Введение
Малое предпринимательство является необходимым элементом социально-экономического механизма. Его высокая приспособляемость и охват практически всех сфер внутреннего рынка способны обеспечить устойчивое социально-экономическое, инновационное и научно-техническое развитие. Исключительные экономические свойства малых предприятий (адаптивность, экономичность, инновационность и т.д.) позволят:
- сделать более современную и максимально отвечающую требованиям безопасного промышленного производства инфраструктуру производственных предприятий;
- обеспечить доступ малых hi-tech предприятий к взаимодействию с крупными производственными структурами;
- решить задачу энергоэффективности экономики.
Необходимость развития малых форм предпринимательства обозначена в нормативно-правовых актах РФ, в частности ФЗ №209 от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает основные цели государственной политики в этой области.
По данным Росстата и ФНС России, по состоянию на 1 января 2012 г., в РФ осуществляли свою деятельность 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства [1]. Но следует отметить, что увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике России не решит стратегических задач национальной экономики. Так как для преодоления негативной тенденции увеличения сервильного сектора, замещающего реальный сектор в малом предпринимательстве, необходимо увеличение количества малого и среднего предпринимательства в конкретных секторах реальной экономики.
Теоретический анализ осложняется тем, что в настоящее время не сформировалось общепринятого содержания понятия «реальный сектор экономики» (РСЭ). Существует два основных направления в его определении: 1. Отождествление РСЭ только с материальным производством. 2. Отнесение к реальному сектору производства товаров и оказание нефинансовых нематериальных услуг на рыночной основе.
На наш взгляд, в определении данного понятия следует обратиться к опыту русской социально-экономической школы, исследующей национальное хозяйство начала XIX века России: «Обращение не может осуществляться без затрат (издержек), повышающих цену товаров. Лишь до тех пор, пока издержки обращения необходимы для того, чтобы довести товары до потребителя, обращение является реальным, и его стоимость увеличивает годовой продукт. С того момента, когда обращение переходит за этот предел, оно становится излишним и уже ничем не способствует обогащению нации» [5]. Вызывает интерес, что автор упоминает пример такого негативного для национальных интересов обращения: уменьшение объемов внешней торговли привели в Санкт-Петербурге к спекулятивному «ажиотажу», т.е. биржевой игре товарами, не покидающими складских помещений. «Обращение является продуктивным только тогда, когда приносит прибыль обществу. Промежуточный обмен, не являющийся абсолютно необходимым, не содействует уменьшению издержек обращения, вредит национальному богатству, напрасно повышает цены» [5].
Следовательно, производительность обращения напрямую связана с затраченным на этот процесс временем. К факторам, ускоряющим обращение, относятся:
- Транспортная и складская инфраструктура;
- Наличие «класса работников, занимающихся исключительно торговлей»;
- Денежное обращение и кредит [5].
Таким образом, следует сделать вывод о том, что «реальность» экономики определяется не видами производства (материальное или нематериальное) и не видами материального производства, а общественной и национальной необходимостью того или иного вида экономической деятельности для увеличения национального богатства, которое (согласно теории А.К. Шторха) включает в себя не только материальные, но и нематериальные блага: «здоровье, просвещение, нравы, вкус, уменья, безопасность и досуг» [5]. На наш взгляд, примитивизация этих базисных теоретических положений во многом способствовала появлению современных негативных тенденций в социально-экономической действительности.
В совместном докладе Минэкономики и Госкомстата России был выделен специальный раздел "Реальный сектор экономики и товарные рынки", охватывающий промышленность, сельское хозяйство, связь и транспортный комплекс [4]. Поэтому в работе предложена группировка статистических индикаторов, характеризующих именно эти отрасли.
Таблица 1
Общая характеристика промышленного производства
Группы производств |
Число промышленных предприятий |
Число рабочих на одно промыш-ленное пред-приятие, чел. |
Энерго-воору-женность, кВт/чел. |
Уровень энергопотребления, кВт/ч |
Произ-ведено продук-ции, тыс.руб. |
Выручка, тыс.руб. |
Расходы, тыс.руб. |
|||||||
Всего. |
В среднем на одно пред-приятие. |
В среднем на одного рабочего. |
Сырье/ |
Топливо |
Зара-ботная плата |
Прочие расходы |
Расходы в пользу рабочих |
|||||||
Всего, ед. |
В том числе малых, ед. |
|||||||||||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
Добыча полезных ископаемых C(CA-CB) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обрабатывающие производства D (DA-DN) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды E |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предложенная группировка показателей требует некоторых разъяснений: разделы производства (табл. 1, столб. 1) предполагают оценку всех видов экономической деятельности указанных в классификаторе ОКВЭД в разделах C, D. E. Под энерговооруженностью (табл. 1, столб. 5) мы будем понимать соотношение энергетической мощности предприятия в кВт, к числу рабочих. То есть это показатель, характеризующий количество энергии, приходящейся на производственную единицу, который рассчитывается как отношение средней годовой мощности всех энергетических установок к среднегодовой численности рабочих. Уровень энергопотребления (табл. 1, столб. 6-8) - это количество фактически затраченных энергоресурсов за исследуемый период. Расходы в пользу рабочих (табл. 1, столб. 15) - это расходы на медицинское обслуживание, предоставление жилища, страхование, затраты на повышение квалификации, в том числе организация профессионально-технических училищ и т.п. Все индикаторы (столб. 4-15) предлагается рассматривать в двух параметрах: 1. Всего: 2. В том числе МП.
В следующей таблице предложена группировка, позволяющая сравнивать уровни развития промышленности разных регионов (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика промышленного производства по ФО и субъектам РФ
Порядковые №№ |
Федеральные округа и субъекты Федерации |
Разделы производства |
|||
Добыча полезных ископаемых C (CA-CB) |
Обрабатывающие производства D (DA-DN) |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды E |
По всем группам |
||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
I. |
Центральный федеральный округ (18 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
II. |
Южный федеральный округ(6 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
III. |
Северо-Западный федеральный округ (11 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
IV. |
Дальневосточный федеральный округ (9 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
V. |
Сибирский федеральный округ (12 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
VI. |
Уральский федеральный округ (6 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
VII. |
Приволжский федеральный округ (14 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
VIII. |
Северо-Кавказский федеральный округ (7 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
Аналогичным образом разделы производства (табл. 2, столб. 3-5) предполагают оценку всех видов экономической деятельности, указанных в классификаторе ОКВЭД в разделах C, D. E. Мы предлагаем оценивать каждую из категорий (СА-Е, а также столбец «по всем группам») по следующим параметрам:
1. Число предприятий всего (ед.).
2. Число малых предприятий (ед.).
3.Число рабочих (тыс. чел.).
4. Произведено продукции (тыс. руб).
Оценка производится как по федеральным округам в целом, так и по отдельным субъектам РФ.
Аналогичный подход к формированию комплекса индикаторов применим и к сфере транспорта. Изучение малого предпринимательства в транспортной отрасли наиболее целесообразно в сфере маршрутного транспорта, так как этот вид деятельности является одним из репрезентативных примеров доступности и востребованности реальной предпринимательской активности рядового законопослушного гражданина. Индикативные оценки прибыльности маршрутного транспорта показывают превышение выручки над затратами в 2,5 раза.
Следовательно, возникает необходимость найти причину несуществования такой формы предпринимательства в данном сегменте. Маршрутное такси сегодня является одним из ключевых элементов обеспечения удобства и безопасности жизнедеятельности города, что, в сущности, совпадает с приоритетами целеполагания муниципального регулятора данного вида экономической деятельности. Тем более что условия для достижения этих целей очевидны, просты и доступны: поступление налоговых платежей, обеспечение комфортной мобильности горожан, самозанятости, а также появление сопутствующих сервисных, по отношению к данному виду деятельности, видов малого предпринимательства. Данный пример предпринимательской активности демонстрирует истинное назначение предпринимательства - обеспечение необходимого сочетания личной выгоды с общественной пользой [2].
На наш взгляд, оптимальным шагом к конструктивному преодолению сложившейся ситуации может стать проведение анализа указанной отрасли с помощью следующей группировки статистических показателей (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика автомобильного пассажирского транспорта
Показатели |
Муниципальный автомобильный пассажирский транспорт городского назначения |
Частный автомобильный пассажирский транспорт городского назначения |
Муниципальный автомобильный пассажирский транспорт междугороднего назначения |
Частный автомобильный пассажирский транспорт междугороднего назначения |
Число предприятий, всего, ед. Из них малых предприятий, ед. |
|
|
|
|
Количество транспортных средств (ед.): -Всего -Категория М1 -Категория М2 -Категория М3 |
|
|
|
|
Валовой доход, млн. руб. Валовой доход по подгруппе МП, млн. руб. |
|
|
|
|
Валовой расход, млн.руб. Валовой расход по подгруппе МП, млн. руб. |
|
|
|
|
Чистая прибыль, млн.руб. Чистая прибыль по подгруппе МП, млн. руб. |
|
|
|
|
Коэффициент безопасности, %. Коэффициент безопасности по подгруппе МП, %. |
|
|
|
|
Расход топлива, млн. руб. Расход топлива по подгруппе МП, млн. руб. |
|
|
|
|
Число занятых, тыс. чел. Из них число занятых, тыс. чел. по подгруппе МП |
|
|
|
|
Средняя оплата труда водителей |
|
|
|
|
Коэффициент безопасности, %. - предполагает учет числа ДТП, количества нарушений ПДД, нанесение материального ущерба, а также вреда жизни и здоровью человека в расчете на 1000 км.
Что касается раздела «Связь» в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, то сегмент малого предпринимательства мало возможен в тех видах экономической деятельности, которые в нем представлены. Но потребность в объективной, комплексной оценке данной отрасли, в рамках предмета настоящего исследования, безусловно, есть, так как она может (и должна) стать базовой для сопутствующих малых предприятий.
Таблица 4
Общая характеристика раздела ОКВЭД «Связь»
|
Почтовая деятельность (Деятельность национальной почты) |
Курьерская деятельность |
Сотовая связь |
Телефонная связь |
Интернет |
Деятельность в области передачи и распределения программ телевидения
|
Деятельность в области передачи и распределения программ звукового радиовещания |
Доходы, тыс.руб. |
|
|
|
|
|
|
|
Расходы, тыс.руб. В том числе: 1.Расходы по эксплуатации -всего - с привлечением МП 2.Расходы на новое оборудование - всего - с привлечением МП |
|
|
|
|
|
|
|
Число абонентов, тыс. чел. |
|
|
|
|
|
|
|
Социально-экономическое значение сельскохозяйственной отрасли трудно переоценить. И безусловно, в данной отрасли должно быть место формам малого предпринимательства. Климатогеографические особенности России предполагают разнообразие в оценках сельского хозяйства в зависимости от региона и сельскохозяйственной культуры, но объединение этих данных позволит увидеть комплексную ситуацию в развитии этой отрасли и участии в ней сегмента малого предпринимательства.
Таблица 5
Характеристика сельского хозяйства по ФО и субъектам РФ
|
Сельскохозяйственная культура |
|||||
Федеральные округа и субъекты Федерации |
Посевная площадь (тыс. Га) |
Валовой сбор (тыс. ц.) |
Урожайность (ц/Га) |
Посевная площадь МП (тыс. Га) |
Валовой сбор МП (тыс. ц.) |
Урожайность МП (ц/Га) |
Центральный федеральный округ (18 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
|
|
Южный федеральный округ(6 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
|
|
Северо-Западный федеральный округ (11 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
|
|
Дальневосточный федеральный округ (9 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
|
|
Сибирский федеральный округ (12 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
|
|
Уральский федеральный округ (6 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
|
|
Приволжский федеральный округ(14 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
|
|
Северо-Кавказский федеральный округ (7 Субъектов РФ) |
|
|
|
|
|
|
В качестве заключения следует еще раз отметить, что для развития малого предпринимательства в конкретных секторах реальной экономики необходимо, во-первых, создать иную по отношению к существующей группировку индикаторов, позволяющих оценить предпринимательский потенциал регионов и результативность проводимых мероприятий государственной поддержки в реальном секторе предпринимательства, и, во-вторых, обозначить приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства в реальном секторе экономики, с учетом сделанного вывода о том, что реальный сектор экономики - это сектор, состоящий из видов экономической деятельности, присутствие которых в экономической системе страны обусловлено общественной необходимостью для увеличения национального богатства, которое включает в себя не только материальные, но и нематериальные блага.
Критерием оценки восприятия предпринимательской средой качества регионального управления как результативного согласования интересов заинтересованных сторон и как механизм запуска процессов самоорганизации является «результативная предпринимательская активность» [3]. Нами предложены следующие направления развития регионов в целях укрепления национально-ориентированного предпринимательства в реальном секторе экономики (табл. 6).
Таблица 6
Направления развития предпринимательства в реальном секторе экономики
Направления развития предпринимательства |
|
Реализация направлений в конкретных проектах |
Транспортная и складская инфраструктура |
|
Проекты, направленные на поддержание благоприятной экологической среды |
|
Проекты, направленные на решение жилищных проблем (в т.ч. строительство) |
|
Торговая инфраструктура |
|
Проекты, направленные на развитие экономически отсталых районов области |
|
Проекты, направленные на осуществление инновационной деятельности |
|
Денежное обращение и кредит |
|
Мероприятия, направленные на модернизацию производственных мощностей |
Такое сочетание необходимых направлений развития предпринимательства может способствовать активизации этой формы жизнедеятельности с учетом экономических и социальных интересов государства.
Статья подготовлена в рамках выполнения гранта РГНФ № 13-32-01224 «Теоретико-методологические основы оценки предпринимательского потенциала регионов России в аспекте реальных рисков современной экономической жизни».
Рецензенты:
Гребенкин А.В., д.э.н., профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт государственного управления и предпринимательства, г. Екатеринбург.
Макарова И.В., д.э.н., доцент, зав.сектором комплексных проблем развития промышленности ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург.