Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VEXILLOLOGICAL CULTURE IN RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL ACTIVITY (BY THE EXAMPLE OF NATINAL RESEARCH TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY)

Voytovich A.V. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The article considers basic reasons and performance of low vexillological culture in Russia: poor awareness of a Russian national flag colours order, exhibition of inverted flags, widespread of flags which design lacks legal rationale and do not correspond with attributed functions. Objective reasons for low culture are the absence of vexillological traditions in the USSR and so called “clip thinking”, while low general cultural level of Russian population is considered as subjective reason. The author sets out the necessity for vexillological culture increase as an element of international cooperation in Russian universities. The article focuses on three basic motives for using other states flag in universities: by international students as a means of self- presentation; upon the initiative of university administration to demonstrate respect and denote international status of an event; to hold activities with official international participation. The author describes research on recognizability of international flags which was conducted among students and staff members and drew the conclusion on low flag awareness.
international activity
«clip thinking»
flags
vexillology

В настоящее время, когда российские вузы ориентированы на расширение международных контактов и привлечение иностранных студентов, важными являются не только качество образования, но и условия его получения, в том числе социально-культурные факторы. К последним относится вексиллологическая культура.

Вексиллология (от лат. vexillum - знамя, штандарт легиона) - историческая дисциплина, изучающая все виды флагов и знамён, их происхождение, эволюцию, социальные и целевые функции [7]. Под вексиллологической культурой понимаем совокупность вексиллологических знаний, их применение, а также отношение к рассматриваемому предмету. Проблемы низкой вексиллологической культуры, в т.ч. в прикладном аспекте, обсуждаются на конференциях и профессиональных форумах, однако в отечественной (К.А. Иванов, А.Н. Басов, М.В. Ревнивцев, В.А. Ломанцов и др.) и иностранной (А. Знамиеровский) вексиллологической литературе тема, заявленная в настоящей статье, практически не рассматривается.

Одним из основных предметов вексиллологии является государственный или национальный флаг. В подавляющем большинстве стран (в т.ч. в Российской Федерации) государственный и национальный флаги идентичны. В тех случаях, когда государственный флаг отличается от национального (отличие заключается в добавлении изображения государственного герба, отсутствующего на национальном флаге, как, например, на флаге Австрии, Германии, Финляндии), в массовом сознании граждан и населения иных стран не делается различия между двумя этими видами флагов. Необходимо отметить также существование третей категории вексиллоидов, в массовом сознании также не отделяющихся от государственного флага (юридический термин «национальный флаг» практически неизвестен широким массам). В вексиллологической литературе еще не сложилось общепринятого обозначения этим артефактам, представляющим собой не установленные законом флаги, т.е. не соответствующие приписываемой ему функции, либо не соответствующие описанию в законодательном акте (наиболее частый пример - изображение на флаге государственного герба при отсутствии в законе о государственном флаге такого типа флага. Так, широко представленный в продаже флаг в виде бело-сине-красного полотнища с двуглавым орлом, является законодательно установленным штандартом президента РФ [8], не предусматривающим иного применения). Все три типа флагов находят широкое отражение на практике.

В рассматриваемом контексте эта практика выражается в трех основных направлениях, тесно связанных друг с другом: а) самоидентификации и презентации иностранных студентов, по собственной инициативе вывешивающих флаги в комнатах общежитий, культурно-национальных центрах, использующих при проведении каких-либо мероприятий, как элемент одежды и пр.; б) использование флагов по инициативе администрации вуза в повседневной студенческой жизни - при проведении мероприятий, вывешивание в общежитиях, учебных корпусах, перед зданиями; в) использование флагов и сувенирных флажков в проводимых вузом международных мероприятиях (конференциях, выставках и т.п.) с участием официальных иностранных делегаций.

В рамках первого и второго направления (третье осталось за рамками настоящей статьи) нами было проведено исследование среди студентов и сотрудников Национального исследовательского Томского политехнического университета на предмет атрибуции (узнавания, определения) флагов стран, студенты которых обучаются в ТПУ. Неполный перечень этих стран приведен на сайте университета [5]. Нами добавлены флаги ряда государств Европы, бывших республик СССР и некоторых стран Юго-Восточной Азии как региона перспективного международного сотрудничества Томского политехнического университета.

Тестируемым предлагались цветные изображения 60 флагов на трех листах формата А4, сгруппированных по частям света без соблюдения алфавитного принципа (16 флагов стран Европы, включая РФ; 28 флагов государств Азии - Закавказья, Средней и Центральной Азии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии; 7 флагов африканских государств; 7 флагов стран Америки, а также Австралии и Новой Зеландии). Нужно было ответить на открытый вопрос «Каким государствам принадлежат приведенные флаги?» Иностранные студенты 1-2 года обучения, представляющие Монголию, КНР и Вьетнам, атрибутировали в среднем 10 флагов. Стабильно узнаваемы флаги Монголии, КНР, Германии, Японии, России. Русские студенты 1 курса, в среднем, правильно указывали 18 флагов; в список стабильно узнаваемых входили флаги Германии, Франции, России, Казахстана, КНР, Вьетнама, Турции, Израиля, Японии, Южной Кореи, Канады, Бразилии и Ямайки. Все студенты без труда указывали флаг России, несмотря на намеренное расположение его в ряду похожих на него флагов Сербии, Словении и Словакии. (Флаги этих стран большинство студентов не атрибутировали). Флаги государств Центральной Африки и Ближнего Востока, в целом, не атрибутированы как студентами из стран Азии, так и русскими/русскоязычными студентами (однако в обеих категориях опрошенных группа флагов арабских стран, близких по цветовому и графическому решению, выделялась вполне уверенно). Флаги этих стран правильно называли африканские и арабские студенты соответственно.

Этот же тест был в рамках второго направления предложен сотрудникам университета, которые по роду деятельности часто общаются с иностранными студентами вне аудиторных занятий. Результаты практически совпадают с ответами русских/русскоязычных студентов. В среднем, правильно также называлось 18 флагов, однако список стабильно узнаваемых флагов оказался меньше, зато шире сам список узнаваемых за счет стран Европы, Средней Азии, Африки. Тем не менее, неединичными показателями выше среднего являются всего 21-25 атрибутированных флагов, т.е. меньше половины из предложенных. Из этого мы делаем вывод, что презентация своей государственной принадлежности с помощью национальных флагов не приведет к идентификации реципиентами иностранных студентов, т.к. среди сотрудников и студентов ТПУ невысока узнаваемость большинства флагов стран, студенты из которых обучаются в университете.

Рассматривая второе направление, следует отметить, что совокупность действий, направленная на демонстрацию дружеских чувств к иностранным гражданам, несомненно, играет положительную роль в формировании образа вуза в глазах студента. Можно предположить, что находясь за пределами своей страны, студенты уделяют большее внимание национальным флагам, нежели на родине, и потому необходимо избегать связанных с ними ошибок, в частности, ошибок идентификации флагов, вывешивания флагов в перевернутом виде, вне зависимости от места вывешивания и размера флага. И хотя дипломатические скандалы из-за перевернутых флагов крайне редки даже при допущении этой ошибки на переговорах высшего уровня (последним на сегодняшний день, видимо, следует считать ирано-азербайджанский скандал 2005 года [2]) и объясняются невнимательностью или вексиллологической безграмотностью сотрудников протокольной службы, а сувенирные флажки не являются государственными флагами и не требуют соблюдения ритуала, пренебрежение подобными деталями могут быть расценены внимательным студентом как неуважение к его стране. Поэтому мы полагаем, что преподавателям и особенно ответственным сотрудникам (сотрудникам специализированных отделов, администрации вузов) не следует недооценивать эту составляющую культуры.

Автору не приходилось видеть в российских вузах флаги государств, вывешенные в перевернутом виде, однако такие ошибки встречались на различных мероприятиях, т.е. в условно разовых ситуациях. Однако по мере увеличения международных контактов российских вузов будет увеличиваться и количество используемых флагов, и число сотрудников вузов, задействованных в обращении с ними, что повысит вероятность таких ошибок. Это связано не только с невнимательностью или легко исправляемым незнанием порядка вывешивания того или иного флага (здесь трудность создают флаги, представляющие собой чередование горизонтальных полос без уточняющих изображений), но и с общей низкой информационной и вексиллологической культурой в обществе.

Низкая вексиллологическая культура в России является следствием объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести отсутствие в русской культуре вексиллологических традиций. Обилие красных флагов в советский период не должно вводить в заблуждение - при вывешивании флага СССР или флага какой-либо из республик, наличие в верхнем левом углу звезды, серпа и молота не позволяли ошибиться. (Равно как и автору ни разу не встречался перевернутый флажок с двуглавым орлом за 23 года существования государственного флага Российской Федерации и сопряженных с ним нарушений). В то же время советские граждане, не делавшие ошибок в описании и вывешивании флага СССР, в массе своей затруднялись в атрибуции государственных флагов советских социалистических республик. (Некоторым исключением являлся флаг Грузинской ССР, имевший значительные отличия дизайна, а также флаги Латвийской и Эстонской ССР, волнообразные полосы на которых могли ассоциироваться с Балтийским морем, что, впрочем, исключало их уверенную атрибуцию, вводило в этот список Литовскую ССР). И в целом обилие кумачовых полотнищ не приводило к созданию собственно традиций. «В нашей истории никогда не было культа государственного флага, как, например, в США, где с ним увязывали патриотизм, присягу, общенациональный праздник «День Флага», школьные ритуалы и правительственную пропаганду. Положение о Государственном флаге СССР и Инструкция по его применению были очень лаконичны... Не регламентировались ни протокольно-дипломатические ситуации, ни правила вывешивания... Повсюду можно было наблюдать вылинявшие, перекрученные или плачевно промокшие флаги, на которые никто не обращал внимания».[3].

Другой объективной причиной следует считать особенности информационного поля, приведшие к формированию так называемого «клипового мышления», препятствующего анализу, складыванию цельной картины мира и системных знаний. Для обладателя клипового мышления «окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов» [9], он не может работать с семиотическими структурами, к которым относятся и флаги. В частности, повсеместно встречающееся вывешивание в перевернутом виде сувенирных флажков и государственного флага Российской Федерации (превращающегося, таким образом, в национальный сербский флаг) на зданиях государственных и муниципальных учреждений [1], перед зданиями офисов, изображение его на баннерах и медалях [4], трудно объяснить простой невнимательностью, учитывая, что флаг изображен на каждом автомобильном регистрационном знаке. (В случаях с вывешиванием перевернутых флагов на зданиях органов МВД и других «силовых» структур [6], это усугубляется тем, что сотрудники этих ведомств носят изображение государственного флага РФ на нарукавной нашивке форменного обмундирования). Очень часто флаг вывешивается перевернутым в День Государственного Флага Российской Федерации.

В этом феномене объективные причины сопрягаются с субъективными - неуважением к флагу России, выражающимся, прежде всего, в незнании большой частью населения порядка расположения цветных полос на флаге. При малейшей заинтересованности (отсутствие интереса к государственному флагу мы считаем проявлением неуважения к нему) «клиповое мышление» перестает оказывать негативное влияние. Нами не обнаружено свидетельств о намеренном вывешивании государственного флага Российской Федерации в перевернутом виде, который можно было бы считать публичным выражением несогласия с государственной политикой и т.п., как, например, в случае с сожжением флага или замены его на иные флаги.

Таким образом, мы полагаем, что невнимательность в этом вопросе имеет, скорее, субъективные причины - общий низкий культурный уровень в сочетании с клиповым мышлением. По нашему мнению, вузы как основные носители образования и системы ценностей в России должны стать проводниками вексиллологической культуры, включающей отношение к флагам и Российской Федерации и других стран.

Рецензенты:

Лукьянова Н.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Томск.

Ларьков Н.С., д.и.н., профессор, зав. кафедрой Истории России Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г.Томск.