Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SKILLS DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEUR: CONTEXT-COMPETENCE APPROACH

Myasnikova S.V. 1 Fedotova G.A. 1
1 «Yaroslav the Wise Novgorod State University», the Ministry of Education and Science of Russian Federation
Considering innovative entrepreneurship as an important factor in the development of a modern knowledge economy, the essence of the concept of «entrepreneurship», «human potential entrepreneur». Identified content characteristics of personal potential through optional components: value and career orientations, the presence of existential grounds of entering into innovative and entrepreneurial activities and personal activity intention to their successful implementation. Discloses the impact of external and internal environments on the development of innovative personal potential entrepreneur. Personal potential entrepreneur is represented through its socio-psychological portrait. Defined points of growth of personal potential entrepreneur. Parameters of process of formation and development of innovative personal potential entrepreneur: creativity, as a result euricability thinking, reflection, cognition; motivation for achievements, as a subjective assessment of their competence in the definition and possibilities of the realization of its goals; value orientation, specify the orientation of action, the basis of which the activity and pragmatism
subjective position.
personality
innovative entrepreneur
growth points
personal potential
development
entrepreneurship

Конкурентоспособность государства на мировом рынке предопределяет устойчивость воспроизводства инновационного предпринимательства как важного фактора развития современной знаниевой экономики, где основным ресурсом выступает человек, способный создавать и внедрять инновации в своей профессиональной деятельности.

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятая 3 апреля 2013 года определяет основные инструменты и механизмы государственного регулирования, обеспечивающие решение ключевых задач в области инновационного социально ориентированного развития экономики на период до 2020 года. Она включает в себя девять подпрограмм, среди которых наиболее значимой выступает подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» [2]. Необходимо отметить, что доля малых предприятий в ВВП развитых стран составляет 35-40%, в государствах Европы этот показатель достигает почти 70%, в США малый бизнес дает около 50% всех нововведений и новейших технологий. По данным Московской международной бизнес-ассоциации, доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 10% [4; 8]. Данный факт свидетельствует о необходимости совершенствования как самой предпринимательской деятельности, её правовой, социальной и экономической сфер, так и развития инновационного личностного потенциала предпринимателя.

В исследованиях ученых (А.Н. Асаул, П. Друкер, О.И. Титова и др.) представлены различные трактовки понятия «предпринимательская деятельность» [1; 3; 7]. Рассмотрим сущность понятия «предпринимательская деятельность» (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Сущность предпринимательской деятельности

Анализируя различные подходы к раскрытию сущности данного понятия, необходимо заметить, что сам предприниматель выступает в роли инноватора и субъекта своей деятельности, реализующего инновационные проекты и обладающего для успешной деятельности личностным потенциалом и определенными профессиональными качествами.

Понятие личностный потенциал, прежде всего, связывается с характеристиками, определяющими систему движущих сил духовного развития, мотивацию и самооценку. Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать интересы и добиться своих целей. Сложность и многомерность способностей человека позволяет рассматривать его потенциал как систему всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально значимых способностей, как актуализированных, так и резервных.

Мы разделяем позицию Ю.В. Сметановой в том, что личностный потенциал – это качество ресурсной составляющей инновационной направленности предпринимательской деятельности. Содержательная характеристика личностного потенциала раскрывается через вариативные компоненты, к которым относятся ценностные и карьерные ориентации, наличие экзистенциальных оснований вхождения в инновационную и предпринимательскую деятельность и личностно-деятельностное намерение их успешной реализации [6]. Проявление на практике данных компонентов позволяют предпринимателю занять субъектную позицию в инновационной деятельности.

Д. МакКлеланд в оценке личных качеств предпринимателей главным условием считает мотивацию на успех, основу которой составляют новаторство, обоснованная рискованность действий, уверенность в себе; упорство, постановка целей, ответственность [9; 10].

Особую значимость приобретают новаторство и целеустремленность. Умение ставить цель, определять перспективу и находить пути ее достижения, отличающиеся новизной, оригинальностью, увлекательностью и требующие творческого подхода, по сущности, и определяют потенциал развития, который может быть использован. Вероятность его реализации зависит от волевых качеств (упорство, уверенность в себе), обеспечивающих динамику действий к достижению цели (потребность в независимости и самостоятельности, желание изменить существующее положение). Стремление к изменениям может быть связано с неудовлетворенностью имеющимися условиями, а, может быть, и с желанием попробовать себя в чем-то новом, претворить свою идею, изобретение в жизнь. Другими словами, ситуация может быть успешной или неуспешной. В первом случае импульсом для занятия предпринимательством будет потребность в новизне дела, а во втором – желание добиться успеха, избавиться от неудач, зависимости.

Общепризнанный факт, что предпринимателями становятся не под внешним давлением, а по внутренним причинам. Поэтому особую значимость приобретает системный подход в решении задачи активизации малого инновационного предпринимательства. Системность определяется в видении проблемы в целом, в единстве составляющих элементов предпринимательской активности. Исходя из этого, процессы инновации необходимо рассматривать во взаимосвязи внутренних и внешних факторов, определяющих условия эффективного использования этих ресурсов.

Производственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия содержат в своей основе глубокие когнитивные, социально-психологические и культурно-этические корни, требующие активизации инновационной направленности предпринимателей. В свете этого особую важность приобретают исследования, направленные на определение способностей, адекватных сущности и характеру инновационной деятельности и условиям ее осуществления. Следовательно, важным условием успешности инновационной предпринимательской деятельности выступает личностный потенциал, его способность к самоорганизации и самореализации. Это достигается за счет системной организации убеждений, ценностных установок, наличия таких индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают не только устойчивость к негативным воздействиям внешнего мира, но и развитие, и саморазвитие самого предпринимателя.

Личностный потенциал предпринимателя может быть представлен и через его социально-психологический портрет, определяемый следующей совокупностью качеств: интеллект; креативность; обучаемость; эвристичность; когнитивность; рефлексивность; мотивация к успеху; прагматизм; ценностные ориентации, деловая активность, реакция [5].

Пространство предпринимательской деятельности включает в себя внешнюю (макроокружение и непосредственное окружение) и внутреннюю среды. Задача состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между внутренним потенциалом предпринимателя и внешней средой, что достигается за счет инноваций, создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности ресурсы. В процессе взаимодействия с внешней средой необходима такая инновационная предпринимательская деятельность, которая, прежде всего, обеспечивать устойчивое развитие в условиях конкурентного воздействия.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы, что открывает новые возможности и создает благоприятные условия, либо создает дополнительные трудности и ограничения. Для того, чтобы успешно выживать, необходимо уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться. Поэтому при изучении внешней среды концентрируется внимание на выяснении угроз и возможностей её рационального использования. Выявление условий активизации инновационного предпринимательства осуществляется при анализе внутренних параметров среды, в совокупности определяющих личностный потенциал предпринимателя.

Личностный потенциал предпринимателя рассматривается как интегральный показатель мотивации к достижениям, креативности и целевой направленности. Все это подвержено воздействию извне, которое как способствует, так и ограничивает его формирование и развитие. Исходя из этого, конструкты личностного потенциала рассматриваются в их пересечении с влиянием внешних факторов и, таким образом, определяются точки роста. В соответствии с этим представляется модель формирования и развития личностного потенциала предпринимателя, задающая основу определения его алгоритма (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Точки роста личностного потенциала предпринимателя

В предлагаемой модели точки пересечения действия внешних и внутренних факторов определяют так называемые точки роста, которые разбиваются на четыре блока по представленным группам ситуационных факторов:

1 блок – базовая основа внешнего воздействия (определяет правовое поле инновационной политики на государственном и региональном уровне, стимулирует творческую активность под влиянием возможности открытия собственного дела, быть независимым и самостоятельным в решении своих задач, решение которых требует нестандартного инновационного подхода и активности в действиях);

2 блок – условия, обеспечивающие целенаправленность действий предпринимателя и их продуктивности, становление общественного статуса, что во многом определяется социокультурными особенностями общества, его ценностями, традициями и отношениями;

3 блок – рыночная конъюнктура, актуализирующая способность к когнитивности, быстрой реакции на открывающиеся возможности на основе прагматизма, ориентированного на выгоду, умения творчески решать возникающие проблемы;

4 блок – информация о новациях, практически стимулирующая все составляющие личностного потенциала: творческие способности предпринимателя, эвристичность мышления, когнитивность, быструю реакцию на возможность их использования, на основе трезвого расчета, определяющего выгоду, и возможность самореализации и повышения общественного статуса.

Совокупность блоков и составляет основу процесса формирования и развития инновационного личностного потенциала предпринимателя, где определяющими показателями выступают конструкты:

  • креативность как результат эвристичности мышления, рефлексии, когнитивности;
  • мотивация к достижениям как субъективная оценка своей компетентности в определении и возможности реализации своей цели;
  • ценностные ориентации, задающие направленность действиям, в основе которых активность и прагматизм.

Знание способностей предпринимателей в контексте их взаимодействия с органами власти, партнерами, научными организациями, конкурентами является важным этапом активизации инновационного развития. Для выживания и развития предприниматель должен не только приспосабливаться к происходящим изменениям, предвосхищать, но в чем-то и задавать их. Действия высококлассного предпринимателя напоминают поведение высококлассного ученого: он умеет обнаружить в информации скрытый смысл. Постоянный возврат с новых позиций к прежней цели, поиск альтернативных путей к ее достижению — важные аспекты менталитета предпринимателя.

Происходящие изменения внешней и внутренней сред влияют как на окружение, так и на самого предпринимателя, в следствие чего его отношение может быть как проактивным, так и пассивным. Инновационный предприниматель не просто реагирует на изменения, а сам проявляет интерес к изменениям, т.е. проактивен. Способности предпринимателя в совокупности определяют его инновационный потенциал, активность действий в создании, использовании и развитии нового продукта, технологии или услуг.

Малое и среднее предпринимательство обладают более высоким уровнем стратегической гибкости, оперативно реагируют на изменения рынка и, следовательно, развитие инновационного личностного потенциала предпринимателя обеспечит способность к рыночным инновациям.

Рецензенты:

Омаров М.М., д.э.н., профессор, декан факультета управления персоналом Новгородского регионального отделения Вольного экономического общества России, г. Великий Новгород.

Омарова Н.Ю., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г.Великий Новгород.