на этапах оказания медицинской помощи;
- повышения правовых и социально-экономических гарантий для медицинских работников.
Крайне важным является осуществление аттестации и сертификации медицинского персонала по категориям с дифференцированной оплатой труда, что требует активизации работ по созданию сертификационных стандартов. Целесообразно переориентировать учебные программы на приобретение знаний по вопросам, отражающим непосредственную производственную деятельность обучающихся. Перспективны формы обучения без отрыва от основной работы. Необходимо расширение перманентной системы последипломного образования.
Заключение
Таким образом, проведённый анализ кадрового обеспечения и эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи и с учетом медико-демографической ситуации в городе, проводимой структурной реформой амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, доказал острую необходимость разработки и реализации целевой программы развития службы скорой медицинской помощи, которая несомненно должна включать и систематизировать некоторые реализуемые направления. Это, прежде всего, развитие сети и материально-технической базы Станции скорой медицинской помощи и кабинетов неотложной медицинской помощи городских поликлиник города Казани. Подготовка и переподготовка медицинских кадров для службы скорой медицинской помощи; обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи работников государственной инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, муниципальной полиции, водителей всех видов транспорта и других категорий населения; оптимизацию использования имеющихся ресурсов амбулаторно-поликлинических учреждений с целью освобождения службы скорой медицинской помощи от не свойственных ей функций; расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад в качестве бригад интенсивной терапии; совершенствование автоматизированных систем управления работой скорой медицинской помощи; оказание скорой медицинской помощи с использованием утвержденных отраслевых норм, правил и стандартов для фельдшерского и врачебного персонала службы скорой медицинской помощи.
Рецензенты:
Галиуллин А.Н., д.м.н., профессор кафедры менеджмент в здравоохранении ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань.
Уткельбаев Р.И., д.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань.