Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

XIII LIKHACHOV INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE AS SIGNIFICANT SOCIAL AND CULTURAL PROJECT

Ryzhova N.I. 1
1 Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences
The paper provides an overview of the proceedings of the 13th International Likhachov Scientific Conference held on May, 16-17 2013 at St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. The Conference dealt with the processes of transformation in all fields of culture and various aspects of globalization of modern society. In particular the Conference focused on the most urgent and universal topics for discussion related to the contradictory tendencies in the development of human society, the processes of globalization, the role of humanitarian culture and education in the world, the problems of interfaith dialogue, tolerance and morality. A special discussion was organized about the issues related to the problems of values and meanings of contemporary culture, spiritual and moral guidelines for modern society and younger generation.
humanism.
individualism
modernization
dialogue of cultures
globalization
sense
value
moral and spiritual values and standards
intellectual culture
spiritually-moral crisis
academician Dmitry Sergeyevich Likhachov

Введение

Россия, как и другие страны СНГ, сегодня стала неотъемлемым участником мировых глобализационных процессов, в ходе которых усиливается межкультурное взаимодействие и взаимопроникновение экономик. Эти явления, с одной стороны, способствуют развитию диалога культур и межкультурной коммуникации в обществе, но с другой стороны, именно в этих современных условиях общество начинает испытывать все чаще (и нередко из-за непонимания особенностей разных культур, из-за наличия поликультурных особенностей взаимодействующих сторон) и агрессивное воздействие терроризма, и дефицит толерантности, и усиление религиозного фанатизма и др.

Цель исследования

В этих условиях как никогда становится актуальной необходимость межкультурного диалога между государствами и поиск способов формирования единого культурного пространства, интеграции культур народов, проживающих как в России, так и за рубежом, в том числе, и в странах СНГ. Плодотворно способствовать этому процессу может реализация в социокультурных сферах жизнедеятельности современного общества научных идей академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, которые сегодня, по мнению широкой научной общественности, является тем концептуальным ресурсом, задействуя который, можно интегрировать достижения представителей самых различных областей науки и современного гуманитарного знания, культуры, политики в целях осмысления процессов, происходящих в современном обществе.

Материал и методы исследования

16-17 мая 2013 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов состоялись XIII Международные Лихачевские научные чтения – крупнейший по мировым стандартам форум интеграции ученых-гуманитариев, представляющих различные области научного знания.

Основной целью форума стало обсуждение актуальной проблемы современности – диалога культур, в контексте которой участники дискутировали о перспективах развития национальных культур в условиях глобализации и об актуальных вопросах, отражающих проблемы влияния средств массовой информации на формирование ценностей и смыслов, духовной культуры современного человечества, а также о месте экономики и права в контексте мирового культурного развития, социально-трудовых конфликтов на пространстве СНГ и др.

Чтения традиционно прошли под эгидой Российской академии наук, Российской академии образования, Конгресса петербургской интеллигенции, при поддержке Министерства иностранных дел РФ, а в этом году также при поддержке Европейской академии наук и искусств (Австрия, Зальцбург). История проведения чтений ведет свой отсчет с 1993 года, когда мероприятие именовалось еще «Днями науки в СПбГУП». Но с 2001 года мероприятию был присвоен государственный статус Международных Лихачевских научных чтений в соответствии с Указом[1] Президента Российской Федерации «Об увековечении памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева» № 587 от 23 мая 2001 года.

В 2013 году научный форум проводился уже в тринадцатый раз в статусе Международных Лихачевских научных чтений [1, 2]. При реализации данного социально-значимого проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные университету в качестве гранта Институтом проблем гражданского общества в соответствии с Распоряжением Президента РФ от 2 марта 2012 года № 127-рп.

В мероприятии приняло участие свыше 1500 человек, в том числе около 100 выдающихся ученых и практиков, чьи имена можно отнести к числу мировой интеллектуальной элиты из более 32 стран мира; ученые и практики, преподаватели высшей школы (более 600 чел.), молодые ученые и аспиранты (142 чел.) ближнего зарубежья; учащиеся и старшеклассники из более чем 52 регионов России (более 700 чел.); учителя школ из Петербурга и Ленинградской области (более 100 чел.).

Тематическое многообразие секций и круглых столов сделали Чтения формой мобилизации интеллектуального ресурса гуманитариев России и других стран мира и, как уже неоднократно указывалось, Праздником гуманитарной мысли, событием научной жизни Санкт-Петербурга и России в целом.

На Чтениях в дискуссиях по актуальным проблемам современности, вызванных глобализацией современной цивилизации, выступили выдающиеся отечественные ученые, члены Российской академии наук и Российской академии образования: О.Т. Богомолов, А.А. Громыко, А.А. Гусейнов, А.С. Запесоцкий, М.И. Клеандров, Г.Б. Клейнер, В.А. Лекторский, В.Л. Макаров, В.В. Миронов, В.В. Наумкин, Е.И. Пивовар, М.Б. Пиотровский, Ф.Г. Рутберг, А.В. Смирнов, В.С. Степин, М.Л. Титаренко, В.А. Тишков, П.П. Толочко, Ж.Т. Тощенко, Ю.С. Шемшученко, В.А. Черешнев, Б.Г. Юдин и другие. Среди участников были и видные представители отечественной культуры, политики, государственные и общественные деятели.

Иностранными гостями Чтений стали представители 32 стран и более 5 иностранных академий наук: Европейской академии наук и искусств, Национальной академии наук Украины, Академии государственного управления при президенте Азербайджанской республики, Национальной академии наук Казахстана, Болгарской академии наук, Академии общественных наук КНР и др.

Участников ХIII Международных Лихачевских научных чтений, проходивших под названием «Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации», объединило общее понимание актуальных проблем современности, стремление наметить возможные сценарии «ответа» на них, использующие как ресурсы национальных культур в условиях глобализации современного общества, так и обращение к общечеловеческим традиционным ценностям и смыслам.

Данная тематика нашла свое отражение и в названиях секций научного форума, тем самым, зафиксировав его проблемно-тематическое поле: «Глобализация и развитие национальных культур», «Современное развитие культуры: ценности и смыслы», «Социально-трудовые конфликты на пространстве СНГ: мониторинг, анализ, прогнозирование», «Экономика и право в контексте мирового культурного развития», «Национальные литературы в историческом диалоге культур», «Культура и коммуникации», «Петербург в диалоге с мировой культурой», «Идеи Дмитрия Лихачева и современность (Лихачевский Форум старшеклассников России)» [5, 6].

Широта проблемно-тематического поля дискуссий просматривается уже в самой тематике пленарного заседания. Как в заранее представленных докладах, так и в выступлениях участников [5], звучали актуальные проблемы глобализации современного социума и идея духовного родства культур Европы и России, других стран дальнего и ближнего зарубежья. Так, например, в рамках обсуждаемых вопросов Европа понималась не как географическое пространство с границей на Урале, а как культурное и экономическое пространство, включающее «большую» Россию и простирающееся от Гибралтара и Исландии на Западе европейского континента до русской Чукотки на Востоке, от Атлантического до Тихого океана.

Всесторонне исследуя феномен диалога культур, участники конференции демонстрировали методологический потенциал логико-смыслового подхода к культуре, в рамках которого возможно: новое прочтение универсализма в контексте нового понимания гуманизма (А.В. Смирнов); анализ возможности гармонизации концепта мирового единства и реалий культурного разнообразия, характеризуя такие культурные ценности, как толерантность и диалог (В.А. Лекторский); исследование перспективы формирования целостного миропонимания на основе диалога науки и религии (В.С. Степин); предложение модели национального самоопределения личности в современной культуре (А.А. Гусейнов); всестороннее рассмотрение проекта «глобальной цивилизации», акцентирующее внимание на специфике диалога культур в условиях глобализации (Е.М. Астахов). В контексте культуры современной коммуникации были охарактеризованы психологическая безопасность детства в системе взрослых ценностей и риски социализации человека в глобализирующемся мире (Ю.П. Зинченко); критерии качества межкультурного диалога (О.Т. Богомолов) и количественного измерения разнообразия культур (В.Л. Макаров). Признавая культурное и языковое разнообразие современных наций как ценность, участники конференции анализировали глобализационные угрозы диалога культур (В.В. Миронов), рассматривали глобализм как фактор расширения пространства социальных и межкультурных конфликтов в контексте иммиграционных процессов (А.В. Дмитриев); причины ценностно-нормативных диссонансов в пространстве европейской культуры, обусловленных различием антропологических матриц (А.П. Марков).

Иностранными гостями были актуализированы следующие проблемы: становление и развитие культурных отношений Франции и России (Р. Герра, Франция); вопросы и решения межкультурного диалога в Афганистане (Х. Карзай, Афганистан); философские аспекты диалога между цивилизациями и культурами, предпосылки для мирового порядка (Г. Кёхлер, Австрия); сущность равноправного диалога и коммуникации между цивилизациями и культурами (Ли Шеньмин, КНР); аспекты правовой культуры в постсоветских государствах (Е. Вятр, Польша); характеристика империализма и культуры с позиций релятивистской теории (Ч. Макгрегор, Великобритания); социокультурные аспекты межконфессионального и межрелигиозного взаимодействия в контексте глобализации (Д. Металлинос, Греция) и др.

Результаты исследования и их обсуждения

Структуру проблемного поля Чтений, наиболее актуальные интеллектуальные и духовно-нравственный аспекты развития современного социума определили несколько направлений, внутри которых была сконцентрирована основная тематика докладов – это развитие национальных культур в условиях глобализации (характер современного диалога культур и формы взаимодействия цивилизаций, диалог культур и глобализационные угрозы, проблемы и перспективы проектирования новых моделей межкультурных коммуникаций в глобальном мире, универсальные ценности и многообразие национальных опытов, мировое единство и культурное разнообразие); диалог культур в ситуации мировоззренческого кризиса европейской культуры (генезис, эволюция и динамика европейской ментальности; проблемы и перспективы единой культурной идентичности России и Европы); идеология и мировоззренческая основа культурной политики; кризис концепции поликультурного синтеза и стратегии устойчивого развития, мультикультурализм и пределы толерантности; диалог культур и проблемы обеспечения культурной целостности и национальной идентичности «русского мира» и др.

Диалог культур также был охарактеризован и как альтернатива растущей конфронтации в глобальном мире. В этом контексте серьезному анализу подверглись те изменения, которые произошли в результате глобализации и взрывного характера технологических открытий в области коммуникации. Процесс глобализации сопряжен как с позитивными, так и с негативными последствиями развития современного общества. Одной стороной глобализации выступают интеграционные процессы, а другой – процессы «национальной дезинтеграции», которые разрушающе воздействуют на культурные, политические и экономические составляющие жизнедеятельности общества. Так, например, как отмечал Е.И. Макаров в своем выступлении [5], глобальная интеграция, благодаря новейшим средствам коммуникации, может реализоваться в системном тоталитаризме нового типа с совершенно уникальными возможностями манипуляции сознанием как отдельного человека, так и общества в целом, при внешней видимости демократического устройства. В результате развития коммуникационных технологий мир переходит от системы локальных культур к становлению «глобальной культуре».

В условиях глобализации особое значение получают и международные аспекты диалога культур. Сегодня, когда в мире происходит глубинная трансформация геополитического ландшафта, на лицо - обострение социальных и межнациональных противоречий. Общепланетарные процессы не только сопровождаются взаимопроникновением и взаимообогащением культур, но и ставят под угрозу самобытность стран и народов, рождают чувство опасности межцивилизационного раскола. Глобальные вызовы начала века и масштабные задачи в области международных отношений в условиях глобализации придают взаимодействию культур возрастающую значимость. Альтернативной жизнеспособной стратегией становится стремление к гармонизации отношений, к установке на диалог, на снижение конфликтности (Г.М. Гатилов).

На XIII Лихачевских Чтениях (как и на предыдущих Чтениях) также рассматривалась и остро звучала проблема утверждения в пространстве европейской культуры мультикультурализма как мировоззренческой основы культурной политики и межкультурного диалога. Участники конференции (А.А. Громыко, В. Проданов, Н.Г. Багдасарьян и др.) в дискуссии затронули проблемы мультикультурализма в контексте международных отношений и диалога культур, проанализировали причины кризиса концепции мультикультурализма в контексте западноевропейской культуры, охарактеризовали различные сценарии мультикультурализма и его особенности в международных отношениях и др.

В контексте обсуждения проблем развития национальных культур в условиях глобализации cовременного общества особый интерес вызвала проблема национальной принадлежности и культурной идентичности. В частности, теоретически значимой и актуальной в практическом плане была выявлена интерпретации национальной проблематики в этико-нормативном аспекте – в рамках двух альтернативных концепций культурной нации. Кроме этого, актуальность была продемонстрирована и в отношении проблемы и перспектив конструктивного диалога в российском культурном пространстве. Высокая теоретическая значимость, особая актуальность и социально-конструктивная направленность были характерны для докладов, содержание которых концентрировалось вокруг проблем культурного развития России, формирования единого культурного пространства СНГ. И это вполне закономерно, поскольку Россия в настоящее время переживает непростой и в то же время ответственный этап в своем развитии, требующий мобилизации сил народа и поиска ресурсов духовно-нравственного возрождения, общественной консолидации и стабильного будущего. В данном контексте участники конференции исследовали: диалогическую природу русской культуры; перспективы межэтнической интеграции в российской среде, конфликтный потенциал культурных вызовов, формируемых миграцией и способы его минимизации. В дискуссии особо были выделены и охарактеризованы факторы гармонизации общего «культурного дома» на постсоветском пространстве, а также генезис основных понятий социологии труда и место идей конфликтологии в их развитии (Ж.Т. Тощенко). В контексте традиционных ценностей в современном обществе были рассмотрены некоторые проблемы взаимосвязи культурных традиций и приоритетов внешней политики России (А.В. Яковенко).

На Чтениях также были обозначены и ключевые факторы катастрофического отставания в темпах экономического развития России от Запада, которые лежат в плоскости культурного развития. Общее падение культуры последних десятилетий, как было отмечено многими участниками Форума, сопровождается понижением интеллектуального уровня населения страны. Судьба российской модернизации и развитие экономики будут определяться состоянием отечественной науки, культуры и образования. Ведь именно культура задает человеку идеалы, примеры для подражания, символы, образцы поведения, понятия о добре и зле, плохом и хорошем поступке, она является источником эталонов социализации и базовых социальных черт (язык, ценности, картины мира, нормы жизнедеятельности), ориентирует человека на общественно одобряемые качества, модели деятельности. Следовательно, в условиях духовно-нравственного кризиса и культурной деградации страны, в условиях пребывания значительной части населения в депрессии проект «Модернизация» будет обречен на провал (А.С. Запесоцкий). В связи с этим необходимо искать пути духовно-нравственного оздоровления нации и вывода страны из кризиса. Плодотворная работа участников XIII Международных Лихачевских научных чтений способствует этому.

Заключение

За всю историю существования Лихачевских Чтений Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов выпустил не один солидный том материалов Чтений, которые стали своеобразной энциклопедией ключевых социально-культурных проблем и мировоззренческих позиций, отражающих различные аспекты и грани развития современной цивилизации. Эти материалы хранятся во всех крупных библиотеках России, стран СНГ, научных и образовательных центрах многих государств мира, а также традиционно размещаются на специальном научном сайте «Площадь Лихачева» (http://www.lihachev.ru). В данном контексте следует отметить особую актуальность проблематики диалога культур, которая актуальна для международного форума уже на протяжении последних 6 лет, в частности, диалог культур в условиях глобализации исследовался научным сообществом как в 2011 г., так и в 2012 г. [3, 4].

Издание докладов и материалов дискуссии XIII Международных Лихачевских научных чтений продолжит традиции глубокого анализа ключевых проблем современности и синтеза научных мыслей по актуальным гуманитарным и социально-экономическим проблемам современного мира в условиях его духовно-нравственного кризиса и глобализации. В новом сборнике центральное место займут материалы по проблемам диалога культур в контексте поиска как новых ценностей и смыслов, так и продолжения эффективных межкультурных взаимодействий в условиях глобализации [5].

Рецензенты:

Меськов В.С., д.филос.н., профессор кафедры философии образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», г. Москва.

Марков А.П., доктор культурологии, доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и культурологии НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.


[1] Текст см. на сайте «Площадь Лихачева» http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/ukaz.pdf