Введение
Особое место и роль в предупреждении стоматологических заболеваний отводится санитарному просвещению. Так, во многих зарубежных странах за последние полвека достигнуто значительное снижение распространенности кариеса зубов и заболеваний пародонта, по средствам проведения различных профилактических программ [2,4,8]. Возрастом повышенного риска возникновения кариеса постоянных зубов считают 7–12 лет. Проведенный рядом авторов анализ динамики роста среднего показателя интенсивности кариеса постоянных зубов позволил четко определить скачкообразность развития патологии и оптимальные возрастные периоды для проведения программы профилактики. Наибольший темп прироста интенсивности кариеса отмечен в возрасте 7–9 лет и составляет 50 % [6,7].
К сожалению, очень часто причины ухудшения здоровья детей и подростков связаны с элементарной безграмотностью педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений в вопросах охраны здоровья своих подопечных, а также с низким уровнем санитарно-гигиенических знаний у детей, а, зачастую, и их родителей [3,1].
Одними из наиболее удобных и перспективных направлений в развитии профилактики стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста являются уроки стоматологического здоровья, а также школьная стоматология, когда ребенок в течение многих лет может получать комплексную профилактическую помощь. В школьном стоматологическом кабинете есть все возможности для обследования детей, выявления факторов риска, проведения лечебно-профилактических мероприятий с индивидуальным подходом, под постоянным контролем медицинского персонала и в тесном контакте с педагогами и родителями [1,4,5,7,8].
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется высокой распространенностью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского и социального эффекта при проведении научно обоснованных мероприятий по формированию у детей младшего школьного возраста высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта.
Цель исследования
Разработать и оценить эффективность программы профилактики «Уроки стоматологического здоровья» с целью сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста Алтайского края.
Задачи исследования
Разработать, оценить эффективность программы, внедрить «Уроки стоматологического здоровья» для детей младшего школьного возраста.
Изучить стоматологический статус детей младшего школьного возраста исходно и в динамике через один год, после проведения программы.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования выступали младшие школьники общеобразовательных учреждений (230 чел.). Предметом исследования была стоматологическая образовательная программа, проводимая в 2–3 классах общеобразовательных школ г. Барнаула, г. Бийска и Третьяковского района Алтайского края. Территории исследования определены согласно рекомендациям П.А. Леуса (2008). Отобраны два крупных города (один из которых краевой центр) и один сельский район.
Дети, участники образовательной программы, были включены в основную группу (139 чел.). Дети, для которых не проводилась образовательная программа, составили группу сравнения (91 чел.).
Составленная нами образовательная программа рекомендована к использованию в образовательном процессе детей младшего школьного возраста Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края.
В данной статье мы остановимся на изменении клинических показателей у детей, полученных в результате реализации указанной программы.
Участниками исследования стали лица, законные представители которых подписали добровольное информированное согласие. Стоматологическое обследование детей проводили с помощью набора стоматологических инструментов при искусственном освещении.
Клиническими исследованиями, проведенными в результате работы, стали: осмотр, определение распространенности кариеса, степени активности кариеса по Виноградовой, рассчитывался индекс КПУ, КПУ+кп, ΔКПУ, ΔКПУ+кп, определялось гигиеническое состояние полости рта по индексу гигиены полости рта (OHI-S, Green-Vermilion), частота посещений стоматолога с целью проведения профессиональной гигиены рта (Кузьмина И.Н.,1995).
Для статистического анализа данных использовался программный пакет Statistica, разработанный компанией StatSoft, реализующий функции анализа данных, управления данными, визуализации данных с привлечением статистических методов, а также экономико-статистические и графические инструменты программы MicrosoftExcel, входящей в состав MicrosoftOffice компании Microsoft.
Для оценки математического ожидания средних значений всех параметров выполнялось интервальное оценивание. Значения непрерывных величин представлены в виде M ± m, где M – оценка математического ожидания по выборке (выборочное среднее), m – параметр доверительного интервала (стандартная ошибка среднего). Для определения того, насколько вероятно, что две выборки взяты из генеральных совокупностей, которые имеют одно и то же математического ожидание, использовался t-критерий Стьюдента. Отличие всех средних значений параметров и показателей, вычисленных в работе, установлено при уровне значимости .
Полученные результаты и их обсуждение
Анализируя полученные данные, мы установили: в результате проведения образовательной программы в основной группе детей произошли изменения в ряде показателей в благоприятную сторону, в отличие от группы сравнения, где образовательная программа не проводилась.
Так, наиболее важными показателями в доказательстве значения и эффективности образовательной программы являются изменения показателя гигиенического индекса (OHI-S), КПУ, распространенности кариеса и интервала посещения стоматолога детьми (рисунок 1,2,3).
Установлено, что в основной группе детей города Барнаула показатель КПУ остался неизменным и составил – 1,1±0,4, это свидетельствует о том, что за год проведения образовательной программы у детей участников программы не было вновь выявленного кариозного процесса, иными словами, произошла стабилизация. В группе сравнения показатель ухудшился с КПУ – 1,2±0,3 до 1,8±0,3, произошел прирост заболеваемости кариесом.
В городе Бийске и Третьяковском районе показатель КПУ вырос на 0,1±0,3 единицы, это незначительный рост при сравнении с группами сравнения этих же территорий где прирост составил в городе Бийске – 0,6±0,5, в Третьяковском районе – 1,0±0,8 единицу.
Благоприятная тенденция отмечена в изменении уровня гигиены (OHI-S). Снижение показателя на всех территориях в группах детей участников школьной образовательной программы в отличие от группы сравнения составили в городе Барнауле – 1,6±0,3, городе Бийске – 0,2±0,2, Третьяковском районе – 1,3±0,3 (рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение показателя гигиенического индекса OHI-S по территориальному признаку в результате проведения образовательной программы (значение индекса до проведения программы – (1), значение после проведения образовательной программы – (2), изменение показателя в годовой динамике – (3)).
Показатель интервала посещения врача-стоматолога детьми в динамике проведения образовательной программы также значительно снизился от первоначального показателя, в основной группе в городе Барнауле на 3±0,6 балла, городе Бийске на 1,0±0,7 балла, Третьяковском районе на 3±0,5 балла. В группах сравнения указанных территорий показатель увеличился в отличие от первоначального значения, в городе Бийске и Третьяковском районе на 0,5±0,6 балла, в городе Барнауле он снизился на 1,5±0,5 балла.
При сравнении показателей распространенности кариеса и гигиенического индекса по половому признаку на исследуемых территориях (рисунок 2), можно утверждать, что благодаря проведению образовательной стоматологической программе «Уроки стоматологического здоровья» удалось снизить распространенность кариеса у детей младшего школьного возраста, а также существенно повлиять на положительную коррекцию гигиенических знаний и навыков у детей и, как следствие, улучшить их гигиеническое состояние.
Рисунок 2. Изменение показателя распространенности кариеса и гигиенического индекса OHI-S в годовой динамике по половому признаку в результате проведения образовательной программы
Заключение
В результате проведения образовательной стоматологической программы у школьников младших классов не было вновь выявленного кариозного процесса, по сравнению с группами сравнения этих же территорий; отмечено снижение гигиенического показателя (улучшение гигиены) на всех территориях в группах детей участников школьной образовательной программы в отличие от групп сравнения; показатель интервала посещения врача-стоматолога детьми в динамике проведения образовательной программы также значительно снизился в основных группах вышеуказанных территорий. Полученные нами результаты свидетельствуют о достижении поставленной цели и выполнении обозначенных задач.
Рецензенты:
Тупикова Л.Н., д.м.н., профессор, декан стоматологического факультета Алтайского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Барнаул.
Манашев Г.Г., д.м.н., заведующий кафедрой, заведующий клиникой стоматологии КрасГМУ, г. Красноярск.