В последние годы в Китайской Народной Республике остро стоит проблема подготовки учителей изобразительного искусства, владеющих на высоком уровне не только педагогической, но и изобразительной деятельностью. Кроме того, реформы в сфере профессионально-педагогического образования диктуют потребность в обосновании, моделировании, конструировании и реализации процесса обучения будущих учителей изобразительному искусству, который учитывал бы как особенности национальной культуры Китая, так и явления, обусловленные процессами глобализации в сфере образования. Для будущего учителя изобразительного искусства наиболее значимыми сферами профессиональной деятельности выступают педагогическая и изобразительная деятельности. Первая осваивается в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и педагогической практики, вторая - в процессе изучения изобразительного искусства.
В преподавании изобразительного искусства в педагогических вузах современного Китая можно выделить три направления.
Первое направление можно назвать академическим. Оно базируется на российском опыте преподавания специальных дисциплин. По примеру России основой обучения изобразительному искусству становится освоение студентами академических приемов рисунка и живописи. Большое значение придается систематическим занятиям по теории и истории искусства, формированию навыков, характерных для школы реалистического искусства. Большое внимание уделяется показу приемов работы с живописными материалами, демонстрации различных техник живописи, принятых в реалистическом искусстве. Одновременно много времени уделяется анализу индивидуальной манеры рисунка и живописи разных художников. Методика реализации академической системы обучения рисунку и живописи дает хорошие результаты в работах студентов, однако не является вполне благоприятной для выработки у них собственного стиля, собственной манеры письма [4]. Академическому направлению в обучении студентов педагогических вузов изобразительному искусству отвечают классические дидактические принципы. Цели и содержание обучения изобразительному искусству в художественно-педагогическом образовании Китая отвечают принципу систематичности и последовательности обучения. Учебный процесс строится на основе принципа перехода от простого к сложному, от легкого к трудному.
Сторонники второго (традиционного) направления акцентируют внимание на необходимости обучения студентов педагогических вузов приемам традиционной китайской живописи. Это направление базируется на традиционных для Китая философских направлениях (конфуцианство, даосизм) и имеет в своей основе китайскую традицию в понимании прекрасного, когда особое место уделяется понятиям «удивительное» (ци) и «искусное» (цяо). В этом плане характерно обращение к традиционным приемам китайской живописи Гохуа. По специальности Гохуа основной упор делается на усвоение изображения сложных предметов в соответствии с духом традиционной китайской картины, поощряется использование всех возможностей изобразительного языка и собственного творческого потенциала студента [3]. Но очень часто в основе обучения Гохуа лежит академическая система преподавания, базирующаяся на традиционных дидактических принципах и хорошо отработанных академических методиках, что вступает в противоречие с философией китайского изобразительного искусства и не позволяет освоить приемы и формы традиционного китайского изобразительного искусства во всей полноте.
Третье, инновационное, направление связано с усилением западного влияния в живописи Китая. Его сторонники выступают за реформирование традиционной живописной техники (как академической, так и национальной) на основе внедрения элементов современного европейского и американского искусства. Однако концептуальные основы, принципы, формы и методы обучения студентов педагогических вузов приемам современного западного изобразительного искусства недостаточно разработаны, что ограничивает инновационное направление довольно узкими рамками.
После проведения реформ, в результате которых Китай стал открытым государством, после начала интеграции Китая в мировую образовательную систему художественно-педагогическое образование в Китае стало адаптироваться к требованиям времени, были внесены некоторые изменения в учебные планы и программы изучения рисунка, живописи, скульптуры, прикладного искусства, но в целом процессы преподавания изобразительного искусства (концептуальные основы, цели, содержание, методы обучения) остаются консервативными: в университетах и педагогических колледжах преподаватели по-прежнему ориентируются при организации процесса обучения на принципы и методы классической дидактики, недостаточно внимания уделяется инновационному направлению в преподавании изобразительного искусства.
Анализ учебных планов и программ, а также практики обучения изобразительному искусству в педагогических вузах Китая позволил выявить ряд проблем, препятствующих решению в полной мере задач профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства. Эти проблемы можно разделить на три группы.
Первая группа - проблемы, связанные с организацией обучения. Одна из них заключается в недостаточном внимании к обучению студентов инновационным техникам в изобразительном искусстве. Система образования в Китае испытывает острую потребность в свежих, ярких идеях, позволяющих так организовать учебный процесс, чтобы студенты освоили современные изобразительные техники, научились выражать свой внутренний мир с помощью разнообразных изобразительных средств, наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал. В первые два года обучения в университете основным в обучении изобразительному искусству является реалистическое направление. Одновременно преподаются рисунок, композиция, живопись, дизайн, что позволяет существенно расширить круг знаний и изобразительных умений студентов. Однако круг изобразительных техник, с которыми знакомятся студенты, остается при этом крайне ограниченным. После первых двух лет ведущее место в обучении занимают специальные курсы, которые, как правило, делятся на традиционную китайскую живопись и академическую живопись маслом. Студенты могут выбрать в зависимости от их собственных интересов и профессиональной компетентности одно из этих направлений. Лишь в последнем семестре студенты получают возможность для свободной творческой деятельности. Они могут творить в классическом стиле, выбрать любое из направлений современной живописи, абстракционизм, компьютерную графику, что позволяет им наиболее полно реализовать свои творческие способности. Недостатком такой организации обучения является отсутствие четких эстетических норм, на которые должны ориентироваться студенты в своей изобразительной деятельности. Что касается педагогических колледжей, то там преобладают традиционные подходы к преподаванию изобразительного искусства в рамках академического направления, слабо внедряются компьютерные технологии, что снижает качество обучения и не способствует общему развитию студентов.
Еще одна проблема организационного характера - слабая связь специальных и психолого-педагогических дисциплин. В процессе подготовке учителей изобразительного искусства ведущая роль принадлежит специальным дисциплинам, т.е. подготовке студентов к изобразительной деятельности. Что касается психолого-педагогических дисциплин, то им уделяется недостаточно внимания. Акцент делается на теоретических знаниях, которые, как правило, носят неоправданно отвлеченный характер, имеют слабую связь с практической деятельностью учителя изобразительного искусства. Преподается главным образом классическая дидактика, что не позволяет познакомить студентов с современными способами развития творческих способностей детей. Методика преподавания изобразительного искусства, как правило, не соотносится с определенным направлением в изобразительном искусстве, с определенной изобразительной техникой и имеет характер общих рекомендаций; чаще всего речь идет о методике преподавания в рамках академического направления. Со стороны студентов часто наблюдается формальное отношение к изучению психолого-педагогических дисциплин, непонимание их значения в деятельности учителя изобразительного искусства, что затрудняет их включение в профессионально-педагогическую деятельность, снижает качество этой деятельности, приводит к неудачам во время педагогической практики и в итоге препятствует их профессиональной самореализации.
В качестве значимой проблемы организационного характера, существенно влияющей на качество подготовки учителей изобразительного искусства, можно отметить недостатки в организации педагогической практики студентов. Учебная практика является важной частью педагогического образования, однако она часто превращается в простую формальность; при организации практики отсутствует индивидуальный подход, вследствие чего практика не выполняет своих задач. В последние годы органы управления образованием, осознав серьезность этой проблемы, принимают меры для ее решения, однако недостаток базовых школ, стереотипный взгляд на педагогическую практику как на нечто второстепенное по сравнению с аудиторными занятиями затрудняют ее решение. На данную проблему можно посмотреть и более широко - через призму связи процесса преподавания изобразительного искусства с широким культурным контекстом. Учебный процесс в сфере художественно-педагогического образования Китая организован таким образом, что студенты редко имеют возможность в организованном порядке посетить музей, увидеть подлинные произведения искусства - знакомство с шедеврами живописи, графики, скульптуры зависит от их индивидуальных предпочтений, ответственности, степени интереса к искусству.
Вторая группа проблем отражает недостатки в содержании обучения изобразительному искусству. В университетах, где осуществляется подготовка учителей изобразительного искусства, существуют курсы теории изобразительного искусства, истории отечественного и зарубежного искусства, но времени на них отводится неоправданно мало. В результате студенты лишь запоминают имена некоторых известных художников, скульпторов и их работ, испытывают затруднения в понимании эстетического смысла и культурного контекста, в котором было создано то или иное произведение, у них отсутствует глубокое понимание искусства. Сложившаяся ситуация негативно влияет и на качество изобразительной деятельности будущих учителей, поскольку ведет к нарушению единства знаний и умений.
Третья группа проблем, возникающих в процессе обучения будущих учителей изобразительному искусству, связана с методами обучения. В преподавании теоретических дисциплин преобладают традиционные методы обучения, разработанные в рамках классической дидактики - лекция, рассказ, беседа репродуктивного характера, подготовка докладов и рефератов. Такие методы обучения ориентируют студентов на простое запоминание и воспроизведение материала, а не на выявление смыслов, заключенных в разнообразных явлениях культуры, в произведениях искусства. В процессе изучения студентами теории искусства практически не применяются проблемный подход, интерактивные образовательные технологии, элементы развивающего и эвристического обучения. Не получили распространения идеи смысловой дидактики, диалога культур, герменевтического подхода в обучении, позволяющие понять культурный контекст возникновения того или иного произведения, направления в искусстве, раскрыть культурные смыслы произведений изобразительного искусства и являющиеся в силу этого особенно перспективными при изучении теории изобразительного искусства. Все это ограничивает возможности творческого самовыражения студентов, затрудняет поиск ими собственного стиля изобразительной деятельности, препятствует формированию критичности мышления, необходимой для выбора собственного творческого пути.
Что касается практических занятий, то методики обучения изобразительному искусству являются авторскими и имеют ярко выраженный индивидуальный характер, поскольку их авторами-разработчиками являются художники-мастера, обучающие студентов. Преобладающей формой обучения является индивидуальная, предполагающая непосредственное взаимодействие студента и преподавателя. Преподаватель, как правило, обучает студента собственной манере выполнения рисунка, живописного произведения и т.п., а не формирует у него собственный стиль.
Для решения перечисленных проблем необходима в первую очередь разработка концептуальных (философских и дидактических) основ процесса обучения изобразительному искусству. Учитывая структуру педагогической концепции [5], необходимо четкое определение ценностных ориентиров, мировоззренческих положений, философских направлений, на основе которых будет выстраиваться процесс обучения изобразительному искусству в педагогическом вузе. В основе концептуальных положений обучения изобразительному искусству лежат представления о прекрасном и безобразном, об отношении искусства и действительности, об особенностях постижения мира и человека посредством искусства. Не менее важны представления о том, каким образом человек учится отображать окружающий мир посредством искусства, разработанные с учетом достижений современной эстетики и психологии [2]. Чрезвычайно важными являются представления об основах взаимодействия учителя и ученика. Такое взаимодействие может либо базироваться на безусловном авторитете учителя, либо быть основано на признании за учеником права на выбор собственного пути в искусстве, на самовыражение, на творческую самореализацию. Философские идеи позволят выработать принципы отбора содержания обучения изобразительному искусству, выстроить логику организации образовательного процесса, сформулировать принципы, отобрать методы, организационные формы, технологии обучения. Необходимы также поиск и обоснование таких методов, форм, приемов обучения изобразительному искусству, которые, во-первых, отличались бы воспроизводимостью, т.е. имели бы общую основу и в силу этого могли быть применены любым преподавателем, а во-вторых, были бы направлены не на копирование изобразительной манеры мастера-преподавателя, а на формирование у студента собственного стиля в том или ином виде изобразительного искусства.
Разработка концептуальных основ обучения изобразительному искусству должна осуществляться с учетом специфики каждого из трех направлений - академического, традиционного, инновационного, поскольку различия между ними носят качественный характер и не могут осуществляться на единой философской, дидактической и технологической основе.
Концепция обучения изобразительному искусству должна выстраиваться с учетом важной роли психолого-педагогических дисциплин в профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства, что предполагает продуманную систему межпредметных связей по содержательной и процессуальной линиям.
Еще один способ решения проблем, существующих в настоящее время в сфере подготовки учителей изобразительного искусства, заключается в освоении будущими учителями способов деятельности, обеспечивающих реализацию диалога культур. Под диалогом культур В.С. Библер понимает ситуацию взаимодействия принципиально несводимых друг к другу «культур мышления, различных форм разумения» [1]. В настоящее время как никогда остро ощущается потребность в организации диалога с иными культурами, необходимость учета в процессе изучения изобразительного искусства современных тенденций в мировой живописи и других видов изобразительного искусства. Это позволит обогатить имеющийся у будущих учителей «веер возможностей» при выборе собственного стиля изобразительной деятельности, создаст более благоприятные возможности для индивидуализации обучения.
В основе художественно-педагогического образования должно лежать умение студента воспринимать и понимать искусство в различных его проявлениях, видеть все разнообразие искусства, отличать подлинную красоту произведений искусства от мнимой. При существующей системе оценивания взгляд студентов на искусство является неоправданно узким. Соблюдение строгих канонов в обучении живописи, скульптуре, ограничение реалистическим направлением в искусстве не позволяет студентам с достаточной степенью полноты понять сложный и многообразный язык искусства. Студенту необходимо дать более широкое видение искусства - от точного воспроизведения объектов действительности до освоения многообразных выразительных средств современного искусства, научить его с помощью цвета и пластики передавать различные эмоциональные состояния, настроения, обеспечить овладение им различными средствами художественной выразительности, научить его работать с разными материалами, развить воображение, предоставить свободу творчества. Этому будет способствовать как расширение круга учебных дисциплин, так и реализация в образовательном процессе концептуальных положений теории диалога культур.
Решению перечисленных выше проблем будет способствовать и целенаправленная подготовка будущих учителей к осознанному выбору собственного стиля изобразительной деятельности. Однако решение этой узкой задачи может быть успешным лишь в том случае, если студенты способны видеть несколько открывающихся перед ними возможностей, могут определить, какая из них в наибольшей степени соответствует их личностным качествам и индивидуальным особенностям, составить обоснованный план действий в рамках избранного пути, выбрать наиболее подходящие для них способы деятельности. Поэтому реализация данного условия предполагает овладение студентами общим «алгоритмом» выбора, что достигается благодаря применению в процессе обучения ситуаций выбора.
Важным способом решения существующих в настоящее время проблем является расширение и углубление содержания теоретических дисциплин - философии, истории культуры, особенно истории китайской мысли, изучение истории китайской культуры. Это позволит студентам иметь полное представление о культуре человечества, о языке искусства, а не просто вспомнить имя художника и его работы, обеспечит глубокое понимание социокультурного контекста творчества художников и скульпторов, формирование способности анализировать произведения искусства. Следует поощрять студентов в изучении философии, литературы, музыки, расширять их кругозор. Изобразительное искусство - это не система учебных дисциплин, а феномен духовной культуры, поэтому важно иметь полное и глубокое представление о сложном пути его развития в различные эпохи в контексте культурных достижений человечества.
Таким образом, перспективы обучения студентов педагогических вузов Китая изобразительному искусству связаны с концептуализацией, вариативностью и индивидуализацией обучения.
Рецензенты:
Куликова С.В., д.п.н., профессор, зам. зав. кафедрой педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.
Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики преподавания истории, обществоведения и права Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.