Введение
Характерной чертой современного этапа развития изобразительного искусства является близость к этническому мировосприятию, к его художественным и нравственным аспектам. Этнические истоки определяют сложные и своеобразные поиски художников, влияют на формирование процесса, который связывает современность с национальной традицией. Концептуальным основанием для выработки интегративного подхода к изучению этнической специфики искусства являются исследования по этнометодологии.
Цель исследования: выявить роль этнометодологии в изучении этнической специфики искусства.
Материал и методы исследования
Понятие «этнометодология» образовано из двух самостоятельных терминов: «этнос» (ethnо - народ) и «методология» (metod - методы, logy - исследование). Первое рассматривается как категория этнографии, обобщающая признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества. К числу этих признаков принято относить язык, этническую территорию, особенности быта и культуры, происхождение, этническое самосознание (С.А. Токарев). Под термином «методология» подразумевается система общих, основополагающих идей, принципов, установок, из которых обязан исходить или которыми обязан руководствоваться исследователь в своей познавательной деятельности (В.А. Ельчанинов) [4]. В этом смысле понятие «этнометодология» обозначает направление, преобразующее методологический инструментарий этнографического исследования в общую методологию социальных и гуманитарных наук.
Первые исследования в данной сфере датируются второй половиной XIX - началом XX вв., временем активной дифференциации наук. Центральная проблема этнометодологии - способна ли повседневность давать знание о мире - представляет собой конкретизацию более широкого вопроса - существуют ли общие законы познания этнокультурного разнообразия? Изучение этой проблемы в рамках этнографии, социальной и культурной антропологии определило становление этнометодологии как интегративной области знания, вбирающей в себя методы этих дисциплинарных областей. Накопленный исследователями опыт изучения культуры и быта этносов на основе комплексного подхода, включающего методы «полевого» наблюдения (стационарный и экспедиционный), сравнительно-исторического, типологического, количественного анализа, методы пространственного определения расселения этнических общностей, определили формирование специфики этнометодологического подхода. Антропологическими константами исследований этнокультурных процессов в трудах И.Я. Баховена (1815-1857), Г.Л. Моргана (1818-1881), А. Бастиана (1826-1905), Дж. Леббока (1834-1913) являются человек и культура как устойчивое образование, сохраняющее значимые для этнического общества представления о разных аспектах социальной жизни.
В социологических исследованиях высказывается точка зрения, согласно которой идеи этнометодологического характера возникают в трудах философов феноменологического направления (И.В. Давыдова) [3]. Основателю феноменологии Э. Гуссерлю (1859-1938) принадлежит систематическое описание феноменологического метода, включающего такие существенные для этнометодологии компоненты, как созерцание, рефлексия, феноменологическая редукция, интенциональный анализ.
Общим знаменателем феноменологической и этнометодологической концепций является их онтологический и гносеологический характер, то есть придание решающего значения проблеме взаимоотношения между существованием и сущностью. Внимание феноменологов сосредоточено на переживании человека, данное ему в непосредственном опыте, у этнометодологов - на поиске методов его объяснения. Согласно теории интенциональности, связывающей сознание и предмет познания, процесс мышления происходит только при наличии предмета мышления. При этом предмет познания строится в процессе познания, а явления мира существуют не сами по себе, не объективно, но в перспективе познания. В «Картезианских размышлениях» (1931) Э. Гуссерль пишет: «Термин «интенциональность» не означает ничего, кроме общего свойства сознания быть сознанием какой-то вещи». Интенциональность в трактовке феноменолога - это ценность, структура, которая конструируется в своей цельности и значимости в момент индивидуального и коллективного восприятия. Это восприятие характеризируется в феноменологии как нечто интерсубъективное, сверхличное, ментальное. Интерсубъективный по своей сущности мир ментальностей, обоснованный Э. Гуссерлем, определяет одну из актуальных проблем этнометодологии - отношение между ментальными актами и действиями людей, использующими язык для их выражения.
Теоретические предпосылки этнометодологии обнаруживаются в разработке Э. Гуссерлем категории «жизненный мир», определяемой как единый универсум, обладающий собственными внутренними законами и характеристиками. В этом смысле значимо положение философа, сформулированное в работе «Философия как строгая наука» (1911): «...люди, переменившие установку, и дальше сохраняют как члены универсальной жизненной общности (своей нации) свои естественные интересы, каждый - свой индивидуальный; они не могут их просто утратить, т.е. перестать быть самими собой, теми, кем они являются от рождения» [2].
Дальнейшее развитие идей Э. Гуссерля мы находим в феноменологической социологии А. Шюца (1899-1959). В работе «Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии» (1932) он углубляет феноменологический подход к анализу повседневности, изучает проблему соотношения научных и обыденных понятий, с помощью которых обозначается реальность повседневной жизни, образует терминологический аппарат («повседневность», «обыденное знание», «универсальность смысла жизненного опыта», «типичность моделей поведения», «бодрствующее внимание»). А. Шюц высказывает идею, которая станет одним из оснований обособления этнометодологической проблематики. В теории А. Шюца мир повседневности сопрягается с миром культуры, «ибо с самого начала повседневность предстает перед нами, как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним. Однако эта совокупность значений - и в этом отличие царства культуры от царства природы - возникла и продолжает формироваться в человеческих действиях: наших собственных и других людей, современников и предшественников» [6].
Утверждение А. Шюца о том, что повседневность подвержена интерпретациям, в этнометодологии будет разработана как проблема понимания и станет основанием использования метода герменевтического анализа. Связь герменевтических и этнометодологических концепций имеет философско-методологический аспект. В центр философской проблематики герменевтика поставила понимание как способ человеческого бытия. Уже в главном труде М. Хайдеггера «Бытие и время» (1927) можно отметить идеи философской герменевтики, развитые в этнометодологических исследованиях. Во-первых, он указал на связь герменевтики с языком, утверждая, что существовать - быть понятым в языке, где быть понятым - значит быть истолкованным; во-вторых, обосновал герменевтический круг как один из принципов раскрытия специфики взаимосвязи понимания и истолкования. По мере эволюции геременевтики, Г. Гадамер (1900-2002) в работе «Истина и метод» (1960), чтобы доказать связь понимания и истолкования, разрабатывает более подробную и усложненную методику герменевтического анализа, основные понятия которой войдут в этнометодологическое описание обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия.
Г. Гарфинкель (1917-2011) впервые вводит термин «этнометодология» в работе «Исследования по этнометодологии» (1967). Предмет этнометодологии включает способы интерпретации коммуникации между людьми, которая при этом сводится к повседневной речи. Этнометодологический подход предполагает: сопряжение взаимообусловленных социальных действий с единицами речевой коммуникации; соотнесение социологического исследования с интерпретацией действий и речи другого человека; вычленение в интерпретации уровней понимания и разговора; отождествление структуры разговорной речи с синтаксисом повседневной речи. Главную задачу этнометодологии Г. Гарфинкель видел в том, чтобы обосновать процесс коммуникации как процесс обмена значениями, что в перспективе определило тенденцию универсализации методов антропологического изучения этнических культур. Ключевыми понятиями этнометодологических исследований становятся «фоновые ожидания» - представления людей о социальном мире и «индексация» как способ определения смысла поведения человека. «Я использую термин «этнометодология», - писал Г. Гарфинкель, - для обозначения исследования рациональных свойств индексных выражений и других практических действий как возможных непрерывных достижений организованной искусственной практики повседневной жизни» [1]. Автор теории предлагает в социальном познании выделять два уровня: опыт повседневности и принципы социологии, обозначая это в двух типах выражений - индексных и объективных. Индексные выражения описывают специфические объекты в контексте, в котором определяются их значения. Объективные выражения характеризуют общие свойства объектов. Из этого следует, что в структуре этнометодологии различимо обыденное и научное знание; этнометодологи изучают: как образуется и реализуется повседневное взаимодействие людей, как они понимаются и интерпретируются.
С конца XX века в зарубежной науке существует устойчивый междисциплинарный интерес к этнометодологической проблематике. Идеи Г. Гарфинкеля нашли развитие в методологии анализа повседневности (Д. Циммерман, М. Поллнер), этнометодологической герменевтике (А. Блюм, П. Мак-Хью), этнолингвистике (Х. Сакс, Дж. Джефферсон), этнографическом исследовании науки (К.Д. Кнорр-Цетина, Б. Латур, С. Вулгар). Исследователями подчеркивается значимость этнометодологии как социально-гуманитарного знания, нацеленного на изучение структур повседневной реальности и социального взаимодействия, использование тех или иных концепций понимания и интерпретации, восходящих к определенным социальным и культурным практикам. Из большого количества работ в сфере этнометодологии можно выделить общетеоретические монографии: Д. Псаш «Взаимодействие компетенций» (1990), П. Хаве и Д. Псаш «Расположенный заказ: исследования социальной организации разговоров, воплощенные в деятельности» (1995), С. Хестер и П. Эглин «Культура в действии: Анализ категории» (1997), П. Жальберт «Исследования СМИ: этнометодологическая подходы» (1998), Э. Ливингстон «Этнография Разума» (2008).
Результатом развития этнометодологических исследований в 1970-1990-е годы стало основание в 1989 году научного сообщества «Международного института этнометодологии и анализа разговора» (The International Institute for Ethnomethodology and Conversation Analysis). Институт начал развиваться в 1975 году на базе Бостонского университета, где первые лекции в рамках летней школы были прочитаны основателем этнометодологии Г. Гарфинкелем. Организаторами программы выступили ученые США Д. Псаш и Д. Коултер. Это была первая международная конференция по данной проблематике, на которой представили результаты исследований ученые М. Аткинсон, Р. Уотсон, Ч. Гудвин, М. Фишман и др. По материалам конференции были издан сборник «Повседневный язык: исследования в этнометодологии» (1979). В дальнейшем конференции междисциплинарного характера были организованы в 1983, 1985 и 1987 годах. В 1987 году Д. Псаш выступил с инициативой создания института «Международного института этнометодологии и анализа разговора». Институт был учрежден в 1989 году. Международный консорциум ученых и научно-образовательных учреждений поставил целью продвижение теории и метода этнометодологии, развития научных исследований, учебных программ, организации международных конференций (два раза в год), симпозиумов, издание международных журналов Mundane Behavior, Mind and Sociеty.
В России теоретической предпосылкой этнометодологии являются концепция о языковом взаимодействии В. Волошиновой (1895-1936), П. Медведева (1891-1938), теория речевых жанров М. Бахтина (1895-1975). Исследователи на основе феноменологии Ф. Гуссерля, А. Шюца развивают социоантропологический подход, спецификой которого является смещение акцента с познания объективной действительности на познание субъективности индивида, с его реакциями на повседневность. Философия языка в трудах ученых рассматривает язык как реальный только в актуальном диалоге, в котором высказывания нагружены смыслом и адресованы собеседникам.
Термин «этнометодология» впервые употребляет российский исследователь Л.Г. Ионин (1945) в работе «Понимающая социология» (1979). Он использует его для обозначения особой отрасли социологии, указывая место нового направления в системе социального знания. В этом же направлении тщательный анализ этнометодологии осуществляет в трудах по истории западной социологии ученый-философ А.П. Огурцов (1936). В работе «Этнометодология и этнографическое изучение науки» (1988) он обратил внимание на характер предмета, метода этого направления, акцентируя внимание на особенностях этнографического изучения науки, прежде всего, на преимущественное использование методов качественного описания, включенного наблюдения, герменевтической интерпретации смысла, «полевых» интервью [5]. Характеристика этнометодологии в отечественных исследованиях этого периода осуществляется по трем взаимосвязанным аспектам: методологический аспект - методологическое обеспечение, объект, предмет, цель, характеристика основных категорий; теоретический аспект - теория, концепции, отрасли, научные школы и направления; исторический аспект - порядок и логика развития этнометодологии как научного направления (зарождение, становление, институализация, современное состояние и перспективы развития).
Рубеж XX-XXI вв. - период актуализации этнометодологии в отечественных исследованиях. Существенной чертой нового этапа стало ее сопряжение с методологией гуманитарных и социальных наук. Полиэтничность современного российского общества, активизация этнокультурных процессов способствовали пересмотру содержания феномена этничности в культуре. Кристаллизация этнической проблематики была одним из факторов проявления научного интереса к этнометодологическим исследованиям. Ведущими учреждениями изучения этнометодологической проблематики стали Российская Академия наук и Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. Основной работой, представившей результаты этнометодологических исследований, стал ежегодный сборник статей «Этнометодология: проблемы, подходы, концепции» (с 1994 г.). Сборник посвящен проблемам этнометодологии, культурного наследия, традиций и традиционности - с выходом на проблемы теоретико-методологического представления научного мышления и знании, общефилософскую проблематику преемственности и изменения, единства и многообразия.
Широкий диапазон анализа этнической проблематики определил этнометодологию как источник развития этносоциологии (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева), этнопсихологии (Г.Ф. Стефаненко), этнополитологии (Э.А. Паин), этнокультурологии (Н.Г. Михайлова, И.Л. Набок), этнолингвистики (Н.И. Толстой, В.В. Иванов, В.Н. Топоров), этноискусствознания (С.И. Вайнштейн, Б.М. Бернштейн). В методологии научных исследований можно выделить несколько сущностных черт: междисциплинарность, внедрение идей и методов феноменологии и герменевтики, введение в научное исследование этнокультурного фактора, переосмысление и углубление содержания категорий «этнос», «этничность», «этнометодология», «этническая картина мира», «этническая идентичность», «этнокультурная традиция». Одним из новых учреждений, занимающихся изучением этнометодологии, стал Центр фундаментальной социологии НИУ «Высшая школа экономики», который выступил соучредителем научного журнала «Социологическое обозрение». На страницах журнала публикуются переводы зарубежных этнометодологов, оригинальные работы российских исследователей (И.В. Давыдова, Л.Г. Ионин, А.М. Корбут, С.П. Баньковская и др.).
Выводы. В современном гуманитарном знании термин «этнометодология» приобретает статус самостоятельной категории, отражающей идеи, принципы, установки исследования природы социальных действий и объяснений социального процесса в различных этнических общностях на основе анализа существующих правил, процесса их формирования, истолкования. Происходит институализация этнометодологии как научной дисциплины. В трудах последователей и толкователей Г. Гарфинкеля, этнометодология оформляется терминологически и содержательно как теоретико-методологическое направление.
Этнометодология в исследованиях российских ученых выступает междисциплинарным научным направлением о том, как образуется и реализуется повседневное взаимодействие людей; как действия понимаются и интерпретируются. Это является условием развития этноискусствоведческого подхода к анализу произведений изобразительного искусства.
Этноискусствознание представляет собой междисциплинарное научное направление, предмет которого лежит на пересечении нескольких наук, прежде всего, этнографии, этнологии, этнокультурологии, искусствознания. Рассмотрение этничности как свойства искусства задает вектор изучения этнокультурного своеобразия изобразительного искусства с точки зрения феноменологии и герменевтики. Феноменологическая техника позволяет рассматривать художественную картину мира во взаимосвязи общего, особенного и частичного. Герменевтика как метод истолкования значений культуры направляет на выявление в произведении искусства двух уровней связей: первый направлен на интерпретацию художественного смысла, второй - открывает взаимодействия с этнокультурными и художественными системами.
Рецензенты:
Степанская Т.М., доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.
Ельчанинов В.А. , доктор философских наук, профессор кафедры истории отечественного и зарубежного искусства ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.