Конкурентоспособность государства на мировом рынке предопределяет устойчивость воспроизводства инновационного предпринимательства как важного фактора развития современной знаниевой экономики, где основным ресурсом выступает человек, способный создавать и внедрять инновации в своей профессиональной деятельности.
Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятая 3 апреля 2013 года определяет основные инструменты и механизмы государственного регулирования, обеспечивающие решение ключевых задач в области инновационного социально ориентированного развития экономики на период до 2020 года. Она включает в себя девять подпрограмм, среди которых наиболее значимой выступает подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» [2]. Необходимо отметить, что доля малых предприятий в ВВП развитых стран составляет 35-40%, в государствах Европы этот показатель достигает почти 70%, в США малый бизнес дает около 50% всех нововведений и новейших технологий. По данным Московской международной бизнес-ассоциации, доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 10% [4; 8]. Данный факт свидетельствует о необходимости совершенствования как самой предпринимательской деятельности, её правовой, социальной и экономической сфер, так и развития инновационного личностного потенциала предпринимателя.
В исследованиях ученых (А.Н. Асаул, П. Друкер, О.И. Титова и др.) представлены различные трактовки понятия «предпринимательская деятельность» [1; 3; 7]. Рассмотрим сущность понятия «предпринимательская деятельность» (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Сущность предпринимательской деятельности
Анализируя различные подходы к раскрытию сущности данного понятия, необходимо заметить, что сам предприниматель выступает в роли инноватора и субъекта своей деятельности, реализующего инновационные проекты и обладающего для успешной деятельности личностным потенциалом и определенными профессиональными качествами.
Понятие личностный потенциал, прежде всего, связывается с характеристиками, определяющими систему движущих сил духовного развития, мотивацию и самооценку. Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать интересы и добиться своих целей. Сложность и многомерность способностей человека позволяет рассматривать его потенциал как систему всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально значимых способностей, как актуализированных, так и резервных.
Мы разделяем позицию Ю.В. Сметановой в том, что личностный потенциал – это качество ресурсной составляющей инновационной направленности предпринимательской деятельности. Содержательная характеристика личностного потенциала раскрывается через вариативные компоненты, к которым относятся ценностные и карьерные ориентации, наличие экзистенциальных оснований вхождения в инновационную и предпринимательскую деятельность и личностно-деятельностное намерение их успешной реализации [6]. Проявление на практике данных компонентов позволяют предпринимателю занять субъектную позицию в инновационной деятельности.
Д. МакКлеланд в оценке личных качеств предпринимателей главным условием считает мотивацию на успех, основу которой составляют новаторство, обоснованная рискованность действий, уверенность в себе; упорство, постановка целей, ответственность [9; 10].
Особую значимость приобретают новаторство и целеустремленность. Умение ставить цель, определять перспективу и находить пути ее достижения, отличающиеся новизной, оригинальностью, увлекательностью и требующие творческого подхода, по сущности, и определяют потенциал развития, который может быть использован. Вероятность его реализации зависит от волевых качеств (упорство, уверенность в себе), обеспечивающих динамику действий к достижению цели (потребность в независимости и самостоятельности, желание изменить существующее положение). Стремление к изменениям может быть связано с неудовлетворенностью имеющимися условиями, а, может быть, и с желанием попробовать себя в чем-то новом, претворить свою идею, изобретение в жизнь. Другими словами, ситуация может быть успешной или неуспешной. В первом случае импульсом для занятия предпринимательством будет потребность в новизне дела, а во втором – желание добиться успеха, избавиться от неудач, зависимости.
Общепризнанный факт, что предпринимателями становятся не под внешним давлением, а по внутренним причинам. Поэтому особую значимость приобретает системный подход в решении задачи активизации малого инновационного предпринимательства. Системность определяется в видении проблемы в целом, в единстве составляющих элементов предпринимательской активности. Исходя из этого, процессы инновации необходимо рассматривать во взаимосвязи внутренних и внешних факторов, определяющих условия эффективного использования этих ресурсов.
Производственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия содержат в своей основе глубокие когнитивные, социально-психологические и культурно-этические корни, требующие активизации инновационной направленности предпринимателей. В свете этого особую важность приобретают исследования, направленные на определение способностей, адекватных сущности и характеру инновационной деятельности и условиям ее осуществления. Следовательно, важным условием успешности инновационной предпринимательской деятельности выступает личностный потенциал, его способность к самоорганизации и самореализации. Это достигается за счет системной организации убеждений, ценностных установок, наличия таких индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают не только устойчивость к негативным воздействиям внешнего мира, но и развитие, и саморазвитие самого предпринимателя.
Личностный потенциал предпринимателя может быть представлен и через его социально-психологический портрет, определяемый следующей совокупностью качеств: интеллект; креативность; обучаемость; эвристичность; когнитивность; рефлексивность; мотивация к успеху; прагматизм; ценностные ориентации, деловая активность, реакция [5].
Пространство предпринимательской деятельности включает в себя внешнюю (макроокружение и непосредственное окружение) и внутреннюю среды. Задача состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между внутренним потенциалом предпринимателя и внешней средой, что достигается за счет инноваций, создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности ресурсы. В процессе взаимодействия с внешней средой необходима такая инновационная предпринимательская деятельность, которая, прежде всего, обеспечивать устойчивое развитие в условиях конкурентного воздействия.
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы, что открывает новые возможности и создает благоприятные условия, либо создает дополнительные трудности и ограничения. Для того, чтобы успешно выживать, необходимо уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться. Поэтому при изучении внешней среды концентрируется внимание на выяснении угроз и возможностей её рационального использования. Выявление условий активизации инновационного предпринимательства осуществляется при анализе внутренних параметров среды, в совокупности определяющих личностный потенциал предпринимателя.
Личностный потенциал предпринимателя рассматривается как интегральный показатель мотивации к достижениям, креативности и целевой направленности. Все это подвержено воздействию извне, которое как способствует, так и ограничивает его формирование и развитие. Исходя из этого, конструкты личностного потенциала рассматриваются в их пересечении с влиянием внешних факторов и, таким образом, определяются точки роста. В соответствии с этим представляется модель формирования и развития личностного потенциала предпринимателя, задающая основу определения его алгоритма (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Точки роста личностного потенциала предпринимателя
В предлагаемой модели точки пересечения действия внешних и внутренних факторов определяют так называемые точки роста, которые разбиваются на четыре блока по представленным группам ситуационных факторов:
1 блок – базовая основа внешнего воздействия (определяет правовое поле инновационной политики на государственном и региональном уровне, стимулирует творческую активность под влиянием возможности открытия собственного дела, быть независимым и самостоятельным в решении своих задач, решение которых требует нестандартного инновационного подхода и активности в действиях);
2 блок – условия, обеспечивающие целенаправленность действий предпринимателя и их продуктивности, становление общественного статуса, что во многом определяется социокультурными особенностями общества, его ценностями, традициями и отношениями;
3 блок – рыночная конъюнктура, актуализирующая способность к когнитивности, быстрой реакции на открывающиеся возможности на основе прагматизма, ориентированного на выгоду, умения творчески решать возникающие проблемы;
4 блок – информация о новациях, практически стимулирующая все составляющие личностного потенциала: творческие способности предпринимателя, эвристичность мышления, когнитивность, быструю реакцию на возможность их использования, на основе трезвого расчета, определяющего выгоду, и возможность самореализации и повышения общественного статуса.
Совокупность блоков и составляет основу процесса формирования и развития инновационного личностного потенциала предпринимателя, где определяющими показателями выступают конструкты:
- креативность как результат эвристичности мышления, рефлексии, когнитивности;
- мотивация к достижениям как субъективная оценка своей компетентности в определении и возможности реализации своей цели;
- ценностные ориентации, задающие направленность действиям, в основе которых активность и прагматизм.
Знание способностей предпринимателей в контексте их взаимодействия с органами власти, партнерами, научными организациями, конкурентами является важным этапом активизации инновационного развития. Для выживания и развития предприниматель должен не только приспосабливаться к происходящим изменениям, предвосхищать, но в чем-то и задавать их. Действия высококлассного предпринимателя напоминают поведение высококлассного ученого: он умеет обнаружить в информации скрытый смысл. Постоянный возврат с новых позиций к прежней цели, поиск альтернативных путей к ее достижению — важные аспекты менталитета предпринимателя.
Происходящие изменения внешней и внутренней сред влияют как на окружение, так и на самого предпринимателя, в следствие чего его отношение может быть как проактивным, так и пассивным. Инновационный предприниматель не просто реагирует на изменения, а сам проявляет интерес к изменениям, т.е. проактивен. Способности предпринимателя в совокупности определяют его инновационный потенциал, активность действий в создании, использовании и развитии нового продукта, технологии или услуг.
Малое и среднее предпринимательство обладают более высоким уровнем стратегической гибкости, оперативно реагируют на изменения рынка и, следовательно, развитие инновационного личностного потенциала предпринимателя обеспечит способность к рыночным инновациям.
Рецензенты:
Омаров М.М., д.э.н., профессор, декан факультета управления персоналом Новгородского регионального отделения Вольного экономического общества России, г. Великий Новгород.
Омарова Н.Ю., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г.Великий Новгород.