Современное общество, ориентируясь на цели устойчивого развития, высказывает тревогу и обеспокоенность состоянием дел по воспитанию у подрастающего поколения и молодежи эколого-гуманистических ценностей [6]. В свою очередь, отечественная педагогическая наука, отвечая на социальный запрос, разрабатывает методологические подходы, новые технологии их формирования как базового компонента воспитания.
Особое значение эта проблема приобретает в образовательном процессе студентов лесотехнического вуза, поскольку их профессиональная деятельность в будущем будет связана с организацией работы лесозаготовительных, деревоперерабатывающих предприятий, эффективным осуществлением технологий лесозаготовок и деревообработки, контролем качества древесного сырья, разработкой проектов лесозаготовок, изделий из древесины с учетом технологических, экономических, технических, эстетических и экологических параметров. Формирование эколого-гуманистических ценностей у будущих инженеров леса выступает значимым фактором реализации курса, взятого правительством нашей страны на развитие высокопроизводительных и инновационных технологий производства в сложных условиях рыночной экономики.
При разработке модели формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза мы опирались на сложившиеся в педагогике (А.С. Белкин, Н.В. Бордовская, П.Ф. Каптерев, Г.М. Коджаспирова, В.Д. Семенов, Е.В. Ткаченко) представления о модели как образце, аналоге педагогического процесса, отражающем как его основные структурные компоненты (мотивационно-целевой, аксиологический, содержательный, технологический, итоговый), так и их взаимосвязанность. Раскроем последовательно содержание блоков данной педагогической модели (рис. 1).
Мотивационно-целевой блок |
|||||||||||||
Стратегический вектор: социальный заказ к формированию у молодежи эколого-гуманистических ценностей как базового компонента воспитания. |
Оперативный вектор: формирование личности будущего специалиста технического профиля с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями |
||||||||||||
Подходы: аксиологический, личностно ориентированный, компетентностный, культурологический |
|||||||||||||
Аксиологический блок |
|||||||||||||
Система эколого-гуманистических ценностей, выражающих устремленность современного общества к устойчивому развитию и характеризующихся: нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру в целом, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с потребностями природы и общества. |
|||||||||||||
Содержательный блок |
|||||||||||||
Разработка сквозных тем, раскрывающих с различных позиций содержание эколого-гуманистических ценностей, для дисциплин художественно-эстетического цикла, преподаваемых студентам лесотехнического вуза («Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства»): «Красота природы, отраженная в образах искусства», «Человек и природа в образах народного творчества», «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве». |
|||||||||||||
Технологический блок |
|||||||||||||
Принципы |
|||||||||||||
гуманизации |
гуманистической направленности |
природосообразности |
культуросообразности |
персонификации |
диалогичности |
||||||||
Методы: |
|||||||||||||
Методы активного обучения: проблемные лекции, бинарные лекции, лекции-визуализации, лекции с практикумами, ролевые игры, творческие задания в форме групповых проектов. Методы контроля и диагностики: анкетирование, опрос, тестирование, защита творческой работы, реферата, практические задания. |
|||||||||||||
Средства: |
|||||||||||||
Аудиторная деятельность по освоению ценностно- смысловых аспектов содержания различных дисциплин |
Сфера практического общения, личностных взаимодействий студентов. |
Внеучебная деятельность: студии, творческие мастерские, экскурсии в музеи города и области, фестивали, волонтерское движение, экологические акции. |
|||||||||||
Педагогические условия: |
|||||||||||||
учет межпредметных связей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин |
усиление внимания к способам ценностного освоения окружающего мира |
использование активных методов воспитания |
организация внеаудиторной (экскурсионной, выставочной и т.д.) деятельности |
||||||||||
Итоговый блок Анализ результатов образовательной деятельности: становление личности студента - будущего инженера технического профиля с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями |
|||||||||||||
Уровни: минимальный, достаточный, высокий |
|||||||||||||
Критерии |
|||||||||||||
когнитивно-рефлексивный |
мотивационно-смысловой |
деятельностно-практический |
Рис. 1. Модель формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза
Мотивационно-целевой блок представляет цели и задачи образовательного процесса. В качестве стратегического вектора нами определен социальный заказ, сформулированный в основных задачах высшего профессионального образования «Национальной доктрины российского образования на период до 2025 года»: воспитание молодежи в духе высокой нравственности, уважения к закону, ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Оперативный вектор нашей цели включает в себя формирование личности выпускника технического профиля подготовки с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями, которые характеризуются: нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру в целом, чувством личной ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с потребностями природы и общества.
Аксиологический блок модели ориентирован на систему ценностей, обобщенных идеей устойчивого развития общества. Концепция устойчивого развития общества была принята в программе «Повестка дня на ХХI век» в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Воспитание подрастающего поколения в духе устойчивого развития осознается как основа формирования нового образа жизни общества, социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социо-природной средой, и выдвигается в качестве важнейшей проблемы современности, от которой зависит выживание человечества [5].
Концепт «эколого-гуманистические ценности» вбирает в себя как систему общечеловеческих ценностей (истина, справедливость, свобода, добро и т.д.), так и природных объектов (земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд и т.д.). В результате переосмысления ценности для людей этих объектов, а также и взаимоотношений человека и природы, многообразные природные объекты воспринимаются как равноценные человеку, как «нравственные личности» [2], столь же уникальные и самоценные, как и сам человек. Эта мысль впервые была озвучена в 60-х годах XX века идеологами научного направления, именуемого «экологическая этика» (А. Швейцер и др.), утверждавшими, что человек станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь растений и животных будет для него так же священна, как и жизнь самого человека.
Таким образом, эколого-гуманистические ценности обладают универсальными свойствами, связанными со всеми сферами жизни человека. Они предполагают новые регуляторы и механизмы человеческой деятельности в окружающей среде в целом: и в мире природы, и в социокультурном пространстве, и в отношении к самому себе, своему нравственному и физическому здоровью.
Данные положения позволяют нам прийти к следующему пониманию аксиологической составляющей в предлагаемой педагогической модели: это система эколого-гуманистических ценностей современного общества, ориентированного на идеи устойчивого развития, присвоение которых составляет основу ценностных ориентаций и регуляторов поведения будущего инженера в его личностном и профессиональном развитии.
Содержательный блок модели очерчивает весь процесс целедостижения в процессе изучения гуманитарно-художественных дисциплин в лесотехническом вузе. Ведь именно освоение курсов философии, культурологии, мировой культуры и искусства, этики и др. способствует успешному становлению аксиосистемы личности, приобщает обучающихся к нравственно-этическим знаниям и обогащает их опыт нравственных переживаний. Все содержание дисциплин гуманитарного цикла отличается ценностной направленностью и влияет на представления студентов о ценностях этого мира, о роли человека в современном обществе, а также способно помочь обучающимся сформировать собственное понимание цели и смысла жизни, сделать верный жизненный выбор.
Нами разработано содержание сквозных тем, выявляющих с разных точек зрения сущность эколого-гуманистических ценностей, для дисциплин гуманитарно-художественного цикла, преподаваемых студентам лесотехнического вуза по направлению подготовки 250400.62 «Технология деревообработки» («Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства»).
Одной из сквозных тем, проходящей через содержание курсов «Народные промыслы Урала» и «История декоративно-прикладного искусства», является тема «Человек и природа в образах народного творчества», погружающая студентов в мир русского фольклора и раскрывающая удивительные отношения человека с природой. Гармония этих отношений построена на ощущении родства, единства человека с окружающим миром, на представлениях об универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека. Важно, что природа в качестве живых и одухотворенных субъектов включена в народном творчестве в систему человеческих отношений. Более того, нравственные и духовные ценности народа в фольклоре раскрываются через взаимоотношения человека с окружающим миром природы. Подтверждением тому является содержание многочисленных жанров устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и т.д.), в которых «живая» природа одаривает или наказывает человека за его нравственные или безнравственные, с точки зрения народа, поступки. По мнению исследователя Н.Г. Куприной, эта особенность народного творчества обладает огромным воспитательным потенциалом в формировании экологически ориентированной личности. «Благодаря сказкам, прибауткам, загадкам, пословицам одухотворенные и очеловеченные образы природы с детства окружали ребенка, входили в его игры и настраивали на особое отношение к природе - как живой, нуждающейся в участии человека, взаимодействующей с ним» [4, с. 140].
Общей для традиционных культур различных народов является тема бережного отношения к природе, окружающим вещам. В декоративно-прикладном искусстве это проявляется через использование в изделиях природного материала, которому «дается новая жизнь» (собранные веточки, камешки, шишки, листочки и т.д. нередко становятся «героями» композиций, росписей, вышивок, украшений) [1]. Подтверждением тому являются изделия кустарного камнерезного промысла на Урале: многочисленные бусы, броши, каменные горки, шкатулки делались в домашних условиях именно из «бросового» материала. В деревенском быту на Урале до сих пор высоким достоинством хозяйки или хозяина считается умение из старых вещей изготовить что-либо нужное, полезное и эстетически ценное.
Таким образом, экологические законы, сформулированные современными исследователями для ценностной ориентации подрастающего поколения (например, Б. Коммонер об «экологической осторожности», «экологической умеренности», «экологической осведомленности», «экологической активности») [3], испокон веков действовали в традиционных культурах и выражались через народное творчество.
Технологический блок модели объединяет методологические подходы, принципы, формы организации процесса, а также методы, средства и педагогические условия их реализации.
Для реализации воспитательного потенциала искусства на дисциплинах гуманитарно-художественного цикла использовались следующие методы: 1) опора на понятийные представления об искусстве (стили, направления, виды, языки искусств) в аспекте их содержательно-смысловой связи с социокультурными ценностями человеческого общества, аккумулируемыми и генерируемыми искусством; 2) включение студентов в активную художественно-эстетическую деятельность («задействование» имеющихся в их жизненном багаже знаний и навыков художественного восприятия, способностей к ценностному обобщению художественных явлений, к сопереживанию и самоанализу в процессе общения с ними); 3) включение студентов в ситуации эмоционально-катарсического переживания художественных образов - носителей эколого-гуманистических ценностей (эмоциональное погружение, эмоциональная драматургия занятия, урок-образ и др.); 4) диалог как условие художественно-эстетического общения (восприятие студентами диалога жизненных смыслов в общении с искусством различных культурно-исторических периодов, в том числе современного, диалога национальных культур, включение своего «я» в диалогическое звучание голосов культуры). В дополнение к перечисленным методам на лекциях, семинарах, практических занятиях мы использовали различные методы активного обучения: проблемные лекции, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания студентов на заявленную тему; лекции вдвоем, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие различные грани содержания по эколого-гуманистической проблематике с позиции разных дисциплин; творческие задания в форме групповых проектов (например, «Прогулки по Екатеринбургу», «Уникальные природные парки Урала»).
Наряду с основной формой воспитания - аудиторными занятиями, использовались различные формы внеаудиторной деятельности студентов: семинары и конференции по проблемам духовно-нравственного развития современной России; встречи с деятелями культуры и искусства, волонтерские акции по озеленению лесопарковой зоны и прилегающих к вузу территорий.
Перечисленные формы воспитательных мероприятий способствуют не только активному включению студентов в освоение нравственной проблематики, но также создают необходимую среду, в которой происходит формирование эколого-гуманистических ценностных ориентаций студенческой молодежи, воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение культурного достояния нашего отечества.
Итоговый блок заключает результаты работы по воспитанию личности будущего специалиста технического профиля с эколого-гуманистическими ценностными ориентациями.
В соответствии со спецификой воспитательной работы средствами искусства мы выделяем критерии сформированности эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза: когнитивно-рефлексивный, включающий знания об этических категориях, общечеловеческих и экогуманистических ценностях; мотивационно-смысловой, связанный с пониманием ценностного содержания художественных произведений, включающих образы гармоничных взаимоотношений человека и природы, и обогащением опыта их эмоционального переживания; деятельностно-практический, связанный с освоением опыта нравственного поведения в окружающей среде, отраженного в произведениях искусства, и решения на этой основе разнообразных задач личностной и профессиональной самореализации.
Избранные нами методы контроля и диагностики в процессе проведения опытно-поисковой работы включали: анкетирование, опрос, тестирование (тест М. Рокича), защиту творческой работы, реферата, практические задания. Данные, полученные при сравнении результатов диагностики на исходном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, показали положительную динамику формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов.
По когнитивно-рефлексивному критерию: знания студентов об этических категориях, общечеловеческих и экогуманистических ценностях приобрели разносторонний и систематизированный характер. У студентов выработалась устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний по этической проблематике на основе культурологической, искусствоведческой, философской литературы.
По деятельностно-практическому критерию: активизация воспитательной работы со студентами, включение их в разнообразные формы внеаудиторной деятельности, применение методов активного освоения искусства дали возможность воплощения полученных знаний на практике. У студентов сформировались навыки оценки художественных произведений с точки зрения их воспитательного потенциала, воплощения в них эколого-гуманистических ценностей. Развились умения ориентироваться в разнообразных явлениях современного искусства, анализировать их и решать на этой основе разнообразные задачи личностной и профессиональной самореализации.
По мотивационно-ценностному критерию: разнообразные творческие задания на практикумах обеспечили для студентов возможность реализовать широкий спектр личностных смыслов, интересов и потребностей через различные виды художественной деятельности, что привело к пониманию значимости освоения воспитательного потенциала искусства.
Таким образом, опытно-поисковая работа, проведенная нами в условиях естественного педагогического процесса вуза, позволила доказать эффективность разработанной модели формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов - будущих специалистов лесотехнического профиля.
Рецензенты:
Куприна Н.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург.
Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург.