Социальные явления, связанные с интеграционными процессами в современном обществе, вызывают, с одной стороны - сближение различных этносов, а с другой - дифференциацию этнических особенностей народов в поликультурной среде.
Россия как поликультурная зона диктовала особый интерес к проблеме исследования авто- и гетеростереотипов. Исследованием их через призму особенностей русского национального характера занимались выдающиеся философы, историки, социологи, психологи, этнологи: Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев, Н.О. Лосский, Н.Е. Забелин, Н.И. Костомаров, В. Вундт, М. Лацарус, Э. Фромм.
Современная отечественная психология уделяет значительное внимание проблеме этнических стереотипов (авто- и гетеростереотипы). В результате проведенных исследований за последнее время, в науке сложилось определение этнического стереотипа как устойчивого психологического образования, создание яркого образа социальной группы или общности в целом, которая распространяется на ее представителей. Этнические стереотипы - это собирательный социальный и психологический опыт общения и взаимоотношения индивидов. Этнический стереотип как психологический феномен обладает целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, ригидностью, сочетанием эмоционального и рационального элементов [3].
Зарубежные и отечественные авторы сходятся в признании того факта, что «групповое согласие» жизненно необходимо для сохранения этноса [2], [4], [5].
Этнические стереотипы как проявления социальной перцепции являются сегодня достаточно устойчивыми не только среди населения среднего и пожилого возраста, но также и в студенческой среде.
Этнический стереотип - это упрощённый, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ, какой-либо этнической группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей [1], [7].
Существует два вида этнокультурных стереотипов - автостереотип и гетеростереотип. Автостереотип - это представление народа о самом себе. Он позволяет человеку идентифицировать себя со своим народом. С его помощью формируются общие нормы поведения человека. При составлении автостереотипов народ старается идеализировать себя, превозносит положительные черты, мифологизирует свои черты национального характера. Также, с целью идеализации, люди, сравнивая себя с другими нациями, дают себе синонимы, несущие позитивную нагрузку, в то время как для других народов синонимы обычно имеют несколько негативный смысл [8].
Гетеростереотип - это представление о данном народе со стороны других народов. Гетеростереотипы часто являются источником национальных предрассудков и предубеждений. Субъективность восприятия приводит к искажению истолкования смысла действий представителей других народов.
Основные особенности проявления гетеростереотипа:
- противоречивость, в зависимости от чувств симпатии или антипатии, которые испытывают носители гетеростереотипа к другому народу;
- проявление собственных психологических особенностей в значимых ситуациях;
- в ситуации сравнения, у этнофора может сложиться негативный автостереотип при довлеющем положительно стереотипе;
- гетеростереотип, как правило, отличает менее благоприятная оценка по сравнению с автостереотипом.
Несмотря на то, что в Республике Татарстан исторически сложились доброжелательные взаимоотношения между представителями более чем десяти этносов, населяющих данную территорию, и происходит ассимиляция между ними, все же каждый этнос имеет этнический автостереотип. Любой этнос имеет свои национально-психологические особенности, которые выражают главный смысл проявления национальной психики. Своеобразие психики представителей той или иной этнической общности является не следствием проявления каких-то неповторимых врожденных психологических черт, а результатом особого сочетания общераспространенных качеств, вызывающих специфическое реагирование на сходные воздействия окружающей среды и отличительное поведение [7]. Именно поэтому, несмотря на длительное совместное проживание и ведение примерно одинаковой хозяйственной деятельности, а так же урбанизацию и размытость этнокультурных границ, все же существует желание этносов сохранить свою самобытность [3].
Целью настоящей работы стало проведение эмпирического анализа этнических автостереотипов и гетеростереотипов у студентов Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета различных национальностей.
Задачами исследования были:
- с помощью контент-анализа изучить этнические стереотипы народов, проживающих на территории Поволжья и Прикамья;
- сравнить и сопоставить национально-психологические особенности исследуемых этносов;
- рассмотреть особенности автостереотипов и гетеростереотипов у различных этносов.
Исследование этнических стереотипов у студентов проводилось в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета. В нем приняли участие студенты 1-4 курсов в возрасте 18-24 лет. Количество испытуемых составило 122 человека (25 мужчин и 97 женщин). Общую выборку испытуемых составили представители следующих наций: представители татарской национальности - 60 человек; русской национальности - 42 человека; удмуртской национальности - 20 человек.
Достоверность различий в автостереотипах и гетеростереотипах, выявленных исследованием, проверялась вычислениями в программе статистического анализа SPSS 11.5 для Windows c использованием критерия Стьюдента.
Для сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей автостереотипов и гетеростереотипов у представителей народов Приволжья и Прикамья был применен опросник национального характера, с помощью которого выявили автостереотипы и гетеростереотипы у русских, татар и удмуртов. Данная методика состоит из 34-х заданий. Каждый пункт - это оцениваемая черта национального характера. Испытуемые отвечали на вопросы, оценки которых относились к следующим этносам: русские, татары, удмурты [3].
Из 34-х черт национального характера по 22-м чертам автостереотип русских не отличается от автостереотипов татар и удмуртов.
Автостереотип удмуртов совпадает с автостереотипами татар и русских (по 22-м чертам).
Автостереотип татар имеет сходство с автостереотипами русских и удмуртов по 20- ти чертам.
Таким образом, мы наблюдаем общие черты для представителей татарской, русской и удмуртской национальностей, такие как: непринуждённость, расслабленность; дружелюбие; практичность; доверчивость; компетентность; оптимистичность; эмоциональная чувствительность; доброта, отзывчивость; обязательность, старательность; активность, энергичность; любознательность; скромность; способность к самообладанию в трудных ситуациях; радость; предусмотрительность; противоречивость; склонность к самопожертвованию; ответственность за свою судьбу.
Такое большое совпадение черт между основами национальных характеров населения Поволжья и Прикамья объясняется тем, что нации, проживающие в едином территориальном пространстве, ассимилируются между собой, совместно празднуют национальные праздники, находятся в непосредственном контакте в роли друзей, коллег, соседей, что приводит к единению народов в формировании общности национальных черт.
Нами были выявлены особенности автостреотипов между исследуемыми этносами.
Русские, в отличие от татар и удмуртов, считают себя: раздражительными, несдержанными (различия с татарами на статистически значимом уровне р < 0,05; с удмуртами на уровне р < 0,01); неорганизованными, небрежными (различия с татарами и удмуртами на уровне р < 0,05); легко общающимися и непринужденными (различия с татарами и удмуртами на уровне р < 0,0001); слабовольными и поддающимися искушениям (различия с татарами на уровне р < 0,05; с удмуртами на уровне р < 0,01); склонными к крайностям, максимализму, живущими по принципу «все или ничего» (различия с татарами на уровне р < 0,01; с удмуртами на уровне р < 0,05).
Рассмотрим отличия по отдельным чертам национального характера в автостереотипах между русскими и татарами. Русские считают себя: общительными, уживчивыми (р < 0,01); открытыми, прямодушными, честными (р < 0,01); агрессивными, конкурирующими (р < 0,01); ленивыми, апатичными, бесцельными (р < 0,01); долго раскачивающимися с началом работы, не доводящими дело до конца (р < 0,01); склонными к риску и острым ощущениям (р< 0,05).
Русские, в отличие от удмуртов, представляют себя: уверенными, настойчивыми, влиятельными (р < 0,01); более безразличными к красоте и искусству (р < 0,05); предпочитающими новизну, разнообразие ( р< 0,05).
Это, с точки зрения исследуемых, носителей культуры русского этноса - наиболее значимые черты, отличающие их как от татар, так и от удмуртов. Данные черты национального характера русского народа отмечает в этнопсихологическом словаре известный этнолог В.Г. Крысько [8].
Татары, в отличие от русских и удмуртов, представляют себя как: хитрыми, ловкими, манипулирующими другими (р < 0,01); амбициозными и целеустремленными ( р < 0,01).
Особо стоит отметить, что в отличие от русских, они считают себя: стремящимися к уединению, необщительными (р < 0,01); уступчивыми, сотрудничающими (р< 0,01); упорными, дисциплинированными, способными к длительному напряжению в работе (р< 0,01); избегающими риск, возбуждение (р < 0,05).
Исторически, «... казанские татары обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности», как отмечает В.Г. Крысько [8]. Именно поэтому, представители татарского народа нацелены на сотрудничество с другими этносами путем избегания ненужного риска, возбуждения, манипулирования окружающими с целью получения желаемого результата [6].
Интересно соотношение автостереотипов татар и удмуртов. Татары, в отличие от удмуртов, описывают себя как: предпочитающие новизну, разнообразие (р < 0,05); считают себя более консервативными, догматичными (р < 0,05).
Удмурты, в отличие от русских и татар представляют себя как: предпочитающими привычное (р < 0,05); в отличие от русских считают себя: уравновешенными, покладистыми (р = 0,0001); покорными, предпочитающими держаться в тени, ведомыми (р < 0,01); застенчивыми и стеснительными (р < 0,001); способными к самоограничению, сопротивляющимися искушениям (р < 0,01); интересующимися искусством, ценящими красоту (р < 0,05); организованными, аккуратными (р < 0,05); умеренными, избегающими крайностей, придерживающимися золотой середины (р < 0,05). Это указывает на высокий уровень сформированности межличностного бесконфликтного общения и презрения к последнему, что выражается в застенчивости, умеренности.
Существуют качественные различия между авто - и гетеростереотипами. Исходя из этого, русских считают себя более прямодушными и честным в отличие от мнения о них татар (р < 0,01).
Удмурты же представляют русских, в отличие от мнения русских о себе: более высокомерными и тщеславными (р < 0,01); более скептичными и недоверчивыми (р < 0,05); более равнодушными, холодными и сдержанными (р < 0,05).
Анализ сравнения гетеростереотипов татар и удмуртов в отношении русских показал, что из 34-х предложенных национальных черт по опроснику, мнения татар и удмуртов совпали - 32 черты. Отличия следующие: татары русских считают все же более доверчивыми и наивными (р < 0,05), более черствыми (р < 0,01) нежели удмурты.
Проанализировав гетеростереотипы русских и удмуртов по отношению к автостереотипу татар, не было выявлено различий. Таким образом, можно утверждать, что существует сходства в представлениях о татарах в сознании русских и удмуртов. Это, скорее всего, связано с тем, что эти две национальности находятся в одной конфессии и переняли друг и друга особенности отношения к татарам.
Ту же тенденцию совпадения гетеростереотипов мы наблюдаем у русских и татар по отношению к удмуртам. Единственное отличие - это расхождения мнений по поводу обязательности и старательности удмуртов. Русские считают удмуртов менее обязательными и надежными, нежели татары (р < 0,01). Возможно, здесь наблюдается психологическая автопроекция.
Несмотря на то, что современная молодежь, обучающаяся в вузе, принадлежит к общероссийской культуре, она выделяет свои национальные особенности. Данные различия в автостереотипах и гетеростереотипах указывают на то, что каждый этнос имеет свою уникальность, стремится сохранить свои особенности, свою культуру, свою самобытность.
Полученные результаты свидетельствуют о конструктивных межэтнических отношениях, в которых важны сам человек, его жизненная позиция и понимание его психологических особенностей.
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга.
Прыгин Г.С., д.психол.н., профессор кафедры психологии Набережночелнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны.