Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

MODERN TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL DRUG ABUSE PREVENTION

Magomedova S.Sh. 1
1 FGBOU VPO "Dagestan State Pedagogical University"
Современная система российского образования в рамках компетентностного подхода предполагает пере-ход от фундаментальных основ воспитания к решению частных вопросов воспитательного процесса в школе, обращение к технологиям, методам и методикам. Статья представляет собой анализ психолого-педагогических возможностей профилактики наркомании среди подростков в современных условиях. По мнению авторов, основной стратегией противодействия наркотизации учащихся подросткового возраста является вовлечение школьников в реализацию социально значимых проектов, что способствует осознанию школьниками своей гражданской ответственности, пониманию своей важности для страны, необходимости здорового образа жизни. Результаты теоретико-методологического анализа и собственного экспериментального исследования позволили автору выделить в качестве эффективных современных технологий и методов профилактической работы просветительскую работу в школах, тренинги по профилактике, социальные акции, подготовку роликов на телевидении, музыкальные фестивали, спартакиады.
The modern system of education in Russia as part of the competency approach involves the transition from basic foundations of education to solve particular problems of the educational process in the school, the appeal to the technologies , methods and techniques. The article is an analysis of the psychological and pedagogical possibilities of drug prevention among young people in the modern world. According to the authors , the main strategy for combating drug addiction adolescent students is to involve students in the implementation of social projects , helping students realize their civic responsibility, an understanding of its importance for the country , the need for a healthy lifestyle. The results of theoretical and methodological analysis and authors experimental investigation allowed the author to identify as effective modern technologies and methods of prevention education work in schools, prevention training, social actions, television social movies , music festivals , sports days.
teenagers
drug abuse prevention
educational technology

Введение

Проблема наркомании стала одной из угрожающих развитию Российского государства, общества в целом. Как отметил В.В. Путин, «...наркобизнес и связанная с ним преступность являются одной из серьезных угроз безопасности Российской Федерации... Наркотики убивают тысячи наших сограждан, убивают не только непосредственно, но и через распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний. Доходы от их нелегального оборота стали финансовой основой для разного рода криминала, в том числе для организованных преступных сообществ и международных террористов» [5].

Вот почему во всем комплексе мер борьбы с наркотизмом на первое место естественно и логично выходят профилакти­ческие. Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем заниматься лечением, подчас долгим и сложным, а уж наркоманию - тем более. Профилак­тика наркомании требует комплексного подхода в выборе программ проти­водействия наркоагрессии и способов их организационного и материального обеспечения, конкретных форм и методов ра­боты в различных ситуациях, скоординированных усилий со стороны многих общественных органов и т.д., широкого фронта противодействия наркотизму.

В последние годы отмечается тенденция все большего омоложения возраста наркоманов как в России, так и во всем мире. При этом современная школа оказалась не готова в решению вопросов первичной профилактики, наркомании, создания условий для обучения и воспитания детей, уже оказавшихся втянутыми в процесс наркотизации, просвещения родительской общественности и защиты прав несовершеннолетних, чьи родители принимают наркотики.

Профилактика наркомании в детской и молодежной среде должна строиться на принципах научности, обоснованности, доступности и комплексного подхода. В связи с этим система такой профилактики должна рассматриваться в русле взаимодействия различных сил общества на основе единой концепции, позволяющей решать проблему с разных сторон.

Основным социальным институтом, на базе которого должна быть развернута такая работа, является школа.

Цель исследования: изучить основные подходы к противодействию наркотизации школьников и определить технологии эффективной педагогической профилактики наркомании в подростковой среде.

Материалы исследования: материалы психолого-педагогических исследований в проблемной области исследования профилактики наркомании, а также результаты опросов, анкетирования констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников, метод интервью, методы опроса и анкетирования, метод фокус-групп, метод констатирующего эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Современная система российского образования в рамках компетентностного подхода предполагает переход от фундаментальных основ воспитания к решению частных вопросов воспитательного процесса в школе, обращение к технологиям, методам и методикам. В контексте проблемы профилактики наркомании это обуславливает актуальность поиска современных технологий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в процесс употребления одурманивающих препаратов.

В нашем исследовании были поставлены следующие задачи.

1. Изучить состояние проблемы профилактики наркомании в специальной литературе, определить основные направления дальнейшего научно-практического поиска.

2. Провести мониторинг знаний подростков гг. Махачкалы, Каспийска, Буйнакска и Ставрополя по проблеме профилактики наркомании.

3. Определить современные технологии противодействия наркотизации школьников в условиях общеобразовательной школы.

Для решения первой задачи нами был предпринят теоретико-методологический анализ имеющихся современных педагогических исследований, который позволил выделить ряд основных направлений разработки технологий профилактики наркомании.

В своем вступительном слове на заседании Совета безопасности по вопросу совершенствования государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков президент России Д.А. Медведев отметил: «Эксперты считают, что реальное число потребителей наркотиков колеблется в пределах от двух до двух с половиной миллиона человек. Это почти два процента граждан нашей страны. Самое опасное, что две трети из этого количества людей - это молодежь в возрасте до 30 лет» [4].

Ряд педагогических работ посвящено анализу подготовки учителей к работе по профилактике наркомании (А.Н. Ильтуганов, О.А. Разживин, В.В. Гетман и др.).

В исследовании А.Н. Ильтуганова рассматриваются особенности подготовки будущих учителей начальных классов к профилактике наркомании среди младших школьников. Автор справедливо отмечает малую подготовленность педагогов к такой деятельности и предлагает использовать контекстные методы формирования профессиональных компетенций в области противодействия детской наркотизации: решение педагогических и ситуационных задач, анализ современных моделей профилактической работы, интенсивную самостоятельную работу [6].

О.А. Разживин считает, что подготовка будущих учителей к деятельности по профилактики наркомании в детской и молодежной среде является важнейшим элементом образовательного процесса в педагогическом вузе. Она должна начинаться через повышение компетентности преподавателей высшей школы в указанной сфере, моделирование педагогически обоснованной среды для студентов, информационное сопровождение процесса и учет индивидуальных особенностей обучающихся [14].

Т.Н. Беркалиев рассматривает деятельность по профилактике наркомании в детской среде через призму специальной организации образовательной среды в рамках территориального пространства школы. Это предполагает социально-психологический и педагогический анализ ситуативной коммуникации школьников, создание специфических ценностных установок у педагогического коллектива и учащихся, выявление и блокирование факторов риска наркотизации и создание условий для расширения действия позитивных факторов, понижающих вероятность употребления учащимися одурманивающих средств [2].

Исследование Т.В. Бобровой акцентировано на роли молодежных общественных организаций в процессе противодействия наркотизации детей и молодежи. В числе основных педагогических условий такой деятельности автор отмечает необходимость формирования здорового образа жизни и установок на высокий уровень самостоятельности в ситуациях трудного жизненного выбора, расширение деятельности активной молодежи в сфере работы с детьми различных групп риска, использование технологий «молодежь обучает молодежь», взаимодействие государственных и общественных институтов в сфере профилактики асоциальных явлений среди школьников [3].

Роль физической культуры и спорта в сфере деятельности по противодействию наркотизации детей и молодежи исследованы в работах И.В. Перфильевой, Н.Н. Мугаллимовой, В.А. Антипова и др.

В исследовании И.В. Перфильевой выявлены факторы социально-психологического неблагополучия подростков, способствующие их наркотизации: сниженные показатели физического здоровья, наличие истероидной, гипертимной или гипотимной акцентуаций характера, астеничность и сниженная работоспособность, сложности межличностных отношений в семье [13].

Н.Н. Мугаллимова считает, что профилактическую работу среди учащихся общеобразовательной школы необходимо начинать примерно с 10 лет, так как в этом возрасте ребенок чаще всего еще не вовлечен в деятельность по употреблению наркотиков, не испытывает сложностей кризиса подросткового возраста и не представляет интереса для наркодилеров как потенциальный покупатель. Для воспитания интереса к занятиям физической культурой и спортом следует распределить время занятий следующим образом: 30% - на психологическую подготовку, 20% - на игровую спортивную деятельность и 50% - на основную физическую активность [9].

В.А. Антипов предлагает использовать средства физической культуры и спорта в качестве основного фактора профилактики наркомании в молодежной среде [1]. На разных этапах школьного детства выделяются специфические задачи профилактики в зависимости от возраста учащихся. В начальной школе дети должны иметь представление о губительности вредных привычек, в среднем школьном возрасте растет их физическая активность и формируются первые представления о противодействии наркомании и табакокурения, в старшей школе первичная профилактика наркомании осуществляется через развитие ценностного отношения к своему здоровью [1].

В исследованиях Д.М. Маллаева и П.О. Омаровой рассматриваются факторы социального неблагополучия, способствующие наркотизации школьников с ограниченными возможностями здоровья. В качестве таких факторов выступают структура основного дефекта, степень нарушенного интеллекта и уровень школьной дезадаптированности школьника [7-9; 11; 12].

В ходе проведения экспериментального анализа поставленной проблемы исследованием было охвачено 356 человек. Для диагностики состояния проблемы нами было проведено анкетирование молодежи в двух возрастных категориях: 11-13 лет и 14-16 лет.

Им были предложены 4 вопроса (с вариантами ответов).

  1. Есть ли у Вас знакомые, принимающие наркотики?
  2. Участвовали ли Вы в программах по профилактике наркомании?
  3. Какие методы Вы считаете эффективными в работе по профилактике наркомании?
  4. Кто являлся организатором программы профилактики, в которой Вы участвовали?

При ответе на третий и четвертый вопросы испытуемым разрешалось выбрать до трех вариантов ответа.

Вторым методом исследования стали фокус-группы среди подростков в разных школах гг. Махачкалы, Каспийска, Буйнакска и Ставрополя по проблеме профилактики наркомании.

Анализ результатов анкетирования показал, что в возрастной группе 11-13 лет 19% участников выборки имеют знакомых, употребляющих наркотики, в то время как с возрастом количество таких знакомых увеличивается: в возрастной группе от 14 до 16 лет уже 67% школьников в числе своих знакомых отмечают наркоманов.

В то же время крайне мало подростков принимали участие в программах профилактики наркомании (всего 8% в возрастной группе от 11 до 13 лет и 22% в возрастной группе от 14 до 16 лет).

Определяя наиболее эффективные технологии и методы профилактики наркомании в подростковой среде, участники исследования могли выбрать несколько из предложенных, что расширило возможности выбора в процентном соотношении. В числе таких методов наиболее эффективными были признаны:

1) информирование о вреде наркотиков через беседы в школах представителей Управления Госнаркоконтроля по региону (такой вариант ответа выбрали 40% участников в возрастной категории от 11 до 13 лет и 50% участников в возрастной категории от 14 до 16 лет);

2) социальные акции (соответственно 20 и 50% участников);

3) использование социальной антирекламы (соответственно 34 и 44% участников);

4) социальные ролики на телевидении (соответственно 32 и 34% участников);

5) использование социальных сетей в Интернете (соответственно 3 и 32%).

Основными организаторами программ профилактики наркомании, в которых смогли принять участие школьники, выступили следующие социальные институты:

1) школа (в возрастной группе от 11 до 13 лет 34% и в возрастной группе от 14 до 16 лет - 15% от общего числа немногочисленных участников, охваченных программами профилактики);

2) Управление Госнарконтроля по региону (соответственно 64 и 57%);

3) молодежная общественная организация (соответственно 40 и 63%);

4) другие социальные институты (соответственно 15 и 3%).

Следовательно, в школах, в которой большую часть времени проводят подростки, работа по профилактике наркомании в подростковой среде ведется весьма недостаточно. Результаты нашего анкетирования свидетельствуют о том, что основную часть работы по противодействию наркотизации учащихся ведут управления Госнаркоконтроля по регионам и молодежные общественные организации, что приводит нас к выводу о необходимости активизации деятельности образовательных учреждений в этом направлении.

Заключение

Анализ материалов исследования позволил прийти к следующим выводам.

1. В настоящее время практически 1/5 всех школьников соприкасаются с проблемой наркомании, так как имеют таких знакомых. Следует отметить, что мы старались задавать непрямые вопросы, пытаясь выйти на максимально правдивые ответы. Тем не менее считаем, что подростки старались скрыть свое знакомство с людьми, употребляющими наркотики. В возрастной группе от 14 до 16 лет ребята оказались более откровенными, и практически две трети выборки признались в знакомстве с такими лицами. При этом необходимо пояснить, что речь шла даже о случайных знакомых.

2. Несмотря на столь высокие показатели по критерию знакомства с лицами, употребляющими наркотики, тем не менее только 15% выборки (8% в группе 11-13 лет и 22% в группе 14-16 лет) участвовало в профилактических программах, что говорит о весьма недостаточной работе в указанном направлении.

3. В числе организаторов профилактических программ в дагестанской молодежной среде чаще всего выступают Управление Госнаркоконтроля по Республике Дагестан и на втором месте - молодежные общественные организации, использующие в своей работе разнообразные способы профилактики.

Материалы социального мониторинга и фокус-группы среди подростков позволили разработать следующие практические рекомендации.

1. Управлению Госнаркоконтроля следует рекомендовать активнее использовать общественные молодежные объединения в своей профилактической деятельности.

2. В качестве технологий и методов профилактической работы рекомендуется использовать просветительскую работу в школах, тренинги по профилактике, социальные акции, подготовку роликов на телевидении, музыкальные фестивали, спартакиады.

3. Эффективной стратегией профилактики наркомании является стратегия вовлечения молодежи в социально значимые проекты - помощь инвалидам, усовершенствование работы с молодежью группы риска, патриотическое воспитание, молодежные воспитательные смены в оздоровительных лагерях и другие виды деятельности, где ненавязчиво, минуя тему наркотиков, молодые люди приходят к осознанию своей гражданской ответственности, пониманию своей важности для страны, необходимости здорового образа жизни.

Рецензенты:

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.

Мустафаева М.Г., д.филос.н., профессор ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.