Введение. В настоящее время бакалаврам рекреации и туризма необходимо освоить свыше 50 общекультурных и профессиональных компетенций. Большинство из них направлены на формирование профессионально значимых и личностных качеств, а также его умения использовать накопленный опыт в профессиональной деятельности, что значительно усложняет как само изучение профессии, так и подготовку к ней [3,4].
Одним из основополагающих факторов развития профессиональных компетенций бакалавра рекреации и туризма является изучение способности к фасилитации и основ режиссерского мастерства средствами и методами режиссерской подготовки [1,2]. Такие методы режиссерской подготовки как тренинги, пластические и речевые этюды, упражнения, игра и т.д. способны не только развить личностные, но и профессионально значимые качества, снять проблемы «зажатости», закомплексованности, неумения четко выражать мысли и др. Наиважнейшим квалификационным параметром тут выступает творческая компонента труда профессионалов рекреации и туризма.
Необходимо отметить недостаточную изученность вопросов формирования способности к фасилитации и освоение основ режиссерского мастерства будущих бакалавров рекреации и туризма, как фактора их успешной профессиональной деятельности. Также очевидна необходимость выявления психолого-педагогических условий, учитывающих современные тенденции в развитии профессиональной подготовки сферы рекреации и туризма, способствующих формированию способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства.
Основные компетенции бакалавра рекреации и туризма формируются на пересечении эмпатийного и рефлексивного начал и проявляются в творчестве и креативности субъекта труда. В этом процессе фасилитация выступает как системоопределяющий элемент профессиональных компетенций бакалавра рекреации и туризма, включающий в себя личностные качества и их профессиональное воплощение в деятельности и общении, где режиссерское мастерство выступает системообразующим фактором профессиональной подготовки. [4]
Цель исследования: разработать организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций способности к фасилитации и освоении основ режиссерского мастерства у будущих бакалавров рекреации и туризма.
Гипотеза исследования процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров рекреации и туризма будет более эффективным, если: использован личностно-деятельностный, компетентностный и интеграционный подходы как теоретико-методологическая стратегия профессиональной подготовки студентов; выявлены и проверены в опытно-экспериментальной работе психолого-педагогические условия, способствующие формированию способности к фасилитации и освоение основ режиссерского мастерства студентов в процессе профессиональной подготовки; определены и реализованы этапы формирования профессиональных компетенций на основе способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены и решались следующие задачи исследования:
1. Разработать модель формирования способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства будущих бакалавров рекреации и туризма в процессе вузовской подготовки и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
2. Выявить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства будущих бакалавров рекреации и туризма.
Предварительный этап включал: опрос, тестирование и педагогическое наблюдение, направленные на выявление наиболее значимых профессиональных компетенций бакалавров рекреации и туризма. В исследовании учувствовали специалисты сферы рекреации и туризма с опытом работы не менее года, а так же студенты 3- 4 курсов. Обработка данных показала необходимость обладания коммуникативными качествами, среди которых достаточно важными названы навыки публичного выступления и организаторские способности, особое место занимает внешнее выражение внутреннего мира. Выявлено большое значение в работе будущих бакалавров рекреации и туризма тренировки или апробирование на практике новых знаний. Тестирование, наблюдение и экспертная оценка сформированности профессионально значимых компетенций показало, что в большинстве случаев они находятся на низком уровне.
Предварительный этап помог определить исходный уровень подготовки студентов, сформировать контрольную и экспериментальную группы.
Для решения вышеуказанных задач, по результатам предварительного этапа эксперимента, нами была разработана педагогическая модель формирования способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства, состоящая из целевого (включающего разработку цели, задач, планируемый результат), содержательного (реализующего с соответствии с социальным заказом общества, нормативными документами профессиональные компетенции средствами режиссерской подготовки), технологического (состоящего из подготовительного, процессуального, аналитического этапов и необходимых для реализации модели педагогических условий), критериально-оценочного (включающего критерии, показатели и уровни сформированости профессиональных компетенций у будущих бакалавров рекреации и туризма), результирующего (отражающего переход к креативному уровню сформированности профессиональных компетенций в процессе реализации данной модели) блоков.
Экспериментальная проверка педагогической модели проходила на базе ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс (направление подготовки Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм). В исследовании участвовали 50 будущих бакалавров рекреации и туризма. Эксперимент проходил в период с 2010 по 2013 гг. и включал три этапа: предварительный, формирующий и констатирующий.
Процесс формирования профессиональных компетенций способности к фасилитации и освоение основ режиссерского мастерства в профессиональной подготовке бакалавров рекреации и туризма включает этапы: «внутренний мир» (снятие зажимов и комплексов, познание своего «Я», выстраивание системы ценностей); «искусство звучащего слова» (техника звучащего слова, логика речи и средства речевой выразительности; «основы сценического движения» (свобода мышц, развитие физических качеств); «хореография, музыкальное искусство» (хореографическая подготовка, мизансцена тела, музыкальные иллюстрации, партитуры номера, эпизода, представления); «профессиональное мастерство режиссера» (массовые художественно-спортивные представления, технологии и разработка художественного оформления, сценарно-режиссерского замысла; «я режиссер» (совершенствование двигательных умений и навыков, учебная и реальная практика в применении знаний, умений и навыков в исполнительском (двигательном) мастерстве, а также в сценарно-режиссерской (постановочной и репетиторской), подготовительной (организационно-административной) и премьерно-репертуарной (проведение представлений и его повторов) деятельности, участие в работах режиссерско-постановочных групп ВУЗа).
К психолого-педагогическим условиям формирования профессиональных компетенций фасилитации и режиссерского мастерства отнесены: введение в процесс обучения режиссерского аспекта в предметах по выбору, а также включение элементов режиссерской подготовки в программы профилирующих предметов; соблюдение межпредметных связей; реализация замыслов и организация рекреационных и спортивно-туристских мероприятий в практических занятиях вуза, педагогической практике в оздоровительных лагерях, учебных заведениях всех уровней в масштабе регионального центра.
Эффективность реализации модели и организационно-педагогических условий формирования способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства выявляется на основании критериев профессиональной готовности как результата данной подготовки, включающих: мотивационно-целевой критерий: увлеченность познавательной деятельностью, ориентация на будущую профессиональную деятельность, стремление к творческой самореализации; когнитивно-деятельностный критерий: сформированность профессиональных знаний и умений; фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства; оценочно-результативный критерий: умение применять фасилитацию и основы режиссерского мастерства в профессиональной деятельности.
Данные, полученные в процессе формирующего и заключительного этапов эксперимента, позволили объективно оценить степень готовности к профессиональной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп. Уже через год в результате функционирования экспериментальной педагогической модели, стали видны различия в распределении по компонентам, особенно это касается мотивационного, коммуникативного и физического компонентов.
. По результатам экспертизы были осуществлена оценка проведенных мероприятий студентами экспериментальной и контрольной групп. Оценка давалась по заранее разработанным критериям. Экспертами выступили один доктор педагогических наук и три кандидата педагогических наук. Сравнительный анализ данных экспертной оценки приведен в таблице 1
Таблица 1
Экспертная оценка проявления фасилитации и основ режиссерского мастерства студентами в процессе эксперимента
Компоненты ПЗК |
Уровни сформированности ПЗК |
Степень проявления фасилитации и основ режиссерского мастерства |
|||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
подготовительный этап.% |
формирующий этап.% |
подготовительный этап.% |
формирующий этап.% |
||
Мотивационный |
креативный |
5 |
96 |
9 |
47 |
высокий |
24 |
4 |
20 |
28 |
|
средний |
38 |
0 |
41 |
71 |
|
низкий |
33 |
0 |
0 |
4 |
|
Коммуникативный |
креативный |
0 |
100 |
6 |
6 |
высокий |
11 |
0 |
23 |
38 |
|
средний |
38 |
0 |
39 |
35 |
|
низкий |
49 |
0 |
30 |
21 |
|
Физический |
креативный |
20 |
94 |
3 |
8 |
высокий |
46 |
6 |
79 |
87 |
|
средний |
27 |
0 |
11 |
5 |
|
низкий |
17 |
0 |
7 |
0 |
|
Оценочно-аналитический |
креативный |
3 |
71 |
5 |
26 |
высокий |
17 |
23 |
22 |
55 |
|
средний |
30 |
6 |
33 |
19 |
|
низкий |
50 |
|
40 |
0 |
|
Психологические качества и личностные свойства |
креативный |
10 |
85 |
10 |
45 |
высокий |
22 |
18 |
34 |
35 |
|
средний |
46 |
2 |
51 |
13 |
|
низкий |
22 |
0 |
5 |
7 |
|
Творческий |
креативный |
8 |
80 |
6 |
42 |
высокий |
16 |
20 |
20 |
32 |
|
средний |
37 |
0 |
39 |
23 |
|
низкий |
39 |
0 |
35 |
3 |
Сравнительные показатели экспериментальной и контрольной групп позволили сделать вывод о высокой эффективности предложенной методики.
Таким образом, уровень сформированности способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства экспериментальной группы можно расценивать как высокий.
Для качественной реализации предложенной модели формирования способности к фасилитации и освоения основ режиссерского мастерства нами были сформулированы психолого-педагогические условия.
В процессе исследования предполагалось, что учебный процесс должен быть нацелен на обеспечение положительной мотивации к фалиситации и режиссерскому мастерству как необходимому регулятору их будущей профессии на основе соблюдения непрерывности, системности в организации процесса подготовки внутри цикла общепрофессиональных и профессиональных дисциплин; ориентация процесса профессиональной подготовки на личность как носителя ценностей; создание комфортного психологического климата и эмоционального состояния; применение методов, активизирующих актерские и режиссерские качества студентов. Ведущим критерием при определении уровня готовности студента к профессиональной деятельности является содержание ценностей, которыми он руководствуется и на которые он ориентируется в своей деятельности.
Важным условием, направленным на формирование способности к фалиситации и основ режиссерского мастерства, является построение процесса обучения с учетом интегративно-культурологического принципа, учитывающего содержательную полиаспектность и полифункциональность творческой деятельности.
В основе содержания профессиональной деятельности бакалавра рекреации и туризма находится культура отдыха и здоровья, являющаяся ее культурологической составляющей, поэтому интегративный подход в рамках нашего исследования необходимо сочетать с культурологическим. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом творчества. Данное условие реализовывалось с помощью спецкурса «Режиссерское мастерство в рекреации и туризме».
Четкое соблюдение междисциплинарных связей обеспечивает реализацию предложенной модели формирования способности к фасилитации и основ режиссерского мастерства, т.к. нет такой дисциплины, которая бы позволяла решить все вопросы профессиональной подготовки бакалавров.
Реализация учебно-практического аспекта, обеспечения взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки бакалавра рекреации и туризма является одним из существенных из всех перечисленных выше условий, т.к. позволяет показать в полной мере, что же освоил студент и как он смог реализовать на практике полученные знания. Практически доказано что, высокие теоретические показатели не дают гарантии успешного практического применения их в профессиональной деятельности. Поэтому необходимо тесное сплетение практических занятий с теоретическими.
Заявленная тема не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Обстоятельного изучения требуют такие важнейшие аспекты рассматриваемой проблемы, как введение отдельных курсов режиссерской подготовки и актерского мастерства в обязательную программу бакалавров рекреации и туризма; формирование готовности будущих бакалавров рекреации и туризма к творческой самореализации; разработка интегративных курсов с учетом индивидуальных особенностей студентов и др.
Таким образом, полученные позволяют сделать следующие выводы: проведенное исследования определило место фасилитации и основ режиссерского мастерства в профессиональной деятельности бакалавра рекреации и туризма.
Спроектированная модель и выдвинутая гипотеза исследования по формированию способности к фасилитации и основ режиссерского мастерства на основе режиссерской подготовки, а также проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что они нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Теоретическое исследование и результаты проведённой опытно-экспериментальной работы дали основание утверждать, что выявленные нами психолого-педагогические условия формирования способности к фасилитации и основ режиссерского мастерства средствами и методами режиссерской подготовки бакалавров рекреации и туризма являются эффективными, необходимыми и достаточными для повышения результативности данной подготовки.
Рецензенты:
Калашников А.Ф., д.п.н., профессор кафедры социология, культурология, политология ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел.
Бобылев Б.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой русского языка и педагогики ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», г. Орел.