Состояние и развитие современного общества определяют социальные, политические, экономические и экологические «вызовы» среды. В настоящее время общепризнано, что ключевую роль в переходе к устойчивому развитию цивилизации играет система образования. В обществе знаний ни одна ступень и ни один уровень образования не могут обеспечить его завершенности. Образование становится открытым и непрерывным, что обусловливает необходимость обновления подходов к подготовке педагогических кадров.
Признание современной наукой нелинейности образовательных процессов, неопределенности их воздействия на личность школьника требует теоретического обоснования и научно-методического обеспечения решения проблемы подготовки учителя-предметника, способного к профессиональной деятельности в динамично изменяющемся социокультурном пространстве, осознания им необходимости проектирования, организации и генерирования образовательной среды как предмета профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим стратегической задачей обучения в вузе становится придание открытости начальному этапу профессионального становления специалиста в области образования. Рассмотрение подготовки студентов в вузе как открытой, развивающейся системы соответствует сущности средового подхода, который становится методологическим основанием для подготовки педагогических кадров.
Средовой подход изначально имеет экологический фундамент и базируется на понимании роли среды в жизненной стратегии организмов. Исследования средового подхода обогатили теорию и практику образования разнообразием взглядов на гносеологические, праксиологические и ценностные аспекты образовательной среды, на функции педагога в среде, способствовали созданию моделей образовательной среды, определению ее структуры, содержания и границ.
Сегодня ведутся активные исследования образовательной среды различных учреждений (школы, вуза), исследуются вопросы психологической и экологической безопасности образовательной среды, влияния образовательной среды на мотивацию школьников и студентов к обучению, разрабатываются методики и технологии обучения в виртуальных образовательных средах. При этом подчеркивается значимость и новое качество деятельности учителя-предметника в динамично изменяющихся условиях среды.
Особое значение средовой подход имеет в подготовке студентов-биологов: среда традиционно изучается в качестве дидактической единицы биологических и экологических дисциплин, полевые практики и экскурсии в природу являются неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. В то время как в современной практике потенциал среды недостаточно востребован и в процессе профессиональной социализации специалиста в области образования, а понятие «образовательная среда» практически не представлено в содержании методической подготовки студентов в вузе как будущих педагогов-предметников.
В исследованиях современных ученых-методистов указывается на необходимость рассмотрения методической подготовки студентов-биологов как динамичной системы, функционирующей в единстве с внешней средой [1]. Согласно современным научным представлениям структура системы методической подготовки студентов включает целевой, проектировочный, содержательный, организационно-процессуальный и оценочно-результативный компоненты. Каждый из указанных компонентов системы тесно связан как с образовательной средой вуза, так и с внешней по отношению к ней образовательной средой.
В связи с тем, что понятие «внешняя среда» трактуется широко, полагаем, что изучение внешней по отношению к вузу среды целесообразно ограничить исследованием в определенных территориальных и ментальных границах. Выбор нами региональных границ среды обусловлен тенденцией регионализации в современном образовании, пониманием региона как социальной общности и как определенной территории, отличающейся от других территорий по ряду признаков и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [3].
В широком смысле эколого-образовательная среда рассматривается исследователями как экологический класс различного территориального ранга и как фактор развития экологической культуры учителя [2, 5]. Эколого-образовательная среда, которая реализует принцип «вживания» в экологическую ситуацию на основе сочетания чувственного и логического познания, способствует формированию образа территории [2]. Эколого-образовательное пространство высшего образования в статье Г.В. Рябковой [6] трактуется как часть социального пространства, в рамках которого осуществляется нормированная образовательная деятельность субъекта, направленная на усвоение экологической знаний, формирование умений и экологической культуры.
Эколого-образовательная среда региона рассматривается нами как фактор, оказывающий воздействие на все компоненты системы методической подготовки студентов-биологов, способствующий ее развитию, реализации потенциальных возможностей среды в обучении студентов.
Рассмотрение методической подготовки студентов-биологов как системы, развивающейся в условиях среды, актуализирует вопрос определения ее динамических характеристик. С этой целью на протяжении десяти лет нами проводилась опытно-экспериментальная работа, сущность которой заключалась в том, что в процессе методической подготовки студентов-биологов создавались условия для ее максимального взаимодействия с эколого-образовательной средой региона. На этапе констатирующего эксперимента проводилось изучение эколого-образовательной среды региона, определение ее функций, выявление ее потенциала в методической подготовке студентов.
На формирующем этапе экспериментальная работа осуществлялась в следующих направлениях:
- организация системного сетевого взаимодействия участников методической подготовки (студентов, преподавателей, специалистов научных, культурных и производственных учреждений и организаций региона) с целью ее распространения в эколого-образовательную среду региона;
- создание методических ресурсов для экспериментального обучения студентов;
- разработка контрольно-измерительных материалов для определения качества методической подготовки студентов в условиях ее максимального взаимодействия с эколого-образовательной средой.
Под системным сетевым взаимодействием мы понимаем построение структуры методической подготовки в эколого-образовательной среде региона, включающее:
- поиск потенциальных учебных площадок (научных, культурных, производственных структур, обладающих образовательным потенциалом в обучении школьников биологии);
- взаимодействие их сотрудников с преподавателями вуза для проектирования и организации процесса;
- реализация методической подготовки студентов в условиях ее взаимодействия с эколого-образовательной средой региона.
В результате происходил переход от кластерной к сетевой организационной структуре методической подготовки студентов. «Экологические ниши» эколого-образовательной среды как социокультурной системы постепенно осваивались участниками процесса обучения, что способствовало адаптации системы методической подготовки студентов и эколого-образовательной среды региона.
Разработка методических ресурсов для экспериментального обучения студентов включала проектирование содержания дисциплин вариативного компонента, объединенных в содержательный блок «Возможности эколого-образовательной среды региона в обучении школьников биологии». Содержание методической подготовки студентов в опытно-экспериментальных условиях обогащалось знаниями об эколого-образовательной среде региона и методологии средового подхода к обучению школьников биологии за счет понятийного аппарата средового подхода: образовательная среда, потенциал, факторы, ресурсы, структура и экспертиза образовательной среды; актуализировалось сочетанием методической деятельности с другими видами деятельности учителя в среде: коммуникативной, экспертной, рефлексивной; дополнялось необходимостью формирования убеждений студентов в ценности средового подхода в методической деятельности учителя биологии. В процессе экспериментальной работы применялись активные формы и методы обучения студентов (методические тренинги, рефлексивно-методические практикумы, решение ситуационных задач) с привлечением внешних специалистов. В качестве средств обучения применялись специально разработанные методические материалы: региональные программы, учебные пособия, рабочие тетради для школьников и студентов.
В результате экспериментальной работы система методической подготовки студентов расширялась в региональную образовательную среду, происходили внутренние трансформации компонентов системы, методическая подготовка по отношению к субъектам учебного процесса становилась образовательной средой.
На основании методики экспертизы образовательной среды В. А. Ясвина [4] нами выделены три параметра, позволяющие рассматривать методическую подготовку студентов-биологов как динамичную систему, включенную в эколого-образовательную среду:
- широта диапазона распространения системы в эколого-образовательную среду региона;
- обобщенность и согласованность целей системы методической подготовки и требований эколого-образовательной среды региона к учителю-предметнику - степень использования возможностей среды системой методической подготовки;
- мобильность и адаптивность системы методической подготовки к эколого-образовательной среде региона - способность системы и среды к эволюционным изменениям.
Первый параметр включает элементы сетевой структуры методической подготовки, связи между элементами, границы функционирования системы и отражает открытость системы методической подготовки студентов в эколого-образовательную среду региона.
Второй параметр включает наличие концепции развития системы методической подготовки студентов в эколого-образовательной среде региона, реализацию совместных форм методической деятельности, включенность участников методической подготовки в процесс совместной деятельности и отражает векторность развития системы методической подготовки в эколого-образовательной среде региона.
Третий параметр включает мобильность целей, содержания, форм, методов, средств обучения и отражает «комплементарность» системы методической подготовки студентов «вызовам» среды.
Для определения всех указанных параметров использовали метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступили преподаватели вузов и внешние специалисты. Эксперты оценивали динамические параметры системы методической подготовки студентов до начала опытно-экспериментальной работы (констатирующий этап) и после (формирующий этап) в границах опытно-экспериментального региона (Мурманской области) по балльной шкале. При этом минимальный балл за каждый параметр равнялся 0.3, максимальный - 3.75.
Для определения достоверности полученных результатов применялся ранговый U-критерий Уилкоксона (Манна - Уитни) [3].
В таблице 1 приведены сведения о результатах экспертной оценки динамических параметров системы методической подготовки студентов на этапе констатирующего эксперимента.
Таблица 1
Результаты экспертной оценки динамических параметров системы методической подготовки студентов-биологов в Мурманской области на этапе констатирующего эксперимента
Э П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Среднее значение |
Ш |
1.5 |
1.5 |
0.9 |
0.9 |
1.2 |
1.2 |
1.5 |
1.1 |
1.1 |
1.1 |
1.2±0.07 |
О |
1.1 |
1.5 |
0.9 |
1.2 |
1.5 |
1.5 |
0.9 |
1.2 |
1.1 |
1.1 |
1.2±0.07 |
М |
1.2 |
1.2 |
0.9 |
0.9 |
1.5 |
1.5 |
1.5 |
1.1 |
1.1 |
1.1 |
1.2±0.07 |
Примечание: Э - эксперт; П - показатель; Ш - широта диапазона распространения системы методической подготовки студентов в эколого-образовательную среду региона; О - обобщенность целей методической подготовки студентов и требований эколого-образовательной среды региона к учителю - предметнику; М - мобильность и адаптивность системы методической подготовки студентов и эколого-образовательной среды региона.
В таблице 2 приведены сведения о результатах экспертной оценки динамических параметров системы методической подготовки студентов на этапе формирующего эксперимента.
Из таблиц видно, что эксперты оценили состояние динамических параметров системы подготовки студентов-биологов до проведения эксперимента в среднем на 1.2 балла, после проведения эксперимента - в среднем на 2.9-3.2 балла. Сравнение данных показателей с помощью критерия Уилкоксона установило, что выявленная разница достоверна (Uк = 16; для всех трех показателей Uф = 0; p < 0.01).
Таблица 2
Результаты экспертной оценки динамических параметров системы методической подготовки студентов-биологов в Мурманской области на этапе формирующего эксперимента
Э П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Среднее значение |
Ш |
3.75 |
3.20 |
2.10 |
3.20 |
2.10 |
3.75 |
3.75 |
3.20 |
2.10 |
2.10 |
2.93±0.24 |
О |
3.75 |
3.75 |
3.20 |
3.20 |
3.20 |
3.75 |
3.20 |
3.20 |
3.20 |
2.10 |
3.26±0.15 |
М |
3.75 |
3.20 |
3.20 |
3.20 |
3.20 |
3.75 |
3.75 |
3,75 |
2.10 |
2.10 |
3.20±0.20 |
Таким образом, можно предположить, что экспериментальная работа приводит к значительным изменениям состояния системы методической подготовки: расширяет ее во внешнюю среду, делает более мобильной и адаптивной к условиям среды, обобщает и согласует цели методической подготовки студентов-биологов и требования среды к выпускнику.
Для того чтобы подчеркнуть, что именно экспериментальное обучение, а не первоначальный уровень подготовки студентов способствует развитию системы методической подготовки, нами было проведено сравнение полученных в опытно-экспериментальном регионе данных с результатами аналогичного исследования, проведенного в другом регионе - Вологодской области. В этом регионе экспериментальная работа не проводилась, и эксперты оценивали состояние системы методической подготовки в условиях традиционного обучения. Результаты экспертной оценки динамических параметров системы в Вологодской области представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты экспертной оценки динамических параметров системы методической подготовки студентов-биологов в Вологодской области
Э П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Среднее значение |
Ш |
1.50 |
1.50 |
1.50 |
1.50 |
2.05 |
1.45 |
0.90 |
2.15 |
0.40 |
2.65 |
1.56±0.20 |
О |
1.60 |
1.10 |
1.00 |
2.20 |
2.15 |
1.50 |
1.00 |
1.60 |
1.10 |
2.65 |
1.59±0.18 |
М |
1.30 |
1.30 |
0.80 |
0.80 |
0.80 |
1.20 |
0.80 |
1.85 |
0.70 |
3.35 |
1.29±0.26 |
Было установлено, что статистически значимой разницы между экспертными оценками всех трех параметров среды в Мурманской области на этапе констатирующего эксперимента и в Вологодской области не выявлено (Uк = 16; для широты Uф = 28, для обобщенности Uф = 30,5, для мобильности Uф = 40; p > 0.05). С другой стороны, оценка экспертами параметров среды в Мурманской области на этапе формирующего эксперимента была достоверно более высокой по сравнению с оценкой в Вологодской области (Uк = 16; для широты Uф = 8, для обобщенности Uф = 3, для мобильности Uф = 6; p < 0.01).
Таким образом, полагаем уместным утверждать, что проведенное нами экспериментальное обучение позволяет системе методической подготовки студентов развиваться в динамических условиях территории регионального масштаба и реализовывать потенциал эколого-образовательной среды региона в профессиональном становлении студентов-биологов.
Рецензенты:
Левитес Д.Г., д.п.н., профессор, Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск.
Семчук Н.М., д.п.н., профессор, Астраханский государственный университет, г. Астрахань.